Буклет "Использование кубика Блума в речевом развитии ребенка"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
"Кубик Блума" - один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_kubik_bluma.doc | 770.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад №4 с.Екатеринославка»
«Аленушка»
Буклет для педагогов
Кубик Блума
Разработала:
воспитатель, Чудакова О.В.
2024г.
"Кубик Блума" - один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Бенджамен Блум говорил:
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и специальных методов обучения они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, стали знаменитыми».
Бенджамин Блум известен как автор
уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или
"таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную.
Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками
"Знаю", "Творю" и "Умею".
То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему.
А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
"Кубик Блума" представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа:
- "Назови"
Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы.
Ребёнку предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д. Например, "Назовите - назовите, как называется сказка, в которой герой убежал от всех встречавшихся на его пути", "Назовите - главных героев сказки «Колобок».
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
- "Почему"
Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
Например: Почему колобок так поступил? Для чего это ему надо?
- "Поясни (Объясни)"
Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: "- Объясни, как удавалось Колобку от всех убежать?", "- Объясни, почему колобок от всех героев убежал, а от лисы нет?"
- "Предложи"
Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
Например: "Предложи, как бы ты поступил на месте Колобка?", "Предложи, как можно спастись Колобку".
- "Придумай"
Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения,
вымысла.
Например: "Придумай свою версию концовки сказки".
- "Поделись"
Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке. Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску.
То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
Например, «Как плохо, что (когда)……………………», «Мне очень понравилось сказка, потому что …………….».
Как использовать "Кубик Блума"?
Взрослый или ребёнок бросает кубик, выпавшая грань указывает на тип вопроса.
Вопрос должен начинаться с этого слова.
1 вариант - вопросы формулирует взрослый;
2 вариант – вопросы формулируют дети. (Этот вариант требует определенной подготовки от детей).
Затем происходит обмен составленными вопросами и совместный анализ ответов.
Применение
«Кубик Блума»
Можно использовать во всех
группах, и по всем образовательным областям.
Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях,
когда у детей уже есть представление
о сути темы.
Что касается использования на более раннем этапе изучения блока
материала, то в этом случае работу
с кубиком можно сделать групповой,
то есть ответы на вопросы нужно будет формулировать вместе.
Этот упрощённый способ помогает не только «собрать в кучку» все знания
детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать
друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.
Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы,
но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны
личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Кубик Блума» как метод развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использоват...
«Кубики Блума» как средство развития критического мышления у дошкольников.
laquo;Кубики Блума» как средство развития критического мышления у дошкольников....
Использование кубика «Блума» в познавательном развитии дошкольников
На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь...
«Использование кубика- блума в познавательном развитии детей»
Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности де...
Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.
Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников....
Мастер-класс: «Использование кубиков Блума для речевого развития детей дошкольного возраста»
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. уровень числа дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким....
Использование кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста
Актуальность использования кубиков Блума в речевом развитии детей дошкольного возраста обусловлена и необходимостью реализации Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее &nda...