Статья «Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями»
статья
«Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями»
Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.
Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - ПЕРВЫЕ И ГЛАВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ СВОЕГО РЕБЕНКА С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).
Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на детский сад, устраняться, вставая на позиции потребителей образовательных услуг. В тоже время, практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, не знают возрастных особенностей развития, не учитывают индивидуальные особенности и возможности ребенка, испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Что же включает в себя понятие «взаимодействие»?
Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).
В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельности сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».
Как же педагогам привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, поддержать уверенность в собственных педагогических возможностях, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавая в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Принципы взаимодействия педагога с родителями:
- Целенаправленность, систематичность, плановость.
- Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
- Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
- Динамичность.
Методы изучения семьи:
- Анкетирование родителей.
- Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
- Наблюдение за ребенком.
- Индивидуальные беседы с детьми.
- Обследование семьи с помощью проективных методик.
- Посещение семей воспитанников.
- Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
- Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
- Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема детей в детский сад и ухода детей домой».
Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные.
Традиционные формы и методы работы с родителями:
- Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.
- Посещение семей воспитанников.
- Родительские собрания.
- Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом».
- Анкетирование по разным вопросам.
- Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НООД, утренников.
- Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.
- Организация работы родительского комитета группы, сада.
Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить поведение ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Нетрадиционные (новые) формы работы педагогов ДОУ с родителями:
- Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская».
- Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».
- Тематические мини-проекты.
- Участие родителей в творческих конкурсах.
- Клубы по интересам.
- Организация библиотеки для родителей.
- Выпуск газеты «Веселая семейка».
- Моделирование и решение педагогических ситуаций.
Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждения страны широко используются электронные дневки. В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе, презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Бабаева С.К., воспитатель
ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного вида
Выборгского района Санкт-Петербурга
«Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями»
Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.
Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители - ПЕРВЫЕ И ГЛАВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ СВОЕГО РЕБЕНКА С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ.
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).
Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на детский сад, устраняться, вставая на позиции потребителей образовательных услуг. В тоже время, практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, не знают возрастных особенностей развития, не учитывают индивидуальные особенности и возможности ребенка, испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.
Что же включает в себя понятие «взаимодействие»?
Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).
В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельности сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».
Как же педагогам привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, поддержать уверенность в собственных педагогических возможностях, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавая в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Деятельность родителей и педагогов может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.
Принципы взаимодействия педагога с родителями:
- Целенаправленность, систематичность, плановость.
- Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
- Индивидуальный, дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
- Динамичность.
Методы изучения семьи:
- Анкетирование родителей.
- Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
- Наблюдение за ребенком.
- Индивидуальные беседы с детьми.
- Обследование семьи с помощью проективных методик.
- Посещение семей воспитанников.
- Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
- Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
- Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей во время приема детей в детский сад и ухода детей домой».
Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные.
Традиционные формы и методы работы с родителями:
- Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.
- Посещение семей воспитанников.
- Родительские собрания.
- Беседы, консультации, конференции, встречи «за круглым столом».
- Анкетирование по разным вопросам.
- Дни открытых дверей: просмотр режимных моментов, НООД, утренников.
- Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.
- Организация работы родительского комитета группы, сада.
Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить поведение ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.
Нетрадиционные (новые) формы работы педагогов ДОУ с родителями:
- Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская».
- Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».
- Тематические мини-проекты.
- Участие родителей в творческих конкурсах.
- Клубы по интересам.
- Организация библиотеки для родителей.
- Выпуск газеты «Веселая семейка».
- Моделирование и решение педагогических ситуаций.
Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждения страны широко используются электронные дневки. В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе, презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся».
Список литературы:
1. Взаимодействие ДОУ и семьи./ Сост .О.И. Бочкарева.- Волгоград: ИТД «Корифей». -112с.
2.Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. -218с.
4. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-72с.
5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 72с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему"Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями".
Эффективное направление сотрудничества педагогов с родителями...
Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями
«Детство – это не «социальный питомник»,а социальное состояние, в которомвзаимодействуют дети и взрослые».Д. И. Фельдштейн...
Эффективные формы сотрудничества воспитателя и родителей
Эффективные формы сотрудничества воспитателя и родителей.Проблема взаимодействия педагога детского дошкольного учреждения с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии до...
Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18...
Доклад на педсовете на тему: "Взаимодействие с семьями воспитанников, внедрение эффективных технологий сотрудничества"
Материал предназначен для педагогов детского сада....
«Организация в ДОУ семейного клуба «Солнышко в ладошке», как эффективная форма сотрудничества и просвещения родителей»
Методическая разработка по организации в ДОУ семейного клуба как эффективная форма сотрудничества с родителями...