Дополнительная общеразвивающая программа "Берегите природу"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад № 38 «Домовёнок»
Принято: На педагогическом совете № 1 Протокол № 1 От «19» мая 2022года | Утверждаю: Заведующий МАДОУ г. Нижневартовска ДС № 38 «Домовёнок» _________________Л.А. Бондарева |
Дополнительная общеразвивающая программа «Берегите природу»
г. Нижневартовск
2022
Содержание
1 | СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ | 2 |
2 | Паспорт программы «Берегите природу» | 3 |
3 | Пояснительная записка | 5 |
3.1 | Цели и задачи дополнительной образовательной Программы «Берегите природу» | 7 |
3.2 | Планируемые результаты реализации Программы | 8 |
3.3 | Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста | 9 |
4 | Содержание психолого-педагогической работы по реализации дополнительной Программы | 10 |
4.1 | Комплексно-тематическое планирование | 14 |
5 | Организационно-педагогические условия | |
5.1 | Учебный план | 19 |
5.2 | Расписание занятий | 19 |
5.3 | Календарный учебный график | 20 |
5.4 | Материально-техническое обеспечение | 21 |
6 | Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения дополнительной образовательной Программы | 22 |
Литература | 29 |
2. Паспорт Программы «Природа просит доброты»
1 | Наименование Программы | Дополнительная общеобразовательная Программа «Природа просит доброты» по развитию познавательных способностей |
2 | Основание для разработки программы | Программа по дополнительной услуге «Берегите природу» (далее Программа) разработана в соответствии с действующими нормативно-правовыми документами в системе дошкольного образования: - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования»; - Постановление администрации города Нижневартовска от 14.12.2020г. №481-од «Об утверждении муниципальной программы «Развития образования города Нижневартовска на 2021-2025 годы»; - Уставом муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада №38 «Домовёнок»; |
3 | Заказчик Программы | Родители (законные представители) воспитанников |
4 | Исполнитель Программы | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Нижневартовска ДС № 38 «Домовёнок» |
5 | Цель | Развитие познавательных способностей, экологической культуры личности через поисково – исследовательскую деятельность |
6 | Задачи | Обучающие: научить анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения находить сходства и различия между объектами; проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы
Развивающие: развивать у детей общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
Воспитательные:
|
7 | Планируемые результаты | В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут: представления о различных свойствах и явлениях; -умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования. -улучшат свои коммуникативные способности, овладеют приёмами проведения опытов и экспериментов с объектами живой и неживой природы. -раскроется индивидуальный возрастной потенциал и повысится уровень экологических представлений детей. |
3. Пояснительная записка
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Главное достоинство экспериментальной деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам (дошкольники – прирожденные исследователи), и дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Помимо развития познавательной деятельности, в процессе эксперимента идет развитие психических процессов (обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений). Происходит не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций. Кроме того, следует отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, формирование трудовых навыков, умение доводить начатое до победного конца.
В инновационной модели образования закрепляется требование учета интересов, склонностей детей, их индивидуальных способностей при создании оптимальных условий для самовыражения в различных видах деятельности.
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Согласно китайской пословице: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне сделать самому - и я пойму» - усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Детям пяти-семи лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Свои вопросы они задают сегодня и не хотят ждать, когда им преподнесут сведения о явлениях природы. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдение за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными, творческими личностями. Одним из основных принципов дошкольного образования, указанных в п. 1.4. ФГОС ДО, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования).
Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)
При составлении программы опиралась на два аспекта: познавательные возможности дошкольников и проблемы, которые могут их заинтересовать. Исходной посылкой служило следующее предположение: по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает. Они возникают тогда, как собственные размышления над проблемой не дали положительного результата. Ребёнок не смог получить ответ путем логических рассуждений. Прежде чем задать вопрос, ребёнок уже думал над проблемой и обратился за помощью к взрослому. Часто дети задают вопрос «Почему?», «Зачем?» Дети являются стихийными материалистами и хотят причину всех явлений. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности. Опыт показывает, что в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и, если учитывается интерес ребёнка к природным явлениям. В результате наблюдений и практической деятельности в природе дети начинают понимать, что:
- окружающий мир реально существует и познается человеком;
- объекты и явления природы взаимосвязаны и представляют собой единое целое;
- окружающий мир не является чем-то статичным, он постоянно изменяется;
- теоретические знания, связанные с практикой, и значит, человек может
- сотрудничать, взаимодействовать с природой в общих интересах.
Дополнительная общеобразовательная программа «Природа просит доброты» через занимательные опыты и эксперименты имеет познавательную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом особенностей региона. В процессе работы над программой дополнительно использовалась технология «Экология для малышей» (Региональная программа экологического образования дошкольников под редакцией Е. В. Гончаровой).
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы
- Цели и задачи Программы «Берегите природу»
Дополнительная образовательная Программа - «визитная карточка» направления, являющаяся своеобразным путеводителем, в первую очередь, для заказчиков данной дополнительной образовательной услуги – родителей (законных представителей) воспитанников. Дополнительная образовательная программа обусловлена образовательными потребностями конкретной категории воспитанников. Это объективная заинтересованность в определенных дополнительных образовательных услугах, субъективно выраженная в обращенных к системе образования интересах и ожиданиях. Дополнительная образовательная программа - нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание дополнительной образовательной услуги.
