Занятие с элементами тренинга для педагогов "Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации"
план-конспект занятия на тему
Цель - обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода их нее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov_po_konfliktologii.doc | 57.5 КБ |
tipy_trudnyh_lyudey.pptx | 409.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с элементами тренинга для педагогов
«Конфликты и способы выхода из конфликтной ситуации».
Цель – обучение способам поведения в конфликтной ситуации и выхода из неё.
Задачи:
- Ознакомление со способами выхода из конфликтных ситуаций,
- Ознакомление с типами «трудных людей» и способами поведения при общении с ними,
- Ознакомление и отработка техник, снижающих и повышающих напряжение во время конфликта,
- Выработка навыков быстрого реагирования на конфликтную ситуацию,
- Обучение применению безоценочных высказываний и «Я – высказываний»,
- Отработка умений и навыков сглаживания конфликтов.
- Типы трудных людей (Презентация). Обсуждение.
- Упражнение «Достойный ответ»
Все слушатели по кругу (по очереди) произносят записанную на карточку фразу, глядя в глаза соседу справа, задача которого — достойно ответить на этот «выпад». Затем ответивший участник поворачивается к своему соседу справа и зачитывает фразу со своей карточки. Когда каждый выполнит задание, то есть побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается и группа переходит к обсуждению.
Обсуждение: психолог спрашивает участников, легко ли им было выполнять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе. Как правило, слушатели говорят, что грубые высказывания их не взволновали, потому что они не воспринимали их как направленные конкретно против себя. Затем все предлагают различные варианты конструктивного поиска, который поможет и в реальных жизненных условиях так же воспринимать негативную информацию от партнеров по общению.
Ты слишком высокого мнения о себе. Ты ведешь себя так, как будто ты самый главный здесь. |
Ты никогда никому не помогаешь |
Когда я тебя встречаю, мне хочется перейти на другую сторону улицы. |
Ты совсем не умеешь красиво одеваться. |
Почему ты на всех смотришь волком? |
С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений. |
Ты как не от мира сего |
У тебя такой страшный взгляд. |
С тобой бесполезно договариваться о чем -либо. Ты все равно все забудешь. |
У тебя такой скрипучий голос, он действует мне на нервы. |
Посмотри, на кого ты похожа! |
Ты слишком много болтаешь ерунды. |
Что ты вечно на всех кричишь? |
У тебя полностью отсутствует чувство юмора. |
Ты слишком плохо воспитана. |
- К. Томас выделяет пять способов выхода из конфликтной ситуации.
- Конкуренция (соревнование) предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера.
- Избегание (уклонение) характеризуется отсутствием внимания как к своим интересам, так и к интересам партнера.
- Компромисс представляет собой достижения «половинчатой» выгоды каждой стороной.
- Приспособление предполагает повышенное внимание к интересам другого человека, при этом собственные интересы отходят на задний план.
- Сотрудничество является стратегией, позволяющей учесть интересы обеих сторон.
- Техники, снижающие напряжение, возникающее во время конфликта:
- Предоставление партнеру возможности выговориться.
- Вербализация эмоционального состояния:
- Своего;
- Партнера.
- Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, единство цели и др.)
- Проявление интереса к проблемам партнера.
- Подчеркивание значимости партнера, его мнения в ваших глазах.
- В случае вашей неправоты – немедленное признание ее.
- Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
- Обращение к фактам.
- Спокойный уверенный темп речи.
- Поддержание оптимальной дистанции, угла поворота и контакта глаз.
- Техники, повышающие напряжение, возникающее во время конфликта:
- Перебивание партнера.
- Игнорирование эмоционального состояния:
- Своего;
- Партнера.
- Подчеркивание различий между собой и партнером, преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.
- Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера.
- Принижение партнера, негативная оценка личности партнера.
- Оттягивание момента признания своей неправоты или отрицание ее.
- Поиск виноватых и обвинение партнера.
- Переход на «личности».
- Резкое убыстрение темпа речи.
- Избегание пространственной близости и наклона тела.
- Упражнение «Говорю, что вижу»
Участники констатируют факты о предлагаемом предмете (шапка): цвет, форма, особенности и т.д.
Затем участники озвучивают свои оценки относительно этого же предмета.
