«Использование кубика- блума в познавательном развитии детей»
методическая разработка

Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubik_-bluma.docx18.44 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ДЕТСКИЙ САД №27»

 

 

 

 

 

 

Доклад  на педсовете

«Использование кубика- блума в познавательном развитии детей»

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Плаксина О.А. 

 

 

 

                                                                

2023 г.

 

Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

«Кубик Блума»: методика использования.

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

2. Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

3. Воспитатель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Классификация вопросов.

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

  • Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Детям предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, «Назовите, что здесь лишнее?». Или «Назовите героев сказки «Теремок». Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

  • Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему вымерли динозавры?

  • Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:

  • Ты действительно думаешь, что…
  • Ты уверен, что…

Например: Ты действительно думаешь, что корова – это домашнее животное? Ты уверен, что овощи нужно мыть перед едой? 

  • Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ученик должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

Например: Предложи, где и как можно использовать бумагу? Для чего тебе может понадобиться молоток?

  • Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай, что будет, если на Земле исчезнут все насекомые?

  • Поделись — вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности учащихся, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах ребенка, его эмоциях, которые вызваны названной темой.

Например, Поделись, что ты чувствуешь, когда слышишь спокойную музыку? Или Почему ты выбрал именно этот цвет?

Варианты использования «Кубика Блума» .

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален.

Возможны два варианта:

  • Вопросы формулирует сам воспитатель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами дошкольники. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Кубик Блума можно представить в виде мнемо-таблицы.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

На гранях можно писать вопросы вместе с картинкой – ответом.

«Кубик Блума» варианты вопросов.

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  • Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план использования развивающих игр в познавательном развитии детей.

Перспективный план использования развивающих игр в познавательном развитии детей....

Использование моделей-схем в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Выдающийся психолог и педагог Давыдов В.В. считал, что важнейшим критерием развития ребёнка является его способности к познанию окружающего мира и самого себя. К семи годам у дошкольника должны быть с...

Использование кубика «Блума» в познавательном развитии дошкольников

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь...

Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.

Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников....

Буклет "Использование кубика Блума в речевом развитии ребенка"

quot;Кубик Блума" - один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом....

Мастер-класс: «Использование кубиков Блума для речевого развития детей дошкольного возраста»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. уровень числа дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....

Использование кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста

Актуальность использования кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста обусловлена и необходимостью реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее &nda...