Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».
методическая разработка (старшая группа)

Скорадешкина Наталья Михайловна

Программа профессионального саморазвития педагога

Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.

 

«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

Программа профессионального саморазвития педагога

Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.

«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения»

 

                                                                       Выполнила: воспитатель подготовительной

группы для детей с ТНР Скорадешкина Н.М

Дзержинск 2022 г.    

Пояснительная записка

Актуальность проблемы:

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы  подготовки детей к  школе. Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни ученые выступают категорически против включения письма в программу  дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью ребенка к данному виду деятельности, и незнание воспитателем методику обучения письму. Другие считают, что  сложностей при обучению письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. Дети имеющие, тяжелые нарушения речи, отличается недостаточным развитием двигательных возможностей. Это прослеживается как в общей, так и в мелкой моторике. Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Исходя из этого, я выбрала тему самообразования: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».

Актуальность выбранной темы определяется тем, что проблема обучения дошкольников с ТНР графомоторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу. Дети с ТНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо - моторными навыками.

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в области развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР; создание условий для развития графомоторных навыков  детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Задачи:

Работа педагога (воспитателя):

Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы,  информаций из интернета, самообразования .

Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).

Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.

Включить  изученный материал в воспитательно - образовательный процесс группы.

Оформить в группе центр активности «Сказка с упражнениями», создать картотеку игр и упражнений на развитие графомоторных навыков для детей старшего  дошкольного возраста с ТНР.

Подготовить материал  мастер- класс для родителей по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения». 

Работа с детьми:

-Развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.

-Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом; учить плавным поворотам руки при рисовании -округлых линий, завитков в разных направлениях.

-Учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, круглых форм; одними пальцами- при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов.

-Развивать мелкую моторику в разнообразных видах деятельности.

Работа с родителями:

-Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей в дошкольном возрасте.

-Познакомить родителей (законных представителей) с играми и упражнениями на развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, их целями и задачами.

-Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (спектакли, мастер - классы, родительские собрания).

-Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;

-Привлечь родителей к применению игр и упражнений на развитие графомоторных навыков в повседневной совместной деятельности с детьми.

Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы.

Ожидаемый результат самообразования:

-Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.

-Совершенствование предметной среды, способствующей развитию графомоторных навыков.

-Разработка и проведение мастер-классов, родительских собраний, обобщение опыта исследуемой темы.

Планируемые результаты самореализации:

-Разработка учебно-методического комплекта: пальчиковые игры и упражнения, графические задания и упражнения на дорисовывание и штриховку, консультации для родителей, памятки, папки-передвижки.

- Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.

Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 уч. год.

Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 уч. год.

Месяц

цель

Результат

Продукт

 Сентябрь

Подбор диагностики для выявления развития речи детей.

Диагностика детей, анализ. Составление списка

Создание библиотеки  книг о развитии графомоторных навыках ,подборка  упражнений и игр

Анкетирование родителей «Графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Родительское собрание

«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения ».

Пополнение развивающей среды: настольно­

печатные игры с использовагием упражнений .

Презентация  для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему:

«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения ».

Октябрь

Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой «Корзина с овощами»

« Урожай» , « Фрукты» рассказать для чего их используют в жизни.

Заучить пальчиковую гимнастику наизусть (проговаривать слова).

1.Слушание сказок «Весёлое путешествие», «Осенний урожай», иллюстрирование их с помощью игр и упражнений для развития графомоторных навыков ;

2.Дидактическая игра: «Волшебный кубик».

4.Применять игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей .

5.Пальчиковые игры для развития графомоторных навыков.

1.Создание картотеки упражнений и игр : для работы с детьми.

2.Консультация для родителей

«Развитие графомоторных навыков -это просто и весело».

3. «Развитие графомоторных навыков - это интересно и полезно !»-оформление стенгазеты.

4.Создание совместно с семьями воспитанников развивающих тренажеров    «Умные ленточки, чудесные прищепочки».

Ноябрь

«Веселые считалки» -  с применением пальчиковой гимнастики.

Разучивание пальчиковых игр и гимнастик .

« Сказка своими руками» -лепка из пластилина , вырезание из бумаги фигур разной сложности.

