Проект "Традиции моей семьи"
проект (средняя группа)

Параничева Ольга Николаевна

Проект по нравственному воспитанию с детьми и родителями средней группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_nravstvennyy.docx522.35 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Традиции моей семьи»

Семья – это МЫ. Семья – это я,

Семья – это папа и мама моя,

Семья – это Павлик – братишка родной,

Семья – это котик пушистенький мой,

Семья – это бабушки две дорогие,

Семья – и сестренки мои озорные,

Семья – это крестный, и тети, и дяди,

Семья – это елка в красивом наряде,

Семья – это праздник за круглым столом,

Семья – это счастье,

Семья – это дом!

Тип проекта: познавательный

Срок реализации: краткосрочный

Участники проекта: средняя группа «Ручеек» компенсирующей направленности для детей с ТНР, воспитатели. родители

Актуальность:

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. Все начинается с того, что видит перед собой «маленький человек». И родной дом, двор, где он не раз гулял, и детский сад, где он получает радость общения со сверстниками, и родная природа - все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. В настоящее время воспитание детей в семье ушло на второй план. Родители заботятся о материальных благах, хозяйственно-бытовых. При этом они забывают о том, что ребенка надо не только одевать и кормить, но и воспитывать. Современные родители редко могут полноценно уделить время своему чаду, оправдывая себя работой и количеством домашних дел.

Проблема: в современных семьях дети предоставлены самим себе и не знают о своей семье, о ее истории, о традициях и ценностях. А у молодых родителей и вовсе отсутствуют семейные традиции. Поэтому мы решили создать проект, который поможет сблизить родителей и детей.

Гипотеза: Дети знают больше о своей семье, традициях. Проявляют больше уважения, заботы к членам своей семьи. Дети и родители проводят больше времени вместе, совместная деятельность способствует укреплению отношений между родителями и детьми.

Цель: Формирование понятия «семья», «семейные традиции и ценности».

Задачи:

-Привлечь родителей к совместной деятельности по теме проекта.

-Способствовать развитию интереса к семье и ее традициям.

-Создать условия для формирования нравственных ценностей.

-Воспитывать доброе отношение и уважение к членам семьи.

-Воспитывать гордость за родителей.

Ожидаемый результат:

Дети узнают больше о своих родных и близких. Родители и дети будут больше времени проводить в совместном творчестве. В семьях появятся свои традиции, которые в дальнейшем они будут соблюдать.

Продукт проекта: В ходе проекта изготовили лэпбук «Мой дом – моя семья», папку-передвижку: «Что такое Семья», «Наша родина Россия».

Альбом «Наша дружная семья», «Пословицы, поговорки, загадки и стихи о семье»

Подготовили консультации для родителей: «Воспитание ребенка в русских традициях», «Роль семьи в развитии ребенка»

Создали картотеку дидактических игр по теме «Моя семья»

1 этап - подготовительный

Цель: самосовершенствование по данной теме. Провели диагностирование детей через наблюдение, беседу. Составили перспективный план по реализации проекта.

Подобрали художественную литературу.

Провели индивидуальные консультации родителей и привлекли их к сбору наглядного материала и необходимой литературы.

2 этап - практический

Цель: реализация проекта в образовательную практику.

На втором этапе у детей будет сформулировано понятие о семейных традициях. Повысится познавательный интерес.

Расширятся коммуникативные и творческие способности детей. Обогатится словарный запас.

Родители станут участниками образовательного процесса.

Игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, поэтому в работе по патриотическому воспитанию, она занимала особое место. Для решения поставленных задач, в группе имеются дидактические игры по патриотическому воспитанию:

«Герб России», «Путешествие по городу», «Флаг России», «Как зовут членов семьи», «Все профессии важны», «Кому, что нужно для работы», «Дом, в котором я живу», «Помощники в семье», «Защитники Отечества»

C:\Users\79505\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\JAHMYJUU\IMG_20230317_174000[1].jpg       C:\Users\79505\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\9EIN6P65\IMG_20230317_173922[1].jpg

Через сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», игру-драматизацию «Три мамы» побуждали детей творчески воспроизводить в игре быт семьи. Воспитывали любовь и уважение к членам семьи.

