Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».
методическая разработка (старшая группа)
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализация программы: 2022-2023 учебный год.
«Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения»
Выполнила: воспитатель подготовительной
группы для детей с ТНР Скорадешкина Н.М
Дзержинск 2022 г.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы:
Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки детей к школе. Следует отметить, что на сегодняшний день задача обучения детей дошкольного возраста письму не имеет однозначного решения. Одни ученые выступают категорически против включения письма в программу дошкольного образования даже в подготовительных группах, мотивируя свое мнение недостаточной готовностью ребенка к данному виду деятельности, и незнание воспитателем методику обучения письму. Другие считают, что сложностей при обучению письму в начальной школе можно избежать при проведении целенаправленной подготовительной работы на дошкольном этапе. Дети имеющие, тяжелые нарушения речи, отличается недостаточным развитием двигательных возможностей. Это прослеживается как в общей, так и в мелкой моторике. Поэтому, в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые владением письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Исходя из этого, я выбрала тему самообразования: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».
Актуальность выбранной темы определяется тем, что проблема обучения дошкольников с ТНР графомоторным навыкам занимает особое место в системе их подготовки к обучению в школе. А количество детей, имеющих дефекты речи, с каждым годом увеличивается. И, как показывает практика, дети с речевой патологией чаще всего не укладываются в темп работы остальных детей, поэтому с ними необходимо вести специальную коррекционно-развивающую работу. Дети с ТНР отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графо - моторными навыками.
Цель: повышение уровня профессиональной компетентности в области развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР; создание условий для развития графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Задачи:
Работа педагога (воспитателя):
Продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, информаций из интернета, самообразования .
Изучить, насколько готовы родители к активному сотрудничеству по данной теме (анкетирование).
Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по данному направлению.
Включить изученный материал в воспитательно - образовательный процесс группы.
Оформить в группе центр активности «Сказка с упражнениями», создать картотеку игр и упражнений на развитие графомоторных навыков для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
Подготовить материал мастер- класс для родителей по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».
Работа с детьми:
-Развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность.
-Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом; учить плавным поворотам руки при рисовании -округлых линий, завитков в разных направлениях.
-Учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, круглых форм; одними пальцами- при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов.
-Развивать мелкую моторику в разнообразных видах деятельности.
Работа с родителями:
-Привлечение родителей к проблемам речевого развития детей в дошкольном возрасте.
-Познакомить родителей (законных представителей) с играми и упражнениями на развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР, их целями и задачами.
-Разработать различные формы работы с родителями по данной тематике (спектакли, мастер - классы, родительские собрания).
-Осуществлять взаимодействие с родителями с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка;
-Привлечь родителей к применению игр и упражнений на развитие графомоторных навыков в повседневной совместной деятельности с детьми.
Источники самообразования: Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), интернет-ресурсы; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы.
Ожидаемый результат самообразования:
-Повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
-Совершенствование предметной среды, способствующей развитию графомоторных навыков.
-Разработка и проведение мастер-классов, родительских собраний, обобщение опыта исследуемой темы.
Планируемые результаты самореализации:
-Разработка учебно-методического комплекта: пальчиковые игры и упражнения, графические задания и упражнения на дорисовывание и штриховку, консультации для родителей, памятки, папки-передвижки.
- Выступление на семинарах, конференциях, мастер-классах, публикация статей.
Дата начала работы над темой: сентябрь 2022 уч. год.
Предполагаемая дата окончания работы: май 2023 уч. год.
Месяц | цель | Результат | Продукт |
Сентябрь | Подбор диагностики для выявления развития речи детей. | Диагностика детей, анализ. Составление списка | Создание библиотеки книг о развитии графомоторных навыках ,подборка упражнений и игр |
Анкетирование родителей «Графомоторные навыки у детей старшего дошкольного возраста с ТНР». | Родительское собрание «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения ». | Пополнение развивающей среды: настольно печатные игры с использовагием упражнений . Презентация для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения ». | |
Октябрь | Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой «Корзина с овощами» « Урожай» , « Фрукты» рассказать для чего их используют в жизни. Заучить пальчиковую гимнастику наизусть (проговаривать слова). | 1.Слушание сказок «Весёлое путешествие», «Осенний урожай», иллюстрирование их с помощью игр и упражнений для развития графомоторных навыков ; 2.Дидактическая игра: «Волшебный кубик». 4.Применять игры и упражнения в самостоятельной деятельности детей . 5.Пальчиковые игры для развития графомоторных навыков. | 1.Создание картотеки упражнений и игр : для работы с детьми. 2.Консультация для родителей «Развитие графомоторных навыков -это просто и весело». 3. «Развитие графомоторных навыков - это интересно и полезно !»-оформление стенгазеты. 4.Создание совместно с семьями воспитанников развивающих тренажеров «Умные ленточки, чудесные прищепочки». |
