Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.
статья (старшая группа) по теме

Амаева Надежда Ивановна

   В детском саду дошкольник  включается в различные  виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего  лидерских качеств и организаторских способностей. Старший возраст - сензитивный период для развития организаторских способностей. Даже если ребенок не станет лидером, то  организаторские способности пригодятся в любых видах деятельности и большое значение имеют для профессионального роста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon публикация40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Амаева Надежда Ивановна

Развитие организаторских способностей и лидерских качеств старших дошкольников в процессе формирования у них навыков сотрудничества.

   Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном возрасте. Потребность быть лидером - одна из ведущих потребностей ребенка.

   Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для развития организаторских способностей. Даже если ребенок не станет лидером, то  организаторские способности пригодятся в любых видах деятельности и большое значение имеют для профессионального роста. Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде. Проблема лидерства отпадает лишь в случае одиночества, а так как человек с раннего детства растет и развивается во взаимодействии с людьми, то желание превосходить других преследует его на протяжении всей жизни. Это желание, несомненно, выступает стимулирующим фактором, пробуждающим знергию; оно активизирует личность и наделяет ее настойчивостью и упорством в преодолении трудностей.  

     Тема лидерства привлекала внимание представителей различных направлений на протяжении многих веков (Конфуций, Аристотель, Платон). В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Г.А Ашина, Е.С.Кузьмина, Б.П.Парыгина, А.В.Петровского, Л.И.Уманского и др., изучением взаимоотношений детей дошкольного возраста посвящены работы Я.Л.Коломинского, Л.И.Лисиной, В.С.Мухиной, Т.А.Репиной и др.

   Как показало анкетирование, все родители хотели бы видеть своих детей активными, решительными, независимыми, уверенными в себе людьми, умеющими добиваться успехов, убеждать других, вести их за собой.

   Таким образом, передо мной встала задача: необходимо создать условия для развития лидерских качеств и организаторских способностей.

   В детском саду дошкольник  включается в различные  виды деятельности – игру, труд, конструирование и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений:  постановка цели, планирование содержания, выбор средств  для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

    В своей работе со старшими дошкольниками я часто сталкивалась с проблемой взаимоотношений детей: не умеют работать в парах, делиться материалом на занятии, уступать друг другу, договариваться. Поэтому возникла необходимость в развитии навыков сотрудничества (технология Л.С.Римашевской).

     Начала работу со специальных игр и упражнений с использованием пиктограмм, целью которых является пробуждение интереса детей к характерным эмоциям человека, возобновление в памяти представления об эмоциональных основных состояниях и обогащении их.

   Процесс сотрудничества требует не только адекватного понимания эмоционального состояния человека, но и координации действий партнера. С этой целью  я использовала такие подвижные игры с детьми, которые позволяют развивать способность точно давать указания и принимать команды партнера, следовать им, проявлять внимательность, терпеливое отношение к сверстнику.

   Одним из эффективных способов обучения детей старшего дошкольного возраста является моделирование, где успешное применение нашла известная модель «Лесенка» В.И.Логиновой. Вместе с детьми решали проблемные ситуации на занятиях по ручному труду, изо-деятельности, экологическому образованию, в результате которых дети практиковались в использовании реплик делового   диалога, постепенно осваивали правила, необходимые для сотрудничества, а также умения элементарного планирования и оценки совместных действий.

   Таким образом, использованные в работе с детьми такие игры, упражнения, инсценировки позволили укрепить эмоционально-положительные отношения между детьми группы, их доброжелательность друг к другу, а также естественное желание к совместной деятельности и готовность помогать друг другу без напоминания взрослого.

    Активное изменение у дошкольников характера отношения к занятиям, содержащим элементы сотрудничества,    усиление интереса к решению проблемных ситуаций, устойчивое желание к взаимодействию, готовности к совместному решению поставленных задач, изменение характера отношения к сверстнику как партнеру по совместной деятельности является результатом освоения моделей сотрудничества и использования их на занятиях для совместного решения образовательных задач.

   Дальнейшая работа по развитию сотрудничества была направлена на расширение и усложнение ситуаций сотрудничества, постоянное стимулирование творческих проявлений детей и инициативы каждого участника в процессе диалогов с игровыми персонажами, обмена мнениями между собой в ходе обсуждения и решения проблемных ситуаций.

   В  развитии организаторских способностей  я  использовала разные средства, методы и формы организации: конкурсы, беседы, чтение рассказов, тренинги лидерского поведения, проблемные ситуации, поручения и др.

   Однако наибольший развивающий эффект содержат проблемные ситуации. Возникшая проблема является источником самореализации ребенка, и необходимо позволить ему решать эти задачи самостоятельно.

   Таким образом, выявляется и развивается детская индивидуальность и креативность, ребенок обретает уверенность в том, что в некоторых случаях он сам что-то может сделать без помощи взрослого.

    Необходимым условием развития организаторских способностей является также организация развивающей среды и профессионализм педагога.  Целенаправленно развивать лидерский потенциал детей с раннего детства могут не только педагоги, но и родители, убежденные в нужности и важности высокого уровня социального, интеллектуального и эмоционального развития ребенка для его будущей жизни и, особенно для будущей профессиональной деятельности.

   Необходимо помнить, что только сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет наполнить жизнь ребенка интересными делами, радостью от совместных побед, переживаниями в процессе выполнения общего дела, что и составит бесценный социальный опыт, столь необходимый во взрослой жизни.

   В результате проведенной работы по формированию у дошкольников навыков сотрудничества и развитию лидерских качеств,  дети научились уступать друг другу, подчиняться сверстникам, если этого требовала ситуация. Большинство детей -67% - умеют решать спорные вопросы и конфликты без помощи взрослого,  36% - осознанно берут на себя роль, ведомого или ведущего, уменьшилось проявление псевдолидерства, дошкольники научились адекватно оценивать свои возможности и способности в деятельности, понимают необходимость умения уступать, подчиняясь другим для совместного решения проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: «Интеллектуальное развитие старших дошкольников в процессе формирования математических способностей».

В данной работе рассматривается проблема интеллектуального развития старших дошкольников в процессе формирования математических представлений. Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его...

Педагогический проект по познавательно-речевому развитию старших дошкольников в процессе формирования навыков толерантного общения средствами театрализации

Формирование навыков толерантного общения средствами театрализации рассматривается как пространство для толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы театрализованной деятельности позволяют с...

Технология активизации связной речи у старших дошкольников в процессе формирования навыков безопасного поведения.

В статье представлен опыт работы по активизации связной речи впроцессе формировани навыков безопасного поведения....

Педагогический опыт работы на тему: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Нравственное воспитание подростающего поколения в процессе экологического воспитания....

Презентация педагогический опыт работы: "Формирование нравственных качеств старших дошкольников в процессе экологического воспитания"

Экологическое воспитание старшего дошкольника как средство формирования нравственных качеств...