консультация для педагогов ДОУ "Использование логоритмики на занятиях по музыке"
методическая разработка на тему

Пахомова Инна

Конспект консультации старших  воспитателей,музыкальных руководителей ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация94.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация                                                                                                                                                                                       для педагогов ДОУ                                                                                                                                          на тему:  «Использование логоритмики на занятиях музыкой»

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих какие – либо нарушения речи. А мы все прекрасно знаем, что не во всех детских садах имеются специалисты (логопеды), которые могли бы устранить дефекты речи у детей, да и не каждый родитель имеет возможность отвести своего ребенка к логопеду в специализированный центр.

В связи с этим думаю, что использование логоритмики на занятиях сегодня может заинтересовать не только  музыкальных руководителей, но и педагогов, которым не безразлична судьба и будущее их воспитанников.

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Логоритмика включает в себя такие формы работы, которые способствуют речевому развитию, коррекции дефектов речи: ФФНР, ОНР, заикание, алалия,   и сопутствующих ей других дефектов: недоразвитие ряда психомоторных функций, общая моторная неловкость, недостаточная подвижность и координация движений пальцев рук, проблемы с ориентацией в пространстве, дефекты произвольного слухового внимания, эмоциональная неустойчивость. Методами логоритмики можно в доступной и интересной форме развивать у детей общие речевые навыки: темп, дыхание, ритм; развивать артикуляцию, мимику; регулировать процессы возбуждения и торможения; формировать координацию движений, ориентировки в пространстве; расширять словарь детей; отрабатывать грамматические темы; упражняться в автоматизации звуков; развивать фонематическое восприятие.

Главный принцип работ на логоритмике – активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Неотъемлемой целью логоритмики является воспитание у детей музыкально-эстетических представлений, развитие их музыкальных способностей и задатков; а также - представлений об эстетической красоте родной речи.

     Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально - волевых качеств личности.

Логоритмическая работа направлена на профилактику и преодоление речевых расстройств у детей с 2 до 5 лет путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Основополагающим принципом внедрения в музыкальную непосредственно образовательную деятельность элементов логоритмики является взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом. Восприятие речи и музыки осуществляется единой анализаторной системой, поэтому недостатки речевой системы восприятия можно компенсировать с помощью музыкального восприятия.

В свои занятия музыкальный руководитель может включать следующие элементы логоритмики:

•        логопедическую (артикуляционную) гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарат;

•        пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов идущих от рук;

•        упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

•        вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

•        фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития речевого дыхания;

•        песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;

•        музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами, развивающие чувство ритма;

•        музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

•        упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;

•        коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;

•        упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.

          Для достижения положительных результатов желательна тесная связь в работе музыкального руководителя и педагогов ДОУ. Чистоговорки, пальчиковые игры, динамические паузы воспитатель может использовать на других занятиях. Песенный и танцевальный репертуар разучивается как на музыкальных занятиях, так и в свободное от занятий время. Необходимым моментом является наглядный материал – иллюстрации, элементы костюмов, игрушки, картинки для фланелеграфа и т.п. Многократное применение наглядного материала по лексическим темам помогает перейти образам – представлениям в образы-понятия, что очень важно для последующих этапов обучения. Главный принцип достижения эффективности в работе – индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его возрастные, психофизиологические и речевые возможности.

На подготовительном этапе обычно используются упражнения на развитие:

•        Общих речевых навыков - дыхания, голоса. Это различные распевки.

•        Упражнения на формирование чувства ритма, темпа и памяти (моторной, зрительной и слуховой)- это различные музыкально- ритмические упражнения и тренажи;

•        Упражнения, способствующие формированию фонематического восприятия (по различению шумовых, а затем и музыкальных звуков);

•        Подвижные игры с разнообразными дидактическими задачами (формирование двигательных навыков, эмоционально-волевых качеств, а так же расширение словарного запаса и закрепление в речи детей определенных грамматических конструкций)

Все эти виды заданий сочетаются с упражнениями на развитие общей и мелкой моторики, ориентации в пространстве, координации движений и регуляции мышечного тонуса.

         Для профилактики нарушений речи в старшем возрасте проводятся интегрированные занятия (музыка – логоритмика). В основу этих занятий положен метод фонетической ритмики.

 Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Логоритмические игры — это игры, упражнения с рифмованной подсказкой к заданным движениям. Тексты должны помочь ребенку ярче представить и выразительнее передать в движениях смысл услышанного.

 Рифмованные тексты способствуют развитию речи и совершенствуют произношение детей. В младшем дошкольном возрасте дети не только подпевают педагогу. Он является примером для подражания. Если он хочет, чтобы дети выполняли движения выразительно и с большим удовольствием, он должен преподносить материал очень эмоционально.

        Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики  способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

Подготовила:

воспитатель

ЧДОУ «Детский сад №29 ОАО «РЖД»

 Пахомова И.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Логоритмика - один из видов здоровье сберегающих технологий"

Консультация для педагогов ДОУ "Логоритмика - один из видов здоровье сберегающих технологий"...

Консультация для педагогов по использованию музыкотерапии «Дети рисуют музыку»

Краски и звуки в природе существовали всегда. Близки друг к другу тембр в музыке и колорит в живописи, мелодия в музыке и рисунок в живописи (не даром в музыке существует понятие «мелодический р...

Консультация для педагогов в ДОУ "Воспитание патриотизма средствами музыки"

Консультация для педагогов в ДОУ "Воспитание патриотизма средствами музыки"...

Консультация для педагогов «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки»

Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живет, ребенку...

Консультация для педагогов «Особенности организации музыкальных занятий с использованием логоритмики для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями».

Музыка одна из самых сильных по эффективности форм                организации коррекционного, воспитательного и развиваю...