«Эффективное развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»
статья по рисованию
«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №116 «Загадка»
Тема статьи:
«Эффективное развитие графомоторных навыков
у детей старшего дошкольного возраста
через декоративное рисование»
Составил:
Грицко Юлия Александровна,
воспитатель, высшая кв. категория,
МБДОУ Детский сад № 116 «Загадка»
Архангельск, 2015
«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»
В.А. Сухомлинский
Это высказывание Сухомлинского очень просто объясняет значение развития мелкой моторики руки. Часто от родителей и педагогов мы слышим такие фразы: интеллект ребенка развит хорошо; разбирается в азах грамоты и математики, знает об окружающем мире. Вот только не развита рука.
Слабую руку ребенка можно и нужно развивать, формировать навыки графомоторики. Навыки графомоторики - это навыки по рисованию, раскрашиванию, написанию букв и цифр. Они включают в себя:
1. Мелкая мускулатура пальцев
- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.
2. Зрительный анализ и синтез
- Упражнения на определение правых и левых частей тела.
- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.
- Задания с условиями по выбору нужных направлений.
3. Рисование
- Занятия по штриховке по контуру, обводка.
- Срисовывание геометрических фигур.
- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:
- дорисовывание незаконченных рисунков;
- дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;
- упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.
- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.
4. Графическая символика
- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).
Данные задания и упражнения активно используются при обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию, где ставятся следующие задачи:
-продолжить формировать умение свободно владеть карандашом и кистью;
-учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении;
-учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм; одними пальцами при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки в хохломской, городецкой и гжельской росписях;
- продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения; их плавность и ритмичность;
-развивать мелкую моторику пальцев.
Решить эти задачи успешно помогает интеграция регионального компонента «Художественная роспись Северной Двины» с образовательной областью "Художественно – эстетическое развитие дошкольников». И начинается она со знакомства с изделиями народных мастеров и многообразием орнаментов Художественной росписи Северной Двины. В качестве примера берутся 9 основных и достаточно хорошо изученных росписей региона Архангельской области: мезенская, пижемская, борецкая, пермогорская, пучугская, ракульская, уфтюжская, шенкурская и онежская.
При знакомстве с художественной росписью Северной Двины детей учат:
- рисовать орнаменты в полосе, в квадрате, в круге;
- подбирать декоративные узоры для украшения прялок, туесов, ложек и других изделий;
- приемам нанесения элементов: ягоды, травка, листья, завитки, используя разный нажим кисти;
- использовать различные возможности кисти при рисовании узоров: концом, всем ворсом, обратной стороной кисти;
- рисовать прямые и наклонные линии плавным неотрывным движением, рисовать круги и овалы, направляя кисть перпендикулярно поверхности стола в геометрическом орнаменте северодвинской росписи;
- рисовать точки кончиком кисти или черенка в Пучугской росписи;
- рисовать элементы росписи, используя нетрадиционные приёмы и инструменты для рисования (ватные палочки - тычки для симметричного нанесения элементов узора, кончики пальцев рук)
- повторять приёмы штриховки и рисования элементов карандашами и фломастерами.
- рисовать элементы узора, используя наложение более темных красок на светлые или наоборот, выполненяя приём лессировки – растяжки цвета кистью или кончиками пальцев в Шенкурской и Онежской росписи.
- наносить основу цветов - круги широкой кистью двумя мазками, тонкой кистью оттенять узор дугами, штрихами, капельками чёрной обводки, оживлять узор белилами;
- смешивать цвета с белилами для получения более светлых оттенков с черным цветом – для более тёмных оттенков; работать на цветном фоне в Шенкурской росписи;
- выполнять заливку листьев в два цвета продольными полосами в Ракульской и Уфтюжской росписи.
При декоративном рисовании художественной росписи Северной Двины используются разнообразные методы и приемы, которые ориентированы на развитие мелкой моторики руки: дидактические и пальчиковые игры; использование шаблонов и трафаретов; прорисовывание узоров в тетрадях по клеткам и в линейку; рисование разных орнаментов с помощью красок, карандашей на листе бумаги, на объемных изделиях из глины, папье-маше, сконструированных из бумаги.
Выявление эффективных методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию графомоторных навыков через декоративное рисование и применение их на практике приводит к следующим результатам:
- Дети учатся управлять движением ведущей рисующей руки.
- Дети учатся правильно определять направления линий движением руки.
- Рука, кисть, пальцы становятся более сильными, движения ловкими, уверенными, что является хорошей подготовкой руки к письму.
Для дошкольников декоративное рисование является интересным, увлекательным и полезным занятием для развития графомоторных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования
В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»
Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...
Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста
Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры (буквы), уч...
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании
Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...
«Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возрастачерез музыкально-ритмические движения»
laquo;Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,а, прежде всего воспитание человека».В.А. Сухомлинский....
Консультация "Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для родителей по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста....