Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.
методическая разработка

Идрисова Светлана Николаевна

Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_kubik_bluma.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.

        На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и удивляться им.

       Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки критического мышления? Какие приемы и технологии использовать? Предлагаю один из популярных приемов технологии критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума". 

     Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

     «Кубик Блума»: методика использования.

1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:

  • Назови.
  • Почему.
  • Объясни.
  • Предложи.
  • Придумай.
  • Поделись.

- Формулируется тема занятия. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.

- Воспитатель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.

Классификация вопросов.

Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.

Например, тема занятия «Весна»

- Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Детям предлагается просто назвать предмет, явление, термин и т.д.

Например, Назови, какое сейчас время года?

Назови три месяца весны

Назови признаки весны

Назови, какие весенние праздники ты знаешь?

Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.

- Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.  

Например: Почему весной тает снег?

Почему весной возвращаются перелётные птицы?

- Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.

-Как ты думаешь, какие изменения в природе происходят весной?

-Как встречают весну звери?

- Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи.

Например: Предложи игры, в которые можно поиграть на улице весной.

- Придумай — это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.

Например: Придумай красивые слова о весне.

Как можно описать весну?

- Поделись — вопросы блока предназначены для активации мыслительной деятельности детей, учат их анализировать, выделять факты и следствия.

Например, нравиться ли тебе такое время года как весна? За что ты её любишь?

Варианты использования «Кубика Блума» .

Прием критического мышления "Кубик Блума" универсален.

Возможны два варианта:

  • Вопросы формулирует сам воспитатель. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии — когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
  • Вопросы формулируют сами дошкольники. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка.

Кубик Блума можно представить в виде мнемо-таблицы.

Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.

На гранях можно писать вопросы вместе с картинкой – ответом.

«Кубик Блума» варианты вопросов.

Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие:

  • Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т.д.
  • Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
  • Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление?
  • Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и пр.
  • Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
  • Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".

Использование приема "Кубик Блума" только на первый взгляд кажется трудным. Практика показывает, что прием очень нравится детям, они быстро осваивают технику его использования. А педагогу этот прием помогает развивать навыки критического мышления и в активной и занимательной форме проверять знания и умения дошкольников. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2023 уч.г. на тему: "Использование информационно - коммуникативных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников"

Самообразование на 2018 - 2023 Создание системы работы по развитию познавательной активности детей дошкольников...

«Использование современных образовательных технологий в решении задач познавательного развития дошкольников»

Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка.В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования используются три термина: «по...

Методическая разработка дидактической игры, с использованием технологии «Кубик Блума», «Профессии будущего глазами дошкольника»

Мир, в котором мы сейчас живем, продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Возникают новые инновационные технологии, требующие абсолютно новых профессий. Уже сейчас лучшие...

Презентация опыта работы с детьми среднего возраста с использованием технологии "Кубик Блума"

quot;Кубик Блума" — это метод инновационных педагогических технологий....

Использование кубика «Блума» в познавательном развитии дошкольников

На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности детей дошкольного возраста. Очень важно развить у ребёнка мышление, внимание, речь...

«Использование кубика- блума в познавательном развитии детей»

Использование технологии «Кубик Блума» в познавательном развитии дошкольников.На сегодняшний день одна из актуальных проблем современности - развитие познавательной активности де...