Психолого-педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детей с ОВЗ, при формировании сенсорных эталонов посредством дидактических и развивающих игр.
статья по коррекционной педагогике

Авдеева Татьяна Анатольевна

    Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx40.58 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение в системе ранней помощи детей с ОВЗ, при формировании сенсорных эталонов посредством дидактических и развивающих игр.

Авдеева Татьяна Анатольевна, учитель-дефектолог

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №52 "РЯБИНУШКА"

города Нерюнгри Нерюнгринского района

 

  На современном этапе развития общества одной из важнейших задач является формирование системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 7-8 лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а также их семьям.

    Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

В Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года четко обоснована необходимость развития ранней помощи в Российской Федерации. Она обусловлена положениями Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограничениями жизнедеятельности, не имеющих статуса ребенка-инвалида, детей из групп риска, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для детей, находящихся в социально опасном положении.

    Служба ранней помощи – это служба медико-социальной, психолого-педагогической, семейно-ориентированной помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушением развития, а также детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте и их семьям. По данным Федеральной службы государственной статистики, за последние 5 лет количество детей-инвалидов в России увеличилось и составляет около 2 процентов детского населения. Особенности развития ребенка в раннем возрасте пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

     Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социальнопедагогических услуг, ориентированных на семью и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов разного профиля.

Важность предоставление качественных услуг на самых ранних этапах развития ребенка с особыми потребностями на сегодняшний день не оставляет сомнения и является неотъемлемым правом детей, а тех семей, в которых они воспитываются. Это право закреплено как в международных конвенциях, так и в национальных законах уже в целом ряде стран. Одной из важных задач определенной в Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации является разработка комплекса эффективных мер, направленных на развитие кадрового потенциала программ ранней помощи, организацию переподготовки, повышение квалификации и методической поддержки специалистов на основе современных подходов к комплексному сопровождению детей с ограниченными возможностями

здоровья раннего возраста и их семей.

     В нашем учреждении эта работа  осуществляется в рамках междисциплинарной команды специалистов.

Основной функцией педагогов в области психолого-педагогического сопровождения в системе ранней помощи является коррекционное сопровождение развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей группы риска и их семей.

Из этой функции вытекают

  • сбор анамнестических сведений о состоянии ребенка и причинах нарушений развития;
  •   организация специальной образовательной среды для реализации особых потребностей детей раннего возраста и развития компетенции, необходимой для дальнейшей адаптации в социуме;
  •  проведение комплексного обследования особенностей развития, анализ результатов диагностики;
  •  разработка индивидуального плана комплексного сопровождения ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и его семьи;
  •  консультирование членов семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и других членов междисциплинарной команды;
  •  реализация технологий преодоления, ослабления и компенсации нарушений развития, с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных особенностей ребенка раннего возраста;
  •  применение в абилитационном процессе педагогических технологий, современных образовательных и коррекционно-развивающих дидактических средств, информационно- коммуникационных технологий (специализированные компьютерные программы) с учетом особых потребностей детей;
  •  осуществление систематического контроля и оценки достижения ребенка раннего возраста, планируемых результатов в абилитации, коррекции нарушений развития;
  •  проведение мониторинга достижений детьми раннего возраста планируемых результатов комплексного сопровождения.

    У большинства детей нашей группы раннего развития отмечаются различные нарушения в развитии: от неярко выраженных до нарушений интеллекта.

По результатам первичного диагностического обследования, у таких детей отмечается низкий уровень сенсорного развития. Именно поэтому я уделила пристальное внимание вопросу формирования сенсорных эталонов в ходе организации коррекционно-развивающего сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.

      Сенсорное развитие ребёнка это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и явлений окружающего мира. Сенсорное воспитание является основой для умственного развития. Учить ребёнка только различать свойства предмета недостаточно необходимо научить определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки (сенсорные эталоны), с помощью которых можно сравнивать предметы.

     Сенсорный эталон это общепринятые образцы внешних свойств предметов: эталоны цвета семь цветов спектра; эталоны формы геометрические фигуры; эталоны величины метрическая система мер; эталоны вкусового восприятия четыре основных вкуса (солёный, сладкий, кислый, горький).

