Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
материал (младшая группа)

Савенкова Наталия Викторовна

Источники способностей

и дарований детей

- на кончиках пальцев.

- От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

питают источник

творческой мысли".

В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx20.24 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Савенкова Наталья Викторовна
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Период работы над темой: 2016-17 учебный год (первый год)

Источники способностей

и дарований детей

- на кончиках пальцев.

- От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки,

питают источник

творческой мысли".

В. А. Сухомлинский.

Цель : Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.

Задачи самообразования:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик.

3. Развивать внимание, воображение и творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

4. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы.

5. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Основные вопросы, намеченные для изучения:

1. Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, нетрадиционные техники рисования, пальчиковый театр, использование монтессори-пособий.

2. Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.

3. Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.

Этапы проработки материала:

1. Информационно-аналитический.

Изучение литературы по теме:

- Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.

- Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.

- Кирий А. Логопедические игры для малышей. Ростов-на-Дону, 2015.

- Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.

- Бардышева Т. Ю. Расскажи стихи руками. Москва, 2014.

- Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. СПб, Детство-ПРЕСС, 2013.

-Журналы: «Дошкольное воспитание»; Интернет-журнал «Развитие».

- Материалы Интернет сайтов maam.ru;http://festival.1september.ru

2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа.

Методы и приёмы работы:

- пальчиковые гимнастики;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- использование нетрадиционных техник рисование;

- лепка из пластилина ;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.

Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные, можно проводить и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вниз», «вверх» и т. д. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках». Самый известный вариант такой игры – «Ладушки, ладушки», «Идет коза рогатая», «Сидит белка на тележке» и т. д. ;

Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:

- Игры с пуговицами («Застегни карманчик», «ПОСЕЛИ ПУГОВИЦЫ В ДОМИК») ;

- Игры – шнуровки («Вышей цветок», «Зашнуруй ботинок») ;

- Игры с прищепками («Иголочки для ежика», «Постираем платочки») ;

- Игры с сыпучими материалами («Сухой бассейн», «Месим тесто») ;

- Игры с фасолью (найдем мишку, потерялся зайчик) ;

- Рисование (рисование карандашом, кистью, пальцами, пористыми губками, резиновыми мячами с шершавой поверхностью) ;

- Аппликация (сначала просто рвать, картинки, фигуры и закреплять (приклеивать) их на листе бумаги) ;

- Лепка (лепка из пластилина ; отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание) .

- Игры на манке служат прекрасным средством для развития и самообразования ребенка;

- Игры с водой способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.

Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

3. Предоставление отчета о работе.

Форма отчетности:

-В течении года я сделала консультацию для воспитателей и родителей на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников»;

- Составила картотеку пальчиковых игр и гимнастик;

- Организовала выставку «Игры, способствующие развитию мелкий моторики».

Какой предполагается результат: у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" 2018 - 2019 учебный год

МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ       Тема самообразования«Развитие мелкой моторикиу млад...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,  как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях....

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

В младшем  дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у ребенка  должна стать важной частью образовательного процесса. От того, насколько ловко ...

План самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте,одно из наиболее важных элементов обучения.  У детей с плохо развитой моторикой рукпониженна работоспособость с мелкими предметами, бу...