ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПОЛЕ ЧУДЕС» для детей старшего дошкольного возраста
учебно-методическое пособие по обучению грамоте (старшая, подготовительная группа) на тему

Нагавкина Марина Алексеевна

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения при объединении (классификации) предметов по общему признаку, так как словесно-логическое мышление у них развито еще не достаточно.
В «Поле чудес» созданы условия для целенаправленного зрительного обследования внешних признаков предметов: цвета, формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pole_chudes_igra.docx554.69 КБ

Предварительный просмотр:

         

ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

«ПОЛЕ ЧУДЕС»

для детей старшего дошкольного возраста

воспитатели МБДОУ

«Полтавский детский сад «Березка»:

Кролевец Юлия Николаевна

Нагавкина Марина Алексеевна

2016г.

ИДЕЯ.

        На мысль оборудовать дидактическую игру «Поле чудес» нас натолкнули наблюдения над играми детей. Приобретя некоторые знания и умения на НОД  по обучению грамоте, дети объединялись в небольшие группы и пытались организовать игру, подобную известной телевизионной игре «Поле чудес». Однако игра быстро распадалась, затухала, так как не было соответствующего оборудования, отсутствовали правила игры.
Мы начали думать о том, нельзя ли сделать эту игру педагогически целесообразной, чтобы, развлекаясь, дети извлекали из нее максимум пользы.
В игре использовали принцип вращающегося круга и неподвижной стрелки.
В  игре «Поле чудес» особенностью, как и всех дидактических игр, является то, что усвоение детьми нового материала происходит непроизвольно, не вызывая напряженности и утомления. Мелькание ярких, цветных предметов на вращающемся круге, ожидание того, на что покажет стрелка на этот раз, вызывают у детей радостное возбуждение. Сложные задачи игры дети решают с увлечением.

В игре учтены следующие разделы программы:

  • Ознакомление детей с окружающим.
  • Грамматический строй речи.
  • Звуковая культура речи.
  • Подготовка к обучению грамоте.
  • Развитие элементарных математических представлений.
  • Развитие психических процессов.
  • Всестороннее воспитание личности ребенка.

         Дети дошкольного возраста испытывают затруднения при объединении (классификации) предметов по общему признаку, так как словесно-логическое мышление у них развито еще не достаточно.
В «Поле чудес» созданы условия для целенаправленного зрительного обследования внешних признаков предметов: цвета, формы.
Игровое  поле оформлено так, что в каждом секторе расположены красочные изображения группы предметов. 12 секторов – 10 обобщающих понятий: грибы, деревья, одежда, посуда, цветы, игрушки, транспорт, ягоды, овощи, фрукты.

         При описании предметов данного сектора воспитатель развивает у ребенка умение строить ответы в точном соответствии с заданным вопросом, правильно согласовывая числительные и прилагательные с существительными различной родовой принадлежности, и решает важные задачи развития грамматического строя речи и чувства языка.
Кроме того, в этой игре ребенок обучается составлению предложений с однородными членами и союзами «и»: «На моем секторе две красные кружки в белый горошек и два зеленых ведра с красными цветочками».

         Игра «Поле чудес» помогает ребенку выработать умение отличать правильно оформленные высказывания.

         Игра способствует усвоению состава числа, т.е. преодолению доминирующего счета по одному, и раскрывает механизмы деления и умножения. В каждом секторе изображения предметов расположены так, что ребенок видит варианты состава чисел:

 2 кружки + 2 ведра;

2 тюльпана + 3 других цветка;

5 картофелин + 4 других овоща и т.д.

     Если ребенку выпадает один из первых пяти секторов, он получает фишки двух цветов. Если это какой-либо из секторов от 6-го до 10-го, ему вручаются фишки четырех цветов. Это позволяет составлять из них разные комбинации. Воспитатель  предлагает ребенку разложить фишки по цветам:

 2 синие + 2 красные + 2 зеленые + 2 желтые, всего 8;

4 раза по 2 равно 8;

расставить фишки на две равные кучки:

4 + 4 = 8 или на две кучки по цветам:

 5 + 3 = 8.

         Таким образом, деление всего счетного материала на равные части, на несколько частей способствует формированию понятий: целое – часть.
Знание состава числа облегчит ребенку в будущем решение не только «прямых», но и «косвенных» задач.