     В процессе восприятия ребёнок накапливает зрительные, вкусовые, слуховые, двигательные, осязательные, обонятельные образы. Закрепить образы предметов помогает номинация. Если образ предмета закреплён словом, его можно вызвать в представлении ребёнка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого необходимо только произнести соответствующее слово-название.

     Обеспечивая приток новых ощущений, сенсорное воспитание также способствует общему физическому и психическому развитию ребенка. При недостатке впечатлений дети испытывают «сенсорный голод», который приводит к задержке общего развития.

Сенсорная сфера (ощущения и восприятие) детей с ОВЗ нарушена. Отстает в своем развитии зрительный, слуховой и другие анализаторы. Часто встречаются аномалии зрения и слуха. Однако и при сохранности анализаторов многие дети не умеют ими пользоваться для более полной ориентировки в происходящем. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которой является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько ребенок видит, слышит, осязает окружающие предметы. (фото 11-17).

       В ходе коррекционно-развивающего сопровождения мной используются такие игры, пособия и дидактический материал, как: «Блоки Дьенеша», игры Воскобовича («Фонарики»,  Коврограф», «Цветные кружочки», «Цветные квадраты», «Квадрат Воскобовича»,  «Радужные гномы»), конструктор, цветные счётные палочки, игры с прищепками, а также различные настольно – печатные игры.

 В процессе работы по формированию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ, явилась организация поэтапной системы работы с использованием игр и пособий, и эффективное включение их в образовательный процесс. Формы работы: индивидуальная, малыми подгруппами  (фото 23-28).

        В настоящее время реализуется новая концепция дошкольного воспитания, идет поиск неординарных, альтернативных путей, внедряются новые технологии, развивающие методики.  

Методические приемы работы с детьми.

  Основным принципом детского мышления является принцип наглядности. Поэтому на своих занятиях я использую наглядные методы и приемы, которые обеспечат высокую эффективность образовательного процесса.

1.Наблюдение — это планомерное и целенаправленное восприятие детьми объектов или явлений окружающей среды. Чтобы этот процесс был результативным, воспитатель обязательно должен поставить перед детьми цель для созерцания. Возможны несколько вариантов.

1. Распознать, определить характеристики.

Например:

на занятиях по окружающему миру во время изучения темы «Цвета» можно предложить рассмотреть предметы и сгруппировать их по цвету;

на математических занятиях при рассмотрении тем сравнения предметов и установления взаимоотношений между ними ставится задача определить каких предметов больше, каких меньше; какое дерево выше, какое ниже, какой фрукт по форме похож на круг и т.д.;

2. Определить характер изменений или преобразование предмета.

Например:

на занятиях во время игр с песком — определить, как изменяется песок, если его намочить; игры с лупой и фонариком.

на занятиях по окружающему миру при изучении сезонных изменений растений — понаблюдать, что случилось с деревьями осенью.

Д/и « Огород на окне», «Веточка вербы», «Разные листочки» и т.д.

3. Установить состояние объекта по отдельным признакам.

Например:

на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Части суток» — по состоянию неба и положению солнца определить, какая часть суток наступила;

на занятиях по окружающему миру при изучении темы «Животные» — по виду лап (хвоста или ушей) определить кто это.

В зависимости от количества затраченного времени наблюдения могут быть длительные или кратковременные.

2.Демонстрация — это наглядный показ какого-либо объекта. Ни одно словесное объяснения на занятиях в детском саду не будет эффективным, если оно не будет сопровождаться демонстрацией различных наглядных пособий. К ним относятся:

предметы, натуральные объекты;

предметные или дидактические картинки;

книжные иллюстрации;

репродукции;

макеты.

Метод демонстрации охватывает следующие дидактические приемы:

Демонстрация предметов. Часто такие методические приемы используются в детском саду на занятиях  при знакомстве с предметом: предлагаю обследовать его,  хорошо рассмотреть и описать его форму, размер, цвет; предложить нарисовать с помощью трафарета, затем самостоятельно.  

Демонстрация иллюстраций и репродукций. Этот прием используется, когда нет возможности непосредственного восприятия объекта. Например, изучая цветы радуги, если ее в это время нет на небе, детям можно показать картинку в книге.

Наиболее полно методы наблюдения и демонстрации используются во время экскурсий и ежедневных прогулок на свежем воздухе. Они обеспечивают развитие такого познавательного процесса, как восприятие, формирование наглядно-образного и наглядно-действенного мышления.

