Педагогический проект по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года
проект (младшая группа)
Цель данного проекта: создание педагогических условий для формирования представлений о своем физическом «Я» (строении человеческого тела, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека) и о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_proekta_po_zozh_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx | 45.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурное подразделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения
«Манчажская средняя общеобразовательная школа» - «Детский сад села Манчаж»
Педагогический проект по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года
с. Манчаж
Педагогический проект по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни
Группа раннего возраста № 2 (2-3 года)
Тема проекта «Познай себя»
Вид проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта: октябрь 2017 г – май 2018 г.
Тип проекта: игровой
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Введение
От человека в современном обществе требуется способность к быстрой адаптации к меняющимся условиям жизни, что требует повышенных физических и психических усилий, а также высокого уровня здоровья.
Анализ современной ситуации развития личности показывает, что остро назрела необходимость изменить сложившееся неразумное отношение к себе, к своему здоровью и жизни.
Необходимо уже с дошкольного возраста формировать у ребенка чувство веры в себя, в свой организм с его безграничными возможностями, что оказывает позитивное влияние на его самоотношение, самовосприятие, самоощущение.
В исследованиях психологов указывается на то, что возможности умственного развития детей раннего возраста позволяют успешно усваивать элементарные знания о строении и функционировании организма человека; о внешних наглядных свойствах предметов и явлений, их внутренних существенных связях и отношениях.
Формирование представлений о своем физическом «Я» - строении человеческого тела, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни составляет существенную часть содержания образовательной области «Физическое воспитатние» (От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой).
В первые три года жизни закладываются основы физического, умственного, нравственного развития ребенка. Решить проблемы раннего возраста – значит обеспечить полноценное развитие детей в дошкольном и школьном возрасте. Поэтому на данном этапе необходимо формировать у детей элементарную базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Анализируя воспитательно-образовательную работу, мы пришли к выводу, что, знакомя детей с окружающим миром, мы порой обходим стороной, не обращая внимания на самое близкое и не менее важное, чем всё окружающее, это познание себя. Мы считаем, что знания о строении своего тела, значении и функции каждого органа помогут ребенку научиться заботится о своём здоровье, укреплять его, освоить правила личной гигиены, избавиться от вредных привычек, что является основой здорового образа жизни.
Давая детям знания о строении своего тела, тем самым мы помогаем ребёнку ответить на такие жизненно важные вопросы, как «Кто я такой?» и «Каков я есть, что я из себя представляю?». Поняв это, ребёнок не только сможет назвать своё имя, фамилию, возраст, домашний телефон и адрес, имена и отчества родителей и другие заученные факты, но и научиться различать недостатки и достоинства (свои и других людей), объективно оценивать свои возможности, на основе которых будет формироваться его социальное поведение.
Поэтому, мы считаем, работа по формированию элементарных представлений о себе, о строение своего тела должна начинаться в раннем дошкольном возрасте.
Исходя из выше изложенного, нами был выбран метод проекта, позволяющий разработать цели, задачи, пути реализации и этапы работы, наметить ожидаемый результат.
Проблема:
Недостаточная сформированность у детей элементарных представлений о себе, о строение своего тела, убеждений в необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Актуальность проекта: формирование представлений о своем физическом «Я» и о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет будет более эффективным при реализации следующих условий:
- развитие знаний о человеке через игровую, двигательную и коммуникативную деятельности (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, беседы-рассуждения и др.);
- формирование умений устанавливать связь между органами тела человека, их назначение через организацию практической деятельности;
- своевременное изменение игровой среды.
Цель: создание педагогических условий для формирования представлений о своем физическом «Я» (строении человеческого тела, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека) и о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет
Задачи проекта:
1. Изучить методическую литературу по данному вопросу. Разработать и реализовать проект.
2. Обогатить игровое пространство.
3. Познакомить педагогический персонал методическими разработками по исследуемой проблеме.
4. Повысить компетентность родителей по вопросам формирования представлений о своем физическом «Я» (строении человеческого тела, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека) и о здоровом образе жизни у детей 2-3 лет.
