Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития самосознания у детей раннего возраста
презентация

Детский сад 127 Магнитогорска

Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития самосознания у детей раннего возраста

педагог-психолог Карелина Елена Валерьевна

воспитатель Вдовина Ксения Александровна

воспитатель Грязнова Валерия Витальевна

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация развивающей предметно-пространственной среды для развития самосознания у детей раннего возраста Выполнили: педагог-психолог Карелина Е.В.; воспитатели: Вдовина К.А., Грязнова В.В. 1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад № 127» города Магнитогорска

Слайд 2

Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимый фактор для развития ребенка. Именно среда – условие оптимального саморазвития личности. Чем богаче и насыщенней развивающая среда, тем интереснее и познавательнее в ней находиться ребенку. Благодаря правильно подобранной среде ребёнок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. 2

Слайд 3

3 Самосознание человека Самосознание – сознание человеком самого себя в отличие от иного – других людей и мира вообще. 1 год – открытие «Я» 2-3 года – человек осознает себя как деятеля.

Слайд 4

В самосознание ребенка раннего возраста входят следующие компоненты: имя человека ; образ своего тела; зрительный образ своего отражения в зеркале; половая роль ; э моциональное состояние; притязание на признание. 4

Слайд 5

5 И мя человека В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка . Имя – личное название человека, даваемое ему при рождении. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания. С помощью имени ребенок выделяет себя как персону, оно отличает ребенка от других. Любое обращение к ребенку (или поощрение, или порицание) должно начинаться с имени ребенка. Обращение к ребенку по имени придает личную адресованность воздействиям взрослого, употребление его ласковых форм демонстрирует малышу положительное отношение к нему. Небрежное отношение к имени ребенка (обесценивание имени, обращение к нему по фамилии) лишает его уверенности в себе, снижает чувство доверия ко взрослому. Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем - так, как к нему обращаются окружающие.

Слайд 6

6 О браз своего тела Образ своего тела развивается у ребенка в связи с физическим овладением своим телом, а также с развитием общих познавательных интересов. Внимание ребенка обращается на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот . т.д. Взрослый называет части тела ребенка и элементарно знакомит его со строением человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе взрослого их показывает.

Слайд 7

Дидактическая игра «Собери человека» 7

Слайд 8

8 З рительный образ своего отражения в зеркале Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. В начале 2 года дети, пользуясь зеркалом, с интересом наблюдают за изменениями отражения. На вопрос «Кто в зеркале ?» ребёнок еще не может ответить «Я», а отвечает «Катя», «Ваня». Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом, смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др.. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе в настоящем – здесь, сейчас, в данный момент .

Слайд 9

9 Половая роль Становление половой идентичности осуществляется в раннем детстве. К 1,5 – 2 годам ребенок знает, мальчик он или девочка, но не знает, почему это так. Затем в соответствии с знанием о своем поле, он соотносит себя с родителем своего пола, имитирует его поведение и обучается ему. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие . Отождествление себя с другими представителями своего пола, развивается где-то к трем годам. « Я - мальчик» или «Я - девочка» становятся знанием и убеждением ребенка. В 3 года дети не только различают пол окружающих их людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола, к человеку предъявляются разные требования: девочки обычно играют в куклы, а мальчики играют в машинки. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки, ребенок начинает выбирать для себя игровые роли.

Слайд 10

10 Для того чтобы ребенок мог учитывать в своем поведении чувства и интересы других людей, нужно на уровне глаз детей прикреплять фотографии, картинки с изображениями людей разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с разными особенностями внешности, прически, одежды, обуви .

Слайд 11

Дидактическая игра « Одень куклу» (девочку, мальчика ) 11

Слайд 12

12

Слайд 13

13 Особенности эмоционального развития в раннем возрасте эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения ; происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения; развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда. Взаимоотношения с другими детьми и игры влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему ребенку легче осваиваться в окружающей реальности.

Слайд 14

14 Картинки людей с разным выражением эмоционального состояния (грустные, веселые, смеются, плачут)

Слайд 15

15 Для того, чтобы помочь ребенку осознать свои особенности, умения, уточнить его представления о семье, людях разного возраста, пола, национальности, профессии, эмоциональных состояниях людей, можно изготовить и разместить в группе на специально выделенном для этого месте плакаты, подборки иллюстраций, фотографий (например, плакаты «Какой я?», « Я плачу и смеюсь»)

Слайд 16

Дидактическая игра «Подбери эмоцию» 16

Слайд 17

Д идактические игры: « Составь портрет» (подобрать черты лица и описать их ) 17

Слайд 18

18

Слайд 19

19 Детский сад — первый социальный институт ребёнка. Здесь он постоянно находится в коллективе, вне зависимости от своих мыслей, настроения и переживаний. Вместе с тем одна из задач современного дошкольного учреждения — обеспечение эмоционального благополучия воспитанников. Содействовать этому должна развивающая среда. В каждой групповой комнате воспитатель обустраивает особое место, где дошкольник может побыть наедине с собой, расслабиться, выплеснуть негативные эмоции. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релакса . Уголок уединения наполнен предметами, к которым ребёнок испытывает тёплые чувства, мягкие красивые подушки и игрушки позволят малышу отвлечься и расслабиться. Называется такая зона уголком уединения (или, согласно ФГОС, центром уединения и релаксации ). В младшем дошкольном возрасте основное предназначение центра уединения — облегчить процесс адаптации, помочь малышам пережить расставание с мамой и привыкнуть к требованиям педагога.

Слайд 20

20 Научить ребёнка выражать свой гнев в приемлемой, безопасной форме, предупредить чрезмерное возбуждение нервной системы, что чревато переутомлением. Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. С этой целью в уголке размещают доску настроения, иллюстрации различных эмоциональных переживаний. Повысить самооценку тревожных и застенчивых детей. Научить ребят бесконфликтному общению друг с другом, свести к минимуму возможные ссоры в детском коллективе. В этом поможет островок примирения — специальный коврик, на котором дети мирно решают конфликт..

Слайд 21

Картинки с ситуациями, отражающими поступки людей Варианты реагирования на поступки. 21

Слайд 22

22 Разнообразие книг со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания

Слайд 23

23

Слайд 24

24 Немаловажным нюансом для обогащения эмоционального спектра является детское творчество. Рисование , лепка могут подарить подрастающему человечку множество чувств, как неприятных при неудаче, так и хороших при успешном результате. Кроме этого, творческая деятельность развивает и мелкую моторику. Детское творчество

Слайд 25

И в заключении: Развивающая предметно-пространственная среда должна предоставлять каждому ребенку равные возможности приобретения тех или иных качеств личности, возможность для его всестороннего развития . Среда должна обеспечивать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. 25

Слайд 26

Спасибо за внимание! 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.

С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» -  Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...

Влияние развивающей предметно - пространственной среды на развитие познавательной деятельности детей раннего возраста»

Ни  для одного педагога не является секретом то, что маленький ребенок исследователь по своей природе. Для маленького ребенка детство – это период вопросов и ответов. Познавательная деятель...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод на...