Большое значение в применении наглядных методов отводится использованию технических средств обучения (ТСО) или компьютера. Это становится все более популярным в образовательной сфере и используется в случае необходимости продемонстрировать динамичный объект или какой-то процесс. С помощью ТСО и компьютера представляют: слайды; видеофильмы; компьютерные программы.

3.Практические методические приемы на занятиях  помогают детям более глубоко познавать окружающую действительность. Их применение дает возможность ребенку самостоятельно путем осуществления практических действий с предметами определить их основные свойства и характеристики, установить взаимосвязь между ними, понять принцип их действий.

Практические методы обеспечивают более высокую степень усвоения знаний, чем любые другие дидактические приемы. Ребенок гораздо лучше запомнит, что лимон  кислый, если сам попробует его на вкус и т.п.

Упражнения — это многократное повторение различных действий (практических или умственных) определенного содержания. В результате выполнения упражнений формируются устойчивые навыки или умения.

Подражательные упражнения обозначают действия по заданному образцу. Они используются при отработке правильной артикуляции, для формирования культурно-гигиенических навыков и т.д.  

«Игры с колокольчиком». Учить реагировать на слух, подражать действиям, различать звучание «громко-тихо», развивать чувство ритма

«Пчелка». Учить следить за движением, звукоподражанию. Учить наблюдательности – «Где сидит?», «Куда спряталась?»

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики, сопровождая массажными действиями, чтением потешек и присказок.

Сортировка игрушек, бросового материала – по цвету, форме, размеру. Развиваем логику и мышление.

Беседа. Игровые ситуации «Картонные слова» - карточки с различными картинками. Помогает расширить словарный запас, учить дифференцировать картинки, соотносить с предметами.

Игры, которые помагают понимать взаимоотношения и по поступакм, жестам, мимике. «Тише!», «Мне весело», «Лисичка подслушивает», «Что делать?», «Что происходит», «Удивление»

Конструктивные упражнения — это реализация задач, аналогичных тем, которые ребенок выполнял под руководством педагога. Их еще называют тренировочными. Например, они необходимы для освоения двигательных навыков.

Д/у «Домик, башня, дорожка. мебель, заборчик, скамейка, лесенка, мостик».

   У детей формируется сенсорный опыт в поиске конструктивных действий, экспериментирования со строительными элементами, деталями конструкторов, обыгрывающим материалом.  Обследуя предметы, дети называют их признаки и конструктивные свойства (большой, маленький, синий, красный, длинный, короткий и т.д.). Развиваются элементарные конструктивные умения (соотносят детали, их взаиморасположение; устанавливают детали разнообразными способами, комбинируют их размещение, чередуя элементы, строят простые перекрытия).

Эксперимент в детском саду   помогает детям получить новые знания об окружающей среде. В ходе эксперимента дошкольники воздействуют на объекты, чтобы узнать его свойства, взаимосвязь с другими предметами.

Наиболее эффективным приемом является организация поисковых действий ребенка. Можно предлагать такие задания:

определить, какой предмет тонет, какой нет;

превратить снег в воду.

Игры-наблюдения «Холодный – горячий», «Твердый – мягкий» развиваем тактильное восприятие и умение дифференцировать предметы по свойствам.

Благодаря такому методу педагог  формирует у детей наглядно-действенное мышление.

Метод моделирования основан на принципе замещения реального объекта символом, изображением, знаком. В детском саду используются предметные модели (игрушки или предметы-заместители). Применение данного метода способствует развитию умений сопоставлять, абстрагироваться, обобщать существенные признаки.

В ходе дидактических игр детям предлагается воссоздать конкретную ситуацию, «прожить» ее и получить некоторый опыт действий в определенных условиях. Применение данного метода предполагает наличие игрового оборудования, распределение ролей и выполнение игровых действий.  

Использование дидактических игр в детском саду включает такие методические приемы:

инсценировка;

организация игровой ситуации;

выполнение педагогом игровых действий;

чудесное появление объектов.

Игровой метод формирует творческое мышление, развивает воображение, помогает ребенку научиться вести себя непринужденно, снять психологическое напряжение.

