План самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал (младшая группа)
Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте,одно из наиболее важных элементов обучения. У детей с плохо развитой моторикой рукпониженна работоспособость с мелкими предметами, будь то ложка, карандаш либо мелкие предметы игрешек.
В следствии этого, у детей вырабатывается эмоциональная неустойчивость, которая в будущем может повысится и будитт вызывать более высокий уровень трудностей.
Мелкая моторика - то способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Облость мелкой мотрики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов ( например, захват игрушки) до очень сложных движений ( например, писать и рисовать)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya_vospitatelya_vtoroy_mladshey_gruppy.docx | 110.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
детский сад общеобразовательного вида № 39 «Золотой ключик»
п.Новошахтинский Михайловского муниципального райна
Приморский край
Утверждаю:
Заведующий МДОБУ № 39
«Золотой ключик»
п. Новошахтинский
__________И.П. Иванова
Самообразование
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Бухонко Ольга Владимировна
Категория:-
Сроки реализации: 2023-2024 учебный год
п. Новошахтинский
2023 г.
- Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут расстёгивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с паззлами, счётными палочками, мозаикой.
Поэтому проблема развитие мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.
Цель:
Достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук через использование различных форм, методов и приёмов.
Задачи:
1. Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаз, гибкости рук, ритмичность;
#1056;азвитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
#1054;богащение предметно-развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
#1055;овышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приёмов.
Ожидаемые результаты:
- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня, соответствующего данному возрасту;
- Овладение разными видами трудовой деятельности;
- Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка;
- Пополнение предметно-пространственной развивающей среды в группе для развития мелкой моторики.
Формы работы:
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Индивидуальная работа с детьми;
- Свободная самостоятельная деятельность самих детей;
- Консультативная работа с родителями.
Методы и приёмы работы:
- Пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
- Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- Пальчиковый театр;
- Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т.д.)
- Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой и т.д.;
- Работа с конструктором ЛЕГО;
- Различные виды аппликаций;
- Рисование по трафаретам, штриховка;
- Дидактические игры;
- Шнуровка;
- Игры с мелкими предметами;
- Паззлы, мозаика.
#1055;альчиковые игры:
В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев.
2. Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками:
Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, когда упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек.
3. Пальчиковый театр:
Он даёт ребёнку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актёром. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы.
4. Лепка:
Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я планирую использовать пластилин, солёное тесто; Составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность.
5. Нетрадиционные техники рисования:
Нетрадиционные техники рисования – это тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечкой, зубной щёткой. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируется элементарные графические умения.
6. Работа с конструктором ЛЕГО
Конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работа с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
7. Различные виды аппликаций:
Изготовление подделок из бумаги так же является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Одним из видов работы с бумагой является рваные подделки. Разрывания бумаги на очень мелкие кусочек и является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
8. Рисование по трафаретам, штриховка:
Штриховки и трафареты – одно из любимых занятий детей. Штриховка развивает умение дошкольника проводить прямые, наклонные и волнистые линии, выполнять безотрывное соединение петелек, овалов, крючков и т.д. Многократные повторения одних движений автоматизируют двигательные навыки, а это – основа для подготовки руки ребенка к обучению письму в школе.
9. Дидактические игры:
Дидактическая игра - это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности. Дидактические игры является разновидностью игр с правилами. Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий; главное в них - решение поставленной задачи, соблюдение правил. Дети усваивают новые знания и умения разного содержания.
10. Шнуровка:
Шнуровка - один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры - наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка.
11. Игры с мелкими предметами:
Игры с мелкими предметами выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей.
12. Паззлы, мозаика:
Паззлы – это интеллектуальная игра, в процессе которой необходимо из мелких фрагментов рисунка собрать картинку или изображение. Создание изображения из множества фрагментов – это непростая задача, для решения которой, как правило, требуется сообразительность. Мозаика – это не просто детская игра, это своего рода волшебство, в процессе которого из маленьких кусочков формируется изображение предметов или целые сюжетные картины. Ребёнок учится согласованности движений, тренирует усидчивость, развивает абстрактное и пространственное мышление. Мозаика приучает работать по определённым правилам, образцу, стремиться довести замысел до видимого результата. А самых маленьких ещё знакомит с основными формами, цветами, развивая зрительное внимание и сенсорику.
II. Этапы работы:
Изучить литературу:
1. О.А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
2. Г.Г. Галкина «Пальцы помогают говорить»
3. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ «Сфера», 2006.
5. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
7. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.
Самореализация:
- Создание картотеки – Развивающая игра «Фигурки из палочек».
- Изготовление игры «Скручивание веревочки».
- Изготовление планшетов для Дидактической игры «Выложи узор».
- Изготовление дидактических игр.
- Изготовление бизиборда.
- Изготовление сенсорных подушечек.
План работы с родителями:
- Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения с задачами по развитию мелкой моторики дошкольников.
- Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования.
- Консультация для родителей «Игры на развития мелкой моторики рук»
- Составление памяток, буклетов для родителей:
а) «Пальчиковая гимнастика-для развития речи дошкольников»
б) «Развитие мелкой моторики рук»
5. Выставка для родителей и педагогов «Дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников».
#1051;истки-памятки «Игры на развитие мелкой моторики рук с предметами домашнего обихода»
План работы:
Сентябрь | - Анкетирование родителей по пальчиковой гимнастике. Анализ анкетирования. | Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал |
Изучить литературу и опыты работ по данной теме. | Повышение своего уровня знаний | |
Октябрь | Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. | Обогащение развивающей среды. |
Ноябрь | Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию мелкой моторики дошкольников. | Знакомство родителей с условиями, содержанием, методами воспитания и развития мелкой моторики детей в дошкольном учреждении. |
#1044;/и.: «Прищепки» #1044;/и.: « Шнуровка» | #1062;ель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры #1088;азвивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения | |
Декабрь | Разучивание пальчиковых игр, физкультминуток, скороговорок. | Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. |
Январь | Д/и с сыпучими материалами («сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе) | Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. |
Создание разнообразного «Пальчикового театра» | Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра. | |
Заучивание пальчиковых игр. | Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики. | |
Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками». | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста. | |
Февраль | Работа с конструктором ЛЕГО; различные виды аппликаций; рисование по трафаретам, штриховка; лабиринты. | Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук. Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Отгадывание детьми загадок, разучивание физкультминуток, чтение скороговорок. #1056;азучивание новых пальчиковых игр. | Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам. | |
Настольная игра «Мозаика». | Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. | |
Доклад для воспитателя на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». | Повышение профессионализма по развитию мелко моторики. | |
Март | Формирование мелкой моторики по средством пластилинографии. | Развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. |
Игры с мелкими предметами; паззлы, мозаика. | Развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей. | |
Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь. | Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. | |
Составление памяток, буклетов для родителей: а) «Пальчиковая гимнастика – для развития речи дошкольников» б) «Развитие мелкой моторики рук». | Ознакомление родителей с работой по развитию речи и мелко моторики рук. Привлечение родителей к работе по развитию речи у детей. | |
Апрель | Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя). | Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. |
Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисуем нетрадиционным способом. | Развивать пространственные представления, мелкую моторику; развивать фантазию и воображение. | |
Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок. | Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение. | |
Работа с воспитателями: Консультация: «Развиваем руки – развиваем речь» Анкета для воспитателей по проблеме "Развитие мелкой моторики рук у дошкольников". | Повышение профессионализма по развитию речи и мелкой моторики. | |
Май | Лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.); | Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Формировать воображение и творческое мышление. |
Выставка для родителей и педагогов дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников. | Показать при помощи каких дидактических игр можно развивать мелкую моторику | |
Проведение контрольного диагностического исследования. Отчёт о проделанной работе за учебный год, обмене опытом с коллегами. | Используя метод наблюдения, упражнения, выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...
План работы по самообразованию на 2019-2020 Тема «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат л...
План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки- важная часть развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, н...
План по самообразованию тема ««Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ТЕМА: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»2019-2020г.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образован...
План работы по самообразованию педагога по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Развивать мелкую моторику и координацию движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....
План работы по самообразованию Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности».
Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности». Актуальность: профессия педагога-дошкольника требует...