         В этой игре ребенок усваивает порядковый счет, видит на игровом поле предыдущие и последующие числа. Манипуляции с фишками при подсчете очков, составление из геометрических фигур различных изображений (домик, паровозик) способствуют развитию мелкой моторики руки.
Неотъемлемой частью игры являются загадки. Отгадывая их, ребенок выделяет и сравнивает значимые признаки предметов.
При возникновении затруднений воспитатель может выступить в качестве партнера по игре, незаметно для ребенка предлагая ему решение игровой задачи.

Задачи, решаемые в ходе игры:

  • Закрепление обобщающих понятий;
  • обогащение словарного запаса;
  • освоение согласования числительных и прилагательных с существительными различной родовой принадлежности;
  • закрепление знаний о цвете;
  • обучение слоговому и звукобуквенному анализу слов;
  • закрепление количественного и порядкового счета;
  • формирование умения соотносить количество предметов с цифрой;
  • усвоение состава числа;
  • закрепление основных геометрических фигур;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения).

Оборудование:
Игровое поле – вращающийся круг с неподвижной стрелкой, разделенный на 12 секторов;

11-й сектор –  «Приз»;

12 –й сектор – «Пропускаешь ход».

На каждом из 10 секторов расположены группы предметов: грибы, одежда, деревья, посуда, цветы, игрушки, транспорт, ягоды, овощи, фрукты. Предметы расположены так, что ребенок видит варианты состава чисел от 2 до 10. Количество изображенных предметов соответствует номеру сектора:

  • 1-й сектор – один гриб;
  • 2-й сектор – одна ель + один кленовый листочек;
  • 3-й сектор – один красный свитер + два голубых предмета одежды;
  • 4-й – две красные кружки + два зеленых ведра;
  • 5-й сектор – два тюльпана + три других цветка;
  • 6-й сектор – два флажка + два шарика + две другие игрушки;
  • 7-й – четыре кораблика + три других вида транспорта;
  • 8-й – четыре клубнички + четыре крыжовника;
  • 9-й – пять картофелин + четыре других овоща;
  • 10-й – восемь слив + два других фрукта.

Разноцветные палочки  или геометрические фигуры для подсчета очков. Фишки в двух коробочках: в коробке №1 – набор фишек двух цветов; в коробке №2 – четырех цветов. Геометрические фигуры в двух коробочках: в коробке № 1 – набор геометрических фигур двух наименований; в коробке №2 – четырех наименований.

Экран
Магнитная доска, на которой вместо букв алфавита – точки.

Буквы алфавита.

Тексты загадок.

Для определения очередности ходов подобраны считалки.
Призы (поделки, рисунки детей, книги, игрушки, конфеты и т.д.)

Ход игры:
(В игре участвуют от 3 до 7 детей).

1 часть игры

Устанавливается очередность ходов по считалочке. Дети, соблюдая очередность, вращают круг. Допустим, ребенку выпадает 4-й сектор.

Ведущий: Что на твоем секторе? Как назвать одним словом?
Ребенок: Посуда.
Ведущий: Сколько одинаковых предметов? Назови цвет, рисунок.
Ребенок: Две красные кружки в белый горошек и два зеленых ведра с красными цветочками.
Ведущий: Сколько всего предметов?
Ребенок: Четыре.
Ведущий: Какой твой сектор по счету?
Ребенок: Четвертый.
Ведущий: Назови соседние секторы.
Ребенок: Третий, пятый.
Играющий отсчитывает 4 фишки, разные по цвету, из коробочки №1 и берет их себе.
Таким же образом  каждый из играющих вращает вокруг, отвечает на вопросы ведущего и отсчитывает количество фишек (геометрических фигур), соответствующее номеру сектора. Ведущий предлагает коробочку №1, если детям выпадает сектор от 1-го до 5-го включительно, и коробочку №2, если стрелка показывает секторы от 6-го до 10-го.
Если выпадает сектор «Приз», ребенок получает приз и продолжает игру.

2 часть игры:

Ведущий: Сколько точек на табло?
Ребенок: Пять
Ведущий (предлагает угадать). Пять букв в этом слове. Это фрукт.

Детям трудно вычленить из фруктов один, в названии, которого пять букв. Тогда ведущий загадывает загадку:

Сочная и сладкая,
На лампочку похожа.
Любят ее взрослые,
И дети любят тоже.

Ребенок: Груша.

(За отгаданную загадку ребенок получает фишку)

Ведущий: Разделим это слово на части – слоги.
Ребенок: Гру - ша
Ведущий: Сколько слогов в слове?
Ребенок: Два.

