Использование кубика «Блума» в познавательном развитии дошкольников
материал (старшая группа)

Месилова Екатерина Николаевна

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.Совместное использование кубика Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месилова Е.Н.,

воспитатель МБДОУ ПГО «Детский сад 53,

Полевской городской округ

Свердловская область

Использование кубика «Блума» в  познавательном развитии дошкольников

     На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

           Цели современного дошкольного образования, обозначенные в ФГОС ДО, ориентированы на принцип «учить не науке, а учить учиться». В настоящее время воспитаннику нужно не столько передавать готовую информацию, сколько познакомить с методами ее получения, осмысления и применения, в результате чего он овладевает способами познания окружающего мира.

  Изучая методическую литературу, я открыла для себя один из приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.

   Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, разделяет образовательные цели на три блока: «Знаю», «Творю» «Умею». То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Используя теорию Бенджемина Блума, в деятельности детей, на разных ее этапах (как часть занятия, дидактическая игра, наблюдение в природе), был включен прием: «Кубик Блума».

Кубик представляет собой объёмную фигуру, на сторонах которой написаны слова, являющиеся отправной точкой для ответа. Затем начинаем работу по граням кубика по теме закрепления: например «Путешествие по русским народным сказкам».

Назови. Это самые простые вопросы, предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д., которые помогают проверить самые общие знания по теме.

          - назови русские народные сказки, которые ты любишь слушать.

Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.

         - почему надо читать сказки, чему они учат?

Объясни.  Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

        - объясни, через какие поступки в сказках развивается честность, доброта и другие положительные и отрицательные качества.

Предложи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.

        - предложи, как бы ты поступил на месте своих любимых героев? Предложи, как можно.

Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

      - придумай свою сказку. 

Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности воспитанников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений, акцентировать внимание на их оценке.

  - поделись эмоциями и впечатлениями.

       «Кубик Блума» универсален. Возможны два варианта:

- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии  - когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.

Так как дети не умеют читать, я подбираю картинки соответствующие теме для закрепления. Работа с кубиком строится следующим образом: педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии; ребенок бросает кубик и отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Формулировки для детей грани кубика можно упростить, но также затрагивать и познавательную, и креативную, и эмоциональную стороны личности.

            - Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.

           «Кубик Блума» можно использовать во всех возрастных группах и по всем образовательным областям. Этот приём я использую на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы. А на этапе изучения какого-либо материала, работу с кубиком делаю групповой, то есть ответы на вопросы дети формулируют вместе.

Для детей среднего возраста грани кубика могут быть перефразированы, но также затрагивать  познавательную,  креативную, и эмоциональную стороны личности. Можно назвать грани фигуры так:

- «Опиши» (то есть ребёнку нужно назвать форму, цвет, размер предмета или просто назвать явление);

- «Сравни» (необходимо указать сходства и различия с уже знакомыми предметами или процессами);

- «Предложи ассоциацию» (ребенок должен назвать то, с чем у него ассоциируется тот или иной объект или явление);

- «Проанализируй» (как сделан предмет, из чего состоит);

- «Используй» (дети показывают, как можно применить предмет);

- «Дай оценку» (малыши перечисляют достоинства и недостатки рассматриваемого).

Благодаря этой методике ребёнок сам ищет пути решения проблемы во время ответа, исходя из собственного опыта и познания. Этот процесс отвечает всем трём целям, описанным в методе.

Использование кубика Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста значительно обогатит содержание, разнообразит формы работы.

У детей отмечается:

- повышение уровня развития любознательности, исследовательских умений и навыков;

- повышение уровня развития познавательных процессов;

- совершенствование речевого развития;

- развитие личностных характеристик воспитанников

Совместное использование кубика Блума в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста освоение способов формулировки вопросов значительно обогатило содержание занятий и разнообразило формы работы. Данную систему можно использовать в работе с детьми, как младшего, так и старшего дошкольного возраста.

Практика показывает, что данные приемы очень нравятся детям, они быстро осваивают  прием «Кубик Блума». А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления  в активной и занимательной форме, проверять знания и умения воспитанников.

            Кубик «Блума» - это упрощённый способ, который помогает не только «собрать в кучку» все знания детей, но и развить в ребятах чувство коллективизма, необходимости помогать друг другу и нести ответственность за работу всех членов команды.

          Таким образом, использование приёма «Кубик Блума», является инновационной практикой, которая помогает сформировать не только элементы критического мышления, что очень важно при формировании у детей мягких навыков, но и позволяет систематизировать полученные знания, сфокусировав внимание на всех сторонах заданной проблемы.

Я считаю, что опыт применения современных педагогических технологий может и должен получить как можно более широкое распространение: каждый воспитатель  - начинающий, и опытный - способен творчески применить эти технологии в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кубика Блума для развития речи детей Мочалина О.А.

Мастер-класс: «Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста» Подготовил воспитатель МАДОУ №29 «Золушка»Мочалина О.А.– Добрый день, ув...

Использование «Кубика Блума» в развитии познавательных способностей дошкольников

Методика использования «Кубика Блума».Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать...

Развитие речи дошкольников с использованием кубика Блума

Проект "Развитие речи старших дошкольников с использованием кубика Блума...

ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ. Развитие критического мышления дошкольников посредством использования «Кубика Блума».

Современное образование, его цели, обозначенные в ФГОС, заточены на принцип «учить не науке, а учить учиться».Возникает вопрос: как и с помощью чего научить ребенка учиться?  Со...

Выступление на районном семинаре на тему: «Использование «Кубика Блума» для развития речи детей дошкольного возраста».

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. П...

Мастер-класс для педагогов: «Использование кубика Блума для развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов в процессе активного педагогического общения по проблеме развития критического мышления детей дошкольного возраста....