5. Решить следующие педагогические задачи:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
- формирование у детей начальных представлений о здоровом образе жизни;
- формирование представлений о строении своего тела, о значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека: глазки — смотреть, ушки — слышать, носик - нюхать, язычок — пробовать (определять) на вкус, ручки — хватать, держать, трогать; ножки — стоять, прыгать, бегать, ходить; голова — думать, запоминать; туловище — наклоняться и поворачиваться в разные стороны;
- активизация познавательного интереса к своему организму и его возможностям;
- привитие практических навыков и умений по самокоррекции собственного состояния;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- воспитание доброжелательного отношения, чувства симпатии к детям;
- накопление у детей положительного опыта взаимодействия, развитие доброжелательных отношений друг к другу.
Ожидаемые результаты:
От детей:
1. Снижение заболеваемости;
2. Наблюдение положительной динамики в развитии представлений о своем физическом «Я» и о здоровом образе жизни;
3. Овладение практическими навыками и умениями по самокоррекции собственного состояния;
4. Развитие познавательного интереса к своему организму и его возможностям.
От родителей:
1. Повышение уровня педагогической культуры.
2. Развитие интереса родителей к себе как к педагогам-воспитателям.
3. Активная помощь родителей в организации работы по оздоровлению детей.
Методический инструментарий
Организация педагогического процесса
- Перспективное планирование, индивидуальная работа с детьми.
Материальная база
- Диагностический инструментарий, наглядные и дидактические пособия.
Диагностика
- Диагностический инструментарий, анализ результатов диагностики.
Работа с родителями
- Консультации, беседы, презентации, индивидуальная работа
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
Создание условий для реализации проекта
2 этап – практический
Проведение мероприятий, направленных на формирование представлений о своем физическом «Я» и о здоровом образе жизни по плану (приложение)
3 этап – заключительный
Анализ итогов реализации проекта
Создание альбома «Я и мое тело»
Перспективный план работы с детьми
Месяц | Вид деятельности | Задачи |
Октябрь
| Беседа «Я - человек» | Дать представление о себе как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить), учить называть основные части своего тела. |
Беседа на тему: «Моё тело». | формировать представление о себе как о человеке («у меня есть тело», «из каких частей состоит моё тело»); закреплять понятия «один - много»; расширять словарный запас: люди, человек, голова, туловище, руки, ноги; | |
Игра «Где наши детки?» | Развивать умение соотносить свои движения со словами песенки. | |
Д/и «Вы можете?» | Развитие знания ребенка о частях собственного тела. | |
Беседа на тему: «Для чего нужно тело?» | Формировать представление о себе как о человеке («тело нужно, чтобы жить», «из каких частей состоит моё тело»). | |
Д/игра «Прикосновения» | Закрепление знаний о строении человеческого тела, на развитие тактильного восприятия. | |
Ноябрь
| Беседа: «Все люди разные» | Формировать представление детей о том, что все люди отличаются друг от друга: по полу, росту, активизировать в речи детей новые слова: высокий, низкий |
Дидактическая игра «Кто это?» | Формировать представление детей о том, что все люди отличаются друг от друга: по возрасту. | |
Сюжетно-ролевая игра «Мама, папа и я!». | Формировать представление детей о том, что близкие родственники похожи (мама, дочка); -учить называть и запоминать имена родителей. | |
Беседа «Кто я?» | Учить детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки, учить называть свое имя (фамилию). | |
Игра «Найди девочку (мальчика)» | Продолжать учить детей различать пол, чем отличается мальчик от девочки. | |
Д/игра «Одень куклу» | Учить различать пол человека, в зависимости от пола человека правильно подбирать одежду, закреплять название одежды и ее назначение, учить вместе обыгрывать своих кукол. | |
Игра «Круг доброты» | Воспитывать культуру поведения в детском саду, доброе отношение друг к другу; учить детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки; называть свои имя, фамилию. | |
Сюжетная игра «Здравствуйте, ребята!» | Продолжать учить называть свое имя (фамилию). | |
Декабрь
| Беседа-рассуждение «Зачем нужны руки» | Рассказать об органах нашего тела - руках; о значении рук для человека. |
Дидактическая игра «Волшебный мешочек». | Развитие чувствительности к ощущениям, идущим от рук. | |
Беседа: «Для чего нужны пальчики?» | Рассказать о пальцах и об их именах, учить упражнениям для развития пальчиков, обогащать словарный запас, активизировать в речи детей слова, обозначающие действие, развивать внимание. | |
Игра «А где наши ручки?» | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук, быстроту реакции. (Ребенок познает мир Т. В. Смирнова, стр. 139) | |
Беседа «Как беречь свои ручки?» | Формировать представление о правильном уходе за своими руками, используя вопросы: «Зачем мы моем руки?», «Что такое микробы?», «Как обработать рану?». Учить ребят беречь свои руки, воспитывать культурно-гигиенические навыки. (Ребенок познает мир Т. В. Смирнова, стр. 24) | |
Малоподвижная игра «Поймай мяч». | Развивать координацию движений пальцев и кистей рук, быстроту реакции. | |
Игра «Перышко» | Игра направлена на развитие общей чувствительности. | |
Беседа: «Для чего нужны ноги?» | Формировать представление детей о том, для чего нужны ноги; учить упражнениям для предупреждения плоскостопия; развивать двигательную активность; воспитывать культуру поведения, доброе отношение к животным. | |
Беседа: «Как беречь свои ноги?» | Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ногами; учить упражнениям для предупреждения плоскостопия; учить соотносить действия со словами зарядки; развивать двигательную активность; воспитывать культуру поведения, доброе отношение к животным. | |
Игра «Прятки» | Развитие тактильного восприятия, что предполагает прикосновения к различным частям тела. | |
Дидактическая игра «Что мы надеваем на ноги?» | Учить составлять и повторять предложения по картинкам, закрепляем знания о предметах одежды (обуви). | |
Январь | Беседа: «Для чего нужны уши». | Формировать представление об органах слуха - ушах, о значении ушей для человека; учить не только узнавать разные звуки, но и называть их (хрум-хлюп-бум); |
Игра «Какой инструмент звучит?» | Развивать слуховой анализатор, формировать представление о значимости органа слуха для человека. | |
Подвижная игра «Ау! Ау!» | Развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, тренировать слуховой анализатор. | |
Беседа: «Как беречь уши?» | Формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами. | |
Игра «Кто так разговаривает?» (животные) | Учить узнавать разные звуки и называть их. (Ребенок познает мир Т. В. Смирнова, стр. 135) | |
Февраль
| Беседа: «Мой рот и язычок. Мои зубки» | Формировать представление детей о том, что у каждого человека есть рот, для чего он нужен и как его беречь; активизировать в речи детей слова: рот, губы, язык, зубы; воспитывать культурно-гигиенические навыки. |
Беседа: «Мои зубки. Как беречь рот, зубки?» | Формировать представление детей о том, что у каждого человека есть зубы и как их беречь; воспитывать культурно-гигиенические навыки. | |
Игра «Что вы съели?» | Развивать вкусовые ощущения, различать и называть разные эмоции. | |
Беседа: «Мой нос. Как беречь нос?» | Формировать представление детей о том, что такое нос; активизировать в речи слова: нос, рот, запах, глаза и др.; воспитывать культурно-гигиенические навыки. | |
Дыхательная гимнастика. | Учить дыхательной гимнастике. | |
Беседа: «Как беречь свой нос?» | Формировать представление детей о том, как беречь нос и как за ним ухаживать; воспитывать культурно-гигиенические навыки. | |
Март
| Беседа: «Для чего нужны глаза?» | Формировать представление детей о глазах человека; вызывать положительные радостные эмоции; воспитывать культурно-гигиенические навыки, доброе отношение к окружающим. |
Игра «Что ты видишь?» | формировать представление детей о глазах человека, закреплять сенсорные знания детей; вызывать положительные радостные эмоции. | |
Беседа «Как беречь глаза?» | Рассказать, как беречь свои глаза, познакомить с правилами гигиены и безопасности, воспитывать культурно-гигиенические навыки. (Ребенок познает мир Т. В. Смирнова, стр. 40) | |
Игра «Прятки с платком» | Вызывать положительные радостные эмоции; доброе отношение к окружающим. | |
Гимнастика для глаз | Учить гимнастике для глаз. (Ребенок познает мир Т. В. Смирнова, стр. 122) | |
Апрель
