Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр отличается от игр вообще своей четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью. Игровые технологии, используемые учителем – логопедом в педагогическом процессе, являются одной из уникальных форм обучения, средством развития сенсорной сферы, аналитико-синтетической деятельности, моторики, усвоения языковых закономерностей, обогащения словаря, развития психических функций. Главным правилом при использовании игровой технологии на занятии должно быть следующее – на основе игрового сюжета занятия продумываются сюжетные связки между его частями, так как занятие с использованием игровой технологии должно быть единым целым, а не разрозненной группой игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzov_igrov_tehnologiy.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игровых технологий в процессе обучения детей дошкольного возраста с ОНР на занятиях

Как научить ребенка успешно чему-то, чтобы у него не возникло трудностей в усвоении нового материала? Эту проблему вполне  могут решить игровые технологии. Организация педагогического процесса в форме различных педагогических  игр  отличается от игр вообще своей четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.
Игровые технологии, используемые учителем – логопедом в педагогическом процессе, являются одной из уникальных форм  обучения, средством развития сенсорной сферы, аналитико-синтетической деятельности, моторики, усвоения языковых закономерностей, обогащения словаря,  развития психических функций. Главным правилом при использовании игровой технологии на занятии должно быть следующее – на основе игрового сюжета занятия продумываются сюжетные связки между его частями, так как занятие с использованием игровой технологии должно быть единым целым, а не разрозненной группой игр.

ТЕАТРАЛИЗОВАНО – ИГРОВОЙ ТРЕНИНГ с  элементами хромотерапии «ДОРОГОЮ ДОБРА»

Цели:

1. Формировать и совершенствовать коммуникативные умения и навыки детей, через вовлечение их в театральную деятельность.
Упражнять в  соединении эмоционального   переживания со словесным выражением чувств. (добрые чувства с добрыми словами.) Стимулировать речевую активность в  творческих и игровых ситуациях.
2. Развивать  эмоциональную сферу личности ребенка. Продолжать развивать умения  передавать настроение при помощи цвета.
3. Закрепить представления детей о хороших и плохих поступках.
4. Снятие напряжения в системе групп органов: легкие, почки, печень, сердце, селезенка, через речевое упражнение «Шесть целительных звуков»
Оборудование: Зеркало, ручеек, маршрутная карта. Избушка Бабушки-Яги. Разноцветные огоньки. Шапочки кота, пса, птички. Картинки «Шесть целительных звуков. Будильник, шкатулка с волшебными огоньками, музыкальное оборудование, музыка.

Ход:
1. Дети входят в зал под музыку. («Дорогою добра»)

2. Ритуал приветствия:
Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое! (руки вперед)
Здравствуй, матушка Земля! (руки опущены)
Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)

3. Дети здороваются с гостями (садятся на стульчики)

4. Логопед: Здравствуйте! Улыбнувшись, мы друг другу сказали, хоть были совсем не знакомы.
– Здравствуйте, что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь ничего не сказали.
– Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
– Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (к детям)
-Можете  вы мне ответить на мои вопросы?
ответы детей:
•    Это волшебные слова.
•    Это необыкновенные слова.
•    Это добрые слова.
•    Мы говорим эти «волшебные слова» для того,
чтобы людям было радостней и приятней.
•    Эти слова делают нашу речь более теплой и доброжелательной.
•    Эти слова как бальзам на душу ложатся.
•    Эти теплые, нежные слова.

Логопед: Верно, если идешь навстречу с улыбкой, с добрым словом «Здравствуйте»  – это значит, что ты не хочешь причинить вреда, обидеть, и, наверное, даже самый хмурый человек тебе улыбнется. Вот какое удивительное слово «Здравствуйте»
(звучит музыка на фоне голос:)

5. Голос (Б-Я): «Доброе утро! Здравствуйте!»
Логопед: Вы слышите? Кто-то приветствует нас?
Поспешим навстречу доброму слову.
( к детям) «Ответьте голосу»
Дети:
•    Доброе утро, кто нас позвал?
•    Скажите, пожалуйста, как к вам пройти?
•    Будьте любезны, куда нам идти?
•    Ответьте, пожалуйста, будьте добры?
•    Извините, мы беспокоить вас не хотели!
•    Нам видеть приятно было бы вас.
•    Может, увидимся с вами сейчас?
(звучит музыка ручья)
Логопед: Тишина в ответ, молчанье, только ручейка журчанье.
Вслед за ручейком пойдем, может быть, кого найдем. (Идут под музыку, доходят до зеркала)
Логопед: Зеркало встало на нашем пути,
Куда же нам дальше с вами идти? (ответы детей)

Возьмемся за руки, закроем глаза,
Дружно волшебные скажем слова:
«Здравствуй, сказка и игра!» (проходят сквозь зеркало)

6. Логопед: «Куда мы попали? Находимся где? (ответы детей)
•    В красивой сказке.
•    В сказочной стране.
•    В чудесной стране.
•    В волшебной сказке.
•    В зазеркалье.

