«Эффективное развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»
статья по рисованию

Грицко Юлия Александровна

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида №116 «Загадка»

Тема статьи:

«Эффективное развитие графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста

через декоративное рисование»

Составил:  

Грицко Юлия Александровна,

воспитатель, высшая кв. категория,

МБДОУ Детский сад № 116 «Загадка»

Архангельск, 2015

«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев»

В.А. Сухомлинский

          Это высказывание Сухомлинского очень просто объясняет значение развития мелкой моторики руки. Часто от родителей и педагогов мы слышим такие фразы: интеллект ребенка развит хорошо; разбирается в азах грамоты и математики, знает об окружающем мире. Вот только не развита рука.

          Слабую руку ребенка можно и нужно развивать, формировать навыки графомоторики. Навыки графомоторики  - это навыки по рисованию, раскрашиванию, написанию букв и цифр. Они включают в себя:

1. Мелкая мускулатура пальцев

- Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений.

2. Зрительный анализ и синтез

- Упражнения на определение правых и левых частей тела.

- Задания на ориентировку в пространстве по отношению к предметам.

- Задания с условиями по выбору нужных направлений.

3. Рисование

- Занятия по штриховке по контуру, обводка.

- Срисовывание геометрических фигур.

- Задания на зарисовку деталей, предметов, с натуры:

 - дорисовывание незаконченных рисунков;

 - дорисовывание рисунков с недостающими деталями (даются законченные изображения, но с недостающими деталями) ;

 - упражнения в дорисовывании, создании собственной картины при условии реальности сюжета и деталей.

- Задания на воспроизведение фигур и их сочетаний по памяти.

4. Графическая символика

- Задания на развитие умений рисовать узоры, а также на символизацию предметов (изображение их с помощью символов).

        Данные задания и упражнения активно используются при обучению детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию, где ставятся следующие задачи:

-продолжить формировать умение свободно владеть карандашом и кистью;

-учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, при рисовании завитков в разном направлении;

-учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм; одними пальцами при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки в хохломской, городецкой и гжельской росписях;

- продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения; их плавность и ритмичность;

-развивать мелкую моторику пальцев.

       Решить эти задачи успешно помогает интеграция регионального компонента «Художественная роспись Северной Двины» с образовательной областью "Художественно – эстетическое развитие дошкольников». И начинается она со знакомства с изделиями народных мастеров и многообразием орнаментов Художественной росписи Северной Двины. В качестве примера берутся 9 основных и достаточно хорошо изученных росписей  региона Архангельской области: мезенская, пижемская, борецкая, пермогорская, пучугская, ракульская, уфтюжская, шенкурская и онежская.

       При знакомстве с художественной росписью Северной Двины детей учат:

- рисовать орнаменты в полосе, в квадрате, в круге;

- подбирать декоративные узоры для украшения прялок, туесов, ложек и других изделий;

- приемам нанесения элементов: ягоды, травка, листья, завитки, используя разный нажим кисти;

- использовать различные возможности кисти при рисовании узоров: концом, всем ворсом, обратной стороной кисти;

- рисовать прямые и наклонные линии плавным неотрывным движением, рисовать круги и овалы, направляя кисть перпендикулярно поверхности стола в геометрическом орнаменте северодвинской росписи;

- рисовать точки кончиком кисти или черенка в Пучугской росписи;

- рисовать элементы росписи, используя нетрадиционные приёмы и инструменты  для рисования (ватные палочки - тычки для симметричного нанесения элементов узора, кончики пальцев рук)

- повторять приёмы штриховки и рисования элементов карандашами и фломастерами.

- рисовать элементы узора, используя наложение более темных красок на светлые  или наоборот, выполненяя приём лессировки – растяжки цвета кистью или кончиками пальцев в Шенкурской и Онежской росписи.

- наносить основу цветов - круги широкой кистью двумя мазками, тонкой кистью оттенять узор дугами, штрихами, капельками чёрной обводки, оживлять узор белилами;

- смешивать цвета с белилами для получения более светлых оттенков с черным цветом – для более тёмных оттенков; работать на цветном фоне в Шенкурской росписи;

- выполнять заливку листьев в два цвета продольными полосами в Ракульской и Уфтюжской росписи.

        При декоративном рисовании художественной росписи Северной Двины используются разнообразные методы и приемы, которые ориентированы на развитие мелкой моторики руки: дидактические и пальчиковые игры; использование шаблонов и трафаретов; прорисовывание узоров в тетрадях по клеткам и в линейку; рисование разных орнаментов с помощью красок, карандашей на листе бумаги, на объемных изделиях из глины, папье-маше, сконструированных из бумаги.

       Выявление эффективных методов и приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста по развитию графомоторных навыков через декоративное рисование и применение их на практике приводит к следующим результатам:

- Дети  учатся управлять движением ведущей рисующей руки.

- Дети учатся правильно определять направления линий движением руки.

- Рука, кисть, пальцы становятся более сильными, движения ловкими, уверенными, что является хорошей подготовкой руки к письму.

       Для дошкольников декоративное рисование является интересным, увлекательным и полезным занятием для развития графомоторных навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности на примере декоративного рисования

В детском возрасте, когда ребенок особо эмоционально относится к окружающему миру, особое значение имеет реализация его потребности в художественном творчестве.Знакомство детей с различными видами нар...

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»

Опыт работы  по теме:  «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративное рисование»...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста

Целью развития мелкой мускулатуры пальцев, является формирование изобразительно-графического навыка, формирование реального отображения предметов и умение пропорционально изображать фигуры (буквы), уч...

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании

Проект педагогической технологии по развитию творческого мышления детей старшего дошкольного возраста в рисовании...

«Развитие интереса к своему здоровью у детей старшего дошкольного возрастачерез музыкально-ритмические движения»

laquo;Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта,а, прежде всего воспитание человека».В.А. Сухомлинский....

Консультация "Развитие графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста"

Консультация  для родителей по развитию графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста....