Игры в сенсорной песочнице как средство достижения психофизического благополучия детей раннего возраста
статья (младшая группа)
Песочница - это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal.docx | 479.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры в сенсорной песочнице как средство достижения психофизического благополучия детей раннего возраста
«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»
К. Д. Ушинский
Для ребенка 1.5-3 лет характерно яркое проявление эмоций, а также эмоциональная неустойчивость и импульсивность, поэтому задачей в работе с малышами является эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в регуляции эмоций, особенно в период адаптации.
Песочница - это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком.
Главным критерием использования сенсорной песочницы является ее безопасность для жизни и здоровья ребенка. Обязательно во время игры в такой песочнице педагог должен находится рядом или принимать непосредственное участие в игровых действиях.
Игры в сенсорной песочнице способствуют:
- Устранению психо-эмоционального напряжения, излишней гиперактивности и стресса.
Игры с песком часто используются с целью спокойной и безболезненной адаптации, помогают ребенку отвлечься от мыслей о маме, о доме, стабилизируют эмоциональный фон. Работа с сыпучими материалами успокаивает, дети обретают внутреннюю свободу и уверенность.
- Развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности.
Песок является природным и сыпучим материалом. Он предполагает работу руками, в процессе знакомства с материалом дети задействуют свои пальчики, совершенствуют различные захваты предметов, стимулируется тактильное восприятие. С развитием тактильной чувствительности ребенок учится прислушиваться к своим ощущениям и проговаривать их. Таким образом происходит значительное расширение словарного запаса и развитие связной речи. Игры в сенсорных песочницах способствуют развитию таких психических процессов как воображение, внимание, память, мышление.
- Усиливают желание узнать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Благодаря сенсорной песочнице дети получают знания об окружающем мире через практические действия, опытно-экспериментальным путем, а главное-самостоятельно. Все это является необходимым условием формирования познавательной мотивации.
Занятия и игры проводятся в группе, длительность – 5-10 минут.
Форма занятий может быть как подгрупповой, так и индивидуальной.
Оптимальная численность подгруппы 3-5 человек. При проведении первых игр-занятий не обязательно придерживаться четкой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка, не стоит настаивать на четком выполнении инструкций, на первых порах взрослый должен подстраиваться под ребенка.
Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста игры-занятия рекомендуется проводить в утренние часы, когда дети готовы к экспериментированию. Для того, чтобы снять напряжение, накопившееся за день, для игр с песком отводится вечернее время.
Таким образом, сенсорная песочница, является важной составляющей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста. Игры с песком оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, помогают создать радостное настроение, и способствуют познанию окружающего мира.
Предлагаем вашему вниманию конспекты некоторых игр-занятий с песком, которые мы используем в своей работе с детьми.
Цель игр-занятий: снижение психофизического напряжения.
«Мышки и кошка»
Задачи:
- Развивать зрительно-моторную координацию, слуховое восприятие.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Способствовать снижению психофизического напряжения.
- Развивать тактильное восприятие
- Обогащать словарный запас, развивать речь
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
- Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями
Материалы и оборудование: сенсорная песочница с кинетическим песком, игрушки - мышки (по количеству детей), игрушка - кошка, магнитофон с записями писка мышей и мяуканья кошки.
Ход
Дети стоят у закрытой песочницы и проводится пальчиковая игра:
Кошка на ладошке
По ладошке по дорожке,
Ходит маленькая кошка (ставят на ладонь пальцы второй руки и пробегают пальчиками по ладошке).
В маленькие лапки
Спрятала царапки (Сжимают пальцы в кулачки).
Если вдруг захочет
Коготки поточит.
Цап-царап! (Разжимают кулачки и имитируют царапанье)
Слышится писк мышей.
Воспитатель: Ребята, кто это пищит? (Открывает песочницу. Дети отвечают: «Мышки»)
Воспитатель: Мышки спрятались в песке, давайте их найдем.
(Дети находят в песке мышей и отдают воспитателю)
Воспитатель:
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
Воспитатель: Как пищат мышки? (Звукоподражание). Ребята, какого цвета мышки? (Серые). А какой хвостик у мышки – длинный или короткий? (Длинный). Вот какие мышки спрятались у нас в песочке! (Кладет мышек на песок).
Слышится мяуканье кошки.
Воспитатель (достает кошку): Смотрите, кто к нам пришел? (Котик).
Как котик говорит? (Мяу!)
Котик: Ай, какие мышки, сейчас я их поймаю!
Воспитатель: Мышки испугались котика и хотят спрятаться. Давайте поможем мышкам, построим им домик из песка. (Дети строят). Вот какой большой домик получился, всем мышкам хватит места. Давайте сделаем в домике норки для мышек, берите мышек и скорее прячьте их от котика. (Дети прячут мышек). Все мышки спрятались? (Да).
Котик: Мяу – мяу! Куда же все мышки подевались?
Воспитатель: А мышки спрятались. Но ты, котик не расстраивайся, мы тебя пожалеем и дадим молока. (Дети гладят котика). Какой котик? (Мягкий, пушистый).
«Машины едут далеко»
Задачи:
- Обогащать тактильный опыт.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Развивать тактильное восприятие
- Обогащать словарный запас, развивать речь.
- Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями
Материалы и оборудование: сенсорная песочница с кинетическим песком, природный материал (ветки деревьев, камни, шишки), валики для песка, большой игрушечный грузовик, маленькие машинки разного цвета ( по количеству детей), магнитофон с записью песни «Машина едет далеко».
