Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
druzya_prirody.docx | 32.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества «Радуга»
Обновленная программа Утверждаю
рассмотрена на заседании Директор МКУ ДО ДДТ «Радуга»
педсовета «11» ноября 2015 г.
протокол № 2 от 11.11.2015 _______________ Мохова Т.Н.
Дополнительная общеразвивающая программа
«Друзья природы»
Направленность: естественнонаучная
Уровень реализации: дошкольное образование
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Федотова Н.Б.
п. Заокский
2015
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы» имеет естественнонаучную направленность.
С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо приучать детей к бережному отношению к окружающей среде. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с раннего детства, так как в этом возрасте легче всего сформировать у детей бережное отношение к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь в объединении, дети обогащают свой запас новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше.
Актуальность данной программы заключается в расширении и углублении знаний о природе, ее свойствах, явлениях и др. Дети младшего возраста особенно любознательны, им хочется все пробовать и на занятиях объединения они могут удовлетворять свои познавательные интересы, обогащая наглядно-образную картину мира.
Педагогическая целесообразность Дополнительная общеразвивающая программа «Друзья природы» формирует у воспитанников экологическую культуру поведения в природе, экологическое мировоззрение. В доступной для детей форме, позволяет прочувствовать и осознать хрупкую красоту природы. Она обогащает детей не только новыми знаниями, но и их эмоционально-чувственную сферу. В программе значительное место отведено практической деятельности, это дает детям возможность применять свои знания, проверять их ценность.
Цель: формирование у детей экологически ориентированной системы ценностей по отношению к окружающему миру через изучение природы.
Основные направления данной программы являются:
1. Познавательно-развивающее. Цель - знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое. Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (акции природоохранного характера, работа на огороде, подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
Обучающие:
- расширить и уточнить знаний об окружающем мире,
- формировать элементарные и научные представления о существующих в природе взаимосвязях;
- учить наблюдать, сравнивать, видеть взаимосвязи;
- формировать представления о самоценности природы, эмоциональное, положительное отношение к ней,
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к природе;
- развивать способность детей видеть прекрасное и безобразное в окружающей среде;
- развивать наблюдательность.
Воспитательные:
- воспитать бережное отношение к природе;
- воспитать потребность заботиться об улучшении природной среды по мере своих сил.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
5-7 лет.
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим занятий: занятия проводятся 4 раза в неделю по 1 часу.
Формы занятий:
- беседа;
- игра-путешествие;
- занятие в игровой форме;
- викторина;
- экскурсия в природу;
- работа с карточками;
- практическое занятие;
- экспериментальная деятельность;
- исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты
К концу обучения воспитанники должны иметь общее представление о растительном и животном мире, понимать ценность природных объектов, а также:
знать:
- особенности основных объектов природы: лес, луг, поле, болото, парк;
- наиболее распространенные виды животных и растений в нашем крае;
- особенности поведения некоторых видов животных в разное время года;
- о способах размножения растений;
- о повадках диких животных;
- о птицах, животных, растениях Тульского края, в том числе занесенных в Красную книгу;
- правила поведения в природе;
- о помощи человека природе.
уметь:
- устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов;
- определять лиственные и хвойные деревья по внешнему виду, плодам и семенам;
- определять наиболее распространенные в нашем крае лекарственные травы;
- ухаживать за растениями и животными в уголке природы;
- устанавливать связь и взаимодействие человека с природой;
- бережно относится к природе.
Программа включает в себя диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН на конец учебного года по экологическому развитию.
