Проект "Игровые технологии в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации".
проект по развитию речи
- Организация образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников в дошкольной образовательной организации
- Организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями по развитию речи воспитанников дошкольной образовательной организации
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Содержание Содержание; Актуальность проекта; Цель, задачи проекта; Параграф 1; Параграф 2; Параграф 3; Литература
Согласно п. 4.6, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования: « Ребенок достаточно хорошо владеет устной речь; может выражать свои мысли и желания; может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности » Актуальность проекта
Цель проекта : создание условий для развития речи детей посредством игровых технологий Задачи: изучить современные подходы по использованию игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста; спланировать работу по использованию игровых технологий; описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий; внедрить систему работы по использованию игровых технологий в совершенствование речи детей дошкольного возраста Цель, задачи проекта
Месяц Тема недели Занятия Октябрь Осень Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге» Овощи Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему Фрукты Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему) Сад - огород Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин Ноябрь Лес. Грибы, ягоды, деревья. Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» с использованием предметных картинок Перелетные птицы Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин Одежда Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему Обувь, одежда, головные уборы. Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок Параграф 1
Месяц Мероприятия по работе с родителями Октябрь Консультация для родителей «Речевое развитие детей 5-6 лет» Рекомендация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома Памятка для родителей «Связная речь детей 5-6 лет. Подготовка к обучению грамоте» Консультация для родителей «Что такое автоматизация звука?» Ноябрь Папка-передвижка «Дидактические игры по развитию речи» Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» Проведение семинара – практикума для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада» Параграф 2
Месяц Дидактические игры Подвижные игры Театрализованные игры Сюжетно-ролевые игры Октябрь «Назови одним словом» «Угадай, какой звук» «Узнай по описанию» «Вчера, сегодня, завтра» «Какое время года» «Лохматый пес» «Море волнуется» «Гуси – лебеди» «Горелки» Игра – драматизация «Гуси – лебеди» «Парикмахерская» «Магазин» Ноябрь «Что изменилось» «Чего не хватает?» «Какие спрятались буквы?» «Скажи наоборот» «Похож - не похож» «Краски» «Ослик» «Мышеловка» «Будь внимателен» Игра – драматизация «Теремок» «Строители» «Больница» Параграф 3
Амосова, Ж.А. Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников [Текст] / Ж.А. Амосова, Е.М. Захарова, Н.Т. Кинипришвили // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. − 2016. − С. 146-148. Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи / В.И. Бельтюков [Текст] / В.И. Бельтюков // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 24-32. Воробьева, Т.А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Т.А. Воробьева, О. И Крупенчук . – СПб: Литра, 2016. – 47 с. Каверова , Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Текст] / Э.А. Каверова // Специальное образование. − 2015. − № 11. − С. 145-148. Кузнецова, Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016. – 96 с. Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей [Текст] / Н.С. Рождественский. – М.: Просвещение, 2016. − 222 с. Литература
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Игровые технологии в речевом развитии воспитанников дошкольной образовательной организации
ВЫПОЛНИЛА:
Новоковская Наталия Ивановна
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
- Организация образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников в дошкольной образовательной организации 5
- Организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями по развитию речи воспитанников дошкольной образовательной организации 10
- Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации 11
Заключение 13
Литература 12
Приложение 14
Введение
Актуальность
Тема развития речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий стала актуальна в наши дни. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, то есть социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Но информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе столь велика, что накладывает на воспитателя и учителя-логопеда комплекс сложных задач, поиска таких форм методов работы по совершенствованию речевых навыков, которые были бы эффективны, но не перегружали бы ребенка.
Такой формой может быть только игра. В игровой форме сложные и, порой, малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным заданием.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования к основным видам деятельности детей относит игру и общение, следовательно, игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Игровой метод — это основной метод работы с детьми. Во время игр дети овладевают навыками и умениями правильной речи, а также другими видами деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволяя ребенку получить собственный опыт.
Цель проекта: создание условий для развития речи детей посредством игровых технологий.