Для создания у детей интереса по данной теме, использовали ИКТ технологии: организовали просмотр мультфильма «Мама для Мамонтенка»

Дидактическое пособие лепбук является средством развивающего обучения. Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения и закрепления пройденного материала. 

C:\Users\79505\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\IE\JAHMYJUU\IMG_20230317_161636[1].jpg

Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.

Традиции семьи – понятие широкое. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов ячейки общества.

Все, что у нас в жизни было доброго, хорошего, веселого, мы связываем с семьей. Мы надолго запоминаем, как ходили с отцом на рыбалку, с дедом на качели. Помним, как с бабушкой пекли пироги, а с мамой выбирали свою первую косметику. Как на майские праздники ездили в гости к родственникам или ходили на каток в новогодние каникулы.

3 этап - заключительный

Цель: подведение итогов, анализ результатов по реализации проекта. Определение дальнейших перспектив.

Нами было проведено анкетирование родителей, в ходе которого, мы выяснили, что главными традициями семей являются совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники. Более половины семей к традициям отнесли совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, праздники, а также посещение кино. По результатам анкетирования родителей выявлено, что в семьях хорошие или отличные взаимоотношения, все семьи дружные. Главным образом укреплению семьи способствуют праздники, совместный труд, отдых, поездки, семейные традиции. Собираясь вместе семьи: общаются, занимаются всем понемногу, шутят, смеются, отдыхают.

Родители повысили свою компетентность в вопросе воспитания детей, совместное творчество позволило сблизиться и установить доверительные отношения с детьми.

Провели выставку рисунков среди детей на тему "Моя семья".

Это способствует развитию творческих способностей, воображения, фантазии, создаёт радостное позитивное настроение. А, главное, способствует воспитанию любви к семье и близким людям.

На занятии по художественно эстетическому развитию изготовили с детьми дерево дружбы.

Итог: Изготовили альбом «Наша дружная семья», традиции укрепляют семью, делают её дружной, сплоченной. Каждый член семьи чувствует себя любимым и защищенным. Очень важно сохранять традиции семьи, потому что именно традиции объединяют поколения, способствуют передаче опыта и взаимодействия с людьми. Семья – это не только удовольствие, но и ежедневный труд и забота друг о друге.

Планы на будущее: Родителям предложено изготовить генеалогического древо, которое поможет детям узнать историю создания своей семьи, свою родословную, сформирует у детей представление о семье и семейных традициях.

Приложение №1.

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на вопросы анкеты по духовно-нравственному воспитанию

1. Является ли традицией Вашей семьи празднование христианских праздников: Рождество, Пасха, Троица и др.?

а) да, это традиция нашей семьи,

б) раньше мы не уделяли внимание этим праздникам, тем не менее, в последнее время — это стало традицией нашей семьи,

в) мы не празднуем эти праздники,

г) другой ответ______________________________________________________________

2. Согласны ли Вы с утверждением относительно необходимости формирования духовно-нравственных качеств ребенка именно в дошкольном возрасте?

а) да, и это доказывает наш жизненный опыт воспитания детей,

б) мы все больше в этом убеждаемся,

в) с этим утверждением мы не согласны.

г) другой ответ_____________________________________________________________

3. Какую информацию по теме духовно-нравственного воспитания Вы хотели бы получить?

а) о православных праздниках,

б) о традициях нашей духовной культуры,

в) о воспитании детей на примере патриотизма русского народа.

4. Воспитываете ли Вы у своих детей нравственные чувства? Каким образом?

а) подаем пример в семье

б) читаем духовно-нравственную литературу

в) экскурсии по культурным достопримечательностям.

5. Каким бы Вы хотели видеть своего ребенка в будущем?

а) справедливым, трудолюбивым, доброжелательным к окружающим,

б) достойным гражданином своей страны,

в) уважительным к людям,

г) патриотом своей Родины,

д) умеющим дать нравственную оценку поступкам.