Далее следуют вопросы ведущего:
- Сколько звуков в первом слоге? Во втором? Какой первый звук слышится в этом слове?

Ребенок выходит и ставит первую букву слова на табло. И т.д. После того как все буквы выставлены, дети читают слово.

3 часть игры.

Дети расставляют свои фишки, группируя их по цвету, считая: «Две красные, одна зеленая – всего три фишки». И т.п.
Затем каждый ребенок составляет рассказ – задачку. Например: «У меня две синие и две зеленые фишки» (условие). Вопрос: «Сколько всего у меня фишек?» (фишки стоят за экраном, дети их не видят)
Дети решают задачку и дают ответ: «Четыре фишки» или «Четыре разные фишки».

Считалки

  • Раз, два, три, четыре, пять – выходи скорей играть.
  • Шесть и два – получим восемь и тебя играть попросим.
  • Пять, семь – соседи шести, теперь и ты выходи!
  • Два плюс один – будет три, за кем играешь, посмотри.
  • Три и два – получим пять и тебя возьмем играть.
  • Первый, второй, первый, второй – будем мы играть с тобой.

Гласные буквы дети читают сами (написаны на плакатах или доске):

  • и – ы, и – ы – первым точно ходишь ты;
  • а – я, а – я – вот и очередь твоя;
  • э – е, э – е – а теперь ходить тебе;
  • у – ю, у – ю – запомни очередь свою;
  • о – ё, о – ё – пришло время твоё.

Загадки

(соответствуют темам игрового поля)

  • В лесу живут крошки, только шапки да ножки. (Грибы)
  • Клейкие почки, зеленые листочки. С белой корой стоит над горой. (Береза)
  • Черная, а не земля, пушиста, а не снег, греет, а не печка. (Шуба)
  • На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине. (Чайник)
  • Бутон пахучий, а хвост колючий (Роза)
  • Кинешь в речку – не тонет.
    Бьешь об стенку – не стонет.
    Будешь оземь кидать –
    Станет кверху летать (мяч)
  • За дымком, за свистком братья бегают гуськом (Поезд)
  • Стоит в траве Аленка в красной рубашонке. Кто мимо идет – всяк поклонится (земляника)
  • Летом – в огороде, свежий, зеленый, а зимой – в бочке, желтый, соленый (огурец)
  • На сучках висят шары – посинели от жары. (Сливы)

Вариант 2 как можно сделать барабан

Необходимое оборудование легко сделать самим. Надо вырезать из картона три одинаковых картонных круга диаметром 440 мм. Затем берется пластиковая бутылка, разрезается поперек пополам. Используется только ее верхняя часть. До сужающейся части делается несколько вертикальных, снизу вверх, надрезов. Получившиеся «лепестки» надо отогнуть и поставить эту часть бутылки на картонный круг в центр.
Другой круг, проделав в нем отверстие, равное диаметру бутылки, надеть сверху и склеить оба круга. Основание готово.
В третьем круге надо сделать отверстие, равное диаметру горлышка бутылки, но меньше «воротничка». Надеть этот круг на горлышко так, чтобы он лег на «воротничок», и завернуть пробку, предварительно наклеив на нее стрелку. Она остается неподвижной, вращается круг с изображениями ярких предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект развлечения "Поле чудес" для детей старшего дошкольного возраста по формированию патриотических чувств у дошкольников

Закреплять знания детей об истории родного города. Познакомить с историей  первоначального поселения белгородцев. Воспитывать любовь к родному городу....

Мультимедийное дидактическое пособие по экологии для детей старшего дошкольного возраста по произведениям В.Бианки

Пояснительная записка по использованию электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе.Тема: «Сказки не сказки» В.БианкиВозраст: 5-6 летЦель пособия: Закр...

Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю вашему вниманию Дидактические пособия по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическое пособие " Анатомический тренажер" ( для детей старшего дошкольного возраста)

   Дидактические игры по ознакомлению детей с организмом человека способствуют, главным образом, развитию умственных способностей ребенка, но также они способствуют и развитию органов...

Дидактическое пособие «Весёлые кубики» для детей старшего дошкольного возраста.

Данная игра подходит для занятий с обычными детьми, детьми с ОВЗ и детьми, испытывающими трудности в психологическом и умственном развитии."Весёлые кубики" - это игра, которой легко заи...