Мастер класс "Использование кубиков Блума в речевом развитии старшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_kubiki_bluma.docx | 21.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Согласно требованиям ФОП ДО, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов через применение различных инновационных технологий. При этом нельзя забывать, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра.
Современные дети демонстрируют замедленный темп речевого развития, лексико-грамматическая сторона речи у таких детей значительно отличается от речи нормально развивающихся сверстников. И родители чаще стараются заменить общение с ребенком на компьютерные игры или просмотр телевизора. Результаты проведенной диагностики это доказывают.
Одной из современных технологий, используемых для развития речи дошкольников, является технология развития критического мышления. Основным приоритетом развития образования сегодня становится его личностно-ориентированная направленность. И задача педагога заключается не в передаче готовых знаний и умений, а в создании условий для развития личности ребенка.
Одной из технологии критического мышления, является «Кубик Блума».
Кубик Блума - инновационный инструмент для развития мышления и речи у детей дошкольного возраста. Автором "Кубика Блума" является американский психолог и педагог Бенджамин Блум. Он посвятил всю свою жизнь изучению процессов мышления и обучения.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. В 1956 году Бенджамин Блум написал книгу «Сфера Познания», в ней он впервые рассказал о «Кубике Блума» — как способе формулировки задания, при котором на грани геометрической фигуры наносятся вопросы, предполагающие рассмотрения воспитанниками всех аспектов изучаемой темы.
Эта система позволяет педагогу последовательно развивать мышление ребенка от простого воспроизведения информации до сложных мыслительных операций.
Конструкция "Кубика Блума" очень проста. Кубик представляет собой объемную фигуру из плотной бумаги или картона, на сторонах которой написаны слова (либо нарисованы схемы-картинки). Они являются отправной точкой для ответа.
Идея заключается в том, чтобы, бросая такой кубик, дети отвечали на случайно выпавшие вопросы, тренируя тем самым разные мыслительные навыки.
На каждой из 6 граней кубика написан определенный тип вопроса:
Назови Объясни Сравни Проанализируй Примени Оцени
Грани кубика можно варьировать, главное - охватить вопросами все уровни мышления.
Такая игровая форма позволяет активизировать мышление и речь детей. Педагог может регулировать сложность вопросов, адаптируя их для конкретного ребенка. В старших группах детского сада дети уже могут самостоятельно формулировать вопросы по выпавшим граням кубика. Это развивает их творческие способности. Таким образом, использование "Кубика Блума" позволяет сделать процесс обучения более разнообразным и интересным для ребенка.
Правила игры с Кубиком довольно просты:
1. Формулируется тема занятия или любой другой совместной деятельности с детьми
2. Воспитатель или ребенок бросает Кубик.
3. Выпавшая грань укажет, какого типа вопрос следует задать.
4. И так до тех пор, пока все грани Кубика не будут задействованы.
Совет: Если несколько раз выпадает одна и та же грань, можно сказать, что куб не успел повернуться, или ребенок слабо или сильно кинул куб и предложить повернуть куб другой гранью.
Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным.
Но практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования.
Кубик Блума мы не всегда используем как прием в НОД. Часто мы применяем его в индивидуальной работе по развитию связной речи, как самостоятельную дидактическую игру, организованную педагогом или детьми.
Кубики, созданные из различных материалов, различных размеров, в разной цветовой гамме привлекают внимание детей, развивают мелкую моторику, тактильные ощущения, психические процессы.
Кубики Блума находятся в открытом доступе для детей нашей группы. Дети в самостоятельной деятельности часто используют их, закрепляя свои знания в интересующих их темах.
Наряду с "тематическими" кубиками, которыми дети играют для закрепления темы, можно использовать "литературные" кубики, с целью анализа прослушанного, прочитанного или заученного произведения Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу
не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет располагать на гранях вопросы самого разного характера по изучаемой теме.
Правила игры с Кубиком довольно просты :
Данный вариант можно использовать в старшей и подготовительной к школе группах, когда дети уже хорошо знакомы с данной методикой.
Переходим к практической части : Приглашаю 2 воспитателей,
Предлагаю составить по 2 вопроса по образцу («Назови», «Почему», «Объясни», «Предложи » , « Поделись», «Придумай»)
Тема сказка К.И. Чуковского «Муха-цокотуха
Назови. просто назвать предмет, явления, термин и т.д.
