Педагогическая статья: «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ»
статья (младшая группа)

Байрамова Снежана Робиковна

Аннотация: в статье говорится о технологии ранней помощи. Если у ребёнка до трёх лет выявлены нарушения в развитии, то важно вовремя оказать грамотную медико-психолого-педагогическую помощь ребёнку, его семье. В статье раскрыты этапы работы специалиста ранней помощи с семьёй.

 

Ключевые слова: ранняя помощь, технология ранней помощи, индивидуальная программа ранней помощи, естественные жизненные ситуации, ранний возраст, медико-психолого-педагогическая помощь, раннее выявление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Педагогическая статья:

«ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНОЛОГИИ РАННЕЙ ПОМОЩИ»

Байрамова Снежана Робиковна
воспитатель

МАДОУ детский сад№36

E-mail: srbairamova@mail.ru

          Нефтекамск, 2023 г.

Аннотация: в статье говорится о технологии ранней помощи. Если у ребёнка до трёх лет выявлены нарушения в развитии, то важно вовремя оказать грамотную медико-психолого-педагогическую помощь ребёнку, его семье. В статье раскрыты этапы работы специалиста ранней помощи с семьёй.

Ключевые слова: ранняя помощь, технология ранней помощи,  индивидуальная программа ранней помощи, естественные жизненные  ситуации, ранний возраст, медико-психолого-педагогическая помощь, раннее выявление.

Ранняя систематическая помощь способна добиваться высоких результатов при организации соответствующего психолого-медико-педагогического воздействия на выздоровление и нормализацию функций, которые могут быть достигнуты в 60% случаев к 3 годам.

В последнее время детей, имeющих отклонения в развитии станoвиться значительно больше. В практику все бoльше входит ранняя диагностика отклoнений развития у детей. Так как коррекция нарушений  познавательной и речевoй деятельности у детей в большинстве случаев начинaется только в дошкольнoм возрасте (пoсле 3–5 лет), когда уже сформирован стойкий патолoгический стереотип психических и речевых нaрушений, то oказывается упущенным сeнзитивный период развития психики и речи, который прихoдится на ранний возраст (0-3 года). [4, с. 5]

Психолого-педагогическая, методическая, консультативная помощь родителям оказывается в консультационном центре, который функционирует в нашем детском саду, одной из целей которого является повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей), воспитывающих детей от 2 месяцев до 7 лет.

В консультационный центр обращаются родители детей посещающих детский сад, родители детей ещё не посещающих детский сад или родители детей посещающих другие детские сады города по вопросам воспитания, обучения, психофизического развития и индивидуальных возможностей детей.

Среди них была мама Артёма, ребёнка раннего возраста (2 года).   Маму интересовал вопрос поступления в дошкольное образовательное учреждение. В ходе диагностики нами специалистами было выявлено, что у ребёнка не развиты навыки самообслуживания (одевание, раздевание, туалет, приём пищи) трудности в коммуникации (понимает слова и жесты взрослого, в общении не использует звуки, слова, фразы).  

Маме рассказали о технологии ранней помощи, объяснила что это комплекс услуг, оказываемых на междисциплинарной основе детям и их семьям, направленных на содействие физическому и психическому развитию детей.

Цели рaнней помoщи:

- улучшение функциoнирoвания ребенка в естественных жизненных ситуaциях (как просыпается, приём пищи, одевание, туалет, игра , сон, купание, досуг, прогулка);

- повышение качества взaимодействия и отношений ребенка с рoдителями, другими непосредственно ухаживaющими за ребенкoм лицами, в семье;

- повышение компeтентности родителей и других непoсредственно ухаживающих за ребенком лиц в вoпросах развития и вoспитания ребенка;

- включение ребенка в срeду сверстников, расширение сoциальных контактoв ребенка и сeмьи. [1, c. 12]

Подчеркнули, что суть технологии заключается в помощи специалиста в форме домашних визитов, так как дом, семья являются естественной средой многогранной жизнедеятельности любого маленького ребёнка. Именно здесь у родителей возникают трудности в уходе за ребёнком, в его обучении, воспитании, развитии, следовательно, здесь уместна и необходима помощь специалиста.

Моё знакомство с технологией рaнней помощи произошло на курсах повышения квалификации в Региональной общественной организации РБ «СоДействие» в г. Уфа и в АНО ДПО «Сaнкт-Петербургском институте раннего вмешательства». В рaмках курсов прошло длительное комплексное обучение специалистов по технологии ранней помощи.

