Статья «Организация Службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации»
статья
Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, проводя мониторинги запросов консультативного пункта и обращений родителей, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у детей раннего возраста, обеспечила бы коррекционные и профилактические мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_organizatsiya_sluzhby_ranney_pomoshchi.docx | 32.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация Службы ранней помощи
на базе дошкольной образовательной организации»
С.А. Южакова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка» п.г.т. Смирных.
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ– это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
Анализируя состояние образовательной системы ДОУ, проводя мониторинги запросов консультативного пункта и обращений родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, не посещающих детский сад, мы пришли к выводу о необходимости создания службы, которая бы на ранних стадиях проявления нарушений в развитии у детей раннего возраста, обеспечила бы коррекционные и профилактические мероприятия.
Таблица 1.
Мониторинг запросов консультативного пункта и обращений родителей
за 2016-2019гг. МБДОУ №1 «Улыбка»
Запросы и обращения родителей | 2016-2017 | 2017-2018 | 2018-2019 |
1.Возрастные особенности ребенка в дошкольном детстве, кризисы и зоны ближайшего развития: - поведенческих и эмоциональных трудностей в общении со своими детьми, поэтому они нуждаются в поддержке специалистов. | 22% | 11% | 9% |
2.Диагностика эмоционально-волевой сферы и готовности к школьному обучению. ("Возьмут ли моего ребенка в школу?) | 15% | 18% | 13% |
3.Задержка или нарушение развития ребенка на когнитивном, эмоционально-волевом, сенсомоторном или психоречевом уровнях. ("Почему мой ребенок отстает? Как ему помочь или научить?") | 30% | 56% | 71% |
4.Трудности в детско-родительских отношениях, нарушение контакта между взрослым и ребенком, частые конфликты, скандалы, истерики. ("Я не понимаю, что он от меня хочет! Я устала! Может быть я плохая мать?") | 33% | 15% | 7% |
Кроме этого, были учтены и подсчитаны запросы родителей детей разных возрастных категорий.
Диаграмма 3.
Таким образом, определены частные запросы родителей (задержка или нарушение развития ребенка на когнитивном, эмоционально-волевом, сенсомоторном или психоречевом уровнях) и данные диаграммы указывают на то, что родители замечают нарушения или отклонение в поведении в возрастном интервале от 3 до 4,5 лет. Это свидетельствует о необходимости правильной профессиональной поддержке специалистами разных ведомств в ранний период детства.
На базе МБДОУ №1 «Улыбка» пгт. Смирных была создана Службы ранней помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, детям дошкольного возраста, не посещающим дошкольные образовательные учреждения. Появилась возможность оказания психолого-педагогической помощи семьям, имеющих детей от 1 года до 3 лет, находящихся в отдаленных от центра селах – при помощи инновационного подхода, а именно «выездной службы ранней помощи», которая позволит специалистам охватить больший процент семей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи, а именно на раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, повышение доступности образования для детей целевой группы.
Достижение цели данного психолого-педагогического сопровождения связано с решением следующих задач:
- охват большего процента детей, проживающих в селах Смирныховского района, путем выезда специалистов в семьи, имеющие детей целевой группы;
- максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;
- сокращение разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;
- построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;
- обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.
Для обеспечения социальной защиты семей, доступности и качества дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, разработана структура психолого-педагогического сопровождения в рамках Службы ранней помощи:
Таблица 2.
Структура психолого-педагогического сопровождения в рамках
Службы ранней помощи
-создание системы ранней помощи и сопровождения, повышающей доступность мероприятий по реабилитации и абилитации детей с инвалидностью; |
-проведение информационно-просветительских мероприятий по организации системы ранней помощи детям-инвалидам и их семьям и их сопровождения; обучение родителей методам реабилитации; |
-проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья; |
-взаимодействие и координация медицинских, социальных, образовательных организаций, задействованных в реабилитации детей-инвалидов; |
-организация «Выездной Службы ранней помощи» |
- организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов со специалистами межведомственных организаций; |
-групповые и индивидуальные занятия с семьями. |
Прогнозируемые результаты:
- психолого-педагогическая помощь семьям, удаленных от пгт. Смирных;
- ранняя помощь ребенку для более эффективного компенсирования нарушения в его психофизическом развитии и тем самым смягчение, а возможно, предупреждение вторичного отклонения; ослабление степени ограничений жизнедеятельности, получение в лице семьи надёжного союзника в процессе дальнейшей реабилитации ребёнка, социализация ребенка на разных этапах образования в условиях современного общества;
- раннее выявление нарушений здоровья и ограничений жизнедеятельности, оптимальное развитие и адаптация детей, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и/или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья;
- повышение доступности образования для детей целевой группы;
- разработка образовательных технологий, ориентированных на особые потребности детей целевой группы;
- педагоги, специалисты и родители освоят или усовершенствуют навыки самоаудита педагогической деятельности, владения новым технологиями обучения и воспитания, систематизируют представление о результатах своей деятельности, освоят новый инструментарий, проработают нормативную базу инновационного проекта по сопровождению.
При реализации проекта (Служба ранней помощи) были выявлены трудности:
Таблица 3.
Трудности в реализации проекта
№ | Направление | Количество родителей (%) |
1. | Уровень педагогической компетентности родителей в контексте понятия «ранняя помощь» низкий. | 87% |
2. | Отсутствие у родителей мотива к раннему вмешательству, коррекционно-развивающей помощи. | 43% |
3. | Отсутствие времени, занятость (ссылка на старших детей, работу) | 72% |
4. | Неполная семья как фактор отсутствия поддержки | 16% |
5. | Семьи группы риска | 12% |
6. | Отсутствие опыта воспитания детей | 14% |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по организации службы ранней помощи «Привет, малыш!»
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольног...
Проект по организации службы ранней помощи «Привет, малыш!»
Дошкольный возраст – период активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, пробуждения нравственных чувств, воспитания духовности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошк...
Презентация к выступлению на научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьми раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации" Тема "Система помощи семье. воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии"
Выступление на городском научно-практическом семинаре "Организация образовательного процесса с детьмм раннего возраста в условиях дошкольной образовательной организации"и презентация к нему. Тема выст...
Инновационный проект «Новая организационно-экономическая модель консультационного центра на базе дошкольной образовательной организации, обеспечивающей психолого-педагогическую и консультативную помощь родителям детей от 0 до 3 лет, не посещающих ДОО»
Новизна и оригинальность инновационного проекта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов ДОО и семьи: - во-первых, взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается задо...
Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации
Организация работы консультативного пункта на базе дошкольной образовательной организации...
Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».
В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 209»...
Исследовательский проект «Ранняя помощь семье на базе дошкольной образовательной организации» г. Москва
Раннее развитие считается одним из значимых этапов жизни, определяющих здоровье, благополучие, обучение и поведение на протяжении всего жизненного цикла. Это период больших возможностей, на протяжении...