Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: «Наша Родина — Кубань».
план-конспект занятия (старшая группа)
Знакомство с историей, традициями, культурой Кубани.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_od_nasha_rodina_kuban.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности «Наша Родина — Кубань» История, традиции, народы.
Программные задачи:
1. Познакомить детей с многонациональным составом Краснодарского края.
2. Закреплять имеющиеся знания об истории возникновения Кубани, культуре и традициях.
3. Воспитывать любовь к своему краю, людям разных национальностей, чувства гражданственности, патриотизма, уважения друг к другу, к обычаям и культуре разных народов, населяющих Кубань, уважение к людям старшего поколения.
Методы и приемы:
Художественное слово, вопросы к детям, рассказ воспитателя, просмотр презентации, музыкально-ритмическая пауза, слушанье музыкальных произведений народной музыки, поощрения.
Оборудование:
Картинки с историческими видами края, альбом с фотографиями людей разных национальностей, мультимедийная установка, презентация «Наша Родина - Кубань», пульт машины времени, мяч.
Предшествующая работа:
Беседы с детьми о родном городе и крае, знакомство с художественно-декоративным творчеством Кубани, чтение литературных произведений, слушанье кубанских песен, подвижные игры «Сон казака», «Плетень», «Сбей кубанку» и т. д.
Ход:
Утром в группе, в центре «Моя Родина», дети обнаружили новые картинки с историческими видами края, фотоальбом с фотографиями людей разных национальностей. Заинтересованно стали их рассматривать. Показали находку воспитателю.
- Интересные фотографии, но почему они не цветные? (Предположения детей)
- Вот бы побывать в прошлом и хоть глазочком посмотреть, как жили раньше казаки! Вы хотите отправиться в прошлое? А на чем? (Варианты детей)
Воспитатель предлагает детям устроиться поудобнее в креслах машины времени. Предлагает одному из детей на пульте набрать цифры 1792 (год подписания указа Екатериной II о даровании земель запорожским казакам). Звучит таинственная музыка и на экране появляется слайд с фотографией Екатерины II.
А начиналось все с Указа царицы Екатерины II. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи - казаки-запорожцы. Так появились наши предки - казаки на Кубани.
Казаки начали обживать кубанские земли.
Обживая земли, казаки строили себе дома.
- Может кто-то из вас знает, как называется дом казака? (мазанка, хата)
Хаты строили из самана. Саман-это строительный материал, который делали из глины, соломы и воды. Месили саман лошади.
Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности.
- А каким материалом казаки крыли крыши своих хат?
- Правильно, крыши крыли камышом и соломой.
Вокруг хаты ставили вот такой забор из виноградной лозы и ветвей. Как называется такое ограждение? (плетень).
- Кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. Люди занимались гончарным делом. Занимались кузнечным делом - каждый шестой казак был отличным кузнецом. Что ковал кузнец?
- Они ковали подковы для лошадей, оружие, сабли, плуги, лопаты, вилы и т. д.
А чем занимались женщины?
- Они занимались ткацким делом. Умели и половики ткать на загляденье, и рушники вышивать. В каждом дворе женщины умели плести кружева. Украшали ими полотенца, накидки. Всюду были кружевные салфетки. Занимались плетением. Плели из камыша, тростника, прутьев. Мастера плели корзины, лукошки, колыбели, стулья, изгороди. Ничего подобного в то время в магазинах не было. Удобные, легкие, вместительные. Побольше – для взрослых, поменьше - для детей.
- А вы знаете, что у казаков были обычаи? Может быть вы знаете какие- нибудь? (Дети по очереди называют знакомые им обычаи)
Уважение старшего – одно из главных обычаев казаков.
В присутствии старшего не разрешалось сидеть, курить и разговаривать (без его разрешения).
Считалось непристойным обгонять старика, надо было спросить разрешения, чтобы пройти.
Младший старшему обязан уступить дорогу.
Слова старшего человека для младшего были обязательными.
При встрече молодой парубок, казачонок должен поклониться и снять шапку.
В нашем каре можно отыскать четыре сокровища:
1 – ЗЕМЛЯ: горы, поля и равнины;
2 – ВОДА: реки, родники, озера и моря;
3 – ЛЮДИ, их мастерство и свершения.
4 – самое главное, у нас считается – ДРУЖБА и ГОСТЕПРИИМСТВО трудолюбивых, народов. Все они стремятся сделать нашу Кубань еще лучше, богаче, красивее.
Не пора ли нам сделать музыкальную паузу: потанцевать хотите?
(Включаются фрагменты детских песен на разных языках).
- Ребята, а вам все слова были понятны в этих песнях? Почему? (Подвести детей к тому, что песни исполнялись на разных языках, языках разных наций).
Дети показывают воспитателю фотоальбом с фотографиями людей разных национальностей.
- А как вы думаете, что такое «нация»? (народ, который говорит на своем языке, имеет свои традиции, отличается одеждой)
Сложилось так, что современная Кубань стала домом для людей многих национальностей.
Дети рассматривают картинки людей разных национальных костюмах.
Сегодня на Кубани живут люди более 100 национальностей. Большинство из них – русские. Много украинцев, адыгов, армян, греков, белорусов, поляков. Для многих из них Кубань – это Родина, где они родились, выросли. Все национальности проживают на Кубани дружно, помогая, и понимая друг друга.
Живя рядом, разные народы Кубани перенимают друг у друга обычаи, элементы одежды, блюда, язык.
