Тема «Принципы построения модели приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, знакомство детей с историей России, ее героическим прошлым»
материал (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Слайд 1.
Тема «Принципы построения модели приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре, знакомство детей с историей России, ее героическим прошлым»
Слайд 2.
АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность народа. Это богатый материал для воспитания любви к Родине. Фольклор, народно-прикладное творчество не только формируют любовь к традициям своего народа, но и обогащают знания детей об окружающей жизни.
Ведущая роль в воспитании детей принадлежит педагогу. Он готовит будущего гражданина. Воспитание осуществляется и тогда, когда педагог преднамеренно ставит задачу показать, объяснить, научить, проверить, и тогда, когда ребенок сам выбирает ту или иную деятельность. Процесс воспитания непрерывен. Для педагогов это положение приобретает особое значение, ибо воспитание осуществляется не от случая к случаю, не тогда - когда этого требует та, или иная ситуация, а целенаправленно постоянно.
Академик Д.С. Лихачев говорил - «Воспитание любви к родному краю, родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
Слайд 3.
Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее.
Важно знакомить детей с реальными предметами и материалами (национальными костюмами, старинной мебелью, посудой, орудиями труда и т.д.).
Слайд 4. Народная культура включает в себя :
Народные игры
Фольклор
Народные промыслы
Традиции
Обычаи
Праздники
Слайд 5. Работая по данному направлению педагог ставит перед собой цель: Приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре
.
Для реализации поставленной цели предусмотрено решение следующих Задач:
1. Приблизить детей к культуре наших предков через организацию народных праздников.
2. Познакомить детей с обрядами, обычаями гостеприимства русского народа.
3. Совершенствовать знания детей о сезонных приметах.
4. Формировать представления детей о культуре своего народа, ее богатстве и разнообразии посредством сказок, былин, песен, закличек.
5. Воспитывать основы духовности, патриотизма и нравственности у детей.
Слайд 6.
Формирование нравственно-этических чувств, воспитание любви к Родине, к традициям русской народной культуры основано на общеизвестных принципах:
• принцип близости, объективности, эмоциональной насыщенности – предлагаемый материал должен быть с постепенным усложнением;
• принцип доступности – предлагаемая информация адаптирована к восприятию дошкольников; • принцип научности и достоверности – содержание сведений, предлагаемых дошкольникам, должно быт основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущений детей;
• принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик;
• принцип исторической последовательности обобщающих факторов;
• принцип комплексного и интегративного подхода - приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры осуществляется через различные виды деятельности в системе образовательного процесса, предлагается использование различный видов и форм взаимодействия с детьми;
• принцип тесного сотрудничества педагогов и родителей.
Слайд 7
Формы работы по приобщению к истокам народной культуры:
- Чтение народных и авторских сказок, литературных произведений.
- Циклы занятий по приобщению детей к истокам народной культуры.
- Знакомство с календарными народными праздниками.
- Тематические выставки детского творчества
- Проведение праздников, развлечений, досугов, открытых занятий на дошкольном и муниципальном уровне.
Слайд 8. Преподнесение материала идет циклично, через различные виды деятельности (по спирали, что позволяет пополнять и совершенствовать ранее усвоенные знания). Приоритетными остаются методы и приемы:
∙ Проблемно - поисковые вопросы;
∙ Введение нового персонажа;
∙ Разбор пословиц и поговорок;
∙ Творческие задачи;
∙ Объяснение происхождения слов;
∙ Метод аналогии;
∙ Работа с моделями и схемами
Слайд 9. Материалы к приобщению детей к истокам народной культуры это такие как – русские игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства.
Слайд 10
Направления по знакомству с народной культурой:
1. Знакомство с национальным бытом;
2. Знакомство с русским народным творчеством;
3. Знакомство с русскими народными играми;
4. Знакомство с традициями;
5. Праздниками.
Задачи по каждому из направлений решаются во всех возрастных группах. Усложнение задач прослеживается от возраста к возрасту
Слайд 11
Первое направление предусматривает знакомство с национальным бытом. В результате дети начинают понимать сущность русской народной культуры, еѐ особенность, самобытность, колорит. Известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого народа.
Второе направление - дошкольники продолжают знакомиться с народным творчеством, дополняя и углубляя свои знания. Вводятся новые разделы «Знакомство с народным костюмом», «Знакомство с народной кухней», расширяя представления детей о народной культуре.
Третье направление - дети знакомятся с особенностями народных игр. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения. В народных играх используем заклички, считалки, приговорки.
Слайд 12
Четвертое направление – знакомство с традициями. Ненавязчиво, в простой для понимания этого материала форме преподносится что-то новое, познавательное.
Пятое направление - знакомство с народными праздниками проходит через следующие мероприятия: викторины, развлечения, праздники такие как «В гостях у бабушки», «Ты открой сердечко – доскажи словечко», «Закликание весны» и др.
Слайд 13
Немаловажную роль при этом играет создание развивающей предметно пространственной среды. В группе должен быть создан мини музей «Народный уголок», «Дорогая наша Русь», где дети получают и пополняют знания о самобытности, колорите народов России. Где накапливается богатый материал: дидактических игр, пособия по ознакомлению детей с народным костюмом, народной кухней, народными играми, промыслами, бытом. А так же детские книги, раскраски, папки - передвижки по теме.
Слайд 14
Конечно же, в этой работе огромная поддержка необходима со стороны родителей. Для них предлагаем провести:
- анкетирование «Что вы знаете о народных традициях?»;
- консультации «Моя Россия». «История одной вещи»;
- мастер – класс «Как сделать книжку-малышку»;
- выставки: «Предметы старины далекой», «У моей мамы руки золотые» и т.д.
Слайд 15
Безусловно необходимо знакомить детей и с историей России, ее героическим прошлым.
Знакомя дошкольников с историей родной страны, воспитателям необходимо показать детям многообразие событий прошлого нашей Родины: яркие победы, праздники, события, открытия и изобретения, сражения за независимость и единство родной страны и их героев. Важно затронуть чувства детей, воспитывать гордость за подвиги защитников Отечества, достижения учёных и изобретателей, самоотверженный труд жителей страны по возведению новых городов, заводов и восстановлению разрушенного после войн.
Наши дети должны ценить слово «Мир», чтить подвиги нашего народа и гордится своими героями. Перед нами стоит задача дать не только знания о героическом прошлом, привить любовь к нашей Родине, родному краю, но и воспитать уважение к старшему поколению. Наши дети должны знать, какой ценой нам достался мир, как наш народ выстоял во время Великой Отечественной войны, какие испытания легли на его плечи. И необходимо эту работу начинать с самого раннего возраста, с детского сада.
Слайд 16
Вывод: Единство и целостность воспитательного процесса, установление преемственности между направлениями, задачами, содержанием и методами патриотического воспитания. Всё это в совокупности, приносит положительный результат, в воспитании патриотизма у дошкольников.
Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитаем настоящего патриота, любящего свою Родину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре.(Т.П.Смехова, В.А.Кудрявцева) Деятельность ассоциации дошкольных образовательных учреждений в условиях малого города: теория и практика. Киров, 2009г.
В статье рассматриваются вопросы взаимодействия педагогов ДОУ г.Омутнинска по повышению компетентности в вопросах приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре....
«Воспитание духовности посредством приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Презентация...
Статья "Народная кукла как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы формируем личность любого ребенка. Игрушки — это важное составляющее каждой культуры. С поддержкой игрушки ребенку переходит сущность ...
Интеграция деятельности музыкального руководителя и воспитателя в процессе приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре.
Деятельность музыкального руководителя и воспитателя...
Презентация из опыта работы "Роль народной куклы в приобщении детей дошкольного возраста к народной культуре"
laquo;Тряпичная кукла - кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа»....
Статья "Русская матрёшка, как средство приобщения детей дошкольного возраста к народной культуре"
Очень важно познакомить детей дошкольного возраста с русской матрёшкой. Это поможет современным родителем воспитании ребенка....
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Знакомство детей с веретеном.
Приобщение детей к истокам русской народной культуры . Знакомство детей с веретеном....