Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)
Источники способностей
и дарований детей
- на кончиках пальцев.
- От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
питают источник
творческой мысли".
В. А. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 20.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Савенкова Наталья Викторовна
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Период работы над темой: 2016-17 учебный год (первый год)
Источники способностей
и дарований детей
- на кончиках пальцев.
- От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки,
питают источник
творческой мысли".
В. А. Сухомлинский.
Цель : Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Задачи самообразования:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.
3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.
5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.
2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Этапы проработки материала:
1. Информационно-аналитический.
Изучение литературы по теме:
- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.
- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.
- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.
-Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».
- Материалы Интернет сайтов maam.ru;http://festival.1september.ru
2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа.
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- использование нетрадиционных техник рисование;
- лепка из пластилина ;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая», «Сидит белка на тележке» и т. д. ;
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
- Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «ПОСЕЛИ ПУГОВИЦЫ В ДОМИК») ;
- Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок») ;
- Игры с прищепками («Иголочки для ежика», «Постираем платочки») ;
- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто») ;
- Игры с фасолью (найдем мишку, потерялся зайчик) ;
- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью) ;
- Аппликация (сначала просто рвать, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;
- Лепка (лепка из пластилина ; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .
- Игры на манке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;
- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
3. Предоставление отчета о работе.
Форма отчетности:
-В течении года я сделала консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
- Составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;
- Организовала выставку «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».
Какой предполагается результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" 2018 - 2019 учебный год
МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ Тема самообразования«Развитие мелкой моторикиу млад...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...
План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"...
Отчет по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях....
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
В младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у ребенка должна стать важной частью образовательного процесса. От того, насколько ловко ...
План самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте,одно из наиболее важных элементов обучения. У детей с плохо развитой моторикой рукпониженна работоспособость с мелкими предметами, бу...