Ноябрь | «Веселые считалки» - с применением пальчиковой гимнастики. Разучивание пальчиковых игр и гимнастик . « Сказка своими руками» -лепка из пластилина , вырезание из бумаги фигур разной сложности. | 1. Заучить считалку наизусть «Мы дружные ребята...», иллюстируя ральчиковой гимнастикой. 2. Проведение пальчиковых игр и гимнастик в режимных моментах. Составление иллюстраций к считалкам и сказкам с помощью пластилинографии и техники «Мозайка». | 1.Создание картотеки игр и упражнений, на развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. 2. Оформление рекомендаций для родителей «Как развивать графомоторные навыков у детей старшего дошкольного возраста дома». |
Декабрь | Знакомство с картотекой «Игры и упражнения для развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР». Познакомить с загадками, которые можно загадать с помощью зеркальных рисунков, графических диктантов, зашумленных рисунков. | 1. «Тайный замок» - работа с графическими диктантами, зеркальными рисунками, зашумленными рисунками. 2.Совместное творчество детей с родителями (создание графических диктантов, зеркальных рисунков, зашумленных рисунков). | 1. Участие родителей в создании наборов штриховок, трафаретов для развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. « Наша дружная группа»; 2.Семейный конкурс «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»( используя трафареты, штриховки , графические диктанты , зеркальных рисунков ». 3.Изготовление наборов «Повтори узор», «Соедини точки», «Проведи линию». |
Январь | Плакат «Пальчиковая гимнастика- это полезно». Разучивание упражнений на развитие мелкой моторики. Изготовление игр из бусинок, прищепок, пуговиц. | Разучивание пальчиковых игр и гимнастик. Совместное творчество детей с родителями (создание игр из лент, счётных палочек, бусин). | 1.«Круглый стол» - творческий вечер с участием родителей; 2.Создание папки-передвижки «Пальчиковая гимнастика- это полезно»; 3.Консультация для родителей «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей». |
Февраль | Познакомить детей с пальчиковой гимнастикой «Корзина с овощами» « Урожай» , « Фрукты» рассказать для чего их используют в жизни. | 1.Прослушивание аудиозаписей сказок иллюстрация разученными упражнениями . 2.Обыгрывание детьми знакомых сказок с использованием кинезиологических упражнений (игры -драматизации). | 1.« Круглый стол» - творческий вечер с участием родителей; 2.Привлечь родителей к созданию тренажёра « Умные шнурочки» , для развития графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ТНР. Тренинг для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» на тему: Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения ». |
Март | Познакомить детей с тренажёрами «Чудесный дом», « Волшебный грузовичок» объяснить их роль в развитии графомоторных навыков. | 1.Использовать тренажёры «Чудесный дом»,« Волшебный грузовичок» в самостоятельной деятельности детей. 2.Дидактическая игра «Волшебный кубик». | 1.Совместное создание с родителями воспитанников лепбука «Подружись с клеточкой, подружись с линеечкой». |
Апрель | Познакомить детей с лэпбуком «Точки.Палочки.Крючки». | 1.Беседа на основе наглядного материала. 2.Использовани лэпбука «Точки.Палочки.Крючки» в придуманных совместно с детьми сказке «Весёлое путешествие». | 1.Показ родителям ролика «Графомоторные игры и упражнения в жизни нашей группы». 2.Изготовление тренажёра «Умные шнурочки». |
май | Игра-путешествие «Волшебный мир графомоторных игр и упражнений». | 1.Использование графомоторных игр и упражнений в игре-путешествии «Волшебный мир». | Мастер – класс для родителей «Графомоторные игры и упражнения – это интересно и полезно!» Консультация для педагогов МБДОУ «Детский сад № 124» «Использование графомоторных игр и упражнений в повседневной жизни». |
Список использованной литературы:
1. Безруких М. М. Обучение первоначальному письму: Система Д. Б. Эльконина / М. М. Безруких. - М. : Просвещение, 2002.
2. Ботвинников А. Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников/А. Д. Ботвинников, Б. Ф. Ломов. - М. : Просвещение, 1979.
3. Гурьянов Е. В. Психология обучения письму: Формирование графических навыков письма. – М., 1959.
4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: В 2-х ч. Ч. 1: Формирование зрительно-предметного гнозиса и зрительно-моторной координации. – М. : Владос, 2003. – 183 с.
5. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч. 2: Формирование элементарного графического навыка – М. : Владос, 2003. – 11 с.
6. Крупенчук, О. И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2005. - № 6. - С. 36-41.
7. Лысюк С. Н. и Телкова С. Н. Развитие графомоторных навыков у детей 6-7 лет// Начальная школа. - 2004.-№6.
8. Новикова Е. В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей – М. : «Гном и Д», 2003 - 40с.
Интернет ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная коррекционно-развивающая программа по развитию моторики и графомоторных навыков для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста
Ум ребенка находитсяна кончиках его пальцев.В.А. СухомлинскийУ многих детей с проблемами развития отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем...
Программа профессионального саморазвития воспитателя «Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
В современном мире проблемы окружающей среды приобрели первостепенное значение. Насущной задачей стало принятие решений и мер по защите окружающей среды от загрязнения и разрушения, сохр...
«Эффективное развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»
laquo;Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»В.А. Сухомлинский...
Консультация для педагогов "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности, выверенности и синхронности движений: что-то брать, вставлять,...
Консультация для родителей: "Картотека игр и упражнений на развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В консультации вниманию родителей представлены игры и упражнения на развитие графомоторных навыков у дошкольников и подготовки руки к письму....
План профессионального самообразования по теме: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовка детей к обучению в школе путем формирования графомоторного навыка, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важных задач моей педагогической деятельност...
Программа профессионального саморазвития воспитателя Тема: «Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информац...