«Что такое конфликт, способы выхода из конфликтных ситуаций»
план-конспект
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_azarova_i._p.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар - практикум
«Как избежать конфликта с родителями?»
Выступление тема:
«Что такое конфликт, способы выхода из конфликтных ситуаций»
Воспитатель Азарова И.П.
Сегодня мы с вами попробуем разобраться , что же такое конфликт и как его избежать, а если уж не удаётся избежать, то как выйти из конфликтной ситуации с наименьшими потерями для обеих конфликтующих сторон.
В переводе с латинского «конфликт» обозначает столкновение интересов, идей, взглядов, ценностей, мнений разных людей и конкуренция за удовлетворение своих потребностей.
Конфликт – серьёзное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями и борьбой.
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны:
Со стороны родителей это:
с ребенком мало занимаются в саду;
не создают должных условий для укрепления его здоровья;
не могут найти подход к ребенку;
используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);
ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
ограничивают свободу ребенка;
часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили, ударили, поцарапали.
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных «тонах» при ребенке;
забывают оплатить квитанции
забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика);
поздно забирают детей;
плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход);
предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Экспресс диагностика
«Устойчивость к конфликтам».
Эти животные классифицируются по типам конфликтогенности личности. Предлагаю каждому участнику выбрать себе животное, которое больше подходит ему по духу или больше нравится.
Тип I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, то есть отказа как от достижения личных целей, так и от ориентации на благоприятные взаимоотношения с окружающими. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения
Тип II. «Акула» - силовая стратегия. Для приверженцев этой стратегии цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им неважно, любят ли их. Они считают, что конфликты решаются лишь выигрышем одной из сторон и проигрышем второй.. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
Тип III. «Медвежонок» - стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения важны, цели - нет. Такие люди хотят, чтобы их принимали, любили, ради чего жертвуют целями. Ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
Тип IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения; такие люди готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить взаимоотношения.
Тип V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации. Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выход в совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения, удовлетворяющие всех участников.
Давайте с вами немного пофантазируем. Упражнение «Яблоко»
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы — яблоко. Спелое, сочное, красивое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке.
Все любуются вами, восхищаются.
Вдруг откуда ни возьмись, подползает к вам червяк и говорит: "Сейчас я тебя буду есть!".
- Что бы вы ответили червяку? Вы пока подумайте, ответ скажите чуть позже.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций:
1. Конкуренция или соперничество предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
2. Избегание характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
3. Компромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
4. Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным.
5. Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок». (Участники предлагают свои ответы, все присутствующие комментируют их.)
Примеры ответов.
Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»
Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»
Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!»
Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»
Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, они тоже вкусные!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Занятие с элементами тренинга для педагогов "Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации"
Цель - обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода их нее....
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...
Конспект семинара для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...
Конфликт. А вы знаете свой способ выхода из конфликтной ситуации?
Конфликт. Диагностика конфликтности. ...