Цель программы: развитие познавательных способностей, экологической культуры личности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность.
Программа направлена на решение следующих задач:
Обучающие:
- Научить анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения находить сходства и различия между объектами; проводить опыты и эксперименты с объектами живой и неживой природы.
- Обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь.
- Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира: знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость);
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Развивающие:
- Развивать у детей общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
- Развивать познавательный интерес к миру природы, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней; основные природоведческие представления и понятия о живой и не живой природе.
- Развивать самостоятельность детей в познавательно исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
- Содействовать раскрытию личностных качеств воспитанников.
Воспитательные:
- Формирование экологических представлений, жизненных ориентаций и ценностей, навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом; способность видеть красоту окружающего мира; развитие чувства эмпатии к объектам природы.
- Воспитывать стремление сохранять и оберегать природу, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
3.2. Планируемые результаты реализации Программы:
В результате обучения дети:
- Научатся проводить простейшие опыты и эксперименты, исследования объектов природы, будут с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- Приобретут представления о различных свойствах и явлениях; навыки исследовательской деятельности: самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать.
- Приобретут умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования.
- Во время наблюдений и экспериментов увеличится объем памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;
- Дети будут уверенно отличать, называть характерные признаки разных времен года. Смогут объяснить причины смены времен года.
- Ребята узнают свойства и значение воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы.
- Ребята исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.
- Ребята узнают много интересного из жизни растений (деревьев, кустарников, трав), исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; научатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада (рыхление, полив, прополка).
- Раскроется индивидуальный возрастной потенциал и повысится уровень экологических представлений детей.
- У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц) на полезные и вредные объекты, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- Ребята гуманно станут обращаться со всеми объектами природы и соблюдать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
- Ребята познакомятся с правилами экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Взаимодействие с детьми и их родителями строится на принципах сотрудничества, содружества, сотворчества. Совместные мероприятия с родителями (открытые занятия, проведение экологических акций, участие в городских экологических конкурсах, творческих конкурсах поделок и игрушек, ежегодные выставки - отчеты о работе кружковой работы) побуждают родителей проявлять интерес к деятельности ребенка.
Данная Программа разработана для детей старшего возраста 5 -7 лет, реализуется на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Нижневартовска детский сад № 38 «Домовёнок». Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут, в год 36 занятий. Группа включает 10 детей. Занятия проводятся вне образовательной деятельности. Форма обучения очная. Срок реализации программы 1 учебный год.
В организации познавательной деятельности появляется возможность учесть интересы и запросы каждого ребенка. Для детей с высокими познавательными способностями создаются условия для развития и углубления знаний. Для детей со средним и низким познавательным интересом используется индивидуальная и дополнительная работа. При таком подходе появляется возможность для более дифференцированной работы с каждой категорией детей. Кроме того, подобный подход способствует снижению учебной нагрузки, т. к. устраняется усредненный подход ко всем детям, а также повышает интерес ребенка во время познавательной деятельности.
3.3. Возрастные особенности детей старшего возраста
В старшем дошкольном возрасте ребенок постигает не только единичные предметы, но и связи между ними, их изменения, и преобразования, их внутренние характеристики.
Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый способ познания – восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.
В старшем дошкольном возрасте начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т. п., формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих поступков.
Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить образ будущего результата продуктивного действия.
Зарождается оценка и самооценка.
Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека. Развиваются приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности), собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается способным к надситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению. В старшем дошкольном возрасте происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения старших дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Старшие дошкольники проявляют большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным явлениям и др. У детей появляется и особый интерес к печатному слову, математическим отношениям. Они с удовольствием узнают буквы, овладевают звуковым анализом слова, счетом и пересчетом отдельных предметов.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. К 6 годам формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень образования. На основе детской любознательности формируется интерес к учению; развитие познавательных способностей послужит основой для формирования теоретического мышления; умение общаться с взрослыми и сверстниками позволит ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность преодолевать трудности при решении учебных задач, станет основой усвоения различных предметов в школе.
4. Содержание психолого-педагогической работы по реализации дополнительной Программы «Берегите природу»
Методическую основу программы составляет: положения детской психологии, раскрывающие закономерности развития детей дошкольного возраста, а также положения, раскрывающие принципы, содержание и педагогические условия экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Программа составлена с учетом принципов дидактики, учитывающим уникальность дошкольного возраста детей:
- принцип научности предполагает включение в содержание образовательной программы основных идей и понятий современного естествознания. Основу экологической культуры составляет понимание детей идеи единства и взаимосвязи живого и неживого в природе. Неживая природа представляется как источник удовлетворения потребностей живых организмов. Идея единства живого и неживого в природе представлена через понятие «живой организм».
- принцип доступности. Согласно данному принципу, при обучении отбираются знания, доступные освоению или в соответствии с особенностями и возможностями детской познавательной деятельности. Этот принцип прослеживается при определении системы познавательных умений, осваиваемых детьми. Среди них особое значение имеют такие, как: умение вычленять признаки, свойства, качества, жизненные проявления живых объектов, умение видеть, оценивать состояние живых объектов и среды, умение устанавливать причинно-следственные, структурно-функциональные связи; умение моделировать структуру и взаимосвязи объектов, умение прогнозировать результаты взаимодействия на объекты и среду.
