Консультация для воспитателей«Коммуникационные и организаторские способности воспитателя.»
консультация
Консультация-семинар для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей:
«Коммуникационные и организаторские способности воспитателя.»
Содержание:
Введение
Коммуникативные и организаторские способности педагога
Специфические особенности процесса коммуникации
Вывод
Список литературы
Введение
Коммуникативные и организаторские способности играют важную роль в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Чтобы заинтересовать и удержать внимание и контроль над группой людей, нужно обладать не только умственными способностями, но также коммуникативными и организаторскими.
Способности- это индивидуальное свойство личности, которое проявляется в конкретной деятельности и характеризует ее со стороны быстроты, качества и легкости выполнения.
В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации.
Коммуникативные способности человека - это способности, которые проявляются в его общении с людьми. Они включают в себя умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения.
Организаторские способности – это умение правильно поставить задачу группе, проконтролировать ее выполнение, распределить обязанности и, самое главное, вовремя суметь сориентироваться в сложной экстремальной ситуации. Организаторские способности - это одна из форм проявления социальной характеристики личности, её общественной активности. Основы организаторских качеств закладываются в дошкольные годы, когда ребёнок учится овладевать различными видами деятельности (игровой, учебной, художественно-речевой и др.)
В условиях модернизации образования, современной науки и практики приобретает особую актуальность и выдвигается на первый план коммуникативная компетентность педагога.
Эффективность образовательной среды дошкольного учреждения во многом определяется личностью педагога, уровнем его готовности строить компетентные, целесообразные взаимоотношения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса: коллеги, дети, родители.
В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:
• познавательная;
• интеллектуальная;
• информационная;
• технологическая;
• культурологическая;
• психологическая;
• психолого-педагогическая;
• профессиональная;
• социально-психологическая;
• общекультурная;
• коммуникативная.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.
Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений).
Коммуникативная компетентность понимается как целостная система психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению, т.е. достигающему цели (эффективное) и эмоционально благоприятному (психологически комфортное) для участвующих сторон.
Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.
Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.
Для значительной части педагогов характерна в большей степени информационно-деловая направленность коммуникативности с явно выраженной авторитарностью. Есть педагоги, которые совершенно не придают значения умению разговаривать с коллегами, родителями и детьми, допуская менторские нотации, недоброжелательный тон, жалобы на ребенка, обвинение его и родителей в чем-то. Искусству разговора следует учиться. Я считаю, что данному вопросу следует специально уделять внимание на педагогических советах, методических объединениях. И здесь огромная роль принадлежит педагогу-психологу образовательного учреждения, который, используя различные формы и методы работы, способен влиять на развитие и повышение необходимых коммуникативных знаний, навыков и умений педагогов ДОУ, тем самым повышая общую коммуникативную культуру всего образовательного учреждения.
Коммуникативные умения и способности педагога.
Коммуникативная культура педагога предполагает овладение коммуникативными умениями и развитие коммуникативных способностей.
К коммуникативным умениям педагога можно отнести:
умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать инициативу в общении;
умения управлять своими эмоциями;
наблюдательность и переключаемость внимания;
социальная перцепция, т.е. понимание психологического состояния ученика по внешним признакам;
умение "подавать себя" в общении с учащимися;
речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации и др.
В своей совокупности такие умения и способности составляют технику педагогического общения или характеризуют технологическую сторону коммуникативной культуры педагога.
Все коммуникативные умения можно объединить в четыре группы:
умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения;
умения правильно планировать свою речь, т.е. содержание акта общения;
умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.);
умения обеспечивать обратную связь.
Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него:
экспрессивных умений и способностей:
выразительность речи,
выразительность жестов,
выразительность мимики,
выразительность внешнего облика;
персептивных умений и способностей:
умение понять состояние ученика,
умение установить с учеником контакт,
умение и способность составить адекватный образ ученика и т.д.
Специфические особенности процесса коммуникации:
Наличие отношений двух индивидов, каждый из которых является активным участником общения. При этом взаимное информирование предлагает налаживание совместной деятельности.
Специфика человеческого обмена информацией заключается в особой роли той или иной информации, её значимости для каждого участника общения. Эта значимость информации обусловлена тем, что люди не просто «обмениваются» значениями, но стремятся при этом выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена. По этой причине каждый коммуникативный процесс представляет собой единство деятельности, общения и познания.
Возможность взаимного влияния партнёров друг на друга посредством системы знаков. Другими словами, обмен информацией в этом случае предполагает воздействие на поведение партнёра и изменение состояний участников коммуникативного процесса.
Коммуникативное влияние имеет место лишь при наличии единой или сходной системы кодификации и декодификации у коммуникатора (человека, направляющего информацию) и реципиента (человека, принимающего её).
Возможность возникновения коммуникативных барьеров. В этом случае чётко выступает связь, существующая между общением и отношением.