 В своей   работе я использую  авторское пособие "Мир"- модуль интеллектуального развития, которое   предназначено для осуществления познавательного развития детей младшего дошкольного возраста. Пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания и соответствует требованиям ФГОС ДО. Работа с дидактическим пособием формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка в различных видах деятельности. Использование пособия в ДОУ способствует развитию у детей речи, внимания, мышления, обогащает знания об окружающей действительности. (фото 29-34).

 Дидактическое пособие помогает реализовать принципы ФГОС:

  • насыщенность – наличие игровых вспомогательных материалов для игровой активности детей;
  • вариативность – наличие разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, их периодическая сменяемость и появление новых предметов;
  • трансформируемость – возможность изменения элементов, смены дидактического материала в зависимости от образовательной задачи;
  • доступность – свободный доступ всех детей к играм, игрушкам, материалам.

Данное пособие может быть использовано как индивидуально, так и для подгрупповой работы, особенность  данного пособия состоит в том, что:

  • оно оказывает помощь педагогу в обучении детей от 2 до 7 лет
  • игры и задания по нескольким образовательным областям
  • работа ведется на горизонтальной и вертикальной поверхности.

В использовании пособия учитываются здоровьесберегающие факторы:

1.Развитие силы и стабильности верхних конечностей. Когда ребёнок держит руку перед вертикальной поверхностью, то на руку давит сила тяжести, что позволяет укреплять мышцы.

2. Билатеральная координация. Вы когда-нибудь пробовали использовать трафарет при работе на вертикальной поверхности? Это очень сложный навык.
3.
Зрительное внимание и зрительно-моторная координация – наклонная поверхность, с небольшим углом.
5.
Смена позы. Детям, которым сложно усидеть на месте, порой бывает проще сохранить свою усидчивость при выполнении задания, если они делают его стоя. Каждый взрослый признает, что смена позы тела позволяет лучше сконцентрироваться. 

6. Сила мышц спины. Когда ребёнок стоит на ногах или на коленях перед вертикальной поверхностью, на которой он рисует или пишет, это способствует развитию мышечного корсета спины.

   Дети всегда очень охотно занимаются на этом пособии, проявляя при этом большое старание. Ребенок в игре знакомится со свойствами предметов, при этом много «экспериментирует», проявляет инициативу, творчество. Во время игры формируются внимание, воображение, память, мышление, развиваются такие важные качества, как активность, самостоятельность в решении игровых задач.     

В своей работе данное  пособие могут использовать: родители, воспитатели, логопеды, дефектологи  по всем образовательным областям и охватить разные направления коррекционной работы:

1 «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Это очень большой блок, основным направлением из которого является развитие цвето и формовосприятие.

2 «Формирование пространственно-временных отношений». Здесь изучаются не только такие понятия, как «право и лево», но и такие как «правый верхний угол», «наверху, посередине, внизу», использование предлогов «за, между, перед, на,..», при недоразвитии этого направления могут возникнуть проблемы с чтением и письмом.

3 «Умственное развитие». Тоже очень большое направление, в котором корригируются высшие психические функции, такие как внимание, представление, восприятие, память, мышление.

4 «Формирование представлений о предметах и явлениях».

Ознакомление детей с предметным окружением  - это не только   названия предметов  домашнего обихода, это умение  выделять их существенные и несущественные признаки, группировать предметы и локализовать их.  Кроме того, следует знакомить  детей с  материалами, из которых изготовлены те или иные предметы, с их свойствами и способами действия с ними. Кроме того, необходимо прививать понятия причинной зависимости между предметами, некоторыми явлениями  и побуждать их к правильному названию предметов.

5 «Обогащение словаря и развитие связной речи». Название этого направления говорит само за себя, оно больше относится к логопедам, но и дефектолог не должен обходит его стороной.

6 «Готовность к восприятию учебного материала». Он помогает им подготовиться к изучению большого количества нового учебного материала. В результате коррекции по данному направлению у детей  формируются те знания и умения, которые помогают усвоить им учебный материал.

Учим родителей играть

Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания - игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. (фото 35-36).

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Задачи:

  • обучение родителей эффективным способам взаимодействия с детьми
  • повышение педагогической культуры родителей
  • показать родителям значимость игры для полноценного   эмоционального развития ребенка
  • научить  управлять ребенком с помощью игры
  • показать необходимость совместной  обучающей деятельности родителей и детей

обучение практическим приемам  формирования навыков сотрудничества с детьми.

