Занятие с элементами тренинга для педагогов "Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации"
план-конспект занятия на тему

Цель - обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода их нее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_pedagogov_po_konfliktologii.doc57.5 КБ
Файл tipy_trudnyh_lyudey.pptx409.72 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с элементами тренинга для педагогов

«Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации».

Цель – обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода из неё.

Задачи:

  • Ознакомление со способами выхода из конфликтных ситуаций,
  • Ознакомление с типами «трудных людей» и способами поведения при общении с ними,
  • Ознакомление и отработка техник, снижающих и повышающих напряжение во время конфликта,
  • Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию,
  • Обучение применению безоценочных высказываний и «Я – высказываний»,
  • Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.

  1. Типы трудных людей (Презентация). Обсуждение.

  1. Упражнение «Достойный ответ»

Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.

Обсуждение:        психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.

Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь.

Ты никогда никому не помогаешь

Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы.

Ты совсем не умеешь красиво одеваться.

Почему ты на всех смотришь волком?

С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений.

Ты как не от мира сего

У тебя такой страшный взгляд.

С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь.

У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы.

Посмотри, на кого ты похожа!

Ты слишком много болтаешь ерунды.

Что ты вечно на всех кричишь?

У тебя полностью отсутствует чувство юмора.

Ты слишком плохо воспитана.

  1. К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.
  • Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
  • Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
  • Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
  • Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
  • Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.

  1. Техники, снижающие напряжение, возникающее во время конфликта:
  • Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • Вербализация эмоционального состояния:
  • Своего;
  • Партнера.
  • Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
  • Проявление интереса к проблемам партнера.
  • Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
  • В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
  • Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • Обращение к фактам.
  • Спокойный уверенный темп речи.
  • Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.
  1. Техники, повышающие напряжение, возникающее во время конфликта:
  • Перебивание партнера.
  • Игнорирование эмоционального состояния:
  • Своего;
  • Партнера.
  • Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
  • Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
  • Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
  • Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
  • Поиск виноватых и обвинение партнера.
  • Переход на «личности».
  • Резкое убыстрение темпа речи.
  • Избегание пространственной близости и наклона тела.
  1. Упражнение «Говорю, что вижу»

Участники констатируют факты о предлагаемом предмете (шапка): цвет, форма, особенности и т.д.

Затем участники озвучивают свои оценки относительно  этого же предмета.

Обсуждение.

  1. Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы.

.

Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие:

Ø  Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти.

Ø  Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас.

Ø  Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором.

Ø  Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы.

Ø  Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным.

Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника.

  1. Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»

Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например ссорящихся супругов), а третий играет миротворца, арбитра.

На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:

Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?

Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?

Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?

  1. Рефлексия «Острова»

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения,  Бермудский треугольник и др.

Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося занятия.

Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы «трудных людей» и способы работы с ними Педагог-психолог Войтенко С.А.

Слайд 2

«Танк» Это люди, грубые и бесцеремонные, считающие, что все вокруг должны уступать им дорогу. Они могут вести себя так потому, что убеждены в своей правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. Н екоторые из таких людей могут бояться раскрытия своей неправоты. Для «танка» подрыв его имиджа — ужасная перспектива. Если предмет конфликта не особенно важен для вас, то лучше уклониться от него или приспособиться . Уйдите с дороги или уступите этому человеку в малом, чтобы успокоить его . е сли уклониться невозможно, дайте такому человеку «спустить пар». спокойно и уверенно выскажите собственную точку зрения, но старайтесь не ставить под сомнение его правоту, поскольку иначе вы неизбежно столкнетесь с враждебной реакцией. о пределите свою роль как роль миротворца , который стоит над конфликтом . п одавите ярость человека собственным спокойствием; это поможет ему справиться со своей агрессивностью, и вы сможете прийти к общему решению. Как себя вести?