- принцип воспитывающего и развивающего характера знаний. В соответствии с данным принципом в программе отображено содержание, позволяющее поступательно развивать основные виды деятельности детей: игровую, трудовую, познавательную. Дети осваивают свойства различных природных объектов: песка, глины, воды, снега, льда, что помогает им в конструктивно-игровой деятельности. Экологические знания, используемые детьми в практической деятельности, определяют их отношение к окружающему. Передача экологических знаний — это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. Главным результатом освоения детьми экологических знаний становится развитие экологического (гуманного, природоохранного) отношения к природе, проявляющегося в ответственности за жизнь живого существа, тревоге, сочувствии, сострадании и стремление оказать помощь.
- принцип дифференцированного подхода. Решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, создание специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности детей
- природосообразности. Развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, его способностями и склонностями, индивидуальными особенностями, восприятием.
- здоровьесберегающий (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности)
Методы и приёмы, используемые при реализации Программы
Основными формами реализации программных задач является наблюдение, экспериментирование, беседы, решение проблемных ситуаций, опыты, исследовательская деятельность. По данным психологов, именно в старшем дошкольном возрасте происходит скачок в становлении личности, ее базовых психических оснований, и именно этот период является наиболее благоприятным для экспериментальной деятельности.
Методы:
- наглядные (наблюдение, рассматривание иллюстративных материалов, энциклопедий, демонстрация презентаций, видеофильмов и т. д.) с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе;
- практические (игровой метод, трудовой десант, экологические тренинги и акции, элементарные опыты - детское экспериментирование) позволяют уточнить представления детей, углубить их путем установления связей отношений между отдельными явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении этих знаний;
- словесные (рассказ воспитателя, провокационные ситуации, чтение художественного произведения, беседы) использую для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщении их, помогают формировать эмоционально - положительное отношение к природе.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесно – игровой.
- наглядный,
- практический
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно - иллюстративный метод: дети воспринимают и усваивают готовую информацию,
- репродуктивный метод: воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности,
- частично - поисковый метод: участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом,
- исследовательский метод: самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный метод: одновременная работа со всеми детьми,
- индивидуально – фронтальный метод: чередование индивидуальных и фронтальных форм работы,
- групповой метод: организация работы в группах, в парах;
- индивидуальный метод: индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения | Приемы | Навыки исследовательской деятельности | |
Мотивация деятельности | - создание развивающей среды; - проблемные ситуации; | Устойчивый интерес | |
- интрига и сюрпризные моменты | |||
1 этап | Педагог ставит проблему и начинает ее решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы | - наводящие вопросы; - уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действиям; | Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога |
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве | Самостоятельное планирование, реализация эксперимента; формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога; графическое фиксирование результатов | ||
2 этап | Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят ее решение и осуществляют эксперимент | - проблемные вопросы; - пополнение уголка новыми материалами и предметами; | |
- приемы межличностного общения и сотрудничества | Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия | ||
- работа воспитателя по указанию целей; - допущение неточности в действиях воспитателя; | |||
3 этап | Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно | - изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента; | |
- разработка совместно с детьми условных графических обозначений |
При отборе содержания материала знания опираются на личный опыт ребёнка и связаны с его жизненной повседневной практикой. Предлагаются задания, которые носят экспериментальный характер, позволяют ребёнку экспериментировать, развивают познавательную инициативу.
4.1 Комплексно - тематическое планирование
№ | Тема | Программные задачи | Методические приемы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Приборы-помощники: закрепить и уточнить знания о правилах техники безопасности при работе в уголке экспериментирования | |||
1 | Вводное. Путешествие в лабораторию | Познакомить детей с оснащением кабинета для опытно – экспериментальной деятельности. Уточнить знания о правилах техники безопасности при работе в уголке экспериментирования. Материалы, оборудование: песочные часы, приборы – помощники: микроскоп, компас, лупы. Различные мелкие предметы. | - Беседа по теме, - дидактическая игра «Угадай правило»; - Выработка правил поведения в уголке экспериментирования. |
2 | Волшебные стёклышки | Продолжать знакомить детей с приборами для наблюдений – микроскопом, лупой, телескопом, биноклем, весами, объяснить, для чего они нужны человеку. Материалы, оборудование: микроскоп, лупа, бинокль. Мелкие семена фруктов, овощей, листья деревьев, мелкие предметы. | - Беседа по теме, дидактическая игра «Угадай правило»; |