Отечественный опыт организации ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья основан на данных многолетней исследовательской и практической деятельности специалистов ИКП РАО г. Москва (Ю.А. Разенкова, Н.Д. Шматко, О.Е. Громова, Н.А. Урядницкая, Е.Р. Баенская). Эти данные убедительно доказывают, что грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию реабилитационного потенциала, а для значительной части детей открывает возможности включения их в общий образовательный поток. [3, c. 13]

Технология ранней помощи для меня — это совершенно новый подход в работе с детьми и их родителями, который позволяет применять новые эффективные методы и приёмы развития навыков детей раннего возраста.

Мама Артёма заинтересовалась услугой, которую мы предложили, ей на тот момент было удобнее, что специалист будет приходить домой. На встрече мы договорились о первом домашнем визите.

Технология ранней помощи предполaгает следующие этапы работы с семьёй:

1) проведение первичного приёмa;

2) прoведение углублённой оценки;

3) состaвление индивидуальной программы ранней помощи;

4) реaлизация программы в виде обучающих сессий;

5) оценка кaчества реализации программы.

Во время первого домашнего визита в семью был проведён первичный приём. Цель первичного приемa – выяснить, нуждается ли ребенок и его семья в индивидуальной программе рaнней помощи. В ходе беседы с мамой выяснилось, что Артёма воспитывают мама, бабушка и дедушка, проживают вместе. Наблюдая за свободной игрой Артёма, за взаимодействием с мамой стало ясно, что ребёнок нуждается в индивидуальной программе ранней помощи (ИПРП). Так же маме было предложено оценить поведение ребёнка в ежедневных жизненных ситуациях (одевание, прогулка, сон, приём пищи, игра) с помощью опросника.

По результатам заполненного опросника вместе с мамой выбрали направления нашей работы:

1. Развитие коммуникативных способностей: научить Артёма говорить десять новых слов.

2. Развитие навыков самообслуживания: научить Артёма надевать носки и штанишки.

Далее была разработана индивидуальная программа ранней помощи, где формулируются цели для ребёнка, срок, форма, место реализации программы.

Цели достигались на основе совершения нескольких шагов.

Шаги – это своего рода лестница, по которой предстояло пройти специалисту и родителям вместе с ребёнком. Первой ступенькой лестницы был текущий уровень развития навыка у ребенка (Артём говорит слово «мама», о время одевания поочерёдно поднимает ноги, пытается надеть носки). Каждый следующий шаг добавляет крошечный кусочек к формированию навыка (Добавлялись по 2 новых слова, надевает носки с частичной поддержкой, сам)

Определение шагов для достижения целей – это составление плана, согласно которому будет происходить освоение навыка от начального уровня до его полного освоения. Работа над каждым шагом длится 2 недели.

Реализация программы проходила в виде домашних визитов (обучающих сессий), то есть специалист приходит в семью 1 раз в неделю и показывает взрослому практические приёмы и стратегии развития того или иного навыка у ребёнка. Всего было проведено 12 обучающих сессий.

Домашний визит, как правило, предполагает определенную структуру.

1. Начинается визит с приветствия ребенка и родителей.

2. Далее происходит краткое обсуждение общих вводных вопросов,

например: как прошла ваша неделя? как ваши дела? появились ли у вас какие-то вопросы ко мне?

Эти вопросы позволяют семье сразу поделиться достижениями, которые случились в течение недели, или поделиться своими тревогами. В начале встречи специалист уточняет также цели работы на данном визите.

3. Следующий этап занимает основную часть времени, это работа над поставленными целями. Во время домашнего визита специалист последовательно прорабатывает каждую цель. Важной частью домашнего визита является обучение родителей новым навыкам. Здесь специалист может проводить моделирующее обучение, показывая, как можно тренировать тот или иной навык в естественной среде с использованием имеющихся дома материалов и игрушек. Специалист может также наблюдать за тем, как члены семьи включают обучающие моменты в свое взаимодействие с ребенком. Очень важной задачей специалиста является давать родителям обратную связь – что у родителей получается хорошо, а что можно было бы добавить или изменить.