Формы подведения итогов:
- устный опрос;
- выполнение практических заданий;
- викторина.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие. | 0,5 | 1 | --- |
2. | Инструктаж по охране труда. | 1 | 2 | --- |
3. | Природа живая и неживая. | 5 | 3 | 2 |
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. | Неживая природа Вода Воздух Почва Вселенная | 43 18 7 9 9 | 26 12 4 4 6 | 17 6 3 5 3 |
5. | Сезонные изменения в природе. | 24,5 | 12,5 | 12 |
6. | Календарь природы. | 8 | 0,5 | 7,5 |
7. 7.1. 7.2. 7.3. | Живая природа. Растения. Животные. Насекомые. | 22 11 6 5 | 14 6 5 3 | 8 5 1 2 |
8. | Лес как экосистема. | 17 | 11 | 6 |
9. | Водоемы как экосистема. | 10 | 4 | 6 |
10. | Луг как экосистема. | 8 | 4 | 4 |
11. | Человек и природа. | 4 | 2 | 2 |
12. | Итоговое занятие. | 1 | 1 | --- |
Итого | 144 |
Содержание программы
- Вводное занятие.
Цель и задачи обучения, основные направления работы. Правила внутреннего распорядка. Организационная работа.
- Инструктаж по охране труда.
Правила техники безопасности на занятиях объединения, во время прогулок, экскурсий, правила поведения на природе.
- Природа живая и неживая.
Природа живая и неживая. Связь живой и неживой природы. Погода. Явления природы.
Практические занятия: работа с карточками, наблюдение за погодой.
- Неживая природа.
Вода, ее свойства, значение. Круговорот воды в природе. Мировой океан. Вода в жизни животных, растений и человека. Воздух его свойства. Ветер. Чистый и загрязненный воздух. Воздух нужен для жизни. Почва. Обитатели почвы. Значение почвы. Песок. Глина. Камни. Солнце, Земля и другие планеты. Смена времен года. Роль света в жизни растений, животных, человека. Космос. Вселенная. Звезды. Планета Земля в опасности.
Практические занятия: свойства воздуха и воды, опыты с воздухом и водой, наблюдение за паром, замораживание воды и получение талой воды, морские глубины (рисование), «рыба-клоун» (пластелинография), викторины, лепка из глины, рисование на камнях, аппликация, поделки из бросового материала.
- Сезонные изменения в природе.
Особенности сезонов. Признаки. Явления. Жизнь растений и животных в разные сезоны.
Практические занятия: аппликация в технике обрывания, нетрадиционная техника рисования, поделка из природного материала, коллективная аппликация, изготовление кормушек, подкормка птиц и наблюдение за ними, рисование.
- Календарь природы.
Заполнение календаря природы. Работа с термометром. Условные обозначения.
Практические занятия: составление, оформление, подведение итогов календаря природы
- Живая природа.
Растения – легкие земли. Разнообразие видов растений. Размножение, строение растений. Охрана растений. Красная книга. Животные разных континентов. Животные нашей области. . Значение насекомых в природе. Насекомые: жуки, шмели, бабочки, муравьи и т.д. Охрана муравейников. Путешествие к пчелам.
Практические занятия: работа с карточками, выращивание растений, и уход за ними, викторины, нетрадиционная техника рисования, бабочка (пластилинография).
- Лес как экосистема.
Лес многоэтажный дом. Цепочки в лесу. Кто главный в лесу? Леса их значение в природе и хозяйстве человека. Бережно относимся к бумаге. Кустарники леса. Травянистые растения леса. Взаимосвязи между растениями и животными леса. Охрана лесов. Распознавание кустарников, трав, грибов, мхов. Знакомство с грибами. Отличие грибов от растений. Роль грибов в лесу. Съедобные и ядовитые грибы. Как люди помогают лесным обитателям. Животные леса.
Практические занятия: экскурсия в лес, секреты лесовика, поделка из бросового материала, встреча птиц.
- Водоемы как экосистема.
Реки, озера, пруды, болота, их значение в природе. Земноводные. Пресмыкающиеся. Влияние деятельности человека на водоемы и их обитателей. Охрана водоемов.
Практические занятия: Работа с карточками, черепаха из бумаги, сравнение рыб и лягушек, лягушка из соленого теста, экскурсия к водоему, наблюдение за обитателями водоемов.
- Луг как экосистема.
