Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».
проект (подготовительная группа) на тему
Проблема
В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 76.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Лямбирского муниципального района РМ»
Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».
Подготовила: воспитатель
Хантимерова И.А.
Лямбирь 2015
Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».
Проблема
В настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Изучение культурных традиций народов Мордовии убеждает, как уникальны семья, образовательное учреждение, которые хранят и развивают свою исконно русскую, мордовскую или татарскую самобытность.
Цель проекта: Формирование нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста. Расширить и углубить знания детей о малой Родине. Воспитывать любовь к национальной культуре.
Задачи.
Образовательные:
- способствовать накоплению опыта о природе, культуре, традициях родного края;
- дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности;
- познакомить с именами людей , прославившими наш край , которыми мы гордимся;
- познакомить детей с особенностями национальных костюмов: мужского и женского, с разновидностями орнамента;
- привлечь родителей к проектной деятельности;
Развивающие:
- развивать у воспитанников любознательность, наблюдательность;
- расширять словарный запас детей;
- развивать интерес к культурному наследию народов Мордовии, к истории своего села, своей семьи;
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, умение видеть прекрасное, гордиться им;
- воспитывать уважительное отношение к культурному наследию своего народа;
- воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
- воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
Гипотеза. Проживая в Республике Мордовия, среди мокши, эрьзи, русских и татар, мы и наши дети не знаем традиции и обычаи своего народа. В ходе реализации проекта дети получают знания о традициях, о различных вариациях мордовского, татарского и русского национального костюма, дети приобретают знания об истории родного села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил Мордовию. Дети также узнают, как неграмотные крестьяне моделировали и конструировали свою одежду, начнут проявлять интерес к национальной культуре.
Актуальность и новизна.
Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Система поликультурного образования стало ядром воспитательного потенциала Федерального Государственного Образовательного Стандарта. Программа духовно – нравственного развития, должна предусматривать приобщение детей к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы Вопрос о создании социально-педагогической поликультурной среды в ДОУ находит четкое отражение в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования. Основные принципы дошкольного образования с позиции Федерального Государственного Образовательного Стандарта гласят о необходимости приобщать детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Базовым учреждением поликультурного образования является дошкольное учреждение, так как именно здесь общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ мировоззрения, национально-культурной и гражданской идентичности, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей. Научная новизна заключается в современных теоретических подходах к проблеме воспитания патриотических чувств, уважения к людям разных национальностей у детей дошкольного возраста; обосновании использования оптимальных психолого-педагогических средств у детей дошкольного возраста; в возможности применения полученных результатов исследования в разработке проблем воспитания детей.
Исследовательские методы.
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы по проблематике исследования; педагогические наблюдения, беседы, анкетирование; проведение педагогического эксперимента, количественная обработка и качественная интерпретация экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных.
Словесные: беседа, чтение стихов, рассказов, малых форм фольклора, пересказ, рассказ, обсуждение, заучивание наизусть.
Наглядные: рассматривание произведений живописи, иллюстраций, картин, открыток, демонстрация презентаций.
Практические: игры (дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно-ролевые, музыкально-фольклорные), игровые ситуации. Фольклорные праздники, экскурсии, посещение театров и музеев, драматизация, продуктивная деятельность, выставки и конкурсы.
Методическое обеспечение
- Демонстрационный и дидактический материал.
- Методическая литература.
- Конспекты непосредственно-образовательной деятельности по образовательным областям.
- Методические пособия и комплекты «Народное творчество - детям», «Народный костюм».
- Конспекты сценариев, праздников, развлечений.
.
Участники проекта: дети старшей группы, педагоги групп, педагоги дополнительного образования, музыкальный руководитель, родители.
Тип проекта: информационно-творческий
Вид проекта: долгосрочный (1год)
Условия реализации проекта:
- Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
- Желание педагогов создавать условия для познавательной и краеведческой деятельности детей.
- Знание педагогом современных подходов в работе с родителями.
- Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
Структура проекта.
Этапы проведения и реализации:
- Информационно-накопительный.
- Изучение интереса детей для определения цели и задач проекта;
- Сбор и анализ литературы для взрослых и детей;
- Обращение к специалистам.
- Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, на темы: «Моя малая родина», «Встречаем весну»
Оформление альбомов “Достопримечательности моего села»
Оформление дидактических игр:
- дидактическая игра «Народы, как одна семья, хотя язык их разный»;
-дидактическая игра «Путешествие» (карта-путешествие по территории Мордовии, России и Татарстана).
Выставка поделок «Творим вместе» (совместно с родителями)
Аппликация: украшение фартука русским ,татарским, мордовским узорами.
