мастер-класс«Применение игровых технологий на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста».
материал
Трансляция опыта педагогической деятельности по организации ООД посредством использования игровых технологий; ознакомление участников мастер- класса с методами и приемами, применяемыми в игровых технологиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитатель: Авраменко Светлана Викторовна
Тема мастер - класса: «Применение игровых технологий на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста».
Цель: Трансляция опыта педагогической деятельности по организации ООД посредством использования игровых технологий; ознакомление участников мастер- класса с методами и приемами, применяемыми в игровых технологиях.
Задачи:
- Сформировать представление о возможностях применения социо - игровой технологии при организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС;
- Познакомить с правилами и приемами социо -игровой технологии;
- Вызвать у участников мастер-класса интерес к социо-игровой технологии и желание развивать свой творческий потенциал.
Ход мастер - класса:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
В свете ФГОС ДО, личность ребенка выводится на первый план, и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. При этом развитие игрового сюжета происходит параллельно основному содержанию обучения. Игровой сюжет помогает освоить ряд учебных элементов и активизировать учебный процесс.
Я работаю с детьми среднего дошкольного возраста. У детей уже имеется некоторый опыт совместных игр, но и здесь воспитатель должен принимать участие в играх. Я являюсь наставником и участником игры, учу детей и играю вместе с ними, стремлюсь вовлечь всех детей, постепенно подвожу их к умению следить за действиями и словами товарищей, т. е. интересуюсь процессом всей игры. Данная технология дала мне возможность творчески осуществлять процесс обучения, быть непосредственным участником в совместной деятельности с детьми.
Воспитатели не должны забывать о том, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, а значит цель воспитателя научить ребенка играть, а в процессе игры, потихоньку, незаметно знакомить его с определенными понятиями, давать нужную информацию. Пусть дети не видят то, что их чему - то обучают, пусть думают, что они только играют, но незаметно для себя в процессе игры, они учатся чему- то новому или закрепляют ранее пройденное.
Большую помощь в организации ООД мне оказывают игровые технологии. Применяемыми играми и игровыми упражнениями, я обеспечиваю заинтересованность детей в восприятии изучаемого материала, привлекаю их к овладению новой информацией, делаю более доступными игровые задачи. Мне нравится, что игра всегда требует умственной и физической активности детей. Игровые образовательные технологии позволяют моим воспитанникам легче воспринимать информативный материал, увлекая их во время ООД. Знания, полученные таким образом, хорошо усваиваются детьми.
Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и совершенствоваться.
Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребёнка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир, накапливает новый опыт и учится строить отношения в разных сферах. Две наиболее значимые сферы для ребёнка в этот период – семья и, конечно же, детский сад.
Детский сад – ступень, на которой ребёнок получает первый опыт взаимодействия с другими детьми, пытается найти своё место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими, и вместе с ними узнаёт много нового и интересного. В дошкольном возрасте ребёнок лишь нащупывает характерные для него способы отношений с окружающим, у него вырабатывается устойчивый личностный стиль и появляется представление о самом себе. «Годы чудес» - так называют учёные первые годы жизни ребёнка.
И поэтому очень важно педагогу, работающему с дошколятами, среди множества инноваций, найти именно свой педагогический стиль эффективного обучения и воспитания дошкольников.
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
А основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Довольно часто игровая деятельность у детей и педагогов связывается с чем-то легким и доступным, а учебная – с трудным и напряженным.
Поэтому в своей педагогической практике я применяю социо - игровые приемы,
упражнения, направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей разных национальностей друг другу, на активизацию самостоятельности и инициативности ребенка, его творческих способностей.
Социо- игровая технология, в отличие от традиционного обучения, предполагает отсутствие в работе педагога дискретности, то есть дидактические знания и советы в ней не расчленяются на части (принципы, методы, приемы и результаты), а переплетаются друг с другом.
Главный же принцип социо-игрового подхода – снятие с педагога оценивающей судейской роли детского коллектива в целом и каждого ребенка в отдельности. «Не рядом и не над, а вместе!».
Социо -игровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать различные вопросы, следить за ходом общего разговора, оказывать помощь друг другу и принимать ее, когда это необходимо.
Одно из главных условий социо-игровой педагогики: в игре должно быть интересно не только ребенку, но и взрослому, в противном случае игровая деятельность не достигнет цели. Здесь целесообразно говорить о субъект-субъектных отношениях участников игровой деятельности.