3 | Человек – верный сын природы | Развивать способность детей выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди». Развивать творческие способности, наблюдательность. | - Беседа по теме - просмотр слайдов - обсуждение - экспериментальная деятельность - выставка «Дары природы» |
4 | Что нас окружает? | Воспитывать бережное отношение к природе: учить различать объекты, созданные природой и человеком; расширять представление о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу. | - Беседа по теме - просмотр слайдов -- Работа с моделями «Значение природы в жизни человека» |
Песок и глина: научить выделять признаки неживой природы с помощью опытно – экспериментальной деятельности | |||
5 | Песчаный конус | Помочь определить, может ли двигаться песок. Помочь раскрыть причины наблюдаемого явления. Закрепить свойства песка и глины. Развивать наблюдательность, смекалку. Материалы, оборудование: песок, глина; плоская ёмкость | Экспериментальная деятельность: опыт: «Что твёрже?», «Песчаный конус» - дидактические игры |
6 | Песок | Закреплять представления детей, что песок – рыхлый, а глина – твёрдая. Подводить к суждениям, умозаключениям. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования | Акция «Поможем земле приготовиться к зиме» |
7 | Почва | Дать первоначальные представления о составе почвы. Расширять знания детей о видах почвы, в связи с климатическими особенностями, о приспособленности растений к жизни в различных экосистемах | Проведение опытов с песком, глиной, почвой - Дидактические игры «Так бывает или нет?», «Не ошибись» |
8 | Камни | Развивать у детей наблюдательность, внимание. Учить классифицировать объекты окружающего мира, выделяя существенные признаки группы однородных предметов. Закреплять понятия «неживая, живая природа» и «рукотворный мир». Формировать интерес к изучению окружающего мира. Материалы, оборудование: образцы полезных ископаемых, различные камни | - Просмотр слайдов - Дидактическая игра «Подарки Хозяйки медной горы», -создание коллекции камней |
Волшебница-вода: закрепить и обобщить представления детей о свойствах воды, об ингредиентах, растворимых и нерастворимых в воде | |||
9 | У воды нет запаха | Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы. Дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха. Материалы, оборудование: вода, стаканчики, ёмкости для воды, клеёнки | опыты; дидактическая игра «Волшебница - вода» |
10 | Свойства воды | Сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребёнка поведения. Прививать навыки экономного расходования воды. Материалы, оборудование: иллюстрации, ёмкости для воды, загадки по теме, сюжетные картинки. | Загадки по теме; рассказ о том, как питьевая вода попадает в дома, и насколько дорого стоят кажущиеся бесплатными природные ресурсы. |
11 | Почему нельзя воду пить из рек? | Поддерживать и развивать устойчивый интерес дошкольников к природе; стремление к исследованию объектов живой и неживой природы. Помочь детям видеть красоту и силу природы, богатство её форм. Учить делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи. | - просмотр слайдов - Опыты «Свойства воды» |
12 | Что такое пар и где его можно увидеть? | Познакомить детей с тем, пар – тоже вода: очень-очень маленькие капельки. Они легче воздуха, поэтому водяной пар поднимает вверх. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Материалы, оборудование: клеенки, цветная полоска, стаканы, холодная вода | Опыт «Что такое пар и где его можно увидеть?» Дидактическая игра «Волшебница - вода». - Проведение акции «Береги воду» (оформление плакатов, посвящённых экономному расходованию воды) |
13 | Поможем воде стать чистой | Развивать у детей умение ставить перед собой цель, планировать свою работу. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Материалы, оборудование: грязная вода в тазике, ёмкости для воды, воронки, ткань. Салфетки, марля, вата, клеенки | - Экспериментальная деятельность: проведение опыта: очистка воды, - дидактическая игра «Волшебница - вода» |
14 | Замерзшая вода двигает камни | Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. И как замершая вода двигает камни. Развивать у детей мыслительную деятельность. Материалы, оборудование: вода, пластилин, соломинка, морозильник. | - Экспериментальная деятельность: проведение опытов; «Замерзшая вода двигает камни» - игра «Царство льда, воды и пара» |
Воздух - невидимка: закрепить и обобщить представления детей о свойствах и качествах воздуха, о его движении и направлении. | |||
15 | Воздух - невидимка | Закреплять и систематизировать представление о свойствах воздуха, его роли в жизни растений, животных и человека. Дать детям представление об источниках загрязнения воздуха и природоохранных мероприятиях. Материалы, оборудование: воздушные шары, стаканчики с водой и соломинки, различные духовые инструменты, листочки бумаги, сюжетные картинки | - Опыты по Е. В. Гончаровой, стр. 161-164 «Место для воздуха», «Как дышит растение?»
|
16 | Здравствуй ветер! | Обобщить и систематизировать знания о свойствах воздуха: прозрачность, он повсюду, подвижность, отсутствие запаха, имеет вес. | - Опыт: «Здравствуй, ветер!» «Винни Пух и воздушные шары». |
17 | В стране фокусника | Развивать у детей интерес к исследовательской деятельности. Подводить к умозаключениям, суждениям. Материалы, оборудование: губка, куски мела, ветряная мельница, листы бумаги, воронка, надетым на её узкую часть воздушным шариком. Таз с водой, полотенце, стаканы. | - Опыты: «Чудеса в бутылках. Ветер – движение воздуха». - Дидактические игры, |
18 | Способы обнаружения воздуха | Уточнить представления детей об источниках загрязнения воздуха. Формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Воспитывать у детей интерес к окружающей жизни. Материалы, оборудование: мыльный раствор, свеча, трубочки для коктейля. Рукавички, блюдце, пульверизатор, салфетки, сюжетные картинки. | - Экспериментальная деятельность: опыты; дидактическая игра - познавательная минутка «Способы обнаружения воздуха». - Анализ погодных явлений. |