1. Заучить считалку наизусть «Мы дружные ребята...», иллюстируя ральчиковой гимнастикой.

2. Проведение пальчиковых игр и гимнастик в режимных моментах.

Составление иллюстраций к считалкам и сказкам с помощью пластилинографии и техники «Мозайка».

1.Создание картотеки игр и упражнений, на развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

2. Оформление рекомендаций для родителей

«Как развивать  графомоторные навыков у детей старшего дошкольного возраста дома».

Декабрь

Знакомство с картотекой «Игры и упражнения для развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР».

Познакомить с загадками, которые можно загадать с помощью зеркальных рисунков, графических диктантов, зашумленных рисунков.

1. «Тайный замок» - работа с графическими диктантами, зеркальными рисунками, зашумленными рисунками.

2.Совместное творчество детей с родителями (создание графических диктантов, зеркальных рисунков, зашумленных рисунков).

1. Участие родителей в создании наборов штриховок, трафаретов для развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

 « Наша дружная группа»;

2.Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»( используя трафареты, штриховки , графические диктанты , зеркальных рисунков ».

3.Изготовление наборов «Повтори узор», «Соедини точки», «Проведи линию».

Январь

Плакат «Пальчиковая гимнастика- это полезно».

Разучивание упражнений на развитие мелкой моторики.

Изготовление игр из бусинок, прищепок, пуговиц.

Разучивание пальчиковых игр и гимнастик.

Совместное творчество детей с родителями (создание игр из лент, счётных палочек, бусин).

1.«Круглый стол» - творческий вечер с участием родителей;

2.Создание папки-передвижки «Пальчиковая гимнастика- это полезно»;

3.Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи  детей».

Февраль

  Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой «Корзина с овощами»

« Урожай» , « Фрукты» рассказать для чего их используют в жизни.

1.Прослушивание аудиозаписей сказок иллюстрация разученными упражнениями .

2.Обыгрывание детьми знакомых  сказок с использованием кинезиологических упражнений (игры -драматизации).

1.« Круглый стол» - творческий вечер с участием родителей;

2.Привлечь родителей к созданию тренажёра « Умные шнурочки» , для развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР.

Тренинг для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему:

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения ».

Март

 Познакомить детей с тренажёрами «Чудесный дом»,

« Волшебный грузовичок» объяснить их роль в развитии графомоторных навыков.

1.Использовать тренажёры «Чудесный дом»,« Волшебный грузовичок» в самостоятельной деятельности детей.

2.Дидактическая игра «Волшебный кубик».

1.Совместное создание с родителями воспитанников  лепбука «Подружись с клеточкой, подружись с линеечкой».

Апрель

Познакомить детей с лэпбуком «Точки.Палочки.Крючки».

1.Беседа на основе наглядного материала.

2.Использовани лэпбука «Точки.Палочки.Крючки»  в придуманных совместно с детьми  сказке «Весёлое путешествие».

1.Показ родителям ролика «Графомоторные игры и упражнения в жизни нашей группы».

2.Изготовление тренажёра «Умные шнурочки».

май

 Игра-путешествие «Волшебный  мир графомоторных игр и упражнений».

1.Использование графомоторных игр и упражнений в игре-путешествии «Волшебный  мир».

Мастер – класс для родителей

«Графомоторные игры и упражнения – это интересно и полезно!»

Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» «Использование графомоторных игр и упражнений в повседневной жизни».

Список использованной литературы:

1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму: Система Д. Б. Эльконина / М. М. Безруких. - М. : Просвещение, 2002.

2. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников/А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. - М. : Просвещение, 1979.

3. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959.

4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М. : Владос, 2003. – 183 с.

5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М. : Владос, 2003. – 11 с.

6. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.

7. Лысюк С. Н. и Телкова С. Н. Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет// Начальная школа. - 2004.-№6.

8. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М. : «Гном и Д», 2003  - 40с.

Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...

Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

  В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...

«Эффективное развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

laquo;Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»В.А. Сухомлинский...

Консультация для педагогов "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,...

Консультация для родителей: "Картотека игр и упражнений на развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В консультации вниманию родителей представлены игры и упражнения на развитие графомоторных навыков у дошкольников и подготовки руки к письму....

План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельност...

Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...