Выступление на семинаре в МКДОУ на тему "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие"
материал (старшая группа)

Сурских Галина Васильевна

формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад № 20»

Емаежелинского муниципального района Челябинской области

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие

   Составитель :                                                                                              

Воспитатель

Галина Васильевна Сурских

          В современном мире задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность и является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.  

Актуальность патриотического воспитания подрастающего поколения заключается в том, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам.

       Причин тут много: это и навязывание средствами массовой информации зарубежных мультфильмов, низкосортной детской литературы, обилие компьютерных игр довольно жестокого содержания,  и стремление к западной культуре взрослого населения. «Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни» (Е.Леонов). То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит прежде всего от нас взрослых, от того как мы его воспитаем, какими впечатлениями обогатим.  

        Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы  посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному краю, дому и семье, к истории и культуре страны, созданной  трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

      В преддверии Дня Победы нами была проведена работа по патриотическому воспитанию , о которой я  бы и хотела рассказать.

       Целью моей работы стало определение педагогических условий, необходимых для  формирования патриотических чувств у детей старшей группы.

       Предметом работы являлся процесс формирования патриотических чувств у старших дошкольников через художественно-эстетическое развитие.

       Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения  к окружающему миру, формирование патриотических чувств -сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств. Чувство – особая форма отношения человека  к явлениям действительности. Дети старшего дошкольного возраста отличаются эмоциональностью. Чувства господствуют  над всеми сторонами его жизни, определяют поступки, выступают в качестве мотивов  поведения, выражают отношение  ребенка к окружающему. Эти особенности делают возможным  воспитание у детей патриотических чувств: любви к семье,  к своему краю, народу, традициям.  Вместе с тем этот процесс должен проводиться с опорой на когнитивную среду ребенка, на его воображение и память. Познавательный материал должен быть понятен детям, вызывать у них интерес.

       Структурными компонентами патриотизма как нравственного качества личности старшего дошкольника являются следующие :

  1. Эмоционально-чувственный. Его критерии: эмоциональное отношение, интерес к информации, объектам, жителям родного края, к истории и современности страны. Показатели: радость, удовольствие, равнодушие, безразличие, неудовольствие.
  2. Когнитивный. Критерии: интерес к познанию информации о родном крае, устойчивые стабильные знания в пределах программы и вне ее. Показатели: полные, глубокие знания, неполные и неглубокие, отсутствие знаний.
  3. Деятельностно-практический. Критерии: желание и умение реализовать отношения и знания  в разных видах деятельности. Показатели: всегда проявляет, иногда проявляет.

Содержание работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

       Особый упор в своей деятельности я делала на сотрудническую миссию воспитания, обучения и развития детей.  От чувств – к отношениям, от отношения – к деятельности. В своей работе я использовала следующие принципы.

       Принцип личностно ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие -одни из приоритетных форм общения педагога с детьми.

       Принцип культуросообразности. Создание  условий для наиболее полного ознакомления детей  с достижениями и развитием  культуры современного  общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

       Принцип свободы и самостоятельности , позволяющий ребенку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, создавать, самостоятельно определиться в мотивах и способах действия.

       Принцип интеграции различных видов детской деятельности. Реализация принципа интеграции невозможна без определенного обеспечения, включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающую среду.

      Выполнение этих принципов в моей работе, дало детям ощущение раскрепощенности: они свободно общались, высказывали свои мысли, суждения, полнее выражали себя в деятельности. Благодаря активации деятельности ребенка по самостоятельному добыванию знаний у них формировался вкус к познанию.

      Основной формой образовательного процесса были  занятия, проводились праздники, встречи, выставки, экскурсии. В своей работе с детьми я использовала такие приемы, как наблюдение, показ, объяснение, рассказ, чтение, беседа, слушание музыки, упражнение, игры, исследование, эксперимент, а нетрадиционные приемы:придумывание загадок, выстраивание алгоритмов, установление причинно-следственных связей.

      Деятельность на занятиях старалась организовать так, чтобы дети захотели сами получать знания. Для этого мною использовался метод мотивации: создание проблемных ситуаций, совместный поиск ответов на вопросы, информирование детей о достигнутых успехах.

     Сама тема каждого занятии представляла собой вопрос проблемно-поискового характера, на который дети в конце занятия  находили ответы.

Весьма эффективным средством воспитания патриотических чувств является патриотический уголок в группе. В содержание патриотического уголка в старшей группе я включила:

  • материалы  о семье (альбомы:  « Моя семья», «Мама, папа, я – дружная семья», «Мои бабушки и дедушки», «В какие игры играла моя бабушка»,  книжки созданные детьми совместно с родителям о своей семье, древа семьи и т.д).
  • совместное творчество ( воспитателя или родителей с детьми, детей в группе),
  • правила поведения в группе в форме дидактических игр,
  • «Волшебный сундучок» ( русское народное творчество и фольклор народов, населяющих Южный Урал)
  • Книга  традиций в группе, детском саду, городе, стране,
  • Картотека игр с тематикой «Труд взрослых»
  • Материал о родном городе  (альбомы с достопримечательностями города,  картотека  значимых предприятий, на которых трудятся родители наших детей, известные люди города)
  • Куклы в национальных костюмах ,макеты жилищ, картотека игр,  населения Южного Урала,
  • Картотека флоры и фауны Южного Урала,
  • Символика ( герб, флаг, гимн России, города, региона)
  • Подвиги трудовые и боевые (альбомы, книги, видео – материал).