Обсуждение.
- Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы.
. | Каждому члену группы предлагается продемонстрировать в заданной ситуации неуверенный, уверенный и агрессивный типы ответов. Ситуации можно предложить следующие: Ø Друг разговаривает с вами, а вы хотите уйти. Ø Ваш товарищ устроил вам встречу с незнакомым человеком, не предупредив вас. Ø Люди, сидящие сзади вас в кинотеатре, мешают вам громким разговором. Ø Ваш сосед отвлекает вас от интересного выступления, задавая глупые, на ваш взгляд, вопросы. Ø Друг просит вас одолжить ему вашу какую-либо дорогостоящую вещь, а вы считаете его человеком не аккуратным, не совсем ответственным. Для каждого участника используется только одна ситуация. Можно разыграть данные ситуации в парах. Группа должна обсудить ответ каждого участника. |
- Ролевая игра «Сглаживание конфликтов»
Участники разбиваются на тройки. На протяжении 5 минут каждая тройка придумывает сценарий, по которому двое участников представляют конфликтующие стороны (например ссорящихся супругов), а третий играет миротворца, арбитра.
На обсуждение ведущий выносит следующие вопросы:
Какие методы сглаживания конфликтов были продемонстрированы?
Какие, на ваш взгляд, интересные находки использовали участники во время игры?
Как стоило повести себя тем участникам, кому не удалось сгладить конфликт?
- Рефлексия «Острова»
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных «островов»: о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения, Бермудский треугольник и др.
Карта островов вывешивается на доске (стене) и каждому участнику взаимодействия предлагается выйти к карте и маркером нарисовать свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние участника после состоявшегося занятия.
Каждый из участников имеет право нарисовать на карте и какой-либо новый остров со своим названием, если его не совсем устраивают уже имеющиеся.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Танк» Это люди, грубые и бесцеремонные, считающие, что все вокруг должны уступать им дорогу. Они могут вести себя так потому, что убеждены в своей правоте и хотят, чтобы о ней знали все окружающие. Н екоторые из таких людей могут бояться раскрытия своей неправоты. Для «танка» подрыв его имиджа — ужасная перспектива. Если предмет конфликта не особенно важен для вас, то лучше уклониться от него или приспособиться . Уйдите с дороги или уступите этому человеку в малом, чтобы успокоить его . е сли уклониться невозможно, дайте такому человеку «спустить пар». спокойно и уверенно выскажите собственную точку зрения, но старайтесь не ставить под сомнение его правоту, поскольку иначе вы неизбежно столкнетесь с враждебной реакцией. о пределите свою роль как роль миротворца , который стоит над конфликтом . п одавите ярость человека собственным спокойствием; это поможет ему справиться со своей агрессивностью, и вы сможете прийти к общему решению. Как себя вести?
«Снайпер» старается причинять людям неприятности с помощью закулисных махинаций и других скрытых проявлений агрессии. полагает , что такое его поведение полностью оправдано; кто-то другой поступил неправильно, а он выполняет роль « тайного мстителя» , восстанавливая справедливость. не обладает достаточной властью, чтобы действовать открыто. Как себя вести? опираясь на конкретный факт причинения зла, попытаться выявить скрытые причины действий «скрытого агрессора». д айте понять атакующему вас человеку, что вы выше этого, сказав что-нибудь подобное следующему :« Чего вы добиваетесь этим? » е сли он начнет отрицать факты, приведите доказательства. следует сохранять спокойствие, чтобы человеку не показалось, что вы агрессивно настроены по отношению к нему, так как это может только привести к открытой стычке. е сли вы приведете еще несколько разоблачительных примеров, то человек поймет, что маска с него сорвана. Ему остается либо прекратить нападки на вас, либо открыто признать их. вы сможете выявить истинные причины «трудности» человека и найти решение проблемы.
« Разгневанный ребёнок» Человек, относящийся к этому типу людей, не является злым по своей природе; он взрывается, как ребенок , у которого плохое настроение. Обычно человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль. Так, например, начальник может вспылить, чувствуя , что подчиненные совсем «отбились от рук». Как себя вести? дать человеку накричаться, дать выход его эмоциям. и ли убедить человека в том, что вы слушаете его. дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокоить его. когда он успокоится, ведите себя с ним как с обычным, разумным человеком, как будто и не было никакого взрыва с его стороны. Дипломатично и доброжелательно предложите ему обсудить возникшую проблему. Вы можете обнаружить, что человек несколько смущен после такой вспышки. п римите его извинения, если они последуют, и он будет чувствовать себя лучше. лучше отвлечь внимание от случившегося, и тогда человеку будет легче забыть о своем « взрыве». п очувствовав , что он снова контролирует ситуацию, такой человек становится более спокойным и рассудительным.
«Жалобщик» Как себя вести? внимательно выслушать и попытаться понять «жалобщика». Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Вам следует признать или оценить этого человека, показав, что вы поняли сказанное им; возможно, повторив это иными словами. после высказывания сути его основной жалобы, необходимо искать способ прекращения разговора или перевода его на иную тему. нужно переключить его внимание на решение проблемы . не обязательно признавать, что жалоба справедлива! Показать ситуацию с Вашей стороны . если вы чувствуете, что поток жалоб превратился в непреодолимый замкнутый круг, и разговор уже невозможно направить в конструктивное русло, вы сделали все, что могли.
«Молчун» Ключом к разрешению конфликта, если только вы не хотите уклониться от него, является преодоление замкнутости собеседника. следует задать несколько вопросов в такой форме, которая не позволит выразить ответы только словами «да» или «нет», либо просто кивком головы . «Что вы думаете по этому поводу ?», « Я знаю, что вам может быть не по душе разговор на эту тему, но если бы мы могли обсудить эту ситуацию открыто, то нашли приемлемое для обоих решение ». п окажите , что вы отнесетесь к человеку сочувственно и доброжелательно. покажите, что Вы благодарны человеку за то, что он разговаривает с Вами независимо от того, согласны Вы с ним или нет. Если он вдруг сделает паузу, не торопите его. необходимо сохранять чувство меры. Если Вы видите, что человек внезапно замолчал и все больше сопротивляется попыткам продолжить беседу, не настаивайте на этом.
« Сверхпокладистый » Такие люди могут казаться приятными во всех отношениях и не создающими трудностей в общении с ними, потому что они всегда уступают, чтобы помочь и тем самым понравиться другим людям. Но время от времени они создают проблемы: вы полагаетесь на такого человека, а потом оказывается, что его слова расходятся с делом (друг соглашается сделать что-то для вас, но в последнюю минуту находит причину для отказа и т.д .) покажите ему, что Вы хотите правдивости с его стороны. Настаивайте на том, что Вы хотите знать, что в действительности думает этот человек, и хотите, чтобы он сделал только то, что он в состоянии или что он хочет сделать. с делайте ударение на том, что Вас беспокоит не то, согласится он с Вами или нет, а его конкретные действия. н еобходимо настаивать на том, чтобы человек говорил правду, неважно — какую. Убедите его в том, что Ваше отношение к нему будет определяться не тем, что он во всем с Вами соглашается, а тем, насколько он будет правдив с Вами и насколько последовательно он будет поступать в дальнейшем. Как себя вести?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций"
Тренинг для педагогов "Способы выхода из конфликтных ситуаций"...
Семинар - практикум "«Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Для старших воспитателей, педагогов ДОУ...
Семинар – практикум для воспитателей ДОУ «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей»
Истина, как известно, рождается в споре. А рождение истины в споре педагога с родителем особенно важно, ведь его объектом становится беззащитный малыш. Но что делать, если дискуссия грозит перерасти в...
Раздаточный материал для педагогов «Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы" разных стилей» на практической консультации "Конфликтолология. Способы выхода из конфликтной ситуации при работе с семьей"
раздаточный материал для педагогов "Способы разрешения конфликтов, стиль поведения в конфликтной ситуации, "плюсы" и "минусы разных стилей."...
Семинар – практикум «Конфликтные ситуации в работе педагога с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей».
Цель: способствовать повышению коммуникативной и психологической компетентности педагогов в общении с родителямиЗадачи:1. Дать теоретическое обоснование конфликтов в системе «педагог-родите...
Тренинг «Способы выхода из конфликтных ситуаций»
Тренинг«Способы выхода из конфликтных ситуаций»...