Смотрите, какая-то карта лежит на пеньке. (На пеньке лежит карта)
Вот ручеек, вдоль него мы прошли? (Да)
И зеркало было на  нашем пути? (Да)
А вот убегает дорога вперед
По ней только смелый и добрый пройдет.
Дорогой «Добра» назовем ее мы,
Готовы по ней вы все вместе идти? (Да)
(звучит музыка «Дорогою добра»)
1.    Понюхаем в пути цветочки.  (Дети, наклоняясь, вдыхают: Ах! Ах! Ах!)
2.    Покормим птичку на пенечке (имитация руками).
3.    На муравья прошу, не наступите!  (дети повторяют: не наступите, не наступите!)
4.    И крылышки жуку не повредите! (дети повторяют: не повредите, не повредите!)

5.    С тропинки веточки давайте уберем. (Убирают веточки)
6.    А на полянке  отдохнем!
(идут, доходят до опушки леса, садятся на полянку)
7. Логопед: Дом мы видим на пригорке,
У него закрыты шторки.
Почему там так темно?
Не горит ничье окно?
(Баба Яга поет в домике, потом выходит к детям)

Дети:
•    Здравствуй Бабушка – Яга!
•    Как здоровье, как дела?
•    Скучно вам в лесной глуши?
•    Здесь ведь нету ни души?
•    В гости к вам мы все пришли,
С собой улыбки принесли
Б – Я: Ах вы, мои ладненькие,
Ах, вы, мои складненькие!
Не забыли вы старушку,
Заглянули к ней в избушку.  ( В сторону)
И чего сюда пришли,
Хлопоты мне принесли,
Пригласила б я вас в дом,
Напоила бы чайком.
Только вот беда одна,
Темно в доме у меня.
Свет в окошке не горит,
Да огнями не блестит.

8. Логопед: Огоньки в твоей избушке
Мы зажжем сейчас, старушка,
Пусть цветом радуги горят
И тебя повеселят (Игра «Разноцветные лампочки»)

1ребенок: Красным светом ты гори,
Радость бабушке неси.
2 ребенок: Свет оранжевый зажжем,
Согреем бабушку теплом.
3 ребенок: Желтым светом ты свети,
Всем веселье подари.
4 ребенок:  Свет зеленый мы включаем,
Всем спокойствие желаем.
5 ребенок: Голубой разлился свет,
Шлет он добрый всем привет.
6 ребенок: Синий свет зажжем в окне,
Хорошо с тобою мне.
7 ребенок: Фиолетовый включите,
Всем улыбку подарите.
Б-Я: (радостно) Огоньками радостно
Мой домик засиял,
Сколько света и добра,
Каждый ему дал.
(Дети сели на полянку, надеть шапочки псу, коту, птичке и отправить за кусты)
9. (музыка переполох в кустах)
Логопед: (спрашивает бабушку)
Что за шум там у тебя,
В кустах Бабушка – Яга?
Б-Я: Кот мой Васька, да пес Дружок
Гулять вышли на лужок.
Пес: (нюхает) Гав! Гав! Гав! (выводит за шиворот кота)
А ну иди, иди сюда,
Скажи что это у тебя?
Кот (в лапах кота птичьи перья, сдувает с лап перо)
Пес: Лапы бы тебе отбил,
Посмотри что натворил.
Кот:  Мяу! (нахально)
Чем я вам не угодил?
В гнездо лапу запустил!
Птичку в лапах подержал (сжимает лапки)
Ну, немножко хвост помял (снимает перья с лап)
Пес: (возмущенно)
Гав! Нет моих собачьих сил!
Тебя кто этому учил?
Кот: Так на завтрак Баба- Яга просила свежих три яйца.
Пес: Ты же плохо поступил!
Птичку чуть не погубил.
И гнездо вон разорил!
Кот: (виновато)
Стыдно стало мне, коту,
Понял я свою вину.
Пес: Гав! Простим его друзья?
Он понял, в чем его вина!
Б-Я: Виновата здесь и я,
Вы простите и меня!