Предметы: бумага, ткань: расширять знания и представления детей о свойствах различных материалов | |||
19 | Узнай на ощупь | Формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойств бумаги, ткани разных сортов, цвета, плотности. Помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления. Развивать у детей мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь. Материалы, оборудование: вода, ёмкости, ножницы, бумага, небольшие кусочки ткани. | - Дидактическая игра «Узнай на ощупь», - изготовление поделок на конкурс «Лучшая новогодняя игрушка» - оформление групповой комнаты поделками |
20 | Разные виды бумаги | Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы. Закреплять знания детей о разных видах бумаги (газетная, цветная, мелованная, тонкий картон) и её свойствах при намокании в воде, а также о свойствах воды. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования. Материалы, оборудование: разные виды бумаги, ножницы, вода. | - «Путешествие в научно-исследовательскую лабораторию» - опыт «Какая бумага самая плотная?» |
21 | Клей и бумага | Развитие у детей комбинаторских умений, обеспечивающих проявление творчества и индивидуальности, умения использовать в работе карты-схемы. Материалы, оборудование: клей, ножницы, бумага разного формата и плотности | - Участие в городском новогоднем конкурсе поделок и игрушек |
Жизнь растений: выявить потребность растения в солнечном свете, обобщить представления о значении благоприятных условий для роста растения | |||
22 | Живое – неживое | Закрепить представления детей о признаках живого организма. Материалы, оборудование: карточки с нарисованными объектами природы. Дневник наблюдений за посадками, таблицы, схемы. | - Дидактическая игра справочное бюро «Живое – неживое», «Что сначала, что потом». |
23 | Нарисую большой мир | Систематизировать представление детей о Земле как о планете в Солнечной системе. Воспитывать умение видеть и радоваться красоте окружающего мира, отражать его в своем творчестве. | - презентация - беседа - творческая деятельность |
24 | Тайны необыкновенных деревьев | Учить детей дифференцировать хвойные породы деревьев – сосна обыкновенная и ель сибирская: выделять особенности цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Развивать навыки исследовательской деятельности детей. Упражнять в схематической зарисовке «тайн» хвоинок. Поддерживать устойчивый интерес детей к познанию живого мира природы. Сравнительные зарисовки особенностей хвоинок ели и сосны. | - наблюдения - работа с мнемотаблицами - дидактическая игра - «Экологическое лото» Дидактическая игра «С какого дерева листок?». Проведение опыта с листьями растений. |
25 | Хитрые семена | Познакомить со способами проращивания семян. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). Развивать умение рассуждать. Материалы, оборудование: семена бобов, баночки, салфетка из марли. Палочка, лейка, земля. | - Акция «Станем другом природе» - дидактическая игра «Семена» - проведение эксперимента: что вырастет из зёрнышка? |
26 | Как вырастить цветок для мамы? | Расширять представления детей о растениях, условиях необходимых для их роста, развития и цветения. Познакомить детей с луковичными растениями и условиями их выращивания. | - Беседа - экспериментальная деятельность - наблюдения |
27 | Что выделяет растение? | Помочь установить, что растение выделяет кислород. Дать необходимость дыхания для растений. Материалы, оборудование: черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, стеклянная ёмкость с крышкой. | - Наблюдения, беседы, чтение, рассматривание энциклопедий опыт: «Что выделяет растение?» |
28 | Незнайка заболел | Расширить имеющиеся у детей знания о природе, использовании лекарственных растений человеком. Побуждать детей к собственному поиску знаний. Подвести детей к выводу понятия «лекарственные растения». Материалы, оборудование: гербарий, картинки с изображением лекарственных растений. | - Беседа по теме. - Рассматривание картинок -Дидактические игры «Зелёная аптека» |
Эксперимент Чиполлино | Показать детям, как зависит рост лука от концентрации того или иного вещества в воде. Материалы, оборудование: 3 стакана с водой, соль, сахар, 3 луковицы одного размера. | Загадки о луке. Стихотворение о луке. Проведение эксперимента с луковицами | |
29 | Аптека под ногами | Закрепить представление детей о лекарственных растениях, о правилах сбора, о ядовитых растениях. Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе. Материалы, оборудование: гербарий, картинки с изображением лекарственных растений. | Беседа по теме. - Дидактические игры «Шесть картинок», «Зелёные загадки» - Подготовка к городскому конкурсу «Юный любитель природы» |
Что такое природа? | |||
30 | Компоненты природы | Расширить имеющиеся у детей знания о природе, Солнце, вода, воздух, растения, животные, почва как компоненты природы. Познакомить с природным богатством Югры (черное золото Сибири – нефть). | -Дидактическая игра «Путешествие по городу», опыт «Очистим перо птицы от нефти» |
31 | Гости из Красной книги | Рассказать детям о Красной книге родного края и растениях, которые в неё занесены. Формировать у детей чувство ответственности за сохранение растительного мира планеты, бережное отношение к редким исчезающим видам, желание участвовать в природоохранной деятельности. Материалы, оборудование: картинки, с изображением лекарственных растений «Растения под охраной» | -Беседа по теме, - Дидактические игры «Узнай меня», «Я – лечебная трава», рассматривание иллюстративных материалов, энциклопедий - Акция «Празднуем день Земли» |
32 | Экологические пирамиды, системы | Развивать у детей умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев, - экологическую пирамиду. Объяснить детям, к чему приводит отрицательное воздействие на одного из звеньев природы. Закрепить знания детей об экосистемах. Подвести к выводу о взаимосвязи животных и растений с условиями жизни в экологических системах. Материалы, оборудование: изображения солнца, земли, воды, деревьев, цветов, насекомых, птиц. | - Экологическая игра «пирамидки» - просмотр слайдов, экологических роликов Развлечение «День Земли» / Е. В. Гончарова стр. 164 – 167 - Участие в акции «Марш парков» |
