Дополнительная общеразвивающая программа "Природа и мы"
компьютерная программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Королева Нина Борисовна

Программа "Природа имы" предназначена для детей от 7 до 14 лет. Разработана на три года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Природа и мы"28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

 дополнительного образования детей

Вахтанский Детско-юношеский центр

Согласовано:                                                                     Утверждена:

Протокол педсовета                                                            Директор  МБОУДОД   № 15                                                                                            Вахтанского ДЮЦ

от 28.08. 13                                                                     ______ Мухутдинова О.В.

Дополнительная общеразвивающая

 программа «Природа и мы ».

Профиль деятельности: эколого – биологическая направленность

Возраст  обучающихся: с 7лет

Продолжительность  образовательного  процесса:  3 года.

                          Автор:

                                                         Королёва Нина

Борисовна  

    педагог дополнительного

                                                         образования

                                                                                                  I квалификационная

категория  

р.п. Вахтан

 2013г.

Введение

        Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней. В любое время года она открывает свои   прелести по-разному, давая  простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства. В настоящее время общение ребёнка с природой несёт в себе ещё одну функцию – воспитывать у него понимание уникальной  жизни  и сохранение её на Земле. Система экологического воспитания должна помочь

 Ребёнку любого возраста на примере доступного: своего дома, своего образа жизни, своего отношения к окружающему миру – разобраться , что улучшает качество его жизни, что, отравляет и разрушает её. Необходимо помочь ему ориентироваться в современном мире и его взаимосвязях, научить видеть красоту природы, её необходимость для осуществления самой жизни на Земле.

     Данная программа является образовательной программой адаптированной по данному курсу. Программа призвана создать условия и возможности дл приложения сил и способностей  детей  в обучении с использованием

Оригинальных подходов к решению этой задачи.

Программа рассчитана на 3 года обучения и более. Программа содержит теоретическую и практическую части. В кружке занимаются учащиеся  с 7 лет.

Процесс обучения идёт от простого  к  сложному. Работа строится индивидуально с каждым ребёнком, так как приходят дети с различным творческим потенциалом, различными трудовыми навыками и умениями, разные по возрасту и характеру.

     Педагог в каждом учащемся должен поддерживать стремление к творчеству и самореализации,  систематически соблюдать правила безопасности.

     По ходу учебно-воспитательной работы в программу по необходимости можно внести изменения.

     На занятиях уделяется внимание просмотру книг, журналов, иллюстраций о природе.

Планируется посещение выставок, проведение конкурсов, викторин.

Пояснительная записка

    Цели  программы  подчинены становлению и развитию личности ребёнка

  • развивать способности;
  • трудовую, творческую активность;
  • воспитывать целеустремлённость;
  • чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Задачи программы:

  • ранее выявление творческих возможностей учащихся;
  • формирование у учащихся целостного восприятия;
  • создание условий для самореализации и до профессионального образования;
  • создать условия для лучшего усвоения знаний своего края и его обитателей;
  • продолжать воспитывать бережное отношение к природе.

  1 год. Задачами первого года обучения является выявление способностей, изготовление простейших поделок, воспитание усидчивости и умение доводить начатое дело до конца.

  2 год. Задачи второго года обучения – знакомство с природными явлениями, освоение приёмов работы с природным материалом, развитие трудовых умений и навыков, воспитание чувства коллективизма и взаимопомощи.

  3 год. Задачи третьего года обучения – знакомство с природой нашего края и её обитателями, более расширенное знакомство с природными явлениями, усложнённые работы с природными материалами.

Ожидаемый результат.

        Умение ориентироваться в современном мире, замечать красоту природы, её необходимость для существования самой жизни на Земле, умение сохранять восприятие при создании поделок из природного материала.

        Для проверки уровня знаний учащихся проводятся контрольные опросы, выставки, лучшими работами оформляются стенды и витрины.

Учебно – тематический план.

1-й год обучения.

         

                         ТЕМА

ЧАСЫ

всего

теория

практика

1.Вводное занятие.

2

2

---

2. Инструменты, материалы, техника безопасности

2

2

---

3. «Наши друзья – пернатые»

30

10

20

4. Изготовление поделок из шишек, желудей, орехов

36

6

30

5. Композиции из природного материала

36

6

30

6. Экскурсии, наблюдения, зарисовки на тему «Царевна – лягушка»

36

6

30

7. Итоговое занятие

2

2

---

 

                          ИТОГО:

144

34

110

Содержание изучаемого курса.

Первый год обучения.

  1. Вводное занятие. Знакомство. План и режим работы кружка. Выбор актива. Организация рабочего места. Правила поведения.
  2. Инструменты и приспособления. Знакомство детей с инструментами и правила пользования ими ( ножницы, шило, стеки, резцы). Техника безопасности.
  3. Наши друзья – пернатые. Задачи: продолжать расширять знания детей о птицах, учить оберегать и заботиться о своих пернатых друзьях. Беседы: «Птицы нашего края», «Птичьи голоса», «Места обитания пернатых»

     

  1. Изготовление поделок из шишек, желудей, орехов. Задачи: закреплять знания о свойствах природного материала, умение соединять данный материал, развивать умение планировать работу и доводить начатое дело до конца. Изготовление поделок  «Олень», «Ослик», «Павлин», «Лошадка», «Собачка».
  2. Композиции из  растительного материала. Задачи: закреплять умение планировать предстоящую работу, совершенствовать умение работать с разнообразным растительным материалом. Развивать у детей фантазию, творчество, воображение. Изготовление композиций  со стрекозой, бабочкой, птицами.
  3. Экскурсии, наблюдения, зарисовки на тему: «Царевна-лягушка». Задачи: изучение пресмыкающихся: лягушек, ящериц, змей. Развивать интересы к данному виду.
  4. Итоговое занятие. Подведение итога работы за учебный год, выставка лучших работ.

Контрольные вопросы:

Тема 3

  1. Каких пернатых друзей ты знаешь?
  2. Как нужно оберегать их?
  3. Какую пользу приносят птицы?
  4. Какие птицы обитают в наших краях?
  5. Какие птицы зимуют?
  6. Каких знаешь перелётных птиц?

Тема 4 и 5

  1. Как правильно производить сбор природного и растительного материалов?
  2. В какое время лучше производить сбор?
  3. Что необходимо для работы?
  4. Расскажи о своей любимой поделке: что необходимо из материала? Какие потребуются инструменты и приспособления?

Тема 6

  1. Каких знаешь земноводных?
  2. Каких знаешь пресмыкающихся?
  3. Какое значение имеют они в нашей жизни?
  4. Какие знаешь методы и приёмы по их охране?

Учебно – тематический план.

2-й год обучения.

         

                         ТЕМА

ЧАСЫ

всего

теория

практика

1.Вводное занятие.

2

2

---

2. Инструменты, приспособления, техника

безопасности

2

2

---

3. «Красная книга»

6

6

---

4.Сбор природного материала

18

4

14

5. Изготовление поделок из природного материала

30

6

24

6. Изготовление поделок из растительного материала

26

6

20

7. Наши друзья - птицы

32

16

16

8. Земноводные и пресмыкающиеся

30

20

10

9. Экскурсии, наблюдения, зарисовки на тему «Царевна – лягушка»

36

18

18

10. Изготовление поделок по

собственному замыслу

30

6

24

11. Итоговые занятия

4

4

---

                        ИТОГО:

216

90

126

Содержание изучаемого курса.

Второй год обучения.

1.    Вводное занятие. Запись в кружок. Утверждение плана и работы кружка.

2.    Инструменты и  приспособления ( ножницы, шило, стеки, резцы)

 Техника безопасности при работе с ножницами, стеками, резцами.

3.    Беседа и изучение красной книги.  Задачи: расширить знания детей о значении  «Красной книги», «Красной книги Нижегородской области» Пополнить знания детей новой информацией, продолжая воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

4.    Сбор природного материала. Задачи: учить детей правильно подбирать природный материал, не причиняя вреда природе. Развивать детское воображение, учить замечать интересное вокруг себя, так как природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения.

5.    Изготовление поделок из природного материала. Задачи: развивать детское творчество, воображение, фантазию, умение доводить начатое дело до конца. Изготовление поделок «Старик – лесовик», «Дед мороз», «Лиса», «Зайка», «Щенок».

6.    Изготовление поделок из растительного материала. Задачи: закреплять умение планировать предстоящую работу, совершенствовать умение работать с растительным материалом. Продолжать развивать воображение, фантазию, творчество. Композиции «Ночная птица», «Лебедь на озере», «Рыбалов», «Ворона и лиса».

7.    Наши друзья – птицы. Задачи: продолжать расширять знания детей о пернатых, закреплять умение оберегать птиц. Беседы: «Люди и птицы», «Берегите птиц», «Тише! Птицы на гнездах!»

8.    Изучение земноводных и пресмыкающихся. Задачи: расширить знания детей о земноводных и пресмыкающихся. Развивать интерес к этим обитателям природы и бережное отношение к ним.

9.   Экскурсии, наблюдения, зарисовки на тему «Царевна – лягушка». Задачи: расширять знания детей о лягушках, ящерицах, змеях.

10.  Изготовление поделок по  собственному замыслу. Задачи: развитие воображения и фантазии. Совершенствование навыков самостоятельного труда, умение доводить начатое до конца.

11.  Итоговые занятия. Подведение итогов за год. Поощрение лучших кружковцев.

Контрольные вопросы

Тема 3

  1. Что такое «Красная книга»?
  2. Кто занесён в данную книгу?
  3. Почему они находятся под охраной?
  4. Как можешь помочь им?
  5. Твой любимый  обитатель, занесённый в «Красную книгу»?

Тема 4, 5, 6

  1. Как нужно правильно собирать природный и растительный материал?
  2. Где лучше производить сбор и в какое время?
  3. Почему нельзя срезать кору и бересту с деревьев?
  4. Правила поведения в лесу?

Тема 8 и 9

  1. Каких знаешь земноводных и пресмыкающихся?
  2. Какую пользу они приносят?
  3. Кто из них занесён в красную книгу?

Учебно – тематический план.

Третий год обучения.

         

                         ТЕМА

ЧАСЫ

всего

теория

практика

1.Вводное занятие,

техника   безопасности

2

2

---

2. Сбор природного материала

32

4

28

3. Изготовление поделок из природного материала

30

10

20

4.Наблюдение птиц в природе

30

4

26

5. Изготовление композиций из засушенных цветов

30

4

26

6. Создание композиций из природного и растительного материала

30

4

26

7. Земноводные и пресмыкающиеся (экскурсии, наблюдения, зарисовки)

30

4

26

8. Изготовление поделок по замыслу учащихся

30

4

26

9. Итоговое занятие

2

2

---

                       ИТОГО:

216

38

178

Содержание изучаемого курса.

Третий год обучения.

  1. Вводное занятие. План и режим работы кружка. Оборудование рабочего места. Техника безопасности.
  2. Занятие на тему «Люди и птицы». Задачи: продолжить расширять знания детей о пернатых друзьях. Учить различать птиц по оперению, повадкам, по среде обитания. Экскурсии: « Наблюдение птиц в природе», «Птичьи голоса». Беседы: «Люди и птицы», «День журавля»
  3. Изготовление поделок из природного материала. Задачи: закрепить умение самостоятельно подбирать материал, создавать сюжеты и композиции.
  4. Изготовление композиций из засушенных цветов. Закрепить умение       создавать интересные композиции. Развивать чувство цвета.
  5. Создание композиций из природного и растительного материала. Задачи: продолжать закреплять знание о свойствах этих материалов. Умение планировать предстоящую работу. Развивать у детей фантазию, творчество, воображение.
  6. Экскурсии, походы, наблюдения, зарисовки на тему «Земноводные и пресмыкающиеся».
  7. Итоговые занятия. Подведение итогов работы за год.

Контрольные вопросы

Тема 3

  1. Какое значение для нас имеют птицы?
  2. За  какими  птицами тебе пришлось наблюдать?
  3. Чем ты помог пернатым птицам?

Тема 7

  1. Какие земноводные и пресмыкающиеся обитают в нашем краю?
  2. Какую пользу приносят?
  3. Какую работу ты провёл для их выживания?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ  об образовании от 10.03.1992 г.
  2. Типовые программы. М.:Просвещение 1992 г. и типовые положения (посмотреть в программе «Оригами»)
  3. Детская энциклопедия «Что такое, кто такой?» - М.:Педагогика 1990 г.
  4. Энциклопедия природы России «Птицы», «Земноводные и пресмыкающие». М.: 1998 г.
  5. Нагибина М.И. «Природные дары». М.: 1998 г.
  6. Минг – Виверз – Картер  «Засушенные цветы» . К.: 1989 г.
  7. Чернуха Т.А. «Твоя маленькая мастерская». М.: 1998 г.
  8. Пенецкая Л. «Креативные картины из природного материала». М.: 2006
  9. Журналы «Юный натуралист». М.: 1996 – 1998гг.
  10. Амфибии и рептилии Нижегородской области – пособие. НН.:2001 г.
  11. Земноводные пресмыкающие – метод. пособие. НН.: 1998 г.
  12. Люди и птицы – метод.пособие. НН.: 2002 – 2004гг.
  13. Женщины книга для вас – пособие по аранжировке сухими цветами.-М.: 1999 г.
  14. Сухие цветы – пособие. «100 идей для  украшения вашего дома». М.:1997 г.
  15. рекомендации по заготовке, засушке и сохранению растений – методическое пособие. НН.: 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....