     В информационном уголке для родителей велась постоянная смена рекомендаций для закрепления пройденного материала в домашних условиях. В рамках реализации данного направления мной были проведены следующие консультации: «Игры с пользой. Знакомство с блоками Дьенеша», «Игры своими руками». Родители с удовольствием подключились к созданию пособий для конструирования с помощью блоков Дьенеша.

      Тесное взаимодействие учителя – дефектолога с воспитателями также способствовало закреплению детьми полученных навыков и применению их в свободной деятельности.

Используя игры в ходе коррекционно-образовательной деятельности с детьми с особыми образовательными потребностями, педагог может адаптировать имеющиеся варианты игр (упростить или усложнить их, учитывая психофизические особенности воспитанников), тем самым наиболее эффективно решить поставленные задачи.

Таким образом, в ходе реализации данного направления деятельности мной было отмечено, что использование дидактических и развивающих игр в коррекционно-развивающей работе у детей раннего возраста повышает уровень мотивации у детей с особыми образовательными потребностями, активизирует их познавательную деятельность. Положительная динамика наблюдалась и в развитии психических процессов, таких как: внимание, память, воображение, мышление, речь.

Развивающие игры для детей 2-3 лет с родителями

«Сенсорная коробочка»

В возрасте от года до двух лет ребенок буквально «считывает» информацию о свойствах окружающих его предметов руками и глазами. Разнообразить домашнюю игротеку и активизировать сенсорное восприятие ребенка поможет коробочка с разнообразными наполнителями.

Предложите ребенку поискать клад. Начинайте раскопки вместе с ребенком, погружая свои руки и руки ребенка в коробку. Если малыш первым почувствовал руками интересный предмет, заинтересовано спрашивайте у малыша, называя его по имени: «Что это?», «Оно тяжелое или легкое?», «Какого цвета эта ракушка?». Выяснив все качества предмета, закрепите их словесно: «Давай положим эту белую ракушку в шкатулку!». Соберите полную шкатулку сокровищ и отпразднуйте завершение игры.

«Дорога»

Сделайте «дорогу» из старых кассет или из картинок, из карандашей, кубиков, кеглей, шнурков и пр. И попросите ребенка походить по дорожке. Для начала это просто два прямых ряда кассет (кубиков, карандашей) с расстоянием между рядами примерно 30-40 см. Но с каждым разом делайте дорогу все более длинной и извилистой. Она может сужаться и расширяться.

 Цвет дня

Предложите ребенку выбрать любой цвет. И весь день окружайте себя этим цветом. Например, если выбран красный, но для начала оденьтесь в красное, затем позавтракайте кашей с клубничным вареньем, нарисуйте что-нибудь большое и красное и повесьте на стену, найдите в книгах изображения красного цвета, посчитайте в доме все красные предметы.

 «Собери палочки»

Возьмите десять палочек от эскимо или пластмассовые соломинки. Ребенок держит их в руке, затем отпускает, и они падают на стол. Малыш должен осторожно собрать их по одной так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом. Если он сдвинет хотя бы одну, игра заканчивается.

Подсчитайте, сколько палочек он может собрать за один раз и сколько попыток должен сделать, чтобы, наконец, собрать все палочки. Понаблюдайте за его успехами по мере того, как он приобретает опыт игры. Теперь ваша очередь играть.

  «Удержи книгу»

Представьте, что вместе с ребенком вы изобрели новый олимпийский вид спорта — балансирование с книгой. Пусть малыш пройдет по комнате, пытаясь удержать ее на голове и не уронить. Он не должен дотрагиваться до книги руками. Очень скоро ребенок поймет, как важно передвигаться осторожно, высоко держа голову. Выбирайте книги разного формата, чтобы ему стало понятно, какие из них легко удержать на голове, а какие трудно.

 «Что пропало?»

Положите на поднос пять предметов. Например: ключ, мячик, ложку, кубик и мелок. Пусть ребенок внимательно посмотрит на эти предметы и назовет каждый из них. Затем он закрывает глаза, а вы в это время прячете один из предметов в карман. Снова посмотрев на поднос, малыш должен определить, чего не хватает.

