Проект «Мама, папа, я – шахматная семья»
проект (старшая группа)
Проект
«Мама, папа, я – шахматная семья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mama_papa_ya_shahmatnaya_semya.docx | 33.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»
Проект
«Мама, папа, я – шахматная семья»
Воспитатели:
Хаирова Иминат Алискендаровна
Кузнецова Наталья Владимировна
2021 год
Название: «Мама, папа, я – шахматная семья»
Авторы: Хаирова Иминат Алискендаровна
Кузнецова Наталья Владимировна
Сроки реализации: Краткосрочный (Апрель)
Введение:
Концепция развития шахматного образования в учебных учреждениях Российской Федерации нашла отражение в нормативных документах Департамента образования и молодёжной политики и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Был утверждён план мероприятий по популяризации игры в шахматы в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, определены основные направления развития начального шахматного образования в дошкольных образовательных учреждениях ХМАО-Югры.
Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.
Шахматы – потрясающая интересная старинная логическая игра, замечательное изобретение человечества. Это игра миллионов людей, один из самых массовых и популярных видов спорта. Ежегодно проводятся тысячи соревнований, в том числе и среди маленьких детей. Есть даже детские чемпионаты мира и детская шахматная Олимпиада. Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М.Таль - в 7 лет.
Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.
Шахматы – гениальные находки человечества для возможности интеллектуального совершенствования людей. Они шагают рядом с нами тысячелетия. Эти игры учат думать. Доказано, что играющие в шахматы дети приобретают более высокий уровень интеллекта.
В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.
Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.
Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.
Актуальность:
Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка.
Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей.
В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.
Проведя с детьми и их родителями беседы о шахматах, их роли для развития детей и проанализировав перспективное планирование по реализации кружковой работы «Умники и умницы», выяснилось, что родители не в полном объеме владеют знаниями игры – Шахматы, так как:
- не играют в шахматы;
- с настороженностью и непониманием отнеслись к кружковой работе по обучению детей игре в шахматы;
- у родителей незначительные знания о пользе шахмат для детей;
- родители не знают, что игра в шахматы – один из видов спорта.
И мы, совместно с родителями и детьми, решили внедрить краткосрочный проект «Мама, папа, я – шахматная семья».
В своей книге Василий Сухомлинский писал: «Ребёнку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».
Информационная карта проекта:
Тип проекта
Исследовательский
Сроки реализации проекта
краткосрочный (апрель 2021).
Участники проекта
воспитатели
дети группы
родители группы
Цель проекта:
Продолжать расширять представления родителей детей о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.
Задачи проекта:
- Пополнить предметно-развивающую среду для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
- Побуждать родителей и детей к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы.
- Привлекать родителей и детей к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
- Развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) посредством специальных игр и упражнений.
- Воспитывать у детей привычку к преодолению трудностей в процессе обучения игре.
- Воспитывать у детей усидчивость, творчество, фантазию и логику.
Форма и методы организации:
Для игры детей в шахматы подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:
- беседы,
- дидактические игры,
- компьютерные и интерактивные игры,
- художественно - творческая деятельность,
- чтение сказок и книг о шахматах,
- просмотр энциклопедий о шахматах,
- разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
- фотовыставка «Играем дома в шахматы»,
- консультации для родителей,
- папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы
Этапы реализации проекта:
1 этап: Организационно-подготовительный.
Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
2 этап: Практический.
Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.
3 этап. Заключительный.
Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе, обобщение результатов работы, анализ деятельности.
Ожидаемые результаты проекта:
- У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.
- Будет пополняться предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
- Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
- У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) посредством специальных игр и упражнений.
- У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре.
Перспективный план реализации проекта:
- Выбор темы проекта.
- Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?».
- Консультация для родителей «Развивающие игры».
- Подбор методического материала к проекту.
- Разработка тематического планирования проекта.
- Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, магнитной шахматной доской.
- Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
- Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.
Планирование деятельности:
1 этап: Организационно-подготовительный. | 1. Просмотр презентации родителями «Шахматы – мои первые уроки» 2. Консультация «Одаренные дети». Шахматные загадки |
2 этап: Практический | 1. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте» 2. Клетки-поля, их цвет и форма, линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. (Домашнее задание - Рисование с родителями «Шахматные фигуры») 4. Советы для родителей «Шахматы для начинающих» (подбор игр по обучению игре в шахматы в интернет-ресурсах) 5. Дидактические игры, "Найди фигуре место на доске", " Кто быстрее расставит всё войско". |
3 этап: Заключительный | 1. Фотоотчет «Играем дома» 2. Памятка для родителей «Учимся, играя» |
Перечень используемой литературы:
- Сухин, И. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Сухин. - Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 279 с.: ил.
- Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой // Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк. возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С.252-263.
- Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А.М.Гафт; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты-Манс. Авт. Окр. – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мама, папа, я - спортивная семья"
Многолетний опыт работы показывает, что положительный результат бывает тогда, когда возникает взаимодействие и понимание между семьей и детским садом, когда все чувствуют атмосферу сердечности и добр...
Педагогический проект "Мама, папа, я-дружная семья!"
Среднесрочный педагогический проект "Мама,папа,я-дружная семья1" во второй младшей группе...
Педагогический проект "Мама, папа, я-дружная семья!"
Среднесрочный педагогический проект по теме "Мама, папа, я - дружная семья!" во второй младшей группе...
Проект "Мама, папа, я - дружная семья"
Расширеный проект на тему "Семья"...
Проект "Мама, папа, я - спортивная семья"
Проект «Мама, папа, я - спортивная семья»Тема: спорт – движенье и игра – быть здоровым навсегда!Проблема: нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.Тип пр...
ПРОЕКТ: «Мама, папа, я – дружная семья семья»
На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и разви...
Статья: Мама, папа, я – шахматная семья.
Статья: Мама, папа, я – шахматная семья....