Луга их значение в природе и хозяйстве человека. Травянистые растения луга. Животные луга. Охрана лугов.
Практические занятия: распознавание травянистых растений луга, экскурсия на луг, работа с карточками.
- Человек и природа
Через добрые дела можно стать юным экологом. Десять заповедей друзей природы. Как человек охраняет природу?
Практические занятия: коллективное рисование «Мы – друзья природы».
- Итоговое занятие
Подведение итогов работы за год.
Методическое обеспечение
На занятиях объединения используются групповая форма работы.
формы занятий:
- теоретические и практические занятия;
- тематические беседы;
-дидактические игры;
- экскурсии;
- наблюдения.
методы и приемы:
- демонстрации;
- репродуктивный;
- творческий.
Для реализации программы необходима следующая материальная база:
- групповая комната с необходимой мебелью;
- наглядные пособия: (таблицы, схемы);
- карандаши, краски, альбомы;
- цветная, гофрированная бумага,цветной картон, клей, пластилин;
- пряжа, ножницы;
- природный материал (листья, ракушки);
- бросовый материал;
- пластилин.
Формами подведения итогов по каждой теме или разделу являются: анализ работ, мини-выставки.
В конце учебного года организуется смотр готовых работ и проводится итоговое занятие, на котором подводятся итоги работы объединения за год, поощряются лучшие участники объединения.
Список литературы для педагога.
- Алябьева Е.А. Игры-путешествия на участке детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
- Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Детям о самом важном).
- Вакуленко Ю.А. воспитание любви к проде у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. – Волгоград: Учитель, 2008. – 157 с.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В.конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 128 с.
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 192 с.(Ребенок в мире поиска)
- Иванова А.И. Мир растений: экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 240 с.
- Копцева Т.А., Селезнева Г.Б., Сырых Н.В., Фомина О.Н. Я и мир природы. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность: учебно-методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014. – 114 с. (от задачи к результату).
- Лыкова И.А. ,Шипунова В.А. опасные предметы, существа и явления. Детская безопасность: учебно-методическое пособие для педагогов, практическое руководство для родителей. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015. - 96 с.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
- Соломенникова О.А. ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 112 с.
- Шорыгина Т.А. Понятные сказки. Беседы с детьми об игрушках, растениях и животных. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 64 с.
- Шорыгина Т.А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и ее жителях. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 80 с.
- Интернет ресурсы.
Список литературы для детей.
- Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. Подготовительная группа. Ч. 1,2. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 40 С.
- Козлова С., Князева О. Мой организм. – М.: Владос, 2001
- Мартынов С.М. Овощи + фрукты + ягоды = здоровье. М.: Просвещение, 1993
- Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
- Тамбиев А. Экологическая азбука для детей. Животные.- М.: Школьная пресса, 2000
- Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей.- М.: Прометей, 2003
- Щербенева Е.А. Занимательная экология: комплект рабочих листов для занятий с детьми 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2013. – 87 с.
- Я познаю мир. Экология; Энциклопедия - М.: ACT, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа "Друзья природы" для детей старшего возраста
Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные, сенсорные и творческие способности ребенка, характерная особенность современной педагогики. Важнейшая цель при этом - помочь р...
Дополнительная общеразвивающая программа "Природа и мы"
Программа "Природа имы" предназначена для детей от 7 до 14 лет. Разработана на три года....
Диагностический материал к дополнительной общеразвивающей программе «Цвет природы»
Представлен диагностический материал; 1. Критерии сформированности экологических знаний и умений детей с нарушением интеллекта2. Методика диагностики уровней сформированности экологич...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) по экологической направленности «В гостях у природы»
Природа и человек … Когда-то эти понятия в сознании людей были слиты воедино. Человек чувствовал целостность мира и считал себя его частью. В наше время отношения человека и природы претерпели ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Друзья Наураши"
Дополнительная общеразвивающая программа "Друзья Наураши"...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ДРУЗЬЯ НАУРАШИ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ДРУЗЬЯ НАУРАШИ»...