Спасибо Вам за предоставленные ответы!

Приложение №2

Конспект

непрерывно – образовательной деятельности

«Национально-культурные традиции народов России»

Программное содержание: сформировать представление детей о том, что Россия многонациональная страна; дать детям определенный уровень знаний об обычаях и традициях, жизни, деятельности и культуре русского, башкирского, татарского, марийского народов.

Задачи: обучающие: дать понятие: Россия – многонациональная страна; побудить интерес детей к русским, башкирским, марийским национальным костюмам; обогатить словарный запас детей; развивающие: развить представление детей о различных национальных костюмах нашей страны; развить у детей память, сообразительность, логическое мышление, любознательность; воспитательные: воспитать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Оборудование и материалы:

Куклы, одетые в национальные костюмы, иллюстрации и предметы национальных промыслов народов России; аудиозапись песни о Родине

Предварительная работа: чтение сказок народов России, разучивание танца «веревочка», стихов, рассматривание иллюстраций разных народов, предварительная беседа о национальных праздниках, о национальных костюмах.

Ход деятельности: 

1. Организационный момент. Беседа.

-Ребята, как называется город, в котором мы живем? В какой области мы живем? Как называется наша страна?

Россия является нашей Родиной. Родина – это место, где мы живём, где живут наши родители, друзья; город, в котором мы живём; страна, в которой мы живём.

Аудизапись песня о Родине

Воспитатель: какая наша страна?

Дети: большая, красивая, сильная

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего, люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих, а народов этих очень много. Русские, мари, чуваши, мордва живут в средней полосе России (чукчи, ненцы живут на севере России (показ на карте России, осетины, ингуши – на юге страны (показ на карте России) и многие другие. Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру. У каждого народа есть свои музыкальные инструменты, танцы, национальные блюда, устное народное творчество, национальная одежда, праздники, обычаи и традиции.

- Что такое традиции?

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми народами нашей страны и их культурой.

2. Чтение стихотворения В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Перед детьми кукла в национальном костюме. Как вы думаете, какого народа этот костюм? Это русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (дети перечисляют: у женщин: нарядный сарафан, рубашка, кокошник, у мужчин: рубашка, штаны, шапка)

У русского народа есть свои праздники. Какие вы можете назвать?

Дети: Масленица, Рождество, Пасха, Осенины и др.

3. Игра «Заря». 

Сейчас мы с вами поиграем в русскую народную игру, которая называется «Заря»

4. Кукла в башкирском костюме.

На южном Урале живут трудолюбивые люди – башкиры. Они занимаются земледелием, животноводством, пчеловодством. У башкирского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ, где можно услышать их любимые песни, посмотреть и поучаствовать в различных видах соревнований. Башкирский народ очень гостеприимный. Они любят собирать гостей за праздничным столом и угощать их своими национальными блюдами.

Посмотрите, особенности башкирского национального костюма. Женская одежда: платье, безрукавка. Платья вышивались бисером или стеклянными пуговицами. Мужская одежда: рубаха, поверх рубахи камзул, штаны, на голове меховая шапка - бурек, на ногах - сапоги.

Среди дремучих лесов и красивых озер начиналась история марийского народа. (Слайд №5). Вы видите девушку в национальном костюме. Назовите элементы женского марийского костюма.

Дети: Платье, передник, платок, лапти. (если затрудняются, воспитатель называет)

У народа мари красив старинный марийский танец «Веревочка» в переводе «Тывырдык».

5. Беседа с детьми. Языки народов России.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свой язык. На каком языке мы разговариваем?

Люди разных народов нашей страны знают два языка: свой, национальный, например, мордовский или татарский, и обязательно русский язык. Потому что русский – государственный язык России. На нём

говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. У чувашей даже был такой обычай: если человек делал другому что – то хорошее, то ему в знак благодарности рассказывали сказку. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем?  (в них добро побеждает зло, они учат детей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость).