33 | Когда берёзы плачут? | Дать детям представление о сокодвижение, почему это происходит и в какое время года. Сформировать у детей представление о приспособлении растений к среде обитания и к сезону. Закрепить представление детей о том, что растениям необходимо: тепло, свет, вода, земля. Воспитывать у детей интерес и пробудить желание жить в союзе с природой. | - Беседа - наблюдение - дидактическая игра - работа с мнемотаблицей |
Природа – дом человека | |||
34 | Мой любимый город | Формировать стремление сохранять красоту края, природные достопримечательностями родного города. Материалы, оборудование: рассада цветов, совок и тряпочки, фартуки, ёмкости, лейки | Оформление фотовыставки «Природа родного края», беседа по теме, -уборка территории ДОУ, |
35 | Сделаем наш город чистым и красивым | Продолжать знакомить детей с природоохранными мероприятиями, направленными на сохранение природы, со случаями отрицательного воздействия на природу. Формировать стремление сохранять красоту родного города. Материалы, оборудование: рассада цветов, фартуки, ёмкости, лейки | Высаживание цветов на клумбы - Экологическая акция - Участие в экологическом конкурсе «Юный любитель природы» |
35 | Путешествие в экологию | Проверить уровень усвоения экологических знаний, формировать интерес к природе, закрепить знания о многообразии природных объектов, об их взаимосвязях. | -участие в акции «Марш парков» - игра «Умники и умницы» |
36 | Итоговое мероприятие | Формировать навыки экологически грамотного поведения в природе. Активизировать речь детей. | - выставка - открытое мероприятие |
Итого в год 36 занятий |
- Организационно-педагогические условия
5.1. Учебный план
Наименование услуги | Количество часов в неделю, длительность, возрастная группа | |
Старший дошкольный возраст | ||
Проведение занятий по развитию познавательных способностей у детей «Берегите природу» | 1 | |
Итого в неделю | 1 | 30 минут |
ИТОГО в год | 36 | 18 часов |
5.2. Расписание занятий
Дни недели | Старший дошкольный возраст |
Пятница | 30 минут |
- Календарный учебный график
Темы | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Вводное занятие | 1 | ||||||||
Приборы помощники | 3 | ||||||||
Песок и глина, камни | 1 | 3 | |||||||
Волшебница - вода | 1 | 3 | 2 | ||||||
Воздух - невидимка | 3 | 1 | |||||||
Предметы | 2 | ||||||||
Жизнь растений | 4 | 4 | |||||||
Что такое природа | 4 | ||||||||
Природа – дом человека | 1 | 2 | |||||||
Открытое занятие | 1 | ||||||||
Итого в месяц | 5 | 4 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 5 | 3 |
ИТОГО в год |
|
5.4. Программно - методическое обеспечение
№ | Наименование услуги | Наименование программы | На основании какой программы разработана, и кем утверждена, рекомендована |
1 | Проведение занятий по развитию познавательных способностей у детей «Берегите природу» | Программа ДОП по развитию познавательных способностей у детей «Берегите природу» | Программа Детство: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.- допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа А. И. Ивановой «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». |
Условия реализации программы:
- Наличие материально-технического обеспечения. Построение развивающей предметно – пространственной среды: обновление оборудования Уголка науки (экспериментирования) и оформление с целью расширения методической основы, создания условий для охраны и укрепления здоровья детей;
- Систематичность посещения кружка «Берегите природу». Стимулирование активности детей в разных видах деятельности (игровой, познавательной, проблемно-поисковой, художественно-продуктивной).
- Участие детей, посещающих кружок в различных конкурсах.
- Материально-техническое обеспечение
Программа реализуется в группе № 11 на третьем этаже МАДОУ города Нижневартовска ДС № 38 «Домовёнок».
Перечень основных средств обучения, материалы:
- шкаф для хранения природного материала, оборудования,
- приборы – помощники: микроскоп, песочные часы, компас, лупы, весы;
- разнообразные по объему и форме сосуды из различных материалов разного объема и формы;
- измерительный материал: метр, линейка, условные мерки;
- глобус Земли, географическая карта;
- уголок природы в группе;
- огород и экологическая тропа на участке детского сада; огород на окне;
- карточки – схемы экспериментов
- календари погоды и природы, дневники наблюдений за посадками, модели с алгоритмами выполнения опытов, мнемотаблицы, схемы.
- природный материал: камни, ракушки, шишки и т. п.; гербарные папки;
- медицинские материалы (мерные стаканчики, ложки, трубочки, воронки, пипетки);
- утилизированный материал: кусочки кожи, дерева, пробки, ткани, куски резиновых шлангов
- технический материал (скрепки, болты, шурупы, молоточки, детали конструктора)
- наборы, оборудование игр с водой и песком,
- прочие материалы: мука, горох, свечи; разные виды бумаги
- прочие материалы: шары; резиновые мячи, шары, вертушки, зубочистки,
- магнитная доска, магниты, мелкие игрушки, ватные палочки
- щётка-сметка, совок, тряпочки, фартуки, ёмкости, лейки, формочки, поднос
- дидактические игры: «Экологическое лото», «Соберём букет», «Времена года», «В саду ли, в огороде», «Соберём грибы»
- иллюстрированный материал: по временам года, по экосистемам;
- библиотечка книг с экологическим содержанием; фотографии, картины;
- мешочек для игры «Чудесный мешочек»;
- цветные карандаши, фломастеры, краски
- садовый инвентарь
- Коллекции: «Нефть и продукты её переработки», «Торф и продукты его переработки», «Минералы и горные породы», «Голосеменные растения (ель)» Набор муляжей трубчатых съедобных грибов.
