ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
статья по развитию речи (младшая группа)

Пятаева Анна Владимировна

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все брать, трогать, гладить. Влияние воздействия руки на мозг человека известно с давних времен.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Развитие мелкой моторики18.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Пятаева Анна Владимировна

Воспитатель ГБДОУ детский сад №25

Одним из приоритетных направлений моей деятельности является «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста». Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все брать, трогать, гладить. Влияние воздействия руки на мозг человека известно с давних времен.

Учеными была установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Развитие мелкой моторики способствует улучшению функционального состояния корковых мозговых структур, развитию речевой деятельности.

Существует много способов развития мелкой моторики с использованием игры и творчества: пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры, мозаика, конструктор, «пазлы», шнуровки. Все эти игры очень интересны и полезны для детей. Занимаясь творчеством – дети способны выразить свои чувства и эмоции, но также эта деятельность эффективна  для развития ловкости пальцев. Гармонично развивать двигательные функции кистей рук у детей через творчество можно разными путями. Наилучшим средством, на мой взгляд, являются нетрадиционные техники. В своей работе по изобразительной деятельности, я ставлю перед собой цель создавать благоприятные условия для развития мелкой моторики рук у дошкольников. Для получения положительных результатов я придерживаюсь следующих задач:

Дополнять содержание предметно-развивающей среды, благотворно влияющей на развитие мелкой моторики дошкольников;

Развивать и укреплять мелкую моторику.

В своей работе использую разнообразные формы и методы:рисование и лепка;дидактические игры;подгрупповая и индивидуальная деятельность;театрализация.

Все это способствует: развитию моторики рук; обогащению сенсорного впечатления; обогащению словаря; развитию мыслительной деятельности; развитию аккуратности и усидчивости.

Свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализуют в игре, поэтому я создала все условия для игровой деятельности. Сюжетно-ролевые игры, которые в значительной степени развивают мелкую моторику:«Парикмахерская » - дети делают куклам прически, маникюр и т.д.«Мастерская» - собирают макеты предметов мебели из разного конструктора. «Автосервис» - мальчики занимаются «ремонтом» машин.

В деятельности использую крупы (горох, рис, манка, фасоль, гречка и т.д.). Например, игра «Покорми свинку» (дети вкладывают семена в крышку бутылки «пятачок»), группирование различных круп по виду, вкладывание пуговиц в узкие отверстия, мягкие лепбуки со шнуровкой, пуговицами, тряпочными дверками и окнами и т.д.; «Рисование манкой». Также в своей работе применяю игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику в сопровождении со стихами, что позволяет организовать веселые и эмоциональные минутки отдыха, и в то же время, повышает эффективность работы.

Игры, упражнения, развивающие мелкую моторику разными способами:рисование. Рисование дает возможность для развития творческих способностей дошкольников, помогает в формировании координации движения пальцев рук ( пальчиками, ладошками). Лепка (пластилин, глина, снег, соленое тесто). Поделки из бросового, природного материала.Игры с песком и водой. Выкладывание фигур из палочек (счетные палочки) из разных видов мозайки. Конструкторы.  Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важно иметь несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей, например: магнитные конструкторы). Пересыпание. Пересыпать с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использую разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки. Найди игрушку (перемешать в коробке фасоль и игрушки, от киндеров, дети находят их наощупь). Наполнение бутылки мелкими предметами.

В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики, опять же мелкие игрушки от киндеров. Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Катание массажных шариков. Дети катают шарики между ладоней.

        Упражнения с бумагой:

1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски малыш складывает в коробочку и делает «дождик», высыпая полоски из коробки. Разворачивание завернутого в бумагу предмета- сюрприза- «что там?». Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки. Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Наматывание толстого шнурка на руку. Катание карандаша между ладошками. Сначала попробовать покатать карандаш по столу ладонью. Затем показать малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.

Процесс вкладывания: вкладывать друг в друга одинаковые предметы-вкладыши с круглым основанием; вставлять кубы в отверстие коробки; размещать плоские квадратные, треугольные вкладки в гнездах фигурной доски. Шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки. Бельевые прищепки для развития координации движений пальцев рук. Деревянный планшет для нанизывания резинок. Шнуровки, шнурки, бусинки разных размеров и цветов. Процесс нанизывания. Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку, а уже потом собирать ее.

Все эти пособия и игры находятся в свободном доступе для каждого ребёнка. При этом я объясняю, показываю, рассказываю, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанников.

Если ребенок затрудняется в выполнении действия, нужно определить, какие именно действия, движения ему не удаются и соответственно использовать приемы (например: выполнять нужное движение, взяв руку ребенка в свою). Благодаря этому, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития мелкой моторики рук, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, думаем о том, чему полезному могут научить ребенка самые обычные предметы, окружающие его каждый день. Мы, педагоги подбираем соответствующий дидактический материал, создаем предметную обстановку и организуем деятельность ребенка, обеспечивая максимум активности и инициативности детей. Наша работа заключается в создании условий для освоения ребенком того или иного действия, закрепления умения осуществлять его в видоизмененных обстоятельствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

упражнения ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ детей раннего возраста

Материал для использования педагогами  на занятиях, для игр дома с родителями...

Проект в образовательной области «Познание»Развитие мелкой моторики детей раннего возраста

Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить ...

"Покормим птичку." Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста

"Покормим птичку."Дидактическая игра для индивидуальных занятий по развитию мелкой моторики детей раннего возраста Задачи для детей:Обогащать словарный запас;Развивать память и связную речь;Форми...

Консультация для родителей. «Игры, способствующие развитию мелкой моторики детей раннего возраста»

Цель: развивать мелкую моторику, точность движений научить чередовать предметы форме, закрепить цвет, концентрировать внимание, умение слушать инструкцию воспитателя, действовать по образцу.  ...

Организация предметно-пространственной развивающей среды для развития игровой деятельности детей раннего возраста.

С сентября 2018г мы реализуем программу «Теремок» -  Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации развития ребёнка с учётом его индивид...

Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи

План самообразования на 2021 - 2022 учебный год.Тема: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста как средство развития речи». 1. Цель: создание условий для становления речи дете...