Слайд 3

«Снайпер» старается причинять людям неприятности с помощью закулисных махинаций и других скрытых проявлений агрессии. полагает , что такое его поведение полностью оправдано; кто-то другой поступил неправильно, а он выполняет роль « тайного мстителя» , восстанавливая справедливость. не обладает достаточной властью, чтобы действовать открыто. Как себя вести? опираясь на конкретный факт причинения зла, попытаться выявить скрытые причины действий «скрытого агрессора». д айте понять атакующему вас человеку, что вы выше этого, сказав что-нибудь подобное следующему :« Чего вы добиваетесь этим? » е сли он начнет отрицать факты, приведите доказательства. следует сохранять спокойствие, чтобы человеку не показалось, что вы агрессивно настроены по отношению к нему, так как это может только привести к открытой стычке. е сли вы приведете еще несколько разоблачительных примеров, то человек поймет, что маска с него сорвана. Ему остается либо прекратить нападки на вас, либо открыто признать их. вы сможете выявить истинные причины «трудности» человека и найти решение проблемы.

Слайд 4

« Разгневанный ребёнок» Человек, относящийся к этому типу людей, не является злым по своей природе; он взрывается, как ребенок , у которого плохое настроение. Обычно человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Так, например, начальник может вспылить, чувствуя , что подчиненные совсем «отбились от рук». Как себя вести? дать человеку накричаться, дать выход его эмоциям. и ли убедить человека в том, что вы слушаете его. дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокоить его. когда он успокоится, ведите себя с ним как с обычным, разумным человеком, как будто и не было никакого взрыва с его стороны. Дипломатично и доброжелательно предложите ему обсудить возникшую проблему. Вы можете обнаружить, что человек несколько смущен после такой вспышки. п римите его извинения, если они последуют, и он будет чувствовать себя лучше. лучше отвлечь внимание от случившегося, и тогда человеку будет легче забыть о своем « взрыве». п очувствовав , что он снова контролирует ситуацию, такой человек становится более спокойным и рассудительным.

Слайд 5

«Жалобщик» Как себя вести? внимательно выслушать и попытаться понять «жалобщика». Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Вам следует признать или оценить этого человека, показав, что вы поняли сказанное им; возможно, повторив это иными словами. после высказывания сути его основной жалобы, необходимо искать способ прекращения разговора или перевода его на иную тему. нужно переключить его внимание на решение проблемы . не обязательно признавать, что жалоба справедлива! Показать ситуацию с Вашей стороны . если вы чувствуете, что поток жалоб превратился в непреодолимый замкнутый круг, и разговор уже невозможно направить в конструктивное русло, вы сделали все, что могли.

Слайд 6

«Молчун» Ключом к разрешению конфликта, если только вы не хотите уклониться от него, является преодоление замкнутости собеседника. следует задать несколько вопросов в такой форме, которая не позволит выразить ответы только словами «да» или «нет», либо просто кивком головы . «Что вы думаете по этому поводу ?», « Я знаю, что вам может быть не по душе разговор на эту тему, но если бы мы могли обсудить эту ситуацию открыто, то нашли приемлемое для обоих решение ». п окажите , что вы отнесетесь к человеку сочувственно и доброжелательно. покажите, что Вы благодарны человеку за то, что он разговаривает с Вами независимо от того, согласны Вы с ним или нет. Если он вдруг сделает паузу, не торопите его. необходимо сохранять чувство меры. Если Вы видите, что человек внезапно замолчал и все больше сопротивляется попыткам продолжить беседу, не настаивайте на этом.

Слайд 7

« Сверхпокладистый » Такие люди могут казаться приятными во всех отношениях и не создающими трудностей в общении с ними, потому что они всегда уступают, чтобы помочь и тем самым понравиться другим людям. Но время от времени они создают проблемы: вы полагаетесь на такого человека, а потом оказывается, что его слова расходятся с делом (друг соглашается сделать что-то для вас, но в последнюю минуту находит причину для отказа и т.д .) покажите ему, что Вы хотите правдивости с его стороны. Настаивайте на том, что Вы хотите знать, что в действительности думает этот человек, и хотите, чтобы он сделал только то, что он в состоянии или что он хочет сделать. с делайте ударение на том, что Вас беспокоит не то, согласится он с Вами или нет, а его конкретные действия. н еобходимо настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно — какую. Убедите его в том, что Ваше отношение к нему будет определяться не тем, что он во всем с Вами соглашается, а тем, насколько он будет правдив с Вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем. Как себя вести?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций"

Тренинг для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций"...

Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»

Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...

Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».

Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...

Тренинг «Способы выхода из конфликтных ситуаций»

Тренинг«Способы выхода из конфликтных ситуаций»...