| Беседа-рассуждение «Зачем я должен спать?» | Формировать представление детей о том, что такое сон и зачем надо спать, учить отвечать на вопросы воспитателя, ознакомить с новым стихотворением. (Ребенок познает мир Т. В. Смирнова, стр. 42) |
Пальчиковая гимнастика | Развивать мелкую моторику рук, двигательную активность; | |
Русская народная игра «Кот и мыши» и релаксация | Развивать двигательную активность. | |
Пальчиковая гимнастика «Встали пальчики» | Развивать мелкую моторику рук, двигательную активность. (Ребенок познает мир Т. В. Смирнова, стр. 43) | |
Чтение «Песенка об органах человека» | Закрепить представления детей о частях тела человека | |
Май
| Беседа: «Мальчики и девочки» | Закрепить представления детей о частях тела человека, о различиях между мальчиками и девочками; активизировать речь детей. |
«Малоподвижная игра «Повторяй за мной!» | Закрепить представления детей о частях тела человека, развивать слуховое внимание, координацию движений, активизировать речь детей. | |
Игра «Как меня зовут?» | Закрепить представления детей о частях тела человека, о своих именах; активизировать речь детей. | |
Упражнение «Разминка!» | Закрепить представления детей о частях тела человека, развивать слуховое внимание, координацию движений, активизировать речь детей. |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Тема | Мероприятия |
Октябрь
| «Я - человек» «Моё тело» | Беседа: «Даем детям представление о себе как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить, «из каких частей состоит моё тело»); учим и называем основные части своего тела; расширяем словарный запас: люди, человек, голова, туловище, руки, ноги». |
Беседа: «Значение режима в жизни ребенка». | ||
Наглядная информация: Организация профилактических мероприятий против гриппа и ОРВИ | ||
Ноябрь
| Тема: «Все люди разные» | Беседа: «Формируем представление детей о том, что все люди отличаются друг от друга: по полу, росту, активизируем в речи детей новые слова: высокий, низки» |
Беседа: «Формируем представление детей о том, что все люди отличаются друг от друга: по возрасту, что близкие родственники похожи (мама, дочка); учим называть и запоминать имена родителей. | ||
Тема: «Кто я?» | Беседа: «Учим детей различать свой пол, чем отличается мальчик от девочки, в зависимости от пола человека правильно подбирать одежду, закрепляем название одежды и ее назначение, учим вместе обыгрывать своих кукол, учим называть свое имя (фамилию)». | |
Рекомендации: «Как воспитывать культуру поведения в детском саду и дома, доброе отношение друг к другу». | ||
Наглядная информация: «Одежда ребенка в группе и на улице». | ||
Декабрь
| Тема: «Зачем нужны руки. Для чего нужны пальчики?» | Беседа: «Рассказываем об органах нашего тела - руках; о значении рук для человека. Рассказываем о пальцах и об их именах, учим упражнениям для развития пальчиков, обогащаем словарный запас, активизируем в речи детей слова, обозначающие действие, развивать внимание». Беседа: «Формируем представление о правильном уходе за своими руками, используя вопросы: «Зачем мы моем руки?», «Что такое микробы?», «Как обработать рану?». Учим ребят беречь свои руки, воспитываем культурно-гигиенические навыки». |
Наглядная информация: «Правила гигиены». Памятка по формированию здорового образа жизни у дошкольников. | ||
Тема: «Для чего нужны ноги? Как беречь свои ноги?» | Беседа: «Формируем представление детей о том, для чего нужны ноги, как беречь и ухаживать за своими ногами, учим соотносить действия со словами зарядки, упражнениям для предупреждения плоскостопия; развиваем двигательную активность; воспитываем культуру поведения». | |
Наглядная информация: «Двигательная активность», «Закаливание», «Босохождение – элемент закаливания организма», «Закаливание-первый шаг на пути к здоровью» | ||
Беседа: «Учим составлять и повторять предложения по картинкам, закрепляем знания о предметах одежды (обуви)». | ||
Январь | Тема: «Для чего нужны уши. Как беречь уши?». | Беседа: «Формируем представление об органах слуха - ушах, о значении ушей для человека; учим не только узнавать разные звуки, но и называть их (хрум-хлюп-бум); развиваем слуховой анализатор, формируем представление о значимости органа слуха для человека, развивать координацию движений, умение ориентироваться в пространстве, тренируем слуховой анализатор. Формируем представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами. Учим узнавать разные звуки и называть их». |