При оформлении уголка важно учитывать возрастные особенности детей и проявлять чувство меры.

Условия патриотического воспитания.

Создание благоприятного психологического климата в группе, детском саду. С воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, своей семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование-чувство любви к своему Отечеству.

Интеграция содержания образования; проектирование такого содержания  образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных традиций своего народа.

Интеграция условий реализации содержания образования;

  •   Технологии,
  •   Формы организации патриотического  воспитания старших   дошкольников,
  •   Интегративные средства, методы и приемы,
  •    Предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.

Результат

  •   Интеллектуальные, личностные, физические качества,
  • Универсальные предпосылки учебной деятельности,
  • Формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей.

Предметно-развивающая среда в нашей группе структурирована с учетом интересов детей, и представляет возможность каждому ребенку продвигаться в своем развитии. Обогащение предметно-развивающей среды, способствует ненасильственному включению ребенка в образовательный процесс и переводу игры в учебную деятельность с целью формирования познавательной социальной мотивации.

Реализовать цель по патриотическому воспитанию мне помогло решение следующих задач

Воспитывать у детей

  • Стремление к познанию культурных традиций своего края через  творческую, познавательно-исследовательскую деятельность,
  • Стремление чувствовать и осознавать себя частью большого этноса, выражать собственную субкультуру
  • Уважительное  отношение к наследию других народов, патриотизм, уважение к культурному прошлому России
  • Воспитывать гражданско – патриотические  чувства через  изучение государственной символики России.

       Мы также привлекали родителей к сотрудничеству и непосредственному участию в мероприятиях ДОУ. На этом этапе предложили родителям  собрать материал  о родственниках участниках Великой Отечественной войны, сходить с детьми в краеведческий музей, нарисовать увиденное, посетить памятные места и принести фотографии. Организовали выставку фотографий, открыток, значков. На протяжении всего времени дети знакомились с меняющейся экспозицией, здесь же проводилась часть тематических бесед с детьми. Нами были размещены рекомендации по воспитанию чувства патриотизма у детей старшего дошкольного возраста. Была подготовлена консультация для родителей на данную тематику, размещен материал на сайт группы.  Считаю  это крайне важным, поскольку мы рассматривали и обсуждали ценности детского чтения с молодыми родителями.

        На следующем этапе (познавательно-ознакомительном) велась работа с детьми по разучиванию стихотворений, песен на военную тематику, дети знакомились с художественными произведениями о защитниках нашей Родины, Родине, Победе. Проводились беседы «Наши деды делали победу», «Мы гордимся нашими земляками», «Наша Армия сильна - сохраняет мир она» в ходе которых детям рассказывали о героях Великой Отечественной войны, защитниках нашей Родины сегодняшнего времени. Дети получили знания о родах  войск российской армии, их отличительных признаках, о военной атрибутике, технике.

       В результате для патриотического воспитания детей старшей группы были отобраны следующие формы работы.

  • Выставки семейных творческих работ.
  • Изготовление сувениров для пап.
  • Мероприятия «День защитника  Отечества», «Богатырская наша сила» вместе с папами.
  • Экскурсии к мемориалу  Памяти в преддверии Дня Победы и возложение цветов к Вечному огню.
  • Мероприятие, посвященное передаче Знамени Победы .

       Заключительным этапом моей работы по патриотическому воспитанию стала формулировка  следующих методических рекомендаций  для педагогов.

  1. Занятия по данной тематике должны быть  заранее отобраны, соответствовать  требованиям программы, возрасту детей. В них обязательно должны быть тесно взаимосвязаны две задачи – сообщение знаний и воспитание чувств.
  2. Занятия должны носить продуктивный, т.е. комплексно-интеграционный характер. Полученные знания дети должны уметь применять в различных видах деятельности, игровой и театрально-художественной.
  3. Знакомя детей с традициями и культурой нашей страны, следует наглядный материал в виде иллюстрированных альбомов, презентаций, фотографий, рисунков по данной тематике.
  4. Для формирования у старших дошкольников правильного отношения к фактам  окружающей жизни, активному росту социального начала в чувствах, выработке нравственных убеждений и поведения, предложенная методика  может быть использована:
  • В планировании  тематических творческих музыкальных и литературных вечеров.
  • Тематических занятиях,
  • Индивидуальных беседах с детьми,
  • Практических и словесных заданиях,
  • игровой деятельности,
  • работе с родителями,
  • проведении совместных с родителями экскурсий.

   

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников через культуру и традиции народов Мордовии».

ПроблемаВ настоящее время проблема сохранения традиционной культуры народа является одной из самых актуальных проблем общественного развития, а в современных условиях она приобретает особое значение. ...

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через приобщение к духовным ценностям Малой родины поселка - "Нижегородец"

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: ми...

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"

Педагогический опыт "Формирование патриотических чувств старших дошкольников через традиции и культуру народов Мордовии"...

Формирование патриотических чувств старших дошкольников через ознакомление с художественной литературой

Дети наше все! Это наше будущее, наша опора в жизни и поддержка в старости. И от того как воспитаем, чему научим зависит наше будущее.Наблюдая за воспитанниками в детском саду, могу отметить детей, ко...

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Актуальность проблемы формирования чувства патриотизма у детей дошкольного возраста не вызывает сомнения. В российском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широчайшем диапазоне, вклю...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...