Экскурсии: по родному селу, в детскую районную библиотеку
Разучивание стихов песен на русском , мордовском, татарском языках.
В группе имеется национально-региональный уголок, который содержит наглядный дидактический материал о стране, событиях, людях.
– к 70 летию Великой Победы совместно с родителями и для родителей была изготовлена стенгазета «Они подарили нам жизнь», «летописи военных лет жителей Лямбирского района», папки-вкладыши «Города-герои» и «Награды Великой Отечественной Войны», «Дети – герои». Дети совместно с родителями готовили рассказы о своих семьях в годы Великой Отечественной Войны.
– к празднику 8-го марта была выпущена стенгазета «Любимым мамам», утренник, посвященный нашим мамам.
– подготовлены консультации для родителей
– проведены совместно с музыкальным руководителем мероприятия: «День пожилых людей», «Осенняя ярмарка», «Защитники Родины», «Поклонимся Великим тем годам»
– ко дню семьи была выпущена стенгазета «Моя семья» и проведено развлечение совместно с музыкальным руководителем. Дети совместно с родителями изготовили родословные древа своих семей.
– для знакомства с бытом и традициями народов нашей республики в ДОУ создан мини-музей
В нашем саду прошли «Недели национальной культуры», детям были представлены сказки русского ,татарского , мордовского народа.
На завершающем этапе проекта было проведено открытое занятие « Моя родословная».
План работы над проектом
Месяц | Направление деятельности | С детьми | С родителями | С педагогами | ||||
Ноябрь | Наблюдение | Рассматривание репродукций картин мордовских художников, изображавших людей в национальных костюмах | ||||||
Беседы | Знакомство с национальными мордовскими костюмами | Изготовление макетов мордовского костюма. | «Мастер-класс» | |||||
Экскурсии | Посещение мини-музея детского сада | Подбор экспонатов для мини-музея. | ||||||
Месяц | Направление деятельности | С детьми | С родителями | С педагогами | ||||
Декабрь | Художественно-эстетическое развитие | Рисование, Украшение мордовского передника | ||||||
Культурно-досуговая деятельность | Драматизация «Как собака друга искала» | Драматизация «Как собака друга искала» | Драматизация «Как собака друга искала» | |||||
Познание НОД | Знакомство с куклой в мордовской национальной одежде | Изготовление модели мордовского костюма | ||||||
Январь | Беседы | Знакомство с «Татуней и Алдуней» | ||||||
Физическое развитие | Мордовская народная подвижная игра «В зайцы» | физ. руководитель | ||||||
Чтение художественной литературы | Чтение сказки «Свинка» | |||||||
Художественно-эстетическое творчество | Лепка по сказке «Свинка». Выставка поделок | |||||||
Февраль | Социализация | Д/и «Почини ичиги» | ||||||
Беседа | Знакомство с национальным татарским костюмом | Изготовление модели татарского костюма | «Мастер –класс» | |||||
Культурно-досуговая. | Развлечение «Защитники Родины» | Выпуск стенгазеты «Мой папа самый-самый» | Подбор музыки. Муз. Руководитель. | |||||
Здоровье, физическая культура | П/и «Перетягивание каната» | Физ. руководитель | ||||||
Познание НОД | Знакомство с достопримечательностями села Лямбирь | Изготовление альбома «Достопримечательности моего села» | ||||||
Художественно-эстетическое развитие | Оформление косынки элементами татарского орнамента | Выставка поделок «Творим вместе» | ||||||
Март | Беседа, наблюдения | «Мы такие разные» Рассматривание иллюстраций с изображением мордовских и татарских костюмов | ||||||
Чтение художественной литературы | «Шуралэ» | Выставка рисунков по народным сказкам « Там на неведомых дорожках». | ||||||
Познание и НОД | Праздник «Сабан туе» | Знакомство с татарской кухней и традициями | ||||||
Физическое развитие | Татарская игра «Жмурки» | |||||||
Культурно-массовая деятельность | Развлечение «Встречаем весну» | Изготовление атрибутов к развлечению. | ||||||
Апрель | Беседа | «Моя малая Родина» | ||||||
Экскурсия | Мини-музей детского сада | Подбор экспонатов. | ||||||
Чтение художественной литературы | Русские пословицы и поговорки, чтение русских народных сказок | Пополнение картотек. | ||||||
Культурно-досуговая деятельность | Драматизация по сказке «Муха-цокатуха» | Драматизация по сказке «Муха-цокатуха | Драматизация по сказке «Муха-цокатуха | |||||
Май | Беседа | Знакомство с куклой Машей в русском народном костюме | Изготовление макета русского национального костюма. | |||||
Познание НОД | открытое занятие « Моя родословная».
| Совместно с детьми составление семейного древа. | ||||||
Физическое развитие | «У медведя во бору» | |||||||
Культурно-досуговая деятельность | Мероприятие «Поклонимся Великим тем годам» | Дети совместно с родителями готовили рассказы о своих семьях в годы Великой Отечественной Войны. | Муз. руководитель |
Теоретическая значимость
Сотрудничество ДОУ с семьёй — это взаимодействие педагогов с родителями, оно направлено на обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
Дошкольный возраст является сензитивным для формирования всех нравственных качеств, в том числе и толерантности. В условиях воспитания современной семьи вырастает новое поколение детей, не умеющих выстраивать отношение со сверстниками, со старшим поколением. Поэтому важно объединение усилий семьи, детского сада и социальных институтов.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Работа воспитателей с семьями дошкольников по воспитанию толерантности у детей должна проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений и строится в двух направлениях:
1. Работа педагога с родителями.
2. Работа родителей с детьми.
Работа педагога с родителями подразумевает:
1. Оформление информационных стендов по данной проблеме;
2. Выпуск памяток, буклетов;
3. Разработка методических рекомендаций, консультаций;
4. Проведение родительских собраний;
5. Экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;
6. Организация фотовыставок;
7. Недели культуры различных народов.
Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные мероприятия:
1. В гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей различных национальностей;
2. Совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-драматизаций или театрализованных игр;
3. Сшить национальный костюм для куклы;
4. Организовать семейное чтение сказок разных народов;
5. Фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;
6. Конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация блюд национальной кухни;
7.Родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию, выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол и др.;
8.Национальные игры бабушек и дедушек.
Данный проект был апробирован в рамках МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной деятельности; совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей); самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
«Подлинная встреча» с культурным наследием села, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в группе помогла осуществить основные направления музейной педагогики. Оформление музыкального зала и создание мини-музея «Русская изба» дали представление детям о жизни людей в прошлом, их семейном укладе, одежде, предметах быта. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с художественным и речевым творчеством народа (потешки, поговорки и т.д), песнями и танцами. Занятия по изобразительному искусству приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол, и украшений для них, сувениры и подарки), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки)
Взаимодействие с семьями воспитанников является важным фактором по формированию толерантности у дошкольников и помогает на более высоком уровне развиться у них нравственным качествам.
Систематизация знаний о разнообразии и общности культур представителей разных национальностей.
Когда у детей накоплен определённый запас знаний, проводится работа по систематизации этих знаний и представлений о национальных культурах разных народов. В этих целях проводятся праздники и развлечения.
Для выявления знаний детей была проведена диагностика, включающая следующие показатели:
1. Сформированность представлений о семье
2. Знания о нашем селе
3. Знание символики Республики Мордовия
4. Знание символики села
5. Представления о труде взрослых на селе
6. Знание достопримечательностей города
7. Знаний русских, татарских, мордовских сказках
8. Знание русских, татарских, мордовских праздников
9. Знание национальности людей, живущих в селе Лямбирь
Результативность проекта.
В результате полной реализации проекта и обработки итогов диагностики получены следующие
- рост познавательной активности детей повысился на 28 %,
- анализ результатов усвоения знаний по программе «Детство» показал: среднее развитие у 78% детей , выше среднего у 22% детей ,
высокий уровень социализации детей группы: дети являются активными участниками фольклорных праздников проводимых в селе.
Практическая значимость.
Результаты исследования могут быть использованы педагогами дошкольного образования. В целях проектирования и реализации педагогического процесса по воспитанию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств, чувства уважения к людям разных национальностей и их обычаям. Проведенная работа поможет детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями, научит любоваться природой, бережно относиться к ней.
Приложение
1. Конспект мероприятия «Поклонимся великим тем годам»
(с презентацией)
2. Конспект открытого занятия «Моя родословная» (с презентацией)
3. Конспект фольклорного развлечения «Встречаем весну»
4. Презентация к проекту
5. Картотека народных игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья
Материал содержит актуальность, цель, задачи, перспективный план на два года, ожидаемые результаты....
План по самообразованию по теме: «Формирование патриотических чувств дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии» на 2017 -2018 учебный год Хантимеровой Ирины Александровны
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Проект:« Воспитание дошкольников через культуры и традиции народов моей малой Родины "
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...
проект: « ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...
ПРОЕКТ: « ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИИ НАРОДОВ МОЕЙ МАЛОЙ РОДИНЫ»
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родной страной, родным посёлком, с историей родного края, его достопр...
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"
Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...
Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья».
Проект: «Патриотическое воспитание старших дошкольниковчерез ознакомление с традициями и культурой народов Поволжья»....