- Мониторинг результатов освоения Программы
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
- педагогические наблюдения (педагогическую диагностику), связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
- карты развития ребенка.
Диагностика направлена на выявление основных показателей готовности к усвоению программы и степени их освоения. Для тестирования используются наблюдение, беседа, создание провокационных ситуаций, контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой форме.
Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
- приобретение практических навыков поведения в природе;
- экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
- разумное отношение к своему здоровью;
- сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
- способность к адекватной самооценке, саморазвитию и самопознанию;
- сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА
1. Фамилия, имя ребенка_____________________________________
2. Возраст_________________________________________________
3. Вид и название детского объединения________________________
4. Ф.И.О. педагога__________________________________________
5. Дата начала наблюдения___________________________________
№ | Показатели | Диагностические методики |
1 | Отношение к экспериментальной деятельности | Методика «Маленький исследователь», индивидуальная карта показательного отношения к экспериментальной деятельности |
2 | Уровни сформированности экспериментальной деятельности | Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показательного овладения детьми экспериментальной деятельностью (по А. И. Ивановой) |
3 | Уровень развития любознательности, познавательной активности | Мини тесты «Изучение познавательной инициативы». «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер |
Уровни, показатели | Год обучения | |||||
Начало года | Конец года | |||||
в | ср | н | в | ср | н | |
Отношение к экспериментальной деятельности | ||||||
Уровни сформированности экспериментальной деятельности | ||||||
Уровень развития любознательности, познавательной активности | ||||||
Средний процент |
Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Показатели | Диагностические методики |
Отношение детей к экспериментальной деятельности | Методика «Маленький исследователь»; индивидуальная карта показателей отношения к экспериментальной деятельности. |
Уровни сформированности экспериментальной деятельностью | Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показательного овладения детьми экспериментальной деятельностью (по А. И. Ивановой) |
Уровень развития любознательности, познавательной активности | Мини тесты «Изучение познавательной инициативы». «Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер |
Показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью
Уровни | Отношение к экспериментальной деятельности | Целепологание | Планирование | Реализация | Рефлексия |
Познавательное | Самостоятельно | Самостоятельно | Действует планомерно. | Формулирует в речи | |
отношение | видит проблему. | планирует | Помнит о цели работы на | достигнут результат | |
устойчиво. Ребенок | Активно высказывает | предстоящую | протяжении всей | или нет, замечает | |
проявляет | предположения. | деятельность. | деятельности. В диалоге | неполное | |
инициативу и | Выдвигает гипотезы, | Осознанно выбирает | со взрослым поясняет ход | соответствие | |
творчество в | предположения, | предметы и | деятельности. Доводит | полученного | |
Высокий | решении проблемных задач. | широко пользуясь аргументацией и | материалы для самостоятельной | дело до конца. | результата гипотезе. Способен |
доказательствами. | деятельности в | устанавливать |
соответствии с их качествами, свойствами, назначениями. | разнообразные временные, последовательные причинные связи. Делает выводы. | ||||
В большинстве | Видит проблему | Принимает активное | Самостоятельно готовит | Может | |
случаев ребенок | иногда | участие при | материал для | формулировать | |
проявляет активный | самостоятельно, | планировании | экспериментирования, | выводы | |
познавательный | иногда с небольшой | деятельности | исходя из их качеств и | самостоятельно или | |
интерес | подсказкой | совместно со | свойств. Проявляет | по наводящим | |
взрослого. Ребенок | взрослым. | настойчивость в | вопросам. | ||
высказывает | достижении результатов, | Аргументирует свои | |||
предположения, | помня о цели работы. | суждения и | |||
Средний | выстраивает гипотезу самостоятельно или с | пользуется доказательствами с | |||
небольшой помощью | помощью взрослого. | ||||
других (сверстников | |||||
или взрослого) | |||||
Познавательный | Не всегда понимает | Стремление к | Забывает о цели, | Затрудняется сделать | |
интерес неустойчив, | проблему. | самостоятельности не | увлекаясь процессом. | вывод даже с | |
слабо выражен. | Малоактивен в | выражено. Допускает | Тяготеет к однообразным, | помощью других. | |
выдвижении идей по | ошибки при выборе | примитивным действиям, | Рассуждения | ||
решению проблемы. | материалов для | манипулируя | формальные, | ||
С трудом понимает | самостоятельной | предметами. Ошибается в | псевдологические, | ||
Низкий | выдвинутые другими детьми гипотезы. | деятельности из-за недостаточного | установлении связей и последовательностей (что | ребенок ориентируется на | |
осознания их качеств | сначала, что потом). | внешние, | |||
и свойств. | несущественные | ||||
особенности | |||||
материала, с которым | |||||
он действует не | |||||
вникая в его | |||||
подлинное | |||||
содержание. |
Диагностическое задание 1.
