«Специальные педагогические способности воспитателя ДОУ»
статья
Об исключительной роли воспитателя в воспитании и образовании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги. Именно на воспитателя возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания маленького человека.
В современных условиях обновления нашего общества роль и значение воспитателя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит культурное и нравственное развитие общества. В связи с этим особую значимость приобретает тема профессиональной подготовки воспитателей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spetsialnye_pedagogicheskie_sposobnosti_vospitatelya_dou.docx | 23.05 КБ |
Предварительный просмотр:
«Специальные педагогические способности воспитателя ДОУ»
Об исключительной роли воспитателя в воспитании и образовании детей, в развитии их богатого духовного мира писали и говорили многие выдающиеся педагоги. Именно на воспитателя возложена миссия реализации целей и задач обучения и воспитания маленького человека.
В современных условиях обновления нашего общества роль и значение воспитателя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит культурное и нравственное развитие общества. В связи с этим особую значимость приобретает тема профессиональной подготовки воспитателей, формирование их нравственной, этической и эстетической культуры.
В структуре педагогической деятельности важными являются вопросы формирования и развития исследовательских качеств воспитателей, подготовке их к поиску, изучению и внедрению инновационных педагогических технологий. Существует различное понимание роли воспитателя: одни видят в нем простого сотрудника ДОУ выполняющего ежедневные режимные задачи, другие — педагога, воспитателя и наставника подрастающего поколения, человека, способствующего становлению личности воспитанника. Не секрет, что результативность деятельности группы детского сада определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики. Но главное — воспитатель сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у ребенка. В этой связи значимыми звеньями содержания педагогического профессионализма являются педагогические способности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ
Обычно виды способностей различают по их направленности, или специализации. Общие способности - такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности;
Специальные способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Специальные способности органически связаны с общими.
Сегодня изучение способностей ведется с разных сторон:
- в общепсихологическом плане выявляется их общественно-историческая сущность;
- изучается их развитие в конкретных видах деятельности; - изучаются общие механизмы формирования способностей.
Сущность педагогических способностей
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью.
Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
В наиболее обобщенном виде педагогические способности были представлены В.А. Крутецким, который и дал им соответствующие общие определения.
- Дидактические способности - способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей.
- Академические способности - способности к соответствующей области наук.
- Перцептивные способности - способность проникать во внутренний мир воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности ребенка и его временных психических состояний.
- Речевые способности - способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
- Организаторские способности - это, во-первых, способность организовать детский коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу.
- Авторитарные способности - способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на воспитанников и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
- Коммуникативные способности - способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к детям, установить с ними целесообразные, с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
- Педагогическое воображение (или прогностические способности) - это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности ребенка, связанного с представлением о том, что из воспитанника получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы воспитателя.
Существенен вывод исследователей школы Н.В. Кузьминой, что педагогические способности предполагают высокий уровень развития общих способностей (наблюдательности, мышления, воображения) и что другие способности включаются в сферу педагогической деятельности лишь при наличии педагогической направленности и педагогических способностей в условиях их дальнейшего развития.
Выделены три типа сочетания педагогических и других специальных способностей: педагогические способности, которые либо помогают, либо нейтральны, либо мешают педагогической деятельности.
Список используемой литературы
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.
- Белухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти… (Техника профессионального поведения). Кн. для учителя. М., 1994.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников.
Формы работы по повышению педагогической компетентности воспитателей по вопросам развития художественно-творческих способностей дошкольников....
Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем
Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская Ю.М.Тереховой.Современные педагогические ...
Работа по обобщению педагогического опыта воспитателя ОГКОУ Ивановского специального (коррекционного) детского дома «Солнышко» Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе воспитателя ДУ»
В данной статье представлен материал по обощению опыта воспитателя Сидоровой И.В. по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми в условиях ДУ....
Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателем .
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии яв...
Аналитическая справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателя БДОУ МО Динской район "Детский сад № 61"
Справка о способности к эффективному решению профессиональных педагогических задач воспитателя БДОУ МО Динской район "Детский сад № 61"...
2019 АТТЕСТАЦИЯ Представление педагогического опыта воспитателя Чичеватовой Т.Ю. по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционную технику рисования".
Представление педагогического опыта воспитателя МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида» Чичеватовой Т.Ю.на тему: "Развитие творческих способностей дошкольников через нетр...
Соотношение общих и специальных педагогических способностей
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость...