Проект «Мама, папа, я – шахматная семья»
проект (старшая группа)

Кузнецова Наталья Владимировна

 

Проект

«Мама, папа, я – шахматная семья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mama_papa_ya_shahmatnaya_semya.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №15 «Югорка»

Проект

«Мама, папа, я – шахматная семья»

Воспитатели:

Хаирова Иминат Алискендаровна

Кузнецова Наталья Владимировна

2021 год

Название: «Мама, папа, я – шахматная семья»

Авторы: Хаирова Иминат Алискендаровна

                 Кузнецова Наталья Владимировна

Сроки реализации: Краткосрочный (Апрель)

Введение:

Концепция развития шахматного образования в учебных учреждениях Российской Федерации нашла отражение в нормативных документах Департамента образования и молодёжной политики и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Был утверждён план мероприятий по популяризации игры в шахматы в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, определены основные направления развития начального шахматного образования в дошкольных образовательных учреждениях ХМАО-Югры.

Игра в шахматы зародилась в Индии около 1500 лет назад, поэтому шахматные фигуры представляли индийскую армию. В Европе эта игра появилась в средние века, и тогда же фигуры изменили свой вид и название сохранившиеся и поныне.

Шахматы – потрясающая интересная старинная логическая игра, замечательное изобретение человечества. Это игра миллионов людей, один из самых массовых и популярных видов спорта. Ежегодно проводятся тысячи соревнований, в том числе и среди маленьких детей. Есть даже детские чемпионаты мира и детская шахматная Олимпиада. Многочисленные исследования доказывают, что шахматы способствуют умственному развитию детей, их оценки по математическим и языковым дисциплинам становятся выше. Многие известные шахматисты познакомились с этой игрой в очень раннем возрасте: А. Карпов - в 4 года, Г. Каспаров, Р. Фишер, Ю. Балашов - в 6 лет, А. Алёхин, М.Таль - в 7 лет.

Шахматы - очень увлекательная игра, помогающая в развитии памяти и логического мышления. Это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития малыша. Шахматы дают возможность развития интеллекта в игровой форме, умение обобщать и сравнивать, делать выводы. Шахматы положительно влияют на развитие у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, начальные формы волевого управления поведением.

Шахматы – гениальные находки человечества для возможности интеллектуального совершенствования людей. Они шагают рядом с нами тысячелетия. Эти игры учат думать. Доказано, что играющие в шахматы дети приобретают более высокий уровень интеллекта.

В наше время родители и педагоги обнаружили, что шахматы – замечательный способ познакомить детей с математическими понятиями и привить им важные навыки мышления, которые не раз пригодятся им в жизни. Эта игра может заложить основу будущего успеха в карьере.

Замечено, что дети, которым легко даётся математика, и шахматы освоят быстро. Но с другой стороны, шахматы могут оказаться хорошим способом обучения для тех, кто испытывает сложности с математикой.

Для многих поколений шахматы явились лучшей стратегической игрой, одной из самых популярных в мире. В них веками играли дети и взрослые: для развлечения и для того, чтобы в занимательной форме развивать свои умственные способности.

Актуальность:

Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка.

Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей.

В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.

Проведя с детьми и их родителями беседы о шахматах, их роли для развития детей и проанализировав перспективное планирование по реализации кружковой работы «Умники и умницы», выяснилось, что родители не в полном объеме владеют знаниями игры – Шахматы, так как:

  • не играют в шахматы;
  • с настороженностью и непониманием отнеслись к кружковой работе по обучению детей игре в шахматы;
  • у родителей незначительные знания о пользе шахмат для детей;
  • родители не знают, что игра в шахматы – один из видов спорта.

И мы, совместно с родителями и детьми, решили внедрить краткосрочный проект «Мама, папа, я – шахматная семья».

В своей книге Василий Сухомлинский писал: «Ребёнку с плохой памятью трудно мыслить, соображать. В воспитании культуры мышления большое место отводилось шахматам. Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идёт именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы».

Информационная карта проекта:

Тип проекта

Исследовательский

Сроки реализации проекта

краткосрочный (апрель 2021).

