Использование «Кубика Блума» в развитии познавательных способностей дошкольников
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методика использования «Кубика Блума».
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Один из популярных приемов игровой технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kubik_na_zanyatiyah.docx | 16.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование «Кубика Блума» в развитии познавательных способностей дошкольников
Анисьина Т.С.
Американский педагог и психолог Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Методика использования «Кубика Блума».
Цели современного образования, обозначенные в ФГОС ДО, заточены на принцип "учить не науке, а учить учиться". А как развивать в ребенке навыки мышления? Какие приемы и технологии использовать? Один из популярных приемов игровой технологии, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Прием называется "Кубик Блума".
1. Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано
Назови. Почему. Объясни. Предложи. Придумай. Поделись.
2. Формулируется тема НОД. То есть тема должна обозначить
круг вопросов, на которые придется отвечать ребенку.
3. Прием "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет в игровой форме соответственно возрасту развивать умение анализировать, логически мыслить, делать выводы.
Работа с кубиком строится следующим образом: Педагог формулирует тему и круг вопросов, которые будут обсуждаться на занятии. Педагог бросает фигуру, а ребенок отвечает на вопрос темы, начинающийся с того слова, которое выпало на грани. Если ответ даётся неполный, то другие дети могут его дополнить и исправить. Ответ на каждый вопрос кубика помогает педагогу не только выявить уровень познавательной активности воспитанников, но и сделать вывод об эмоциональной составляющей занятия, прояснить аспекты темы, которые вызывают затруднения у детей.
Классификация вопросов Кубик Блума в дошкольном возрасте.
Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы. Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока: Ты действительно думаешь, что… ты уверен…
Например, вместо стандартных вопросов можно использовать следующие :
-Опиши. Форму, размер, цвет, назови по имени, и т. д.
-Сравни. То есть, сравни заданный предмет или явление с подобными, укажи сходства и различия.
-Назови ассоциацию. С чем ассоциируется у тебя данный предмет, явление? С чем можно сравнить?
-Сделай анализ. То есть, расскажи, из чего это состоит, как сделано и прочие.
-Примени. Приведи примеры использования или покажи применение.
-Оцени. То есть, укажи все "плюсы" и "минусы".
Применение «Кубик Блума» можно использовать во всех группах и по всем образовательным областям. Наиболее удобно применять этот приём на обобщающих занятиях, когда у детей уже есть представление о сути темы.
Для примера, предлагаю обобщающую тему «Вода».
Назови. Предполагает воспроизведение знаний. Это самые простые вопросы. Ребенку предлагается просто назвать предмет, явление, термин, действие и т. д.
• назови, какие комнатные растения ты знаешь?
• придумай предложение со словами: лейки, вода, цветок.
• для чего нужна вода цветам?
Данный блок можно разнообразить вариативными заданиями, которые помогают проверить самые общие знания по теме.
Почему. Это блок вопросов позволяет сформулировать причинно-следственные связи, то есть описать процессы, которые происходят с указанным предметом, явлением.
- Почему нужно мыть фрукты?
- Чем мы моем фрукты?
- Какая должна быть вода?
Объясни. Это вопросы уточняющие. Они помогают увидеть проблему в разных аспектах и сфокусировать внимание на всех сторонах заданной проблемы.
Дополнительные фразы, которые помогут сформулировать вопросы этого блока:
- объясни, зачем нужна вода в жизни человека?
Предложи. Ребенок должен предложить свою задачу, которая позволяет применить то или иное правило. Либо предложить свое видение проблемы, свои идеи. То есть, ребенок должен объяснить, как использовать то или иное знание на практике, для решения конкретных ситуаций.
• что нужно человеку, чтобы утолить жажду?
• какую воду можно пить?
• предложи правила для питья.
Придумай. Это вопросы творческие, которые содержат в себе элемент предположения, вымысла.
- Придумай, что можно сделать по дому с помощью воды.
Поделись. Вопросы этого блока предназначены для активации мыслительной деятельности дошкольников, учат их анализировать, выделять факты и следствия, оценивать значимость полученных сведений о воде, акцентировать внимание на их оценке.
Вопросам этого блока желательно добавлять эмоциональную окраску. То есть, сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах детей, его эмоциях, которые вызваны названной темой.
- Какие водные процедуры ты знаешь?
- «Как плохо, что (когда…»,
Варианты использования "Кубика Блума" на занятиях
"Кубик Блума" универсален. Возможны два варианта:
- Вопросы формулирует сам педагог. Это более легкий способ, используемый на начальной стадии- когда необходимо показать детям примеры, способы работы с кубиком.
- Вопросы формулируют сами воспитанники. Этот вариант требует определенной подготовки от детей, определенного навыка.
Затем на занятии они обмениваются составленными вопросами и анализируют ответы других детей.
Совет. Вопросы на гранях кубика можно варьировать по своему желанию. Важно только, чтобы они затрагивали все стороны заданной темы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: "Использование информационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников"
Информационно – коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Процесс информатизации в дошкольных образовательных учреждениях обусловлен требованиям времени. Важность и необх...
Целесообразность использования инновационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников.
Целесообразность использования инновационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников....
Статья "Использование математических сказок в развитие познавательный способностей дошкольника в условиях ДОУ"
Одним из эффективных средств математического развития, представляющим собой интерес для дошкольника является математическая сказка. Она представляет собой особое сказочное повествование, которое раскр...
Статья "Использование инновационных технологий в развитии познавательных способностей дошкольников".
На современном этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития дошкольников уделяется большое внимание.ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматри...
проект на тему:«Использование техники «Скрапбукинг» в развитии познавательных способностей дошкольника»
laquo;Использование техники «Скрапбукинг» в развитии познавательных способностей дошкольника»....
Использование кубика Блума для развития речи детей Мочалина О.А.
Мастер-класс: «Использование кубика Блума для развития речи детей дошкольного возраста» Подготовил воспитатель МАДОУ №29 «Золушка»Мочалина О.А.– Добрый день, ув...
Выступление на районном семинаре на тему: «Использование «Кубика Блума» для развития речи детей дошкольного возраста».
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. П...