«Мама, папа, я – шахматная семья»
методическая разработка (подготовительная группа)
Проект с участием родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_uchastiem_roditeley_rpazrabotala_hairovai.a.docx | 46.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Аттестационное задание № 2.36
«Проект с участием родителей»
«Мама, папа, я – шахматная семья»
Выполнила:
Хаирова И.А.
воспитатель
МАДОУ №15 «Югорка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Концепция развития шахматного образования в учебных учреждениях Российской Федерации нашла отражение в нормативных документах Департамента образования и молодёжной политики и Департамента физической культуры и спорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Был утверждён план мероприятий по популяризации игры в шахматы в образовательных учреждениях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, определены основные направления развития начального шахматного образования в дошкольных образовательных учреждениях ХМАО-Югры.
Шахматы – достояние нашей цивилизации. Интеллектуальная игра, выдержавшая испытание веками, по сей день не утратила своей завораживающей силы, несмотря на появление компьютера, интернета. Велико положительное влияние шахмат на развитие умственных способностей детей.
Ведущую роль в обучении шахматам играет деятельность детей, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, игровых упражнений и важнейшее место отводится игре в шахматы. Процесс игры для детей дошкольного возраста – и эмоциональный толчок обретения знаний, и общение.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни. От усилий родителей и воспитателей зависит полноценное физическое и духовное развитие детей.
Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шахматы!
Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. А игра в шахматы – это мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.
Таким образом, чтобы привить интерес детей к игре в шахматы, необходима огромная работа с семьей. Данный проект способствует созданию единого воспитательного образовательного пространства, в котором активно проявляется развитие интеллектуальных способностей, создание условий для реализации познавательного потенциала участников проекта.
Тип проекта: семейный, игровой, познавательный.
Участники проекта: воспитанники группы компенсирующей направленности для детей от 5 – 6 лет, воспитатели группы, родители воспитанников.
Продолжительность проекта – краткосрочный, 3 месяца (февраль - апрель).
Интеграция, через области: познавательное, речевое, социально коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.
Цель проекта: Расширять представления родителей о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.
Задачи проекта:
- создавать условия для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
- популяризировать шахматную игру среди детей и родителей;
- организовать досуг совместно с родителями и детьми;
- расширять представления родителей об особенностях шахматной игры;
- ознакомить с влиянием шахмат в формировании подрастающего поколения.
Формы и методы реализации проекта с детьми:
- беседы;
- дидактические игры;
- компьютерные и интерактивные игры;
- художественно - творческая деятельность;
- чтение сказок и книг о шахматах;
- просмотр энциклопедий о шахматах;
- разучивание стихотворений о шахматных фигурах;
- создание альбома «Шахматные фигуры»;
- консультации для родителей;
- папки-передвижки с методическими рекомендациями по игре в шахматы.
Формы взаимодействия с родителями воспитанников:
- Информационно – аналитические - анкетирование, опрос;
- Наглядно – информационные - сайт ДОУ, выставка творческих работ, презентации;
- Познавательные - совместная работа по тематическому плану проекта;
- Досуговые - участие родителей в конкурсах, фестивалях и турнирах.
Ожидаемые результаты по данному проекту:
- У родителей расширятся представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.
- Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
Родители получат общее представление об истории шахмат и правилах игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы.
- У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) посредством специальных игр и упражнений.
Продукт проектной деятельности:
- Развлечение совместно с родителями «В шахматном королевстве»
- Оформление фотовыставки «Учимся, играя»
Организация работы по проекту строилась с учетом следующих принципов:
- Принцип историзма
Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим поколениям: прошлое (давным-давно) и настоящие (в наши дни).
- Принцип индивидуального подхода к детям
Обучение детей игре в шахматы осуществляется посредством дифференцированного подхода к каждому ребёнку, исходя из знаний ребёнка и особенностей его развития.
- Принцип мобильности
Можно играть в шахматы где угодно - на полу, за столом, на стульчике, сидя на полу, дома, на отдыхе и т. д.
- Принцип интегративности и сотрудничества
Реализуется в тесном сотрудничестве с семьей на основе компетентности, авторитетности и поддержание достоинства в отношении участников проекта. Прослеживается взаимосвязь с различными видами деятельности.
- Принцип систематичности и последовательности
Такой порядок изучения материала, где новые знания опираются на ранее полученные.
- Принцип доступности
Обучение тогда результативно, когда оно посильно и доступно проблемного обучения детям.
- Принцип проблемного обучения
Дети в процессе игр, развлечений, досугов, викторин, занятий получают новые знания, в результате чего происходит более прочное усвоение знаний, закрепление навыков.
- Принцип компетентности педагога
Воспитатель должен владеть умениями и знаниями игры в шахматы, чтобы передать их детям и родителям.
- Принцип игровой подачи материала
В своей работе я опираюсь на ведущий вид деятельности — игру.
Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный
- довести до участников проекта важность данной проблемы, а также мотивировать детей и родителей, выработать четкую стратегию сотрудничества;
- определить объем знаний и представлений детей и родителей шахматам;
- подобрать методическую, художественную литературу, презентации по данной теме;
- произвести подбор материала для продуктивной и изобразительной деятельности детей;
- разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.
- обогащение развивающей среды группы наборами шахмат, магнитной шахматной доской.
- составить перспективный план реализации проекта.
В начале работы над проектом был проведен мониторинг с детьми по указанной проблеме. Диагностика сформированности знаний детей о шахматах показала, что из 10 детей у 1 ребёнка (10%) высокий уровень, который знает основные правила игры, применяет их в игре; у 4 детей (40%) – средний уровень. Они проявляют интерес к игре, имеют представления об игре в шахматы, мало владеют правилами игры в шахматы. Остальные 5 детей (50%) показали низкий уровень, они не знают основные понятия в шахматах, не имеют знания об игре в шахматы, интереса к игре не проявляют.
Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что не все родители имеют представления об игре шахматы, у родителей незначительные знания о пользе шахмат для детей и что игра в шахматы – один из видов спорта.
Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно игре в шахматы в развитии и воспитании наших детей.
С родителями была проведена беседа по ознакомлению с направлениями работы по проекту, по итогам которой большинство родителей группы выразили готовность участвовать в его реализации.
Для мотивации детей использовалась проблемная игровая ситуация «Шахматные фигуры в шахматном королевстве попали в беду»: в группу пришло видеописьмо, в котором сообщалось, что все герои шахматного королевства заколдованы, и они очень просили о помощи. Таким образом, дети были заинтересованы тематикой проекта.
II этап. Практический
План мероприятий по реализации проекта «Мама, папа, я – шахматная семья»
Месяц | Познавательные беседы с детьми | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Совместная деятельность родителей с детьми | Работа с родителями |
Февраль | Вводное занятие. Знакомство детей с легендой появления игры «Шахматы».
Знакомство с шахматной доской (просмотр мультфильма с беседой по содержанию). | Просмотр мультфильма «Фиксики играют в шахматы». Рассказы воспитателя о шахматной армии с презентацией по теме Рисование «Шахматная доска» Театрализация по сказке «Шахматный теремок» | Шахматные загадки Раскраски с шахматными фигурами Дидактические игры «Шахматное лото», «Почта», «Найди адрес» Книжки – малышки «Шахматы» | Консультация для родителей «Шахматы в дошкольном возрасте» Консультация «Одаренные дети» Создание альбома «Волшебные фигуры» |
Март | Беседы: - «Клетки-поля, их цвет и форма, линии на шахматной доске. Горизонтали и вертикали» - Основные правила игры в шахматы | Расстановка фигур на доске. Лепка «Любимая фигура» Дидактические игры: «Найди фигуре место на доске», «Кто быстрее расставит всё войско». | Просмотр мультфильма "Уроки Тётушки Совы". Рисование «Шахматные фигуры» Изготовление атрибутов к сказке «Шахматная репка» | Просмотр презентации родителями «Шахматы – мои первые уроки» Советы для родителей «Шахматы для начинающих» (подбор игр по обучению игре в шахматы в интернет-ресурсах) Конкурс поделок «Самая лучшая фигура» |
Апрель | Беседа: «Чемпионы мира и великие гроссмейстеры по шахматам» Презентация «Шахматы для детей» | Театрализация по сказке «Шахматная репка» Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Какой фигуры не стало» | Лепка «Волшебные фигуры» Конкурс рисунков «Шахматы» Турнир «В стране шахматных чудес» | Мастер-класс по обучению детей игре в шахматы Памятка для родителей «Учимся, играя» Фотовыставка «Учимся, играя» |
III этап. Презентация проекта
В завершении работы над проектом была проведена презентация в форме развлечения «В шахматном королевстве», где каждая семья принимала участие в совместной творческой деятельности. Были представлены:
- книжки - малышки «Сказки о шахматных фигурах», «Загадки о шахматных фигурах»;
- выставка рисунков детей и родителей «Мама, папа, я – шахматная семья», «Волшебные фигуры».
- изготовление шахматных фигур из различного материала для участия в конкурсе «Самая лучшая фигура».
Дети и родители проявили творческий подход и оригинальность при презентации своих работ.
Работа по проекту объединила родителей и детей. Родители убедились, что совместные с детьми развлечения и игры доставляют удовлетворение и радость детям и им самим.
IV этап. Заключительный
Для определения эффективности работы по реализации проекта был проведен мониторинг: диагностика детей и анкетирование родителей.
Анализ диагностики детей показал, что из 10 детей 3 детей (30%) показали высокий уровень знаний и представлений, и 4 детей (40%) - средний уровень и 3 детей(30%)- низкий уровень.
Дети с высоким уровнем - с удовольствием играют в шахматы, знают основные правила игры и применяют их в игре. Дети со средним уровнем знаний проявляют интерес к игре в шахматы, имеют представления об игре в шахматы, мало владеют правилами игры в шахматы. Дети с низким уровнем не проявили интереса к игре в шахматы.
Анализ анкетирования родителей показал, что увеличилось число семей (60%), которые стали играть вместе с детьми в шахматы. Родители осознали пользу в игре шахматами. Потому что во время занятий шахматами ребенок учится концентрировать внимание на одном процессе, у него вырабатывается усидчивость, формируется произвольность психических процессов, таких, как внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают. Игровой опыт позволяет встать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Игра в шахматы организует чувства ребенка, его нравственные качества, воспитывает характер и силу воли. Для детей же игра в шахматы стала увлекательной игрой, интересной практической деятельностью, которой они занимаются с удовольствием.
Таким образом, работа над проектом «Мама, папа, я - шахматная семья» позволила заинтересовать родителей, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать союзниками в своей работе, перейти от роли пассивных наблюдателей к активному участию в сотрудничестве с ДОУ, создать единое образовательное пространство.
Данный проект может быть легко адаптирован к условиям любого дошкольного образовательного учреждения.
Опыт работы над проектом распространила в сетевом педагогическом сообществе, а также среди педагогов детского сада.
Список литературы:
- И.Весела, Шахматный букварь [текст] / И.Весела, И.Веселы. — М.: Просвещение, 1983;
- В.Г.Гришин, Шахматная азбука [текст] / В.Г.Гришин, Е.И. Ильин. — М.: Детская литература, 1980;
- В.Г.Зак, Я играю в шахматы [текст]/ В. Г. Зак, Я.Н.Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
- А.Е.Карпов, Учитесь шахматам [текст] / А.Е.Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
- А.Е.Карпов, Школьный шахматный учебник [текст] / А.Е.Карпов, А.Б.Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
- И.Г.Сухин, Волшебный шахматный мешочек [текст] / И.Г.Сухин. — Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992;
- И.Г.Сухин, Приключения в Шахматной стране [текст] / И.Г.Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
- И.Г.Сухин, Удивительные приключения в Шахматной стране [текст] / И.Г.Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
- И.Г.Сухин, Шахматы для самых маленьких [текст] / И.Г.Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
- И.Г.Сухин, Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны [текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы / И.Г.Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;
- И.Г.Сухин, Шахматы, первый год, или Учусь и учу [текст]: пособие для учителя / И.Г.Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
- Позин С.Б. 25 уроков шахмат /– М.: «Russian CHESS House/Русский шахматный дом», 2011.
_____________ ________________ _______________
подпись педагога расшифровка дата
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект спортивного праздника в день семьи « Мама, папа, я – дружная семья» для детей 1 младшей группы детского сада.
Принято считать. что с детьми 2-3 лет бесполезно проводить спортивные праздники, - плохо разговаривают, не очень хорошо слушают. Я попытаюсь доказать обратное, если работать совместно с родителями, то...
Стихотворения о семье для детей к проектной деятельности"Мама,папа,я - дружная семья"!
В данной публикации содержится небольшая подборка стихотворений о семье, которые мне показались интересными,душевными и понятыми для детей. Стихотворения можно как просто читать,так и заучить! Благода...
Спортивный досуг "Мама, папа, я - спортивная семья!", посвящённый Международному Дню семьи.
Данный материал поможет воспитателям ярко, весело, интересно, а также с пользой для здоровья провести спортивный досуг с детьми дошкольного возраста и их родителями....
День Семьи "Мама, папа, я - спортивная семья
Ежегодно в нашем детском саду мы проводим развлечения ко "Дню семьи" В этом году мы совместно со специалистами провели замечателый праздник с родителями и их детьми....
Совместное занятие родителей с детьми «Мама, папа, я – дружная семья» Играем вместе с мамой
Конспект совместного занятия родителей с детьми для улучшения детско-родителских взаимоотношений. ...
Проект «Мама, папа, я – шахматная семья»
Проект«Мама, папа, я – шахматная семья»...
Статья: Мама, папа, я – шахматная семья.
Статья: Мама, папа, я – шахматная семья....