Конфликт. А вы знаете свой способ выхода из конфликтной ситуации?
консультация
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 117 «Мир чудес»
Консультация для педагогов:
«А ВЫ ЗНАЕТЕ СВОЙ СПОСОБ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ?»
Педагог - психолог:
Болотина Е.Е.
Консультация для педагогов "А Вы знаете свой способ выхода из конфликтной ситуации?"
Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека в социуме и его взаимодействия с другими людьми. Конфликты возникают повсеместно и могут подстерегать каждого из нас где угодно: на работе, в магазине или общественном транспорте, и даже дома. Умение распознавать конфликтные ситуации и нейтрализовывать их является очень важным навыком для любого человека.
В психологии конфликт определяется, как столкновение, отсутствия согласия в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. Наука занимающаяся изучением конфликтов называется конфликтологией.
Конфликт – это всегда противоборство субъектов социального
взаимодействия, которое характеризуется нанесением взаимного ущерба
(морального, материального, физического, психологического и т.п.), которые нередко выходят за рамки обще принятых норм и стандартов.
Причины конфликтов:
- Противоречия между интересами и взглядами
- Противоборство между лидерами
- Особенности восприятия, темперамента, убеждений
- Ошибки в общении (не умения слушать, правильно задавать вопросы, реагировать на критику)
Варианты поведения в конфликтных ситуациях:
- Избегание (нежелание вступать в конфронтацию, уход от конфликта).
+ Когда хочешь выиграть время, конфликт может разрешиться сам собой
-- Проблема остается не разрешенной
- Компромисс («половинчатая» выгода каждой стороны).
+ Когда другие стратегии не эффективны
-- Получаешь только часть того, на что расcчитывал
- Сотрудничество (учитываются интересы обоих сторон).
+ Когда есть время и желание разрешить конфликт удобным для всех способом
-- Требует много времени и сил, успех не гарантирован
- Приспособление одной из стороны к целям и интересам другой.
+ Когда хорошие отношения для вас важнее, чем ваши интересы
-- Ваши интересы остались без внимания, вы уступили
- Соревнование (выигрывает одна из сторон конфликта).
+ Когда права на вашей стороне, когда вам во что бы то ни стало надо победить
-- Эта стратегия может сделать вас не популярным
Правила эффективного поведения в конфликте:
- Остановитесь! Не торопитесь реагировать!
- Дайте себе немного времени, чтобы оценить ситуацию!
- Откажитесь от установки: «Победа любой ценой!»
- Подумайте о последствиях выбора!
Предлагаю пройти тест и исследовать, к какому из пяти типов по К. Томасу вы относитесь. Для этого необходимо пройти Тест «30 пословиц».
Представьте себе, что вы — экзаменатор, оценивающий предлагаемые ниже суждения так, что не удовлетворяющие из них лично вас оцениваются 1-2, а совпадающие с вашим личным мнением или близкие к нему — 4 или 5. Оценку 3 не используйте! Оцените каждое суждение без особенно долгих раздумий. Оценки ставятся по первому ясному впечатлению напротив каждого суждения в таблице, приведенной ниже.
Бланк для оценок разделен на пять колонок и шесть строк, где номера следуют по порядку горизонтально.
Интерпретация результатов будет по номеру колонки.
После того, как вы оцените все пословицы, вы можете посчитать баллы по колонкам.
Помните, любой тест работает с определенной долей вероятности. Совпадает результата с действительностью или нет решать только вам.
ПОСЛОВИЦЫ:
1. Худой мир лучше доброй ссоры.
2. Если не можешь заставить другого думать, как ты хочешь, заставь его делать.
3. Мягко стелет, да жестко спать.
4. Рука руку моет.
5. Ум хорошо, а два лучше.
6. Из двоих спорящих умнее тот, кто замолчит.
7. Кто сильнее, тот и прав.
8. Не подмажешь – не поедешь.
9. С паршивой овцы хоть шерсти клок.
10. Правда то, что умный знает, а не то, о чем все бают.
11. Кто ударит и убежит, тот смелый драться хоть каждый день.
12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
13. Убивай врагов своей добротой.
14. Честная сделка не вызывает ссоры.
15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
16. Дерись подольше да ума набирайся побольше.
17. Сражение выигрывает тот, кто верит в победу.
18. Добро слово победит.
19. Ты – мне, я – тебе.
20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, может извлечь пользу из
истины, которой обладает другой.
21. Кто спорит – ни гроша не стоит.
22. Кто не отступает – тот обращается в бегство.
23. Ласковый теленок двух мамок сосет.
24. Кто дарит – друзей наживает.
25. Вынеси заботы на свет и держи с другими совет.
26. Лучший способ решить конфликт – избежать его.
27. Семь раз отмерь – один раз отрежь.
28. Кротость торжествует над злом.
29. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
30. Чистосердечие, честь и доверие сдвинут горы
Бланк теста «30 пословиц»
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Пройдите тест заполните бланк и только после этого переходите к интерпритации.
Интерпретация
1-й тип – «черепашка». У людей такого типа - большое желание спрятаться от проблем под «панцирь». Это представители позитивного консерватизма, они ценны тем, что никогда не теряют цель. В спокойной ситуации человек данного типа с вами во всех делах, но в сложной ситуации он может изменить вам.
2-й тип - «акула». Для людей этого типа главное - их цель, их работа. Их не волнует отношения коллег («Ваша любовь мне ни к чему»), Умный руководитель уважает целенаправленность «акулы» – надо лишь ограничить ее притязания. Если коллектив состоит из «черепах», он может добиться, чтобы «акулы» не процветали. «Акулы» очень важны для «коллектива, потому что, двигаясь к собственной цели, они могу вывести Коллектив из сложной ситуации.
3-й тип – «медвежонок». Люди этого типа стараются сглаживать острые углы, чтобы все в коллективе любили друг друга. Зная заботы и интересы каждого, они вовремя подадут чай, подарят цветы в день рождения, посочувствуют, поддержат в трудную минуту. Но при этом они могут; Полностью забыть конечную цель своей деятельности, потому что для; них наиболее важным оказываются человеческие отношения.
4-й тип – «лиса». Люди этого типа всегда стремятся достигнуть компромисса. Они не просто хотят, чтобы всем было хорошо, они становятся активными участниками любой деятельности. Но в отношениях с людьми «лиса» может отойти от главных заповедей (пользуются принципом «Не обманешь – не проживешь»). Люди этого типа часто не понимают, почему их не ценят окружающие.
5-й тип – «сова». Это честные и открытые люди. Представители этого типа никогда не будут изворачиваться, уходить от борьбы, они могут пожертвовать хорошими отношениями во имя выбранной цели. У них стратегия честной и открытой борьбы, честной и открытой цели.
Конструктивные конфликты не выходят за рамки деловых отношений и предполагают пять стратегий поведения: соперничество, сотрудничество, компромисс, приспособление и избегание.
1. Соперничество – «акулы» – это открытая «борьба» за свои интересы. Данная стратегия используется тогда, когда человек обладает сильной волей, властью и достаточным авторитетом. Однако соперничество редко приносит долгосрочные результаты; тот, кто сегодня проиграл, в последствии может отказаться от сотрудничества. Поэтому эта стратегия не может быть использована в личных, близких отношениях.
2. Сотрудничество – «совы» – это поиск решения, удовлетворяющего интересы двух сторон. Такая стратегия ведет к успеху в делах и личной жизни, так как в процессе разрешения конфликта есть стремление к удовлетворению нужд всех. Специалисты рекомендуют начать реализацию этой стратегии с фраз типа: «Я хочу справедливого исхода для нас обоих», «Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы получить то, что мы оба хотим» и т. п.
Доказано, что при выигрыше двух сторон они более склонны исполнять принятые решения. Сотрудничество предполагает умение (желание) сдерживать свои эмоции, объяснять свои решения (аргументировать требования) и выслушивать другую сторону. При сотрудничестве происходит приобретение совместного опыта работы и вырабатываются навыки слушания.
3. Компромисс – «лисы» – это урегулирование разногласий через взаимные уступки. Такая стратегия эффективна тогда, когда обе стороны желают одного и того же, но точно знают, что одновременно их желания невыполнимы (например: желание занять одну и туже должность).
Как правило, компромисс позволяет хоть что-то получить, чем все потерять, и дает возможность выработать временное решение, если на выработку другого нет времени.
4. Избегание – «черепашки» – это стремление выйти из конфликта, не решая его, не настаивая на своем, но и не уступая своего. Данную стратегию рекомендуется использовать в случаях, когда одна из сторон чувствует, что не права, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Более того, уход или отсрочка позволяет предположить, что за это время ситуация может разрешиться сама собой или вы сможете ею заняться, когда будете обладать достаточной информацией или желанием разрешить ее.
5. Приспособление – «медвежата» – представляет собой тенденцию к сглаживанию противоречий, поступаясь своими интересами. Если нужда другого человека окажется более важной, чем ваша, а переживания – сильнее, то эта стратегия является единственной для разрешения конфликта.
Существует мнение, что наиболее эффективными являются такие способы выхода из конфликта, как сотрудничество и компромисс. Однако любая из представленных Томасом стратегий может оказаться в разных ситуациях эффективной, поскольку имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Занятие с элементами тренинга для педагогов "Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации"
Цель - обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода их нее....
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...
Конспект семинара для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Материал для педагогов ДОУ...
«Что такое конфликт, способы выхода из конфликтных ситуаций»
В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективными способами выхода из конфликтной ситуации являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий може...