Социо-игровая методика предполагает интеграцию областей. Это дает положительный результат в области коммуникации, познании, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности детей по сравнению с традиционным обучением, способствует речевому, художественно-эстетическому, социальному, физическому развитию.
Уважаемые коллеги, предлагаю немного поиграть, и на примере непосредственной образовательной деятельности, посмотреть, как используется социо-игровая технология в образовательном процессе.
ООД «Путешествие в русскую народную и узбекскую сказку – поможем сказочным героям»
Цель: формирование у детей духовно-нравственных качеств, развитие игровой деятельности детей разных национальностей.
Задачи: закреплять знания детей о русских народных и узбекских сказках; продолжать формировать представления о добре и зле, воспитывать доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, сопереживание, желание прийти на помощь; развивать умение детей думать, сравнивать и анализировать поступки сказочных героев разных национальностей; обогащать словарный запас, закреплять умения детей подбирать слова, противоположенные по смыслу (антонимы);
Методы и приемы: игровые, наглядные (рассматривание иллюстраций, составление картинки из частей, показ презентации, видеофизминутка); словесные (вопросы, художественное слово, подбор слов-антонимов).
Предварительная работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседа по сказкам;
Материал: ноутбук, телевизор, письмо, клубочек, разрезные картинки, ковёр.
Ход ООД
Психологическая гимнастика
Вот и солнышко проснулось
Всем ребятам улыбнулось.
Давайте и мы улыбнемся друг другу и всем гостям.
Воспитатель. Ребята, я сегодня получила письмо, а от кого мы сейчас узнаем. (Читает письмо)
«Здравствуйте, ребята! Пишут вам герои сказок из волшебного царства. Хорошо нам раньше жилось всем в сказочной стране, да вот случилась беда. Все сказки перепутались. Помогите нам, пожалуйста!».
Воспитатель. Ну что, ребята, поможем сказочным героям?
Дети. Да.
Воспитатель. Для этого нам нужно попасть в сказку.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, на чём можно попасть в сказку?
( ответы детей)
Воспитатель. У меня есть сказочный транспорт - волшебный ковёр-самолет, на нём мы и отправимся в сказочное путешествие. В сказочной стране живут не только русские народные сказки, а еще там живут узбекские сказки. Мы с вами их уже читали и знаем, а сегодня встретимся с героями русских народных и узбекских сказок.
(достаю ковёр, расстилаю его)
Воспитатель. Ребята, но ковёр так просто не полетит. Нужно сказать волшебные слова. Давайте встанем на ковёр и дружно скажем: «1,2,3, ковёр, лети»!
Давайте закроем глаза и представим, что мы летим высоко-высоко, над лесами, над горами, над морями. А вот уже и видна сказочная страна. Мы с вами приземляемся, открываем глаза. Вот мы и в сказке.
(сходим с ковра, садимся на стульчики)
Сейчас мы с вами пойдем к сказке по волшебной дорожке. Игровое упражнение «По ровненькой дорожке»
Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Из-за ширмы выходит ребенок в костюме зайчика.
Заяц:
Плачет бедный заинька,
Слезки наземь льются –
В дом мне не вернуться.
Всё пропало – стол и печь,
Негде сесть и негде лечь!
Как не плакать, не тужить,
Если негде зайке жить?
Воспитатель. Ребята, а вы догадались, в какую сказку мы попали?
Дети. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».
Воспитатель. Правильно, хотите помочь зайчику? Давайте построим ему новую избушку!
Дети делают из счетных палочек избушку для зайчика. Зайчик выбирает себе новый домик.
Пойдемте дальше по нашей волшебной дорожке «По ровненькой дорожке»
«Сундук».
На столе стоит «Сундук» (контейнер с песком).
Воспитатель. Баба Яга заколдовала героев из сказок. Нам надо их найти в песке и вернуть в свою сказку.
Дети подходят к столу, на котором стоит контейнер с песком и иллюстрации к русским народным и узбекским сказкам, в песке спрятаны герои из этих сказок. Дети на ощупь находят и называют героев, название сказки и принадлежность к русскому или узбекскому народу.
Воспитатель. Молодцы всех героев нашли и вернули в свою сказку.
Воспитатель. К нам прикатился волшебный клубочек и хочет с нами поиграть.