Дети: Пусть исправят все тогда,
И простим мы их друзья.
Пес: Гав! Кто готов им  помогать,
Чтоб добро в них  воспитать?
Дети: Я! Я! Я!
Пес: Ну, тогда смелей за дело,
Чтоб работа закипела. (Строят гнездо под музыку, выходит птичка)

10. Птичка: (ребенок)
Вот спасибо всем, друзья!
В беде не бросили меня.
Всем нам надо научиться,
Над собой всегда трудиться,
Чтоб воспитанными быть,
Доброту в себе открыть.
Вот и кот с Бабой – Ягой
Поняли секрет простой.
Кот: Никого не обижай –
Ни пчелу, ни мушку,
Б-Я: Ни улитку, ни жука –
Тоненькое брюшко.
Дети:
•    Ни кузнечика в траве,
Скачущего ловко,
•    Ни блестящую в листве
Божью коровку.
•    Ни синицу, ни дрозда,
Ни крота слепого…
•    Ни за что, и никогда
Не обижай живого.
Логопед: Мы рады, что вас научили добру,
Всегда и везде говорите: «Нет  –  злу!»
Б-Я: (радостно)
Пусть узнают все на свете,
Что добрее меня нету (в сторонку говорит)
Ох, расхвасталась я зря,
Скромной надо быть друзья!
Логопед: То-то Бабушка-Яга.
Б-Я: Вы пришли ко мне в мой дом,
Вы пришли ко мне с добром.
В доме печку растоплю,
Пирожков вам испеку. (Уходит в дом, кричит из домика)
А вы на полянку идите пока
Как дождетесь ветерка, позовите и  меня.
(шум ветра)
11. Дети:   Баба-Яга, выходи поскорей
Будем играть с ветерком, веселей.
(игра «Шесть целительных звуков»)

1.    Ветер воздуха вдохнул,
Разом облако надул.
С-с-с-с. (3 раза)
2.  Незабудки  увидал,
«Чудо, чудо » – он сказал.
Чу-у-у-у. (3 раза)
3.    Зеленеют камыши,
Прошуршу в них:
Ш-ш-ш-ш. (3 раза)
4. Раскачаю красный мак!
Ха-ха-ха, вот так!
Ха-а-а-а. (3 раза)
5. Пошепчу на ушко я
Желтому подсолнуху!
Ху-у-у-у. (3 раза)
6. Вместе с солнцем и дождем
В небе радугу зажжем!
« Хи-хи-хи, – смеется дождь,-
От меня ты не уйдешь!»
Хи-и-и-и. (3 раза)
(звенит будильник)
Б-Я:
Солнце за тучку садится, друзья,
Скоро стемнеет,
Домой вам пора.
(нюхает, выносит пирожки)
Вот в дорогу пирожки,
Угощайтесь от души.
А на память подарю
Я  вам шкатулочку одну,
«Все что там лежит внутри,
Людям каждый день дари!» (музыка)
12. Логопед: Спасибо Бабушка – Яга,
Тебе за добрые слова.
Дети:
•    До свидания,
•    Всего вам доброго, Бабушка – Яга,
•    До новых встреч,
•    Будьте счастливы,
•    До скорого свидания
•    Не хворайте, не болейте
•    Пока, прощайте Бабушка -  Яга!
( дети уходят под музыку, подходят к зеркалу)
13. Логопед: К зеркалу снова мы с вами пришли,
А значит со сказкой расстаться должны.
За руки, ребята,  все вместе возьмитесь,
Улыбкою доброй со сказкой проститесь.
Скажем волшебные тихо слова:
«До свидания сказка и игра!»
(проходят через зеркало)
Дети:
•    А где наш подарок от Бабы- Яги?
•    Что там лежит интересно внутри?
•    Давайте шкатулку откроем скорей!
Логопед: В ней посмотрите, горят огоньки,
Смелее берите их в руки свои. (Дети берут в руки огоньки – свечи)
Логопед: (на фоне тихого звучания музыки «Рождество» читаются слова)
Есть и солнце и ненастье,
Слезы горя, слезы счастья,
Все приходится нам в жизни
Пережить и испытать.
Но от горя не сломаться,
Но от счастья не зазнаться.
И поэтому я буду
Неустанно повторять:
Дети:
•    Как хорошо, что ты кому-то нужен.
•    Как хорошо, что ты с любовью дружен.
•    Как хорошо, что ты в душе однажды
Зажег веселый огонек добра.
•    Чтоб каждый, абсолютно каждый
•    Чтоб каждый, абсолютно каждый
•    Чтоб каждый, абсолютно каждый
•    Согреться мог у этого костра.
(дети оставляют огоньки гостям и уходят под музыку)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию»

Доклад из опыта работы на тему: "Использование игровых технологий в процессе обучения детей плаванию"...

Использование развивающих игр в процессе обучения детей дошкольного возраста.

Методическое пособие по теме Использование развивающих игр в процессе обучения детей дошкольного возраста....

Семинар-практикум для родителей детского дошкольного образовательного учреждения на тему: «Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»

Тема:«Использование игровых технологий в воспитании у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге»Цель: повышение педагогической компетенции родителей по формировани...

Использование игрового конструктора «SEVA» при обучении детей дошкольного возраста грамоте.

Все мы, и родители, и педагоги, хотим, чтобы, как можно быстрее, наши дети научились читать. Детям зачастую не хватает выдержки продолжительное время внимательно оперировать с буквами. А если мы эту б...