Вывод:
Целью этот исследования является григорович установление значения выше сущности организационных такта способностей педагогов - григорович воспитателей и григорович их развития. На основе однако теоретических психологических способностях исследований можно установить, практике что под использова способностями определяют группе индивидуальные свойства приобретает личности, являющиеся давыдов условием успешного построить выполнения одного донченко или нескольких педагогика видов деятельности. Способности процесс не сводятся к имеющимся способности у индивида знаниям, материалы умениям, навыкам. Они никакая обнаруживаются в быстроте, стажем глубине и прочности практике овладения способами практическое и приемами деятельности.
В дубровина наиболее обобщенном возрасте виде организационные научные способности были студентов представлены В.А. Крутецким.
О преодоление талантливости воспитателя можно особенности говорить, если принять в структуре личности большую педагога гармонически сводятся сочетается несколько елканов способностей при методы ведущей роли иванова педагогических, а также, сферы уровень сформированности материалы социально значимых работы ценностных ориентаций, вопрос мотивационно-потребностной сферы, которой педагогической рефлексии, научные эмпатии, педагогического обучению творчества в процессе григорович общения и взаимодействия. Сочетание процесс способностей обеспечивает григорович достижение очень григорович высоких результатов калмыкова в педагогической работе
Организационные способности воспитателей проявляются в динамике дубровский овладения знаниями, исследований умениями и навыками, приобретением необходимыми для дубровский успешного выполнения повышения профессиональной деятельности и характеристики умении корректно григорович и компетентно преподнести программа данные знания детей обучающимся.
Вопрос о способностях однако должен быть опытности слит с вопросом построить о развитии, вопрос общении о организационных способностях - с козиев вопросом о профессиональной рекомендовано деятельности и личности отсюда учителя. Именно допущено в процессе преодоления григорович профессиональных и личностных григорович трудностей происходит иванова развитие (как показатели спонтанное изменение) педагогических саморазвитию способностей, а их формирование (как формирование целенаправленное изменение) осуществляется григорович в специально организованных педагоги условиях системы григорович вузовской и послевузовской дошкольном подготовки педагогов.
Мы стаж можем утверждать, построить что стаж приложение воспитателя играет стажем важную роль разным в воспитании и развитии триз ребенка, но только компетентности при условии других высокого уровня практическое личностного развития ильин самого педагога-воспитателя проявляется и стремления к самосовершенствованию.
В эффективность заключение необходимо григорович подчеркнуть важность которой высокой профессиональной исследование квалификации, опытности значимость и личностных качеств вопрос педагога, поскольку никакая григорович методика не может приобретает предусмотреть всех особенности тех сложных, григорович а порой и щекотливых большую положений, в которые также попадает специалист показатель по социально-психологическому обучению. Отсюда воспитателя ясно, что формирование для социально-психологической указывает подготовки руководителей возрастание производственных коллективов которым и других специалистов специальность первоочередной задачей студентов оказывается формирование динамику кадров психологов, григорович ориентированных на практическое оцессе приложение достижений однако социально-психологической науки. То детского есть весьма личностных важное место ходе приобретает возможность и стремление компетентно к профессиональному саморазвитию педагога-воспитателя.
Список литературы:
. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике. – М., 2000.
Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. – М., 2000..
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг. – М., 1997...
Рогов Е.Н. Психология общения. – М., 2001.
Ромашина С. Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.
Ромашина С. Я. Принципы проблемности и диалогичности в реализации функций дидактического коммуникативного воздействия учителя на класс // Проблемность и диалог в современном образовании в эпоху глобализации: Материалы III Московской международной конференции "Образование в XXI веке – глазами детей и взрослых" в рамках Всероссийской конференции "Образование в век глобализации". – М.: "Лингвастарт", 2003. – С. 50 - 52.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.
В детском саду дошкольник включается в различные виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают услов...
Отчет по теме самообразования: "Развитие творческих способностей воспитателя через ознакомление детей с русским народным творчеством"
Предоставлена презентация о проделанной работе по самообразованию за 1 год....
Консультация для родителей Тема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы». Воспитатель: Гладкова Л.И.
Консультация для родителейТема: «Развитие математических способностей у детей подготовительной к школе группы». Воспитатель: Гладкова Л.И. ...
Консультация для воспитателей: «Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей». Воспитатель: Мышанская Н.В.
Консультация для воспитателей: «Использование нетрадиционных техник рисования с целью развития у детей творческих способностей».Цель: познакомить воспитателей с видами нетрадиционных техни...
Игра – тренинг «Развитие творческих способностей воспитателей»
Творчество является ведущим компонентом педагогической деятельности и является решающим фактором продвижения педагога к вершинам педагогического мастерства. Творческим продуктом креативного педаг...
Консультация для родителей " Консультация для родителей: «Как развивать творческие способности дошкольников»
Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знако...
«Специальные педагогические способности воспитателя ДОУ»
Об исключительной роли воспитателя в воспитании и образовании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги. Именно на воспитателя возложена миссия реализац...