По методике «Маленький исследователь» предполагается выбор картинок, со схематичным изображением уголка экспериментирования с разными материалами и предметами и других схематичных изображений различных зон развивающей среды (чтение книг, уголок изо деятельности, игровой, экспериментирование). Воспитатель предлагает детям осуществить из четырех один выбор: «К тебе пришел маленький исследователь. С чем бы ты посоветовал ему позаниматься?» Ответы фиксируются в протоколе цифрами 1, 2, 3, 4. За первый выбор (игровая деятельность) засчитывается 1 балл, за второй (изо деятельность) – 2 балла, за третий (чтение книг) - 3 балла, за четвертый (экспериментирование) - 4 балла. Чем больше баллов тем выше уровень.
Диагностическое задание 2.
Наблюдения воспитателя, индивидуальная карта показательного овладения детьми экспериментальной деятельностью (по А. И. Ивановой)
№ п/п | Вопросы | Возможные ответы | Балл |
1 | Как часто ребенок подолгу занимается в уголке познавательного развития, экспериментирования? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
2 | Что предпочитает ребенок, когда задан вопрос на сообразительность? | а) рассуждает самостоятельно б) когда как в) получить готовый ответ от других | 5 3 1 |
3 | Насколько эмоционально ребенок относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой? | а) очень эмоционально б) когда как в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями) | 5 3 1 |
4 | Часто ли задает вопросы: почему? зачем? как? | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
5 | Проявляет интерес к символическим «языкам»: пытается самостоятельно «читать» схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать); | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
6 | Проявляет интерес к познавательной литературе | а) часто б) иногда в) очень редко | 5 3 1 |
30-22 баллов – потребность выражена сильно;
21 –18 баллов – потребность выражена умеренно; 17 и меньше баллов – потребность выражена слабо.
Диагностическое задание 3.
«Игровое упражнение «Да - Нет» Л. А. Венгер, целью которого является исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
«Игровое упражнение «Да - Нет»
Цель: исследование динамики развития любознательности (исследовательской активности) в форме вопросов, умения видеть проблемы, находить неизвестное в известном, необычное в обычном.
Ребенку необходимо с помощью задаваемых вопросов отгадать, что спрятано в коробке, не задавая при этом прямых вопросов типа «Что это? Что можно с ним сделать чтобы определить его свойства , качества, признаки?»
Качественный и количественный анализ вопросов:
- Оценивается изменение в развитии любознательности в форме вопросов по показателям « продуктивность» и «уровень вопроса»
- общее количество
- ориентация детей на поиск ответа, а не на последующие вопросы, попытку с помощью вопросов проверить свои конкретные гипотезы
Уровень овладения необходимыми знаниями и умениями:
В результате освоения дополнительной образовательной программы воспитанники должны:
- Знать навыки исследовательской деятельности: самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать различные свойства и явления;
- Знать правила безопасности в природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.
- Знать, что животные и растения – живые, им необходимы определенные условия жизни. Отличать, называть характерные признаки разных времен года, объяснить причины смены времен года.
- Уметь проводить простейшие опыты и эксперименты, исследования объектов природы, с пользой для себя заниматься поисковой деятельностью.
- Уметь устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования.
- Иметь представления о свойствах и значении воды, воздуха в жизни всех живых объектов природы.
- Иметь представления о живой и неживой природе, их взаимосвязи и жизни в сообществе.
- Иметь представления о значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
- Иметь представление о том, что нельзя делить на полезные и вредные объекты природы (растения, насекомых, животных, птиц), и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.
- Уметь выполнять правила поведения в природе. Обеспечивать уход за растениями. Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой, уборка мусора, изготовление природных знаков).
Литература
- Глебова СВ. Детский сад - семья: аспекты взаимодействия. Воронеж, ТУ «Учитель», 2005.
- Гончарова Е. В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов – на - Дону, 2001
- Дошкольная педагогика № 4, 2012 Петербургский научно-практический журнал, «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольника» Е.Л. Карпичев
- Дошкольное воспитание № 4, 1998; № 11, 1999; № 2, 2001; № 6, 2007
- Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
- Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. - М., 2002
- Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. ТЦ Сфера ДЮЗ.
- Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М.2007
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дополнительного образовательного учреждения/ С. Н. Николаева. М. Просвещение, 2002
- Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: Пособие для специалистов по дошкольному воспитанию. М. Новая школа, 1996.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. М. Мозаика, Синтез, 2004
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования /. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.
- Ребенок в детском саду №1, 2004, №5-6, 2012.
- Стариков В.П. «Экология животных ХМАО». Изд. «Раско», Томск, 2002
- Чижов Б. Е. Лес и нефть ХМАО, Изд. Ю. Мандрики, Тюмень, 1998
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Природа и мы"
Программа "Природа имы" предназначена для детей от 7 до 14 лет. Разработана на три года....
Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы»
Направленность: естественнонаучная Уровень реализации: дошкольное образование Возраст детей: 5-7 лет Срок реализации: 1 год ...
Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"
Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...
Диагностический материал к дополнительной общеразвивающей программе «Цвет природы»
Представлен диагностический материал; 1. Критерии сформированности экологических знаний и умений детей с нарушением интеллекта2. Методика диагностики уровней сформированности экологич...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Природа круглый год"
Программа «Природа круглый год» по изучению сезонных явлений в природе детей дошкольного возраста направлена на расширение знания о природе, формировать у детей ряд конкретных ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»
Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...
Дополнительная общеразвивающая программа экологическо-педагогической направленности "В гостях у природы"
Кружок «В гостях у природы» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия эк...