Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.
статья (старшая группа) по теме
В детском саду дошкольник включается в различные виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего лидерских качеств и организаторских способностей. Старший возраст - сензитивный период для развития организаторских способностей. Даже если ребенок не станет лидером, то организаторские способности пригодятся в любых видах деятельности и большое значение имеют для профессионального роста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
публикация | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Амаева Надежда Ивановна
Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.
Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Потребность быть лидером - одна из ведущих потребностей ребенка.
Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития организаторских способностей. Даже если ребенок не станет лидером, то организаторские способности пригодятся в любых видах деятельности и большое значение имеют для профессионального роста. Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде. Проблема лидерства отпадает лишь в случае одиночества, а так как человек с раннего детства растет и развивается во взаимодействии с людьми, то желание превосходить других преследует его на протяжении всей жизни. Это желание, несомненно, выступает стимулирующим фактором, пробуждающим знергию; оно активизирует личность и наделяет ее настойчивостью и упорством в преодолении трудностей.
Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков (Конфуций, Аристотель, Платон). В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Г.А Ашина, Е.С.Кузьмина, Б.П.Парыгина, А.В.Петровского, Л.И.Уманского и др., изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста посвящены работы Я.Л.Коломинского, Л.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной и др.
Как показало анкетирование, все родители хотели бы видеть своих детей активными, решительными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успехов, убеждать других, вести их за собой.
Таким образом, передо мной встала задача: необходимо создать условия для развития лидерских качеств и организаторских способностей.
В детском саду дошкольник включается в различные виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.
В своей работе со старшими дошкольниками я часто сталкивалась с проблемой взаимоотношений детей: не умеют работать в парах, делиться материалом на занятии, уступать друг другу, договариваться. Поэтому возникла необходимость в развитии навыков сотрудничества (технология Л.С.Римашевской).
Начала работу со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых является пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека, возобновление в памяти представления об эмоциональных основных состояниях и обогащении их.
Процесс сотрудничества требует не только адекватного понимания эмоционального состояния человека, но и координации действий партнера. С этой целью я использовала такие подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнера, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику.
Одним из эффективных способов обучения детей старшего дошкольного возраста является моделирование, где успешное применение нашла известная модель «Лесенка» В.И.Логиновой. Вместе с детьми решали проблемные ситуации на занятиях по ручному труду, изо-деятельности, экологическому образованию, в результате которых дети практиковались в использовании реплик делового диалога, постепенно осваивали правила, необходимые для сотрудничества, а также умения элементарного планирования и оценки совместных действий.
Таким образом, использованные в работе с детьми такие игры, упражнения, инсценировки позволили укрепить эмоционально-положительные отношения между детьми группы, их доброжелательность друг к другу, а также естественное желание к совместной деятельности и готовность помогать друг другу без напоминания взрослого.
Активное изменение у дошкольников характера отношения к занятиям, содержащим элементы сотрудничества, усиление интереса к решению проблемных ситуаций, устойчивое желание к взаимодействию, готовности к совместному решению поставленных задач, изменение характера отношения к сверстнику как партнеру по совместной деятельности является результатом освоения моделей сотрудничества и использования их на занятиях для совместного решения образовательных задач.
Дальнейшая работа по развитию сотрудничества была направлена на расширение и усложнение ситуаций сотрудничества, постоянное стимулирование творческих проявлений детей и инициативы каждого участника в процессе диалогов с игровыми персонажами, обмена мнениями между собой в ходе обсуждения и решения проблемных ситуаций.
В развитии организаторских способностей я использовала разные средства, методы и формы организации: конкурсы, беседы, чтение рассказов, тренинги лидерского поведения, проблемные ситуации, поручения и др.
Однако наибольший развивающий эффект содержат проблемные ситуации. Возникшая проблема является источником самореализации ребенка, и необходимо позволить ему решать эти задачи самостоятельно.
Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого.
Необходимым условием развития организаторских способностей является также организация развивающей среды и профессионализм педагога. Целенаправленно развивать лидерский потенциал детей с раннего детства могут не только педагоги, но и родители, убежденные в нужности и важности высокого уровня социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка для его будущей жизни и, особенно для будущей профессиональной деятельности.
Необходимо помнить, что только сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что и составит бесценный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни.
В результате проведенной работы по формированию у дошкольников навыков сотрудничества и развитию лидерских качеств, дети научились уступать друг другу, подчиняться сверстникам, если этого требовала ситуация. Большинство детей -67% - умеют решать спорные вопросы и конфликты без помощи взрослого, 36% - осознанно берут на себя роль, ведомого или ведущего, уменьшилось проявление псевдолидерства, дошкольники научились адекватно оценивать свои возможности и способности в деятельности, понимают необходимость умения уступать, подчиняясь другим для совместного решения проблемы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект на тему: «Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».
В данной работе рассматривается проблема интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его...
Педагогический проект по познавательно-речевому развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации
Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют с...
Формирование нравстенных качеств старших дошкольников в процессе чтения художественной литературы
План по методической теме...
Технология активизации связной речи у старших дошкольников в процессе формирования навыков безопасного поведения.
В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения....
Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"
Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....
Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"
Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...