Анкетирование | «Определение уровня знаний о здоровом образе жизни и соблюдение его в семье» | |
Индивидуальная работа | Беседа о правильной одежде в зимний период, консультации о пользе дополнительных прогулок, постоянное информирование родителей о состоянии ребенка. | |
Февраль
| Тема: «Мой рот и язычок. Мои зубки. Как беречь рот, зубки?» | Беседа: «Формируем представление детей о том, что у каждого человека есть рот, для чего он нужен и как его беречь; активизируем в речи детей слова: рот, губы, язык, зубы; воспитываем культурно-гигиенические навыки. |
Беседа: «Формируем представление детей о том, что у каждого человека есть зубы и как их беречь; воспитываем культурно-гигиенические навыки, развиваем вкусовые ощущения». Консультация «Как научить ребенка чистить зубы». | ||
Наглядная информация: «Сбалансированное питание – основа здоровья у ребенка», «Витамины для детей». Памятка: «В каких продуктах живут витамины». | ||
Тема: «Мой нос. Как беречь свой нос?» | Беседа: «Формируем представление детей о том, что такое нос, как беречь нос и как за ним ухаживать; активизируем в речи слова: нос, рот, запах, глаза и др.; воспитываем культурно-гигиенические навыки». | |
Совместная деятельность | Изготовление пособия для развития дыхания «Веселая лягушка». | |
Родительское собрание | «Здоровье ребенка в наших руках». | |
Март
| Тема: «Для чего нужны глаза? Как беречь глаза?» | Беседа: «Формируем представление детей о глазах человека; рассказываем, как беречь свои глаза, знакомим с правилами гигиены и безопасности, воспитываем культурно-гигиенические навыки». |
Консультация | «Для чего нужна гимнастика для глаз», «Делаем гимнастику для глаз вместе с детьми». | |
Консультация | «Важность соблюдения режима дня дошкольника» | |
Наглядная информация | «Как одеть ребенка на прогулку». | |
Апрель
| Тема: «Зачем я должен спать?» | Беседа: «Формируем представление детей о том, что такое сон и зачем надо спать, учим отвечать на вопросы». |
Пальчиковая гимнастика | «Делаем пальчиковую гимнастику вместе с детьми, развиваем мелкую моторику рук, двигательную активность». | |
Читаем детям «Песенка об органах человека» | Закрепляем представления детей о частях тела человека. | |
Май
| Тема: «Мальчики и девочки» | Беседа: «Закрепляем представления детей о частях тела человека, о различиях между мальчиками и девочками, о своих именах; активизируем речь детей; развиваем слуховое внимание, координацию движений. |
Совместная деятельность | Изготовление альбома «Я и мое тело». | |
Вывод:
Анализ литературы по проблеме формирования начальных представлений о своем физическом «Я» у детей показал, что для решения данной проблемы необходимо было использовать разнообразные методы и приемы в различных комбинациях друг с другом.
Ведущим был практический метод. Его сущность заключается в организации практической деятельности детей. Например, детям предлагается одеть куклу (виды одежды), различать куклу по половому признаку (в зависимости от одежды мальчик-девочка), создавать кукле настроение (эмоции).
Нами был разработан план работы, содержащий различные виды детской деятельности: игровая (дидактические игры, сюжетные игры), двигательная (подвижные дидактические игры, дыхательная и пальчиковая гимнастика, игровые упражнения), коммуникативная (беседы-рассуждения, отгадывание загадок, слушание рассказов). При составлении плана мы учитывали принцип постепенного усложнения представлений малышей о себе. Так через игры и упражнения они получали доступные их возрасту знания об органах человека, в ходе различных корригирующих гимнастик у них формировались необходимые умения, совершенствовались психологические процессы (восприятие, мышление, речь).
Особенность предложенной нами работы заключается в том, что усвоение материала происходило незаметно для детей, в практической интересной деятельности, так как были задействованы непроизвольное внимание и запоминание.
Учитывая, что у детей с задержкой речевого развития резко снижено понимание обращенной речи, мы следили за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью просили его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.
Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Играя с игрушкой и одновременно слушая педагога, ребенок быстро и хорошо запоминал ее название, подражая взрослому.