-назовите главных героев сказки (Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик)
-назови кто написал эту сказку (К.И. Чуковский)
Почему, то есть указать процессы которые происходят с предметами, явлениями.
-почему муха пригласила в гости к себе всех друзей? (муха-именинница)
-почему паучок муху в уголок поволок?( убить, Цокотуху погубить)
-почему все таракашки и жучки разбежались? (испугались)
Объясни.
-поступки гостей, поведение (испугались, разбежались, не желают воевать!)
-отношение к мухе-цокотухе (и никто даже с места, не сдвинется:
пропадай-погибай, именинница!)
-Ты действительно думаешь, что гости поступили неправильно?
-Ты уверен в поступке комара?
Предложи предложить свое видение проблемы, свои идеи.
-другой сюжет про муху-название произведения
Придумай. элемент предположения, вымысла.
-придумай свою версию концовки сказки, если бы комар не прилетел.
-придумай прилагательные к каждому из героев: Муха-цокотуха, паук, букашки, комарик, бабочки, блошки и т.д.
Поделись — его эмоциях, которые вызваны названной темой.
-«Как хорошо когда всё хорошо кончается!»
-«Поделись своим отношением к героям сказки, своими эмоциями к прочитанному произведению»
Я очень рада, что вам понравился мой мастер-класс.
Приведу пример применения Кубика Блума в процессе заучивания стихотворения Ю. Тувима "Овощи".
Назови - "Что принесла хозяйка с базара?
- Назови все это одним словом";
Объясни – "Как ты понимаешь выражение "крутой кипяток", "в душном горшке"?",
Почему - "Почему автор назвал суп овощным?";
Придумай - "Что ещё можно сварить из этих овощей?";
Предложи – "Какие овощи ты бы купил сам на базаре?";
Поделись - "Какие овощи можно есть сырыми, какие - только вареными?".
Тема «Осень»
1. НАЗОВИ
-Назовите три осенних месяца -Почему осенью падают листья
— Назовите, что одевают люди осенью
-Назовите, какие приметы осени вы знаете
-Назовите, какая погода бывает осенью
2. ПОЧЕМУ
-Почему люди осенью одеваются теплее
-Почему перелетные птицы готовятся улететь
-Почему осень ночи холодные
3. ОБЪЯСНИ
-Объясни, что будет если осенью надеть купальник, сарафан, шорты, сандалии
— Объясни, почему дожди идут часто
-Объясни, что такое осень
4. ПРЕДЛОЖИ
-Предложи способ применения листьев, шишек.
-Перечисли предметы осенней одежды
–Предложи, как можно облегчить жизнь птиц. животных осенью?
5. ПРИДУМАЙ
-Придумай загадку об осени
-Придумай слова описывающие осень (листопад.)
-Какую характеристику можно дать осени
-Придумай, в какие игры бы ты играть осенью
-Придумай, как изменится планета, если все время будет осень
6. ПОДЕЛИСЬ — Поделись своими впечатлениями об осенних праздниках
-Мне очень понравилось осень, потому что …
«Учиться – значит задавать вопросы.
Чтобы задавать вопросы, ребёнку нужна вера в себя,
а педагогу – умение её поддерживать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс «Интерактивные технологии в речевом развитии детей дошкольного возраста»
Целью мастер - класса я вляется повышение уровня педагогической компетентности по использованию интерактивных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста....
Мастер - класс подвижной игры на речевое развитие детей дошкольного возраста
Рече.вые подвижные игры - один из методов стимулирования и развития речи дошкольников.Задачи:упражнять детей в беге, отрабатывать умение сохранять направление движения, при этом, не сталкиваясь друг с...
презентация Мастер-класс "Использование лэпбука в речевом развитии детей дошкольного возраста"
В лэпбуке представлены различные игры, загадки, пословицы и поговорки, мнемотаблицы и многое другое по русским народным сказкам для развития речи....
Мастер класс "Синквейн, как метод речевого развития детей дошкольного возраста"
Цель ознакомление педагогов с приемами и способом составления синквейнов...
КОНСПЕКТ подгруппового занятия по развитию речи с детьми с ОНР III уровня речевого развития (старший дошкольный возраст) Тема: «Дикие животные»
Конспект открытого занятия...
Мастер-класс: «Использование кубиков Блума для речевого развития детей дошкольного возраста»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. уровень числа дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
Использование кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста
Актуальность использования кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста обусловлена и необходимостью реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее &nda...