- Мы с вами одной нации, какой? (Русские. Дети находят картинку русского костюма)
- А что вы знаете о своей нации?
Наш родной язык - русский. Русский костюм состоит из рубахи, «косоворотка», брюк – мужчина; рубаха и сарафан, платье, украшенное разными вышивками, кружевом - женщина. На голове кокошник, платок, повязка; у мужчин – картуз (фуражка).
Дети находят картинку костюмов казака и казачки.
Как одеты казаки?
А казачки? Одежда удобная, яркая, красочная, нарядная, украшенная вышивкой. Девушки зимними долгими вечерами украшали вышивкой одежду.
Но у нас в группе есть дети и другой национальности? Какой? (Ребенок другой нации называет свою национальность).
- А ты можешь нам рассказать о своей нации? (ответ ребенка)
Информацию о своей нации ребенок подготовил совместно с родителями. При затруднении воспитатель помогает ребенку.
Армяне:
Армянский народный костюм состоит из рубашки с низким воротом и широких шаровар. Поверх рубашки издревле носили архалук (тип длинного сюртука). Традиционной распашной одеждой была черкеска, которую надевали поверх рубахи и кафтана. Без нее считалось неприличным появиться в общественном месте даже в жаркую погоду. Широко использовали армяне бурку. Ее носили внакидку и зимой, и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. А излюбленным головным убором меховые шапки различной формы. У женщин шаровары присборены и закреплены на щиколотках, а у мужчин держатся при помощи широкой обмотки. Женская верхняя одежда была достаточно разнообразна: платья (распашные и нераспашные) кафтанчики и безрукавки. Дамы носили расшитый передник. Головными уборами у мужчин служили меховые, войлочные и тканые шапки, у женщин это были накидки, дополняемые ободком с различными украшениями. Обувь армяне шили из сыромятной кожи: это были туфли на низком каблуке с загнутым носком или сапожки из мягкой кожи.
Дети находят картинку армянской национальной одежды.
Армянские дома представляют собой постройку квадратной формы, стены из природного камня и земляная крыша, опирающаяся на деревянные столбы. Свет в жилище проникал через окно или дымоход, проделанный в крыше.
Ребенок армянской национальности предлагает детям поиграть в армянскую народную игру «Земля, вода, воздух, огонь”.
Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из четырех слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» — названием птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему.
Мы все разные люди, разных национальностей, с разными обычаями и культурой, но у всех одинаковые ценности - уважать старшее поколение, любить свою родину.
Звучит песня «И все о той весне» (минусовка)
Дети находят среди картинок фотографию военного времени.
В суровые годы Великой Отечественной войны весь народ встал на защиту своей Родины.
- Когда приходит беда, люди разных национальностей вспоминают, что все они с ветки одного дерева. У которого общие корни, и что только дружба и любовь к родине творят чудеса, только они могут сделать нашу Землю красивой и благодатной.
Веками народы, живущие на Кубани, разговаривали на разных языках и наречиях. Одну и ту же мелодию пели на разные слова. Но язык не враждует с языком. Горы и море объединяют, когда люди обретают общий язык. Русский язык стал золотой цепочкой, которая соединяет все народы. А культуры разных народов, как звонкие ручейки, соединяясь в полноводную реку, обогащают друг друга и нашу Кубань. Ведь любовь и дружба творят чудеса. И только мы сможем сделать нашу Россию красивой и благодатной.
- Ребята, нам нужно как-то сохранить ту информацию, которую мы сегодня с вами узнали. Как вы думаете, как нам лучше это сделать?
Дети могут предложить сделать альбом из фотографий и рисунков, картинок, разложенных в определенной последовательности.
- Картинки, расположенные по порядку во времени – лента времени.
- Хотели бы вы сделать свою «ленту времени»?
- А что можно еще использовать?
(Дети могут использовать материал, имеющийся в группе: фото, рисунки, картинки с изображениями природы, памятников, зданий края и т. п.)
- О чем бы вы хотели еще узнать?
- Кому вы расскажите о нашем путешествии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства " Воспитатель года-2016" Конспект непрерывно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему" Наша Родина-Россия"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка» Муниципальный этап конкурса профессионального мастерства «Воспитатель года-2016» Конс...
Планирование воспитательно-образовательной работы в старшей группе по теме: "Наша Родина, город"
Ознакомление детей с историческими местами района, города; со знаменитыми людьми, в честь кого названы улицы; культурными центрами; историческими памятниками нашего города....
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Наша Родина – Россия»
Закрепление знаний детей о государственных символах России;Воспитание чувства любви к своей Родине – России;Развитие интереса к родной стране....
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему : "Наша армия"
В конспекте включинаструктура, содержание и методические рекомендации проведения занятия. Занятие очень интересное. Данный конспект ореентирован на педагогов групп старшего дошкольного возраста....
Конспект образовательной деятельности в старшей группе на тему: "Что мы Родиной зовем"
Закрепления знаний у детей о символике города...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Москва – столица нашей Родины»
Цель:1.Продолжать знакомить детей с главным городом России – Москвой.2. Формировать у детей представления об истории возникновения Москвы.3.Обобщить и расширить знания о достопримечательностях г...
КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ «МОЯ РОДИНА - РОССИЯ»
Цель: Воспитание любви и уважение к Родине, её истории и культуре через официальные и неофициальные символы Российского государства.Задачи: Образовательные: Обобщить и систематизировать знан...