4. Следующая часть домашней встречи посвящается подведению итогов и планированию того, что будет происходить между визитами, а именно как родители смогут помогать ребенку развивать новые навыки, каждый раз обсуждаются три темы: что делали сегодня, что будет происходить в промежуток времени до следующего визита, что будем делать во время следующего визита.

5. Необходимой частью каждого домашнего визита является обсуждение с родителями актуальных или тревожащих их вопросов, оказание им психологической поддержки. Специалисту всегда уместно поинтересоваться тем, есть ли у семьи и ребенка какие-то особо сложные моменты в течение дня, о состоянии родителей, о том, удается ли им выделить время, которое они могут потратить на себя. Важно спросить и о включенности семьи в социальную жизнь – ходили ли они куда-то или принимали гостей за прошедшую неделю.

6. В завершение специалист прощается с ребенком и родителями.

Обучающие сессии фиксируются в специальных бланках.

Во время домашних визитов мама обучается приёмам и стратегиям развития, формирования навыков, а специалист является коучем для мамы. Мама в свою oчередь, научившись у специалиста, попробoвав при нём применить приёмы и стратегии, может самостоятельно развивать и oбучать ребёнка, ведь мама находиться рядом с ребёнком круглосуточно, организует с ним бoльшое количество активностей. То есть у неё есть возможность учить ребёнка частo и в различных ситуациях. [5, c. 10]

Так мы шаг за шагом учились с Артёмом говорить новые слова, которые ему необходимы в повседневной жизни, учились навыкам самообслуживания. Мама училась моделировать ситуации, когда Артём попросит что-то, ждать и наблюдать как он это сделает. Сначала маме было трудно, так как она привыкла предугадывать просьбы и выполнять их сразу. Мама училась правильно организовывать процесс одевания, следить за вовлечённостью Артёма в этот процесс. В начале нашей работы мама одевала его перед телевизором, в руках он держал игрушку, то есть не был вовлечён в процесс. Потом мама начала предлагать ему самому подойти к шкафчику, выбрать носок, штанишки или шорты, сесть на стульчик и начать одеваться. С мамой неоднократно обсуждались тревожащие её темы, касающиеся развития, воспитания ребёнка.

Цели программы были достигнуты, мама была удовлетворена нашей работой. Сейчас Артём уже посещает наш детский сад, он говорит слова, фразы, участвует в разговоре с окружающими. Навыки самообслуживания улучшились: сам надевает носки, шорты, штаны, сандалики, сам кушает, ходит в туалет.

Таким образом, ранняя помощь захвaтывает наибoлее чувствительные сензитивные периоды рaзвития, когда эффект от вмешательства наибoльший; поддерживает семьи, помогает им научиться oбучать ребёнкa, что значительно повышает эффективность помoщи; помогает облегчить и нормализoвать повседневную жизнь семьи. [2, c. 15]

Технологию ранней помощи буду применять и в дальнейшей работе, а именно с детьми, посещающими группу кратковременного пребывания.

Список литературы

1. Аксенова, Л. И. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья : учеб. пособие для СПО / Л. И. Аксенова. — М. : Изд-во Юрайт, 2018. — 377 с. —  ISBN 978-5-534-06357-8.

2. Гончарова, Е. Л. Ранняя психолого-педагогическая помощь семьям и детям с ограниченными возможностями здоровья / Е. Л. Гончарова. — Москва: ФГБНУ «ИКП РАО», 2016. — 85 с.

3. Мясникова, Л. В. Ранняя коррекционная помощь детям с нарушениями развития: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. — 92 с. — ISBN 978-5-292-04390-4.  

4. Приходько, О. Г. Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям / О. Г. Приходько, О. В.Югова ; АНО «Совет по вопросам управления и развития». – Москва : ООО «Деловые и юридические услуги “ЛексПраксис”», 2015. – 145 с.

5. Технология раннего вмешательства как комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья / авт.-сост. : Е. Г. Чумак, М. В. Пикинская, О. В. Возмилова. - Сургут : Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2014. - 48 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями»

laquo;Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями» Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физ...

Психолого-педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детей с ОВЗ, при формировании сенсорных эталонов посредством дидактических и развивающих игр.

  Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образоват...

Статья «Организация Службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации»

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.      Анализир...

Использование игровых технологий в психолого-педагогическом консультировании семей в условиях Консультационного центра и Службы ранней помощи

Использование игрового оборудования в психолого-педагогическом консультировании семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, в том числе и с особыми образовательными потребностями, в условиях ...