Участники проекта

воспитатели

дети группы

родители группы

Цель проекта:

Продолжать расширять представления родителей детей о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.

Задачи проекта:

  • Пополнить предметно-развивающую среду для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
  • Побуждать родителей и детей к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы.
  • Привлекать родителей и детей к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
  • Развивать у детей познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) посредством специальных игр и упражнений.
  • Воспитывать у детей привычку к преодолению трудностей в процессе обучения игре.
  • Воспитывать у детей усидчивость, творчество, фантазию и логику.

Форма и методы организации:

Для игры детей в шахматы подбираются те методы, которые позволяют повысить эмоциональную активность детей, а также создать такие условия, в которых бы им приходилось самостоятельно или с помощью взрослого действовать, находить решения. Это:

  • беседы,
  • дидактические игры,
  • компьютерные и интерактивные игры,
  • художественно - творческая деятельность,
  • чтение сказок и книг о шахматах,
  • просмотр энциклопедий о шахматах,
  • разучивание стихотворений о шахматных фигурах,
  • фотовыставка «Играем дома в шахматы»,
  • консультации для родителей,
  • папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы

Этапы реализации проекта:

1 этап: Организационно-подготовительный. 

Цель: организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

2 этап: Практический.

Цель: организация комплексной работы по реализации задач проекта.

3 этап.   Заключительный.

Цель: создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе, обобщение результатов работы, анализ деятельности.

Ожидаемые результаты проекта:

  • У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.
  • Будет пополняться предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
  • Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
  • У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) посредством специальных игр и упражнений.
  • У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре.

Перспективный план реализации проекта:

  • Выбор темы проекта.
  • Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?».
  • Консультация для родителей «Развивающие игры».
  • Подбор методического материала к проекту.
  • Разработка тематического планирования проекта.
  • Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, магнитной шахматной доской.
  • Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации проекта.
  • Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.

Планирование деятельности:

1 этап: Организационно-подготовительный.

1. Просмотр презентации родителями «Шахматы – мои первые уроки» 

2. Консультация «Одаренные дети». Шахматные загадки

2 этап:  Практический

1. Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте»

2. Клетки-поля, их цвет и форма, линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали. (Домашнее задание - Рисование с родителями «Шахматные фигуры»)

4. Советы для родителей «Шахматы для начинающих»  (подбор игр по обучению игре в шахматы в интернет-ресурсах)

5. Дидактические игры, "Найди фигуре место на доске", " Кто быстрее расставит всё войско".

3 этап: Заключительный

1. Фотоотчет «Играем дома»

2. Памятка для родителей «Учимся, играя»

Перечень  используемой литературы:

  1. Сухин, И. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Сухин. - Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 279 с.: ил.
  2. Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой  //  Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк. возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С.252-263.
  3. Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А.М.Гафт; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты-Манс. Авт. Окр. – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мама, папа, я - спортивная семья"

 Многолетний опыт работы показывает, что положительный результат бывает тогда, когда возникает взаимодействие и понимание между семьей и детским садом, когда все чувствуют атмосферу сердечности и добр...

Педагогический проект "Мама, папа, я-дружная семья!"

Среднесрочный педагогический проект "Мама,папа,я-дружная семья1" во второй младшей группе...

Педагогический проект "Мама, папа, я-дружная семья!"

Среднесрочный педагогический проект по теме "Мама, папа, я - дружная семья!" во второй младшей группе...

Проект "Мама, папа, я - дружная семья"

Расширеный проект на тему "Семья"...

Проект "Мама, папа, я - спортивная семья"

Проект «Мама, папа, я  - спортивная семья»Тема: спорт – движенье и игра – быть здоровым навсегда!Проблема: нежелание родителей организовывать двигательную деятельность с детьми.Тип пр...

ПРОЕКТ: «Мама, папа, я – дружная семья семья»

На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала  изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы обучения, воспитания и разви...

Статья: Мама, папа, я – шахматная семья.

Статья: Мама, папа, я – шахматная семья....