 «Найди половинку»

Из двух наборов красочных открыток один разрезается пополам. Покажите ребенку любую половинку и попросите его найти подходящую к ней из 3-4 (не более!) других половинок от разных открыток, проверяя свои действия по лежащей тут же целой открытке.

 «Угадай, что на картинке»

Для этой игры потребуются картинки, на которых изображено что-либо хорошо знакомое ребенку: стол, яблоко, собака и т.д. Разрезав картинку, согнув ее или закрыв одну половинку белым листом бумаги, вы показываете малышу другую половинку и просите угадать, что нарисовано на картинке. Подставив разрезанную половинку, разогнув картинку или убрав белый лист бумаги, не забудьте вместе с малышом удивиться, как это он смог угадать.

 

«Зайчик и белочка»

Вырезанные из бумаги морковки и орехи (по 5-6 штук) надо разнести зайчику и белочке – игрушечным или нарисованным, но находящимся в разных уголках комнаты; предварительно вы объясняете (или напоминаете), кто из них что любит.

 «Высоко» и «низко»

Сядьте на стул и посадите ребенка к себе на колени так, чтобы его лицо было обращено к вам. Скажите: «Высоко-высоко» и, крепко обняв малыша, высоко поднимите его. Теперь скажите: «Низко-низко». Опустите ребенка на пол, крепко держа его.

 

«Что катится»

Данная игра знакомит малыша с формой предметов. Сделайте игрушечные ворота на столе или на полу и организуйте соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до ворот. Фигурки пусть будут разными: шарик, кубик, палочка, колёсико, брусок.

Свойства бумаги

Дайте малышу листок газетной бумаги и попросите его выполнять действия, о которых говорится в рифмовке.

Листочек взлетел,
Листочек кружится.
Листочек кружится,
Под ноги ложится.

Листочек рвется, рвется, рвется.
Листочек мнется, мнется, мнется.

 

Подобрать крышечки к бутылочкам

Возьмите несколько разноцветных бутылочек с крышечками. Дайте ребенку и попросите подобрать крышечки к бутылочкам. Подбирать можно в соответствии с размером отверстия или по цвету. Если крышки закручиваются, проследите за тем, чтобы ребенок крутил крышки, а не банки.

 «Разложим по порядку»

Высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца. Предложите: “Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое – все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощенье для мишки и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник. Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите).

 

«Выловим из воды»

Налейте в миску воду и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Предложите малышу с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Можно также использовать и ложку.

Литература:

1. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 1997. – 240 с.

2. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М.: Мозаика –

Синтез, 2011. – 336 с.

3. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду М.: Мозаика – Синтез, 2005.

4. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет». – М.: Просвещение 1988. – 144 с.

5. Евтушенко И.В., Левченко И.Ю. К разработке компетенций специалистов в сфере ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2.

6. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08 2016 № 1839-р). – 2016.

7. Левченко И.Ю. Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья – приоритетное направление развития специального образования // Практическая дефектология. – 2015. – № 3 (3).

8. Немов Р. С. Психология. Общие основы психологии – М.: Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2004.

9. Новоселова С. Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. – М.: Просвещение, 1985. – 156 с.

10. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М.: просвещение. АО «Учеб. мет» 1996. – 112 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование сенсорных эталонов через дидактические игры и упражнения

Статья о значении сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста....

Открытое занятие по формированию сенсорных эталонов посредством дидактической игры в группе раннего возраста "Путешествие колобка"

Цель:Развитие восприятия; создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.Задачи:Закреплять знания детей о сенсорных свойствах предметов (цвет, форма, величина).Развивать различные...

конспект совместной деятельности тифлопедагога, родителей и детей младшей группы по формированию сенсорных эталонов по мотивам сказки "Три медведя"

материал направлен на достижение объединения родителей и педагогов в развитии ребенка. будет полезен как воспитателям, так и специалистам дошкольного образования., содержит специальные методы и приемы...

ФОРМИРОВАНИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩЕЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СИСТЕМЫ «EduPlay»

Развитие ребенка – это совокупность зрительных, слуховых и осязательных ощущений, которые создают условия для возникновения у детей поисковой деятельности, что, в свою очередь, способствует познанию и...

Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» д...

Проект "Формирование сенсорных эталонов через дидактические игры у детей раннего возраста".

Формирование сенсорных представлений у детей раннего дошкольного возраста посредством дидактических игр....