Эффективность проведенной работы была получена через ориентировано-исследовательскую деятельность детей, которая создавала малышу эмоциональный комфорт и способствовала возникновению дружеской атмосферы в группе. Интерес воспитанников к деятельности повышался, когда ее содержание увлекало их, побуждало к поиску способов действий для достижения результата (например, «Одень куклу машу» и т. д.), когда применялось много интересного и неформального и одновременно красочного наглядного материала в сочетании со словами.
Полученные знания дети с успехом применяли и в повседневной жизни.
Таким образом, мы считаем, что работа по формированию элементарных представлений о себе, о строение своего тела, начатая в раннем возрасте, в дальнейшем поможет воспитать осознанное отношение к своему здоровью и сформировать потребность к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста.
Список литературы
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка / В. Г. Алямовская. – М.: linka- press, 1993.
- Береснева, З.И. Здоровый малыш [Текст] : Программа оздоровления в ДОУ / З.И.Береснева. – М.: 2004. – 304 с.
- Бочкарева О. И. Система работы по формированию здорового образа жизни / О.И. Бочкарева. – В.: «Корифей»,2008.
- Винникова Г. И. Занятия с детьми 2-3 лет: социальное развитие, окружающий мир. – М. : ТЦ Сфера, 2010.
- Воспитание детей раннего возраста / Е.О. Смирнова, Н. Н. Авдеева, Л. H. Галигузова и др. — М., Просвещение, 1996.
- Воспитание и обучение детей раннего возраста / под ред. Л. Н. Павловой – М.: Просвещение, 1988. – 186 с.
- Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ / Л. В. Гаврючина. – М. «Сфера», 2007.
- Голубева, Л.Г. Закаливание дошкольника [Текст] : методическое пособие / Л.Г. Голубева, И. А. Прилепина / под. ред. В. А. Доскина. – М.: 2007. - 115 с.
- Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, Л. Г. Голубева. – М. : Просвещение, 1986. – 144 с.
- Зеленская, Д. Школа здоровья [ Текст] : методическое пособие / Д. Зеленская. – М.: 2005. т.2. 212 с.
- Казьмин, В.Д. Дыхательная гимнастика [ Текст] : методическое пособие / В.Д. Казьмин. – Ростов – на – Дону :Издательский центр «Феникс», 2000. 389 с.
- Люцис К. Азбука здоровья / К.Люцис.- М., «Русское энциклопедическое товарищество», 2004.
- Маханева, М.Д. Воспитание здорового ребенка [ Текст ] : методическое пособие для практических работников ДОУ / М.Д. Маханева. –М.:АРКТН, 1999. – 165 с.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. васильевой. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
- Павлова Л.Н. Организация жизни и культуры воспитания детей в группах раннего возраста. – М. : Айрис-пресс, 2007. – 208 с.
- Ребенок познает мир / авт.-сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 167 с.
- Эмоциональное развитие детей / авт.-сост. О. А. Айрих. – Волгоград : Учитель, 2011. – 134 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста"
Формирование первичных представлений о здоровом образе жизни у детей раннего возраста" ...
Методическая разработка по приобщению ребенка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста.
Важная составляющая часть культуры поведения человека - это культурно - гигиенические навыки (КГН). Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет роль в охране их здоровья. От знания...
Дидактический материал к проекту по формированию первичных представлений о своем физическом «Я» и здоровом образе жизни в группе раннего возраста 2-3 года
В предложенном приложении к проекту подобран дидактический материал, помогающий сформировать у детей первичные представления о своем физическом "Я" и здоровом образе жизни у детей 2-3 лет....
Дидактический материал по формированию здорового образа жизни в группе раннего возраста
Дать представление о себе как о человеке (у меня есть тело, тело нужно, чтобы жить), учить называть основные части своего тела. Формировать представлени...
Методическая разработка по приобщению ребёнка к здоровому образу жизни в группе раннего возраста
Формирование детского ЗОЖ является решающим фактором формирования здоровых привычек на протяжении всей жизни....
Конспект занятия по здоровому образу жизни в группе раннего возраста «Поможем кошечке быть здоровой».
Цель: формировать у детей представление о здоровом образе жизни....
Картотека бесед по здоровому образу жизни в группе раннего возраста.
Картотека бесед по здоровому образу жизни в группе раннего возраста....