Статья «Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями»
статья

«Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями»

 

Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители -  ПЕРВЫЕ И ГЛАВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ СВОЕГО РЕБЕНКА С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

     С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).

 Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на детский сад, устраняться, вставая на позиции потребителей образовательных услуг. В тоже время, практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, не знают возрастных особенностей развития, не учитывают индивидуальные особенности и возможности ребенка, испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

     Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Что же включает в себя понятие «взаимодействие»?

Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).

В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает   взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельности сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».                                                            

 Как же педагогам привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, поддержать уверенность в собственных педагогических возможностях, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавая в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Деятельность родителей и педагогов может быть успешной  только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать  ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом  средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен  служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.

Принципы взаимодействия педагога с родителями:

  • Целенаправленность, систематичность, плановость.
  • Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
  • Индивидуальный,  дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
  • Динамичность.

Методы изучения семьи: 

  • Анкетирование родителей.
  • Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
  • Наблюдение за ребенком.
  • Индивидуальные беседы с детьми.
  • Обследование семьи с помощью проективных методик.
  • Посещение семей воспитанников.
  • Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
  • Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
  • Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей   во  время приема детей в детский сад и ухода детей домой».

Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные.

Традиционные формы и методы  работы с родителями:

Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.

- Посещение  семей воспитанников.

-  Родительские собрания.

- Беседы,  консультации,  конференции, встречи «за круглым столом».

 - Анкетирование по разным вопросам.

- Дни открытых дверей: просмотр  режимных моментов,  НООД, утренников.

-  Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.

- Организация работы родительского комитета группы, сада.

Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить  поведение  ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Нетрадиционные (новые)  формы работы педагогов ДОУ с родителями:

- Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская».

- Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».

- Тематические мини-проекты.

- Участие родителей в творческих конкурсах.

- Клубы по интересам.

- Организация библиотеки для родителей.

- Выпуск газеты «Веселая семейка».

- Моделирование и решение педагогических ситуаций.

Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждения страны широко используются электронные дневки.  В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе,  презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

        Статья.

Бабаева С.К., воспитатель

ГБДОУ детский сад № 4 комбинированного  вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

«Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями»

Технологии эффективного взаимодействия детского сада с семьей.

Главным в работе любого ДОУ является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители -  ПЕРВЫЕ И ГЛАВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛИ СВОЕГО РЕБЕНКА С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ И НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

     С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18 Закона РФ «Об образовании»).

 Родителям необходимо помнить, что детский сад только помощник в воспитании ребенка, поэтому они не должны перекладывать всю ответственность на детский сад, устраняться, вставая на позиции потребителей образовательных услуг. В тоже время, практика показывает, что многие родители не имеют специальных знаний в области воспитания, не знают возрастных особенностей развития, не учитывают индивидуальные особенности и возможности ребенка, испытывают определенные трудности в установлении контактов с детьми, часто осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

     Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка.

Что же включает в себя понятие «взаимодействие»?

Большинство ученых характеризуют взаимодействие как механизм межличностной связи участников педагогического процесса, другие исследователи акцентируют внимание на социальном характере связи индивида и сообщества (ближайшего и дальнего окружения).

В педагогической литературе взаимодействие трактуется как «особая форма связи между участниками педагогического процесса, предусматривает   взаимообогащение интеллектуальной, эмоциональной, деятельности сферы участников, их координацию и гармонизацию, личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок».                                                            

 Как же педагогам привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, поддержать уверенность в собственных педагогических возможностях, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, а проводить работу с родителями интересно, с учетом новых форм взаимодействия, создавая в детском саду атмосферу творческого общения, взаимопонимания и поддержки. Деятельность родителей и педагогов может быть успешной  только в том случае, если они станут союзниками, что позволит лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях, развить его способности и сформировать  ценностные жизненные ориентиры, предотвратить негативные поступки, поведение.

Для того чтобы быть настоящим пропагандистом  средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен  служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, охотно будут устанавливать с ними контакт.

Принципы взаимодействия педагога с родителями:

  • Целенаправленность, систематичность, плановость.
  • Доброжелательный стиль общения, сотрудничество, а не наставничество.
  • Индивидуальный,  дифференцированный подход к работе с учетом специфики каждой семьи.
  • Динамичность.

Методы изучения семьи: 

  • Анкетирование родителей.
  • Индивидуальные беседы с родителями, изучение запросов семьи.
  • Наблюдение за ребенком.
  • Индивидуальные беседы с детьми.
  • Обследование семьи с помощью проективных методик.
  • Посещение семей воспитанников.
  • Изучение тестов-рисунков детей типа «Мой дом», «Моя семья».
  • Наблюдение за ребенком в сюжетно-ролевой игре «Семья».
  • Наблюдения воспитателем за взаимоотношениями родителей и детей   во  время приема детей в детский сад и ухода детей домой».

Формы работы с семьей: общие, групповые, индивидуальные.

Традиционные формы и методы  работы с родителями:

Наглядная пропаганда: оформление информационных стендов, буклетов, папок-передвижек, выставок детских работ.

- Посещение  семей воспитанников.

-  Родительские собрания.

- Беседы,  консультации,  конференции, встречи «за круглым столом».

 - Анкетирование по разным вопросам.

- Дни открытых дверей: просмотр  режимных моментов,  НООД, утренников.

-  Участие родителей в массовых мероприятиях детского сада, выставках, конкурсах.

- Организация работы родительского комитета группы, сада.

Дни открытых дверей дают родителям возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной. Они могут сравнить  поведение  ребенка в семье и в детском саду, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

Нетрадиционные (новые)  формы работы педагогов ДОУ с родителями:

- Создание семейных проектов: «Наша дружная семья», «Семейные гербы и родословные», «Маленькие открытия в моей большой семье», «Семейная мастерская».

- Проект выходного дня: «Разведчики природы», «Поход выходного дня».

- Тематические мини-проекты.

- Участие родителей в творческих конкурсах.

- Клубы по интересам.

- Организация библиотеки для родителей.

- Выпуск газеты «Веселая семейка».

- Моделирование и решение педагогических ситуаций.

Использование ИКТ является одним из современных методов работы с родителями. На сегодняшний день в общеобразовательных учреждения страны широко используются электронные дневки.  В ДОУ появились такие формы взаимодействия как сайт сада, группы. На которых размещается информация о детском саде, группе,  презентация детского сада, фотоальбом «Давай познакомимся».

Список литературы:

1. Взаимодействие ДОУ и семьи./  Сост .О.И. Бочкарева.-  Волгоград: ИТД «Корифей». -112с.

2.Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. -218с.

4. Кочкина Н.А. Метод проектов в дошкольном образовании: Методическое  пособие. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-72с.

5. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2011. – 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему"Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями".

Эффективное направление сотрудничества педагогов с родителями...

Эффективные направления сотрудничества педагогов с родителями

«Детство – это не «социальный питомник»,а социальное состояние, в которомвзаимодействуют дети и взрослые».Д. И. Фельдштейн...

Эффективные формы сотрудничества воспитателя и родителей

Эффективные формы сотрудничества воспитателя и родителей.Проблема взаимодействия педагога детского дошкольного учреждения  с семьей ребенка является важным аспектом в личностном развитии до...

Эффективные технологии сотрудничества ДОУ с родителями

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений (статья 18...

«Организация в ДОУ семейного клуба «Солнышко в ладошке», как эффективная форма сотрудничества и просвещения родителей»

Методическая разработка по организации в ДОУ  семейного клуба как эффективная форма сотрудничества с родителями...