Отчет по самообразованию: "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"
материал (младшая группа)
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 22.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию
1 младшая группа
«Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»
Источники самообразования: интентет-ресурсы, методическая литература, журналы.
Форма самообразования:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа.
Срок реализации программы самообразования:
2020-2021 учебный год.
Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи самообразования:
- Подготовить методический материал, план работы, картотеку.
- Провести пальчиковые игры с детьми в различных видах деятельности.
- Улучшить координацию и точность движения руки и глаза, гибкость рук, ритмичность
- Улучшить мелкую моторику рук и пальцев.
- Улучшить общую двигательную активность.
- Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.
- Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками, взрослыми.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук следует начинать уже с самого раннего детства. В раннем и младшем дошкольном возрасте можно играть в игры, предполагающие активную работу кистей рук и сопровождаемые чтением стихов или пением веселых песенок. Важно помнить и о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивания и расстегивания пуговиц, завязывания шнурков и т. д.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» -это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев и рук. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в пространстве. Дети с удовольствием принимают участие в «играх - потешках».
Развитию кисти и пальцев способствуют не только «пальчиковые игры», но и разнообразные игры и действия с предметами. Такие как:
- Игры с пуговицами
- Игры – шнуровки
- Игры с прищепками
- Игры с сыпучими материалами
- Лепка (пластилин) отщипнуть кусочек, надавливание, скатывание.
- Игры с песком способствуют развитию тактильно – кинестетической чувствительности, формируют первичные приемы мышления.
Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение. У детей повышается любознательность, пытливость; формируются знания об определенных сенсорных эталонах; расширяется словарный запас; приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, обуваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Основные вопросы, намеченные для изучения:
1.Совершенствование мелкой моторики рук у дошкольников через использование разнообразных методов и приёмов: пальчиковые гимнастики, физкультминутки, самомассаж кистей рук, пальчиковый театр.
2.Взаимосвязь мелкой моторики рук с уровнем интеллектуального развития ребенка.
3.Совершенствование культурно-гигиенических навыков и постановка руки для письма через совершенствование мелкой моторики.
Основные этапы:
1. Информационно-аналитический.
Изучение литературы по теме.
2. Практический. Использование различных форм работы с детьми.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа.
Методы и приёмы работы:
- пальчиковые гимнастики;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов.
3. Предоставление отчета о работе.
Форма отчетности:
Консультации:
«Развитие мелкой моторики у дошкольников»;
«Почему так важно рисовать ребенку?»
Картотека пальчиковых игр и гимнастик;
Выставка для родителей:
«Игры, способствующие развитию мелкой моторики».
Предполагаемый результат:
У многих детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы, карандаши для рисования, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы. Есть дети, с которыми требуется усиленная работа.
В дальнейшем будем продолжать искать новые методические приемы, которые способствуют развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, и формируют интерес к различным видам деятельности.
Литература.
Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Москва, 2009.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. Санкт-Петербург, 2014.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста и первоклассников»
Речь является важнейшей психической функцией человека. Хорошая речь – это важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Речь способствует социальному контакту между людьми. Б...
развитие мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста
содержит цели задачи и некоторые виды пальчиковых игр...
«Нетрадиционные техники, приемы и материалы изобразительной деятельности, как средства развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
Предлагаю презентацию, где показаны виды изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник, приемов и материалов. Предложенные виды работ, помогают не только развивать у детей...
Проект «Рисование пластилином как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Дошкольное воспитание ставит перед педагогами задачу всестороннего развития личности ребенка и его подготовку к обучению в школе. Но, в отличие от обычно развивающихся дошкольников, дети с ограниченны...
Конспект ОД в группе старшего дошкольного возраста "Кукла Дуняша" (изготовление узелковой куклы как один из видов игрового тренинга по формированию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста)
Цель: координировать общую и тонкую моторику; воспитание чувства уверенности в своих силах....
Мастер-класс для воспитателей раннего возраста «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности»
Мастер-класс «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастачерез разные виды деятельности»...
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...