Консультация для родителей: "Картотека игр и упражнений на развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".
консультация (старшая группа)
В консультации вниманию родителей представлены игры и упражнения на развитие графомоторных навыков у дошкольников и подготовки руки к письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_i_uparzhneniy_na_razvitie_graficheskih_navykov_doshkolnikov.docx | 21.67 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Игра «Куда указывают стрелки»
Цель: развитие пространственных представлений.
Оборудование: плакат с разнонаправленными стрелками.
Ход: Педагог просит показать рукой направление, которое указывает каждая стрелка. Это же задание ученики выполняют в такт с постукиванием педагога (один удар в секунду). Детей спросить название направления, которое указывают стрелки.
Игра «Вниз по реке»
Цель: подготовить руку ребенка к письму.
Ход: «Нарисуйте волнистые линии, расположенные на близком расстоянии друг от друга. Это будут извилистые берега реки, по которым ребенок должен провести свой кораблик так, чтобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, только следуя за изгибами нарисованной реки». Усложнение: линии реки более узкие и неритмичные.
Игра «Тир»
Цель: развитие точности движения.
Ход: Нарисовать на бумаге схематическое ружье и мишень. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья, и размеры их будут разными: большими и маленькими. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Объясните детям, что нужно стараться попасть в центр или как можно ближе к нему.
Игра «Раскрась правильно»
Цель: Развитие пространственных представлений, мелкой моторики.
Оборудование: цветные карандаши, лист бумаги с контурами пяти домиков, чистые листочки бумаги в клеточку с отметками в виде крестика.
Ход: Педагог предлагает детям раскрасить синим карандашом второй домик слева. Раскрасить красным карандашом третий домик справа. Раскрасить зеленым карандашом домик, который стоит перед синим. Раскрасить желтым карандашом домик, чтобы красный оказался между синим и желтым. Раскрасить коричневым карандашом домик, который следует за желтым. Сравнить с образцом. Затем педагог просит закрасить черным карандашом клеточку, отмеченную крестиком. Клеточку снизу закрасить зеленым карандашом. Клеточку, находящуюся сверху, закрасить желтым карандашом. Красным карандашом закрасить клеточку так, чтобы желтая клеточка находилась между черной и красной клетками. Сравнить с образцом. Возможны многочисленные варианты таких игр.
Игра «Лабиринты»
Цель: формировать умелость и уверенность руки.
Ход: Ребенок должен единой линией соединить два изображенных на бумаге предмета («помоги животному добраться до дома», «человек идет к дому», «машина заезжает в гараж» и др.). Линия может быть прямой, волнистой, прерывистой, зигзагообразной, ломаной и т. д. Затем ребенок может заштриховать предметы по своему усмотрению.
Игра «Кто быстрее - кто ровнее»
Цель: развитие точности и координации графических движений.
Ход: Педагог предлагает детям провести соревнование между двумя командами на точность. У каждой команды лист обоев длиной не меньше 2 метров. Задача детям – сменяя по команде педагога друг друга, быстро проводить по две параллельные линии на каждом листе обоев. Побеждает та команда, у которой линии проведены ровнее и быстрее.
Игра «Парашютисты»
Цель: развитие графических умений.
Оборудование: лист бумаги, в верхней части которого нарисовано несколько разноцветных точек (парашютисты, внизу листа – небольшой круг – место их приземления.
Ход: Педагог ставит перед детьми задачу: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз «посадить» своих парашютистов.
Игра «Бери осторожно»
Цель: развитие мелкой моторики.
Оборудование: 15 спичек.
Ход: В игре принимают участие до 5 человек. Детям предлагается на спичках провести карандашом или ручкой поперечные полосы: на 1 спичке – 5 полос; на 2 спичке – по 4 полосы; на 3 – по 3; на 4 – по 2; на 5 – по одной полосе.
Педагог собирает все спички в кулак и приподняв его над столом, раскрывает его постепенно так, чтобы спички упали кучкой. Каждый ребенок по очереди берет из кучки по 1 спичке так, чтобы остальные спички при этом не сдвинулись с места, в противном случае его очередь переходит следующему участнику. Каждая полоска на взятой спичке дает играющему одно очко. Спички можно брать только двумя пальцами, которые называет ведущий (мизинцем и безымянным; указательным и средним и т. д.).
УПРАЖНЕНИЯ
Упражнение «Штриховка».
Цель: развитие графических умений.
Оборудование: лист бумаги, карандаши.
Ход
Педагог предлагает детям выполнить разные виды штриховок, используя при этом карандаши разного цвета. Варианты этого задания: используя трафареты геометрических фигур, обвести контуры фигур, а затем заштриховать их, не выходя границ контура. Линии штриховки могут быть разные: прямые, наклонные, волнистые ит. д.
Упражнение «Обведи по точкам».
Цель: развитие графомоторных навыков.
Упражнение: «Дорисуй вторую половинку».
Цель: развития графомоторных навыков.
Пальчиковая гимнастика.
Все упражнения выполняются в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение – двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, четкими.
«Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достает красивый веер –
Пусть прохладою повеет.
Соединить прямые пальцы рук. Расслабить руки от локтя, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
«Мы считаем»
Можно пальчики считать:
Раз-два-три-четыре-пять.
На другой руке – опять:
Раз-два-три-четыре-пять.
Поочередно разгибать пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого.
«Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» - топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Указательный и средний палец правой (затем левой) руки «ходят» по столу.
«Дождик»
Дождик-дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить!
Подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивая ими по поверхности стола (как игра на пианино).
«Зайчик – кольцо»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое –
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
1. пальцы – в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
2. большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Пальчиковую гимнастику желательно проводить каждый день, и обязательно проводить до и после выполнения упражнений по штриховке и письму. Количество повторений каждого упражнения можно уменьшать или увеличивать в зависимости от желания ребёнка.
Попробуйте вместе с ребенком поработать с «Пальчиковыми шагами»
Пальчиковые шаги.
1 этап работы: знакомство с ритмом стишка, сопровождающий упражнение. Сначала ребенок может отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальцем этот ритм по столу. Когда малыш усвоит ритм шагов можно переходить к работе на страницах. Например:
Улитка Уля ждет гостей, - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)
Уже готов пирог, - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)
Варенье, мёд, конфеты, торт - 4 хлопка (4 пальчиковых «шага» по дорожке)
И йогурт, и творог. - 3 хлопка (3 пальчиковых «шага» по дорожке)
2 этап работы: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Перед началом работы ребенок можно просто проводить пальчиками по дорожкам. Когда ребенок будет готов «прошагать» дорожку с речевым сопровождением, начинайте работу с самого легкого варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Усложнение состоит в том, что постепенно вводятся остальные пальчики руки в следующей последовательности: указательный и средний; указательный и безымянный; указательный и мизинец; большой и мизинец;
большой и указательный; большой и средний; большой и безымянный; средний и безымянный; средний и мизинец; безымянный и мизинец.
Ребенок будет испытывать трудности, работая с безымянным пальчиком и мизинцем, так как в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев (большой, указательный, средний) и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все предложенные варианты, несмотря на трудность их выполнения. «Шагая» пальчиками, важно подключать к работе кисть руки. Движения кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении «шаги». На этом этапе стихотворный текст может произносить как взрослый, так и ребенок.
3 этап работы: содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук. Этот этап предполагает работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения. Пальчики левой руки работают по четной странице разворота, правой руки – по нечетной.
4 этап работы: наиболее сложный этап, когда ребенок учится выполнять одновременные разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают» вверх, другой – «вниз»). Разнотипность движений может заключаться и в использовании разных пальчиков разных рук (на левой руке работают указательный и средний пальчики, на правой – большой палец и мизинец). Эта работа требует более высокого уровня регуляции, в отличие от содружественных движений, воспитывает у ребёнка сосредоточенность, умение сконцентрироваться и удержать внимание.
Массаж пальцев.
Ребёнок сам или с помощью взрослого делает массаж каждого пальца левой и правой руки, начиная с кончиков, поглаживающими, растирающими и круговыми движениями. Повторяют массаж обеих рук в течении 1-2 мин, заканчивают поглаживающими движениями. Массаж ведущей руки делается чаще.
Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнения с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Консультация даёт рекомендации родителям для успешного развития графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для педагогов ДОУ «РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Основная ЗАДАЧА — РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ. Она реализуется через развитие:1.Двигательной области коры головного мозга...
Консультация для воспитателей. Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
Развитие графомоторных навыкову детей старшего дошкольного возраста.Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точн...
Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для воспитателей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"...
Консультация учителя-логопеда для родителей "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
В консультации учитель-логопед рассказывает об особенностях фомирования графомоторных навыков у детей, чем они важны и как их можно развивать....
Консультация для родителей и педагогов ДОУ на тему :"Развитие графомоторного навыка у детей старшего дошкольного возраста"
Данная консультация поможет педагогам ДОУ и родителям в совершенствовании графомоторного навыка у детей с 4 лет до 7 лет. Так как письмо является сложным навыком, включающий выполнение тонких ко...
Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и упражнения».
Программа профессионального саморазвития педагогаСроки реализация программы: 2022-2023 учебный год. «Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР через игры и ...