Ход
Дети с воспитателем стоят у закрытой песочницы.
Воспитатель: Ребята, сегодня ночью был сильный ветер. Смотрите, что случилось! (Воспитатель открывает песочницу. В песочнице лежат ветки деревьев, камни, шишки). На дорогу упали ветки, камни, шишки, и машинам теперь не проехать. А детям нужно ехать в детский сад, а родителям - на работу. Ребята, что нам нужно сделать, чтобы машины смогли проехать? (Убрать мусор).
Воспитатель: Смотрите, к нам на помощь едет грузовик. Давайте соберем мусор в кузов. (Дети собирают предметы и называют их). А теперь, чтобы расчистить дорожки для машин, я дам вам валики. Возьмите их и покатайте по песку, чтобы получились ровные дорожки. (Дети ровняют валиками песок).
Воспитатель: Смотрите, какие ровные дорожки у вас получились! Возьмите машинки и прокатите их по дорожкам. (Воспитатель спрашивает у каждого ребенка какого цвета у него машина, куда она едет?)
Дети играют под музыкальное сопровождение (песня «Машина едет далеко»)
Воспитатель: А теперь машины возвращаются в гараж.
Проводится пальчиковая игра:
Транспорт
ПО ШОССЕ ИДУТ МАШИНЫ,
(крутят воображаемый руль)
ПО АСФАЛЬТУ ЕДУТ ШИНЫ.
(локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг к другу)
ПО ДОРОГЕ НЕ БЕГИ,
(погрозили пальцем)
Я СКАЖУ ТЕБЕ: «БИ – БИ»!
(рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналят»)
«Яблоки для ежика»
Задачи:
- Обогащать тактильный опыт.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Развивать мышление, внимание, наблюдательность.
- Обогащать словарный запас, развивать речь.
- Вызвать положительные эмоции, связанные с новыми впечатлениями
Материалы и оборудование: сенсорная песочница с кинетическим песком, игрушка – ёжик, корзинка, муляжи маленьких яблок и звездочек, формочки, совки, природный материал (камушки, ракушки), массажные мячики.
Ход
Дети стоят на ковре.
Воспитатель: Ребята, я сегодня хочу вас пригласить погулять по осеннему лесу.
Дети идут за воспитателем по кругу под слова стиха «По ровненькой дорожке…» и подходят к дереву. Под деревом сидит, спрятанный под листьями, ёжик.
Воспитатель: Ой, ребятки, посмотрите, здесь кто-то сидит и плачет. Кто это? (Ёжик).
Давайте у него спросим: «Ёжик, что у тебя случилось, почему ты плачешь?»
Ёжик: Я шёл по лесу и нес корзинку с яблоками, но, оказывается, корзинка поломалась, и все яблоки потерялись по дороге.
Воспитатель: Ребята, поможем ёжику найти яблоки? (Да). Ёжик, покажи нам, где ты гулял?
Дети вместе с воспитателем подходят к песочнице, ищут в песке яблоки и складывают воспитателю в корзину. Воспитатель уточняет у детей, какого цвета яблоки.
Воспитатель: Ой, как много яблок мы собрали! Ёжик, мы все яблочки нашли?
Ёжик: Да, спасибо, ребятки! Понесу их себе домой. А за, то, что вы мне помогли, я вам сейчас принесу подарки.
Воспитатель: Ребята, а пока ёжик ходит за подарками, давайте поиграем с нашими ручками.
Проводится игра с массажными мячиками:
Ежик
(Дети катают массажные мячики между ладоней)
Катится колючий ёжик,
Нет ни головы, ни ножек.
Мне по пальчикам бежит,
И фырчит, фырчит, фырчит.
Бегает туда-сюда —
Мне щекотно, да-да-да!
Воспитатель: смотрите ребята, что нам ёжик подарил! (Показывает разноцветные формочки и совки). Берите формочку и совочек одинакового цвета. Какого цвета формочка? А совок? Как мы будем играть? (Делать куличики).
Ребятки, а теперь и я хочу сделать вам подарок, только вам нужно отвернуться и не подглядывать. (Дети отворачиваются, воспитатель украшает куличики звездочками). А теперь повернитесь и посмотрите, какие красивые куличики стали. Что это? (Звездочки). Красивые звездочки? А хотите сами украсить свои куличики? (Ответы детей). Давайте мне звездочки, а я вам дам ракушки и камушки, и вы сами украсите свои куличики. (Дети украшают куличики). Посмотрите, какие красивые получились у вас куличики!
Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы! И ёжику помогли яблоки найти, и красивые куличики сделали. А теперь пора возвращаться в детский сад!
Дети идут за воспитателем под слова стиха: «По ровненькой дорожке…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)» на тему: «Заюшкина избушка»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое разви...
Конспект игры-занятия в подготовительной к школе группе в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Развитие умения работать в команде; воспитание доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи...
«Психофизическое развитие детей раннего возраста» ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ
Цель: Эмоциональное сближение детей и родителей, путем телесного контакта, осуществляемого в совместной двигательной деятельности....
Конспект «Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста (в соответствии с требованиями ФГОС ДО)»
Тема: « Приключение Черепашек »Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развит...
Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Игры-занятия в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста...
Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии
Игры и упражнения на формирование зрительно-двигательной координации у детей раннего возраста, имеющих отклонения в психофизическом развитии...
Консультация "Сенсорные коврики", как средство развития речевой активности детей раннего возраста
«Сенсорный коврик» для ребенка, это новинка - новая игрушка....