Задачи:
- изучить современные подходы по использованию игровых технологий в развитии речи детей дошкольного возраста;
- спланировать работу по использованию игровых технологий;
- описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий;
- внедрить систему работы по использованию игровых технологий в совершенствование речи детей дошкольного возраста
- Организация образовательной деятельности по речевому развитию воспитанников в дошкольной образовательной организации
Речевое развитие – главный показатель умственного развития ребёнка. Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность [6].
Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Детский сад готовит детей к школе. Речь занимает важное место в развитии ребёнка. Только с хорошо развитой речью ребёнок понятно выражает свои мысли, желания, договаривается со сверстниками о совместной игре [5].
В группах старшего дошкольного возраста повышается роль проведения занятия словесного характера: различные виды рассказывания, анализ звуковой структуры слова, состава предложений, специальные грамматические и лексические упражнения, словесные игры.
Применение наглядности приобретает другие формы: все больше используются картины – настенные и настольные, мелкие, раздаточные. Изменяется и роль воспитателя. Он и теперь руководит занятием, но способствует большей самостоятельности детской речи, реже использует речевой образец. Усложняется речевая активность детей: используются коллективные рассказы, пересказы с перестройкой текста, чтение в лицах и др.
Таблица 1
Перспективный план образовательной деятельности по развитию речи
Месяц | Тема недели | Занятия | Образовательные задачи |
Октябрь | Осень | Пересказ рассказа | Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
|
Овощи | Составление описательного рассказа об овощах с опорой на схему (Приложение 1) | Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
| |
Фрукты | Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему (Приложение 1) | Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
| |
Сад - огород | Пересказ рассказа «Богатый урожай» с использованием серии сюжетных картин (Приложение 1) | Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
| |
Ноябрь | Лес. Грибы, ягоды, деревья. | Пересказ рассказа | Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
|
Перелетные птицы | Пересказ адаптированного рассказа Л. Воронковой «Лебеди» с использованием сюжетных картин (Приложение 1) | Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
| |
Одежда | Составление описательного рассказа об одежде с опорой на схему (Приложение 1) | Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
| |
Обувь, одежда, головные уборы. | Составление рассказа «Как солнышко ботинок нашло» по серии сюжетных картинок | Обучающие:
Коррекционно-развивающие:
Воспитательные:
|
- Организация взаимодействия педагогического коллектива с родителями по развитию речи воспитанников дошкольной образовательной организации
В речевом и познавательном развитии детей особую роль играет семейное воспитание.
Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организация различных форм помощи родителями содержание педагогической работы с ребенком.
Поэтому включение родителей в педагогический процесс с целью повышения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Таблица 2
Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей
Месяц | Мероприятия по работе с родителями |
Октябрь | Консультация для родителей «Речевое развитие детей 5-6 лет» (Приложение 2) |
Рекомендация для родителей «Артикуляционная гимнастика дома» (Приложение 2) | |
Памятка для родителей «Связная речь детей 5-6 лет. Подготовка к обучению грамоте» (Приложение 2) | |
Консультация для родителей «Что такое автоматизация звука?» (Приложение 2) | |
Ноябрь | Папка-передвижка «Дидактические игры по развитию речи» (Приложение 3) |
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии речи ребенка» (Приложение 2) | |
Проведение семинара – практикума для родителей «Волшебная гимнастика для дома и детского сада» (Приложение 4) |
3. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды группы для развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации
Игра – основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Только в игре осваиваются правила человеческого общения.
Игра реализует обучающую и игровую цели. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний [2].
Таблица 3
Перспективное планирование игр по речевому развитию (Приложение 5)
Месяц | Дидактические игры | Подвижные игры | Театрализованные игры | Сюжетно-ролевые игры |
Октябрь | «Назови одним словом» «Угадай, какой звук» «Узнай по описанию» «Вчера, сегодня, завтра» «Какое время года» | «Лохматый пес» «Море волнуется» «Гуси – лебеди» «Горелки» | Игра – драматизация «Гуси – лебеди» [1] | «Парикмахерская» «Магазин» |
Ноябрь | «Что изменилось» «Чего не хватает?» «Какие спрятались буквы?» «Скажи наоборот» «Похож - не похож» [4] | «Краски» «Ослик» «Мышеловка» «Будь внимателен» | Игра – драматизация «Теремок» [1] | «Строители» «Больница» |
Итоговым мероприятием проекта стало культурно-досуговое мероприятие «Волшебная шкатулка». (Приложение 6)
Заключение
В результате проделанной работы, согласно этапов проекта, можно сделать вывод, что применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Данный проект осуществлялся через цикл игр и занятий с детьми, создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке.
Проект предполагал различные виды игр с детьми: это цикл дидактических игр с игрушками и предметами, словесных, настольно-печатных, подвижные игры, театрализованные игры и сюжетно-ролевые игры.
Играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Таким образом, в результате целенаправленной и систематической работы по развитию речи и в сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу членов семей воспитанников получены положительные результаты. Прослеживается положительная тенденция по развитию речи на начало и конец проекта.
Достижениями детей в конце проекта стали:
- дети с удовольствием вступают в речевое общение со знакомыми взрослыми;
- проявляют речевую активность в общении со сверстниками;
- по вопросам составляют по картинке рассказ из нескольких простых предложений.
- называют предметы и объекты ближайшего окружения.
- речь эмоциональна, сопровождается правильным речевым дыханием.
Поставленные цель и задачи проекта реализованы в полном объеме.
Литература
- Амосова, Ж.А. Театрализованная деятельность как средство формирования правильного звукопроизношения у старших дошкольников [Текст] / Ж.А. Амосова, Е.М. Захарова, Н.Т. Кинипришвили // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. − 2016. − С. 146-148.
- Бельтюков, В.И. Пути исследования механизма развития речи / В.И. Бельтюков [Текст] / В.И. Бельтюков // Дефектология. – 2016. – № 3. – С. 24-32.
- Воробьева, Т.А. Артикуляционная гимнастика [Текст] / Т.А. Воробьева, О. И Крупенчук. – СПб: Литра, 2016. – 47 с.
- Каверова, Э.А. Коррекция звукопроизношения у детей с ОНР с использованием дидактических игр [Текст] / Э.А. Каверова // Специальное образование. − 2015. − № 11. − С. 145-148.
- Кузнецова, Е.В. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет. Сценарии занятий [Текст] / Е.В. Кузнецова, И.А. Тихонова. – М.: ТЦ СФЕРА, 2016. – 96 с.
- Рождественский, Н.С. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей [Текст] / Н.С. Рождественский. – М.: Просвещение, 2016. − 222 с.
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра как средство развития речи воспитанников дошкольной образовательной организации.
Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической....
Художественно-эстетическое развитие воспитанников дошкольных образовательных организаций
В разделе представлены методические материалы из опыта педагогической деятельности (конспекты НОД, разработки образовательных проектов, презентации и дидактические игры), ссылки на интернет-ресу...
«Игровые технологии в коррекции воспитательной работе с детьми с речевой патологией в дошкольной образовательной организации»
Овладение практическими приемами работы по созданию игрушек-пособий из дерева и применение их в коррекционно-образовательном процессе...
Республиканский онлайн - конкурс исследовательских и творческих работ среди воспитанников дошкольных образовательных организаций, учащихся начальной школы, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и вузов «Этот загадочный космос»апрель 2021
На конкурс представляются проектно-исследовательские и творческие работы воспитанников организаций дошкольного, общего (1-4 классы) образования, педагогов образовательных организаций, студентов СПО и ...
Информационно-коммуникационные технологии в работе с семьей воспитанников дошкольной образовательной организации
Методическая разработкаОдним из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей является работа с семьей по вопросам образования ребенка. Дошкольная образовательная организация (ДО...
Эффективные технологии формирования математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации
СодержаниеВведение1. Организация образовательной деятельности по формированию математических представлений у воспитанников дошкольной образовательной организации2. Организация взаимодействия педагогич...
СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский
СПРАВКА об участии в заседании Центра методического сопровождения физического развития воспитанников дошкольных образовательных организаций Городского округа Пушкинский...