План работы по самообразованию: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ламакина Ольга Геннадьевна

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.  А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее… ».

                                                                                                                                               В. А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №5 «Сказка»

г. Ртищево Саратовской области

Индивидуальный план работы по самообразованию.

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

    Подготовила:  Ламакина О.Г.

2017 г.

 Тема самообразования:  

«Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста».

Цели: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности.

Совершенствование условий для развития мелкой моторики  пальцев  рук детей младшего дошкольного  возраста.

Задачи:

1. Подготовить методический материал по данной теме,  картотеку пальчиковых игр.

2.  Провести пальчиковые игры с детьми в разных видах деятельности.

3.  Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность

4. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук

 5. Улучшить общую двигательную активность

 6. Содействовать нормализации речевой функции

7. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность

8. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми

9. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для                             развития мелкой моторики

10.  Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей  дошкольного  возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов

11. Повысить собственный уровень знаний путём изучения научной и учебно-методической литературы

12. Разработать перспективный план работы с детьми

13. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года

14. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

15. Оформить папку-передвижку для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

16.Подготовить презентацию - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста»

Прогнозируемый результат:

 

  1. Расположить к себе ребенка через тактильный (телесный) контакт и тем самым облегчить процесс адаптации.
  2. Совершенствовать ловкость и точность движений, улучшить  память, внимание, терпеливость.
  3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Этапы реализации проекта:

  1. Проведение первичного диагностического исследования.
  2. Проведение пальчиковых игр на занятиях и вне занятий.
  3. Беседы консультации с родителями.
  4. Проведение контрольного диагностического исследования.

Результаты диагностики на начало учебного года.

   

НАЧАЛО ГОДА:  ВЫСОКИЙ – 23%   СРЕДНИЙ – 43%    НИЗКИЙ – 34%

     На основании данной диагностики составила перспективное планирование работы по развитию мелкой моторики рук.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Раздел плана

Форма и содержание работы

Сроки

 

Работа с  детьми

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

  • пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • биоэнергопластика -    соединение движений речевого аппарата с движениями пальцев рук
  • пальчиковые игры в воде (являются частью закаливающих мероприятий)

Индивидуальная работа

с детьми:

  • Массаж кистей рук
  • лепка из пластилина

 с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки)

  • нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой

Свободная самостоятельная деятельность детей:

  • рисование по трафаретам
  • штриховка
  • дорисовка (по принципу симметрии)
  • лабиринты, работа по клеточкам
  • дидактические игры
  • шнуровка
  • игры с мелкими предметами (кубики, прищепки, палочки, конструктор)
  • пазлы, мозаика
  • аппликация

                   В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

 

Работа с родителями

1. Анкетирование родителей:

 «Как развита мелкая моторика

у вашего ребенка?»

2.Совместное оформление информационно-наглядного материала по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего   дошкольного возраста»

3. Индивидуальное консультирование  родителей  по вопросам развития мелкой моторики пальцев у детей  младшего дошкольного возраста через использование разнообразных приемов.

3.Консультации для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования»; «Пальчиковая гимнастика»; «Что представляет собой пальчиковая гимнастика»; «Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей»; «Практические приемы массажа и самомассажа, как способ развития мелкой моторики рук»

5.Выступление на родительском собрании: «Отчёт о проделанной работе по плану самообразования за 2017 - 2018 учебный год» 

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Работа с педагогами

1.Консультация для педагогов на тему: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

2.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

3.Презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего  дошкольного возраста»

ДЕКАБРЬ

ФЕВРАЛЬ

МАЙ

Самореализация

1.Изучить литературу по  теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей    младшего дошкольного возраста»

2.Внедрение в работу с детьми  дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики дошкольников

3.Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук

4.Консультация для воспитателей: «Что такое мелкая моторика  и почему так  важно её развивать?»

5.Составить картотеку упражнений  по совершенствованию статистической и динамической координации движений пальцев рук

7.Оформление папки-передвижки для педагогов по теме: «Пальчиковая гимнастика»

8.Выступление на педсовете: презентация - отчет для педагогов по теме самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей  младшего дошкольного возраста»

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Изучение методической литературы

Работа со следующей научной и учебно-методической литературой:

1.Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2010.

2.Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3.Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2009.

4.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2011.

5.Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

6.Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2012.

7.Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь – СПб: ИЧП «Хардфорд», 2013.

8.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2009.

9. Кольцова М.М «Развитие моторики». – М.: Эксмо, 2012.

10.Елена Данилова «Пальчиковые игры». – М.: Эксмо, 2011.

11.Строгонова И.А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка». – М.: Эксмо, 2011.

В

ТЕЧЕНИЕ

ГОДА

Анкета для родителей: «Как развита мелкая моторика у Вашего ребенка?»

1. Знаете ли вы что такое мелкая моторика ребенка?

- Да - Затрудняюсь ответить - Нет

2. Как вы думаете когда можно начинать развивать мелкую мотрику?

- В младенчестве - 3-7 лет - в школе

3. Есть ли у вас дома игры на развитие мелкой моторики? Укажите какие?

___

___

4. Используете ли Вы нетрадиционный материал для развития мелкой моторики? Выберите из предложенного и добавьте свой.

- Крупа, природный материал - Пуговицы, бусины - Иголки, нитки

- Конструктор, мозаика

- Кубики, пирамидки, матрешки.

5. Откуда используете информацию о видах развития мелкой моторики?

- В детском саду - Литература - В интернете - Подсказывает своя интуиция

6. Любит ли ребенок выполнять задания? Как он это делает?

- Пассивно - Активно

7. Какая форма работы Вам наиболее комфортна?

- Родительское собрание - Открытые просмотры - Мастер – класс

- Индивидуальная беседа

-Консультация

- Материал в родительском уголке

- Никакая, информации хватает вполне.

8. Готовы ли Вы участвовать в конкурсе самодельных игр для развития мелкой моторики рук наших детей?

- Да - Не знаю - Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" 2018 - 2019 учебный год

МАДОУ «Детский сад № 5 «Камыр Батыр» общеразвивающего вида» г. Нурлат РТ       Тема самообразования«Развитие мелкой моторикиу млад...

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности 2016-2017 учебный год».

Мелкая моторика – это способность пальцев рук и ног к точным и скоординированным действиям. Необходимо ее всячески развивать, ведь она в свою очередь влияет на становление речи малыша. Но почему...

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

План самообразования: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"...

Отчет по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то,  как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях....

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Источники способностейи дарований детей- на кончиках пальцев.- От пальцев, образно говоря,идут тончайшие ручейки,питают источниктворческой мысли".В. А. Сухомлинский...

Самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

В младшем  дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки у ребенка  должна стать важной частью образовательного процесса. От того, насколько ловко ...

План самообразование "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Развитие мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте,одно из наиболее важных элементов обучения.  У детей с плохо развитой моторикой рукпониженна работоспособость с мелкими предметами, бу...