Конспект семинара для педагогов ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
статья
Предварительный просмотр:
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Омска «Детский сад № 88 комбинированного вида»
_____________________________________________________________
Конспект
семинара для педагогов ДОУ
«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Подготовила:
воспитатель
Фоменко М. М.
Омск - 2022
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителями
Задачи:
1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».
2. Дать представление о способах разрешения конфликтных ситуаций.
3. Научить педагогов практическим приёмам разрешения и предупреждения конфликтных ситуаций.
Ход семинара:
I. Вступительная часть. Создание позитивной атмосферы.
«Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна». Мы часто сетуем на то, что родителям безразличны наши усилия, что они не хотят идти на контакт, что не интересуются жизнью своих детей. А задумывались ли мы когда-нибудь о том, что, возможно, это мы не можем расположить людей к общению, заинтересовать, сделать так, чтобы в детских садах было тепло и уютно не только детям, но и их родителям.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю.
Сегодня мы с Вами попробуем разобраться, что такое конфликт и как его избежать.
Игровое упражнение «Приз».
Цель: внести оживление в работу группы, обсудить некоторые причины возникновения конфликтов.
Содержание. Для этой игры понадобится небольшого размера приз победителю (это маленькая игрушка). Требование к призу одно: он не должен быть хрупким, так как в процессе игры существует вероятность того, что он упадет на пол. Ведущий заранее упаковывает приз (заворачивает в бумагу, кладет в коробку, перевязывает ленточками, заклеивает скотчем и т. д).
Перед началом игры группа садится в круг, стулья придвинуты максимально близко друг к другу. Ведущий включает веселую музыку и передает большой сверток с призом одному из сидящих рядом с ним участников. Тот, получив сверток, тут же передает его по кругу следующему игроку, тот — следующему и т. д.
Внезапно музыка прекращается, и участник со свертком в руках быстро начинает разворачивать приз. Он может это делать до тех пор, пока вновь не зазвучит музыка. С момента звучания музыки приз снова «путешествует» по кругу до следующей музыкальной паузы. Как только музыка замолкает, участник с призом в руках продолжает распаковывать его и при появлении звуков музыки передает по кругу дальше. Приз достается тому, кто сумеет окончательно развернуть его и взять в руки.
Обсуждение. После того как участники поделились своими впечатлениями об игре, тренер задает следующие вопросы: «Если бы нас с вами попросили снять фильм о конфликтных людях на примере данной игры, то где и в какие моменты мы могли бы разыграть конфликты? Из-за чего могли бы возникнуть конфликты? Кто мог бы стать их потенциальными участниками и почему? Например: конфликт мог бы возникнуть в момент остановки музыки между участником, который разворачивает приз и участником, сидящими рядом. Можно было бы обвинить ведущий в том, что он имеет предвзятое отношение к некоторым участникам и использовал это в моменты включения и выключения музыки и т. д).
Далее ведущий предлагает участникам ответить вопросы: «Как можно было бы изменить инструкции к игре, чтобы снизить вероятность появления конфликтов? » (Сделать инструкцию более четкой, ввести некоторые ограничения и т.д). В каком случае 6ыло бы интереснее играть, в первом (как мы играли) или во втором (смоделированном варианте).
II. Теоретическая часть.
Между родителями и воспитателем могут возникнуть различные причины для конфликта.
Причины конфликтов между педагогом и родителями различны:
Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
(ответы педагогов)
Со стороны родителей это:
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания);
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку);
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребенка;
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях), ударили, поцарапали.
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика) ;
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?
Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями? ».
Положительные и отрицательные стороны конфликтов – подумайте и напишите.
Положительные
• Получение социального опыта
• Нормализация морального состояния
• Получение новой информации
• Разрядка напряжённости
• Помогает прояснить отношения
• Стимулирует позитивные изменения
Отрицательные
• Настроение враждебности
• Ухудшение социального самочувствия
• Формализация общения
• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение
• Эмоциональные затраты
• Ухудшение здоровья
• Снижение работоспособности
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.
Психологи предлагают 5 способов выхода из конфликтных ситуаций
Соревнование (конкуренция) — самый распространенный и одновременно самый неэффективный способ решения проблемы, стремиться добиться своего в ущерб другому.
Недостатки: При поражении – неудовлетворенность, при победе - чувство вины, испорченные отношения. «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю»
Избегание ( уклонение)— уклонение от решения конфликтной ситуации. Желание выиграть время, сохранение покоя, исход не очень важен.
Недостатки: переход конфликта в скрытую форму. Характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера «Вон посмотри, какая там красивая груша»
Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок.
Недостатки: получение только половины ожидаемого, причины конфликта полностью не устранены. Достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны.
«Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам».
Приспособление — игнорирование собственных интересов в пользу других людей, желание сохранить мир, правда на другой стороне, отсутствие власти.
Недостатки: вы уступили, решение этого вопроса откладывается, предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным. «Такая, видно, у меня доля тяжкая».
Сотрудничество — самый оптимальный способ реагирования на конфликт, при котором учитываются интересы каждой из сторон. Именно при сотрудничестве выигрывают все конфликтующие стороны.
Вывод: В педагогической практике существует мнение, что наиболее эффективным способом выхода из конфликтной ситуации является сотрудничество, девиз которого: «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы». Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
«Правила построения эффективного общения».
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.
Самые универсальные – это:
- улыбка,
- имя собеседника (Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!». Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника),
- комплимент.
III. Заключительная часть семинара
Упражнение “Рисунок вдвоем”.
Коллектив делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.
Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.
Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что педагоги вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Почему это так? Оказывается: в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт, можно вести себя совершенно по-разному. Иногда напряжение в конфликтной ситуации столь сильно, что подлинная коммуникация не возможна. В этом случае мелкие примирительные акции одной из сторон способны вызвать ответные примирительные шаги другой стороны. Первым шагом должно стать снятие негативного эмоционального напряжения.
В заключении хотелось бы рассказать Вам одну мудрую притчу:
«Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.
Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью».
Мне очень хочется надеяться, что также и Вы будете побеждать в любых конфликтных ситуациях, действуя по-доброму и с любовью, и у вас обязательно все получится! Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"
Технология педагогического общения с родителями, используя технику "Я - сообщение", разработанную американским психологом Томосом Гордоном...
Групповой семинар-практикум для педагогов ДОУ «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей. Правила бесконфликтного общения»
Цель: формирование у педагогов представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулиро...
Практический семинар для педагогов "Способы выхода из конфликтной ситуации в работе с семьей"
Слово «конфликт» в переводе с латинского означает «столкновение». Как правило, о негативных последствиях конфликта говорят много: это и большие эмоциональные затраты, и ухудшен...
Консультация для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей"
Консультация для педагогов ДОУ...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: повышение коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родитель».2. Да...
Семинар-практикум для педагогов Тема: «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников....
Консультация для педагогов «Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Попробуем разобраться, что такое конфликт и как его избежать с минимальными эмоциональными затратами....