« Клубочек добрых дел». Я буду бросать клубочек, и называть «недобрые» дела. А вы, поймав его, должны сказать наоборот – «доброе» дело.
Толкнуть-обнять
Грустить – радоваться
Плакать – улыбаться
Нагрубить – извиниться
Ссориться – мириться
Сломать – починить.
Воспитатель. Молодцы! А теперь давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
В темном лесу есть избушка
В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)
Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)
В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)
Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)
Нос крючком, (Показывают пальчиком.)
Глаза большие, (Показывают.)
Словно угольки горят. (Покачивают головой.)
Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)
Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)
«Узнай сказку по картинке»
Воспитатель. Ребята, посмотрите, на столе лежат загадки «Узнай сказку по картинке», чтобы узнать сказку надо собрать картинку из частей.
Русские народные сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Три медведя», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят». Узбекские сказки: «Угры и Тугры», «Золотой арбуз (три арбузных семечка)», «Волк и Лиса», «Скорпион и черепаха», «Жадная собака»
Интерактивная игра « Посели сказочного героя в замок»
Воспитатель. Ребята, посмотрите на экран и назовите сказочных героев, которых вы видите (дети называют). Вы знаете, что в сказках герои бывают добрые и злые. Я буду называть сказочного героя, а вы определите, какой он. Если добрый - хлопайте в ладоши, а если злой – топайте ногами. ( Лиса, Заяц, Ведьма, Жихарка, Волк, Сестрица Аленушка, Петух)
Воспитатель. А сейчас мы поселим сказочных героев в замки. Добрые живут в розовом, а злые - в чёрном.
Воспитатель. Молодцы!
Рефлексия. Ребята, давайте вспомним каким сказкам мы сегодня помогали.
На экране появляются иллюстрации сказок, дети говорят названия русских народных сказок, затем узбекских сказок.
Воспитатель. Сказочные герои очень благодарны вам, ребята, за то, что вы помогли им вернуться в свои сказки, а нам пора возвращаться в детский сад, вставайте на ковер-самолет.
Дети. «1, 2,3 ковёр лети»!
Воспитатель. Вот мы и вернулись в наш любимый детский сад. Попрощайтесь с гостями.
Дети. До свидания!
Вывод:
Отбирая игры, нужно исходить из того, какие программные задачи будут решаться с их помощью, как игра будет способствовать развитию умственной активности детей, воспитанию духовно-нравственных сторон личности. Нужно позаботиться о том, чтобы в избранной игре дети закрепляли, уточняли, расширяли знания и умения и в то же время не превращали игру в занятие или упражнение. Всегда нужно помнить, что руководство дидактическими играми осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей.
Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад. Уважаемые педагоги, не превращайте обучение в детском саду в школьный урок. Дошкольники должны получать знания об окружающем мире только в игровой форме. Радуйтесь успеху каждого ребенка и помогайте преодолеть трудности в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс. «Применение здоровьесберегающей методики - массажа БАТ на занятиях (с использованием нестандартных пособий).
Цель применения методики: активизировать работу по укреплению здоровья детей, поднятию их жизненного тонуса; учить ребят выполнять упражнения массажа БАТ в игровой форме с применением нестандартных по...
Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях
Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме ...
Мастер-класс «Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»
laquo;Применение нетрадиционных форм здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности ДОУ в контексте ФГОС»...
Мастер – класс «Применение речевых игр и упражнений на занятиях по развитию речи»
Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство педагогов – участников мастер – класса в процессе активного педагогического общения по проблеме развития речи детей дошколь...
Мастер - класс: «Применение игровых технологий на занятиях с воспитанниками дошкольного возраста».
Цель: Трансляция опыта педагогической деятельности по организации ООД посредством использования игровых технологий; ознакомление участников мастер- класса с методами и приемами, применяемыми в иг...
Мастер – класс «Применение нейропсихологических методов и приемов в работе с детьми дошкольного возраста с различными нарушениями развития»
Увеличение уровня познаний педагогов об использовании нейропсихологических технологий, обеспечение возможности их применения в образовательном процессе, пропаганда и распространение нестандартных спос...
Проект "Игровые технологии в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации".
Организация образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников в дошкольной образовательной организацииОрганизация взаимодействия педагогического коллектива с родителями по развитию...