План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
методическая разработка (младшая группа)
План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.motorika.docx | 27.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 53 комбинированного вида Красногвардейского района г.Санкт-Петербурга
План по самообразованию
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
на 2019-2020 г.г.
Воспитатель: Ляпунова Инна Напаевна
г. Санкт-Петербург
2019-2020 гг.
Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: развитие мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
- Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
- Способствовать совершенствованию и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики
- Развивать внимание, воображение и творческие способности детей младшего дошкольного возраста
- Совершенствовать предметно-развивающую среду младшей группы
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в группе
- Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного.
Актуальность:
Мелкая моторика в жизни и деятельности детей дошкольного возраста выполняет много разных функций. На кончиках детских пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества сигналов в мозговой центр, а это влияет на развитие ребенка в целом. Еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Именно поэтому, актуальность мелкой моторики бесспорна.
Работая в младшей дошкольной группе, я стала замечать, что сегодня, в век информатики и электроники, дети стали физически менее активны. А ухудшение физического развития является следствием ухудшения развития мелкой моторики у современных детей. Процент таких детей в группе заметно вырос. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, кисть, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они даже отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, а также не успевают на занятиях.
Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, сидят в сторонке и наблюдают за действиями других детей. А это в дальнейшем формирует школьные трудности.
Наша задача – совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста. От того, насколько ловко ребенок научится управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Наряду с развитием мелкой моторики активно развиваются память, внимание и самое главное детская речь.
Ожидаемые результаты:
- Систематизация материала по развитию мелкой моторики рук у детей 2-4 лет в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
- Познакомить детей со способами обследования предметов.
- Сформировать представления о разновидностях форм работы по развитию мелкой моторики
- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста..
- Заинтересовать родителей актуальностью развития мелкой моторики рук детей.
- Повысить уровень знаний о значимости развития мелкой моторики. Научить создавать дома условия для этого, использовать дидактические игры и правильно подбирать их.
Формы работы с родителями и детьми:
- Родители:
- - сотрудничество через консультации,
- - родительские собрания,
- - беседы,
- - совместное изготовление и приобретение дидактического материала.
- Дети:
- Использование дидактических игр:
- «Непослушные колечки» (игра с пирамидками)
- «Забавные шнуровки» (различные шнуровки)
- «Оденем куклу»
- «Пришей пуговицу»
- «Сухой бассейн»
- «Развешиваем белье»
- «Веселые ежата», «Где у рыбки хвостик?» (игры с прищепками)
- «Волшебные палочками» (счетные палочки)
- «Поиграй на пианино» и др.
- Включение пальчиковых игр в НОД, утреннюю гимнастику, физ.минутки, в свободную деятельность детей. Аппликация и рисование в традиционной и нетрадиционной технике.
- Наблюдения на прогулке за живой и неживой природой, за техникой.
- Экспериментирование, опыты с водой, речным песком, солью, сахаром.
- Рассматривание книг, иллюстраций предметов народного искусства и своих готовых изделий.
- Лепка из пластилина и соленого теста.
- Коллекционирование бусинок, пуговиц, камешков, фантиков и др.
- Работа с мозаикой разного размера, различными видами ткани, природными материалами
- Игры с различными конструкторами (мелкий, крупный)
- Игры по развитию тактильной памяти: «На что похоже?», «Определи на ощупь»
- Упражнения по развитию мелкой моторики.
- Чтение художественной литературы и просмотр слайд фильмов
Работа по данному направлению началась с изучения педагогической литературы, анализа исследования ученых по данной теме.
Ну и конечно же, реализация данного проекта не обошлась без участия родителей. С родителями проводились индивидуальные беседы на актуальные темы: «Игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста», консультации: «Роль мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста», «Знакомство с развитием тактильных ощущений, способами обследования предметов», «Мелкая моторика рук как средство развития речи детей», родительские собрания. Были оформлены папки – передвижки, например, «Дидактические игры для развития мелкой моторики рук детей 2-4 лет», «Развитие мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста посредством использования ручного труда», «Развитие мелкой моторики рук как один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению», «Развитие мелкой моторики рук посредством аппликации и пластилинографии нетрадиционными методами». а также родители привлекались к изготовлению и приобретению дидактического материала.
Отчет по самообразованию за 2019-2020 учебный год по теме:
Именно использование разнообразных форм работы помогло повысить у детей уровень развития мелкой моторики, сформировать знания по ее развитию. Через различные дидактические игры, упражнения дети познакомились со способами обследования предметов, научились правильно держать карандаш, кисть, повысили навыки самообслуживания. У детей сформировалось умение точно, полно воспринимать свойства предметов, научились анализировать, сравнивать предметы. Ребята стали уделять больше внимания дидактическим играм, у них появилось желание играть в дидактические игры и использовать игру в повседневной жизни. Дети стали более внимательными, усидчивыми, во время игр поддерживают дружеские отношения.
Кроме того, родители также узнали и расширили свои знания о том, что такое мелкая моторика рук, какое оно имеет значение в развитии ребенка и какую роль занимает в развитии речи ребенка.
Поэтому, можно сделать вывод, что для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста необходимо систематически проводить занятия с использованием различных форм работы, дидактических игр, упражнений, а также использовать и в свободной деятельности детей.
Список использованной литературы:
1.Агаян, Г.Г. Мы топали, мы топали. Учебное пособие для родителей и воспитателей – Дмитров: Карапуз, 2003
2.Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ Практическое пособие / Сост. Л.В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004
3.Александрова, Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок Дошкольная педагогика. – 2008 №7. – (С. 33-37.)
4.Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться писать, и красиво рисовать. – Ярославль,2007
5.Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2009
6.Игры для малышей от 2 до 6 лет / Сост. Р. Граббет. – М.: Росмэн, 1999. – 160 с
7.Коноваленко. В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Комплекс упражнений – М.: ООО «Гном-пресс», 2000
8.Ларечина Е.Е. Пальчиковые игры для малышей от 1до 3 лет. – С.-Петербург: Издательство «Родничок», 2011
7.Любина, Г. Как учить стихи… играючи // Дошкольное воспитание. – 2000. - №1. – (С. 56-58.)
8.Мальцева И.В. Пальчиковые игры для детей. Издательство «Азбука-Классика», 2008
9.Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей / С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. - №1. – (С. 60-64.)
10.Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
10.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика. – М.: Издательство «Родничок», 2001
11.Соколова, Г. Для девочек и мальчиков гимнастика для пальчиков // Дошкольное воспитание. – 2005. - №6. – (С. 34-36.)
12.Соколова, Ю.А. Игры с пальчиками – М.: 2004-20с.
13. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст]/ В.В. Цвынтарный. – Нижний Новгород: Флокс, 1995. – 230с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческа...
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" 2018 - 2019 учебный год
МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ Тема самообразования«Развитие мелкой моторикиу млад...
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».
Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...
Отчет по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях....
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Источники способностейи дарований детей- на кончиках пальцев.- От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки,питают источниктворческой мысли".В. А. Сухомлинский...
Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
В младшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у ребенка должна стать важной частью образовательного процесса. От того, насколько ловко ...
План самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте,одно из наиболее важных элементов обучения. У детей с плохо развитой моторикой рукпониженна работоспособость с мелкими предметами, бу...