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг к другу на помощь.

6. Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

- Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете? (филимоновские, каргопольские игрушки, хохломская посуда, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрёшки.) Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; в Мордовии женщины любят работать с бисером, вязать. У каждого народа есть свои любимые блюда. Любимым национальным блюдом русского народа являются блины, у осетин и ингушей – пахлава, халва, татары и башкиры делают вкусные сладости, например, чак-чак, у удмуртов – перепечи, у кавказцев одним из национальных блюд являются хинкали, у армян блюда – лаваш, толма. Предложить рассмотреть выставку «Народные умельцы»

7. Итог занятия. О чем мы сегодня говорили? Какие национальности живут в России? Какие обычаи вы запомнили? Как должны жить люди разных национальностей?

Наша страна сильна единством, дружбой разных народов. Все народы России равноправны.

Стихотворение И. Гусева «Берегите Россию».

Берегите Россию, нет России другой.

Берегите её тишину и покой, это небо и солнце,

Этот хлеб на столе, и родное оконце

В позабытом селе!

Приложение №3

Картотека дидактических игр по теме «Моя семья»

«Кто главный?»                                                                                                    

Цель: Способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи; подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые; воспитывать любовь и уважение к своей семье.                                                                                                                Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.                                                                                                          Ход игры:              

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто, чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.                                                                                                                                            

«Как зовут членов семьи»        

Цель: Закреплять умение детей четко называть членов своей семьи; развивать память, связную речь; воспитывать любовь к своей семье.                                                                     Ход игры                                                                                                                                    Дети стоят в кругу и по очереди называют членов своей семьи.                                   

Например: «Я живу с мамой Наташей, папой Сашей, братом Владиком. У меня есть бабушка Лида, бабушка Вера, дедушка Гриша и дедушка Павел».

«Наша дружная семья»

Цель: Называть членов семьи, понимать и использовать в активной речи обобщающие слово «семья».

Материал: красиво украшенная коробка; пальчиковый театр, вырезанный для показа пальчиковой инсценировки.

Ход игры:

Откройте фотоальбом и предложите ребенку рассмотреть семейную фотографию. Задайте ему вопрос, указывая поочередно на изображение каждого члена семьи: «кто это?».

Спросите ребенка, как зовут его маму, папу, бабушку, дедушку и т. д. Предложите ему рассказать, какая мама? (добрая, красивая, хорошая). Какой папа (высокий, строгий, красивый). Какая бабушка? (старенькая, добрая).

Поставьте перед ребенком, красиво украшенную коробку и предложить посмотреть, что в ней спрятано. (Вырезанные герои пальчикового театра). Предложите ребенку поиграть с героями пальчикового театра.

Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами)

По окончании игры похвалить ребенка, сказав, что его семья действительно очень дружная.

«Кто прячется за дверью» (загадки)

Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед-

Мой родной, любимый …дед.

Кто любить не устает,

пироги для печет,

Вкусные оладушки?

Это наша… бабушка

Кто милее всех на свете?

Кого любят очень дети?

На вопрос отвечу прямо:

-всех милее наша… мама

Фотография стоит

В золоченной рамочке,

Чей взгляд солнцем согревает?

Взгляд любимой …мамочки

Кто не в шутку, а всерьез

Нас забить научит –гвоздь?

Кто научит смелым быть?

С велика, упав, не ныть?

И коленку, расцарапав,

Не реветь? Конечно…папа

Я у мамы не один,

У нее еще есть сын,

Рядом с ним я маловат,

Для меня он старший …брат

Задачи: совершенствовать умение детей отгадывать загадки; обогащать словарь детей по теме «Семья».

Ход игры №1: педагог загадывает загадку, ребенок называет ответ и, открывая окошки на полотне, ищет соответствующую картинку, отвечая, почему выбрал именно ее.

Ход игры №2: ребенок выбирает нужную картинку, объясняя свой выбор и помещает ее в нужное окошко на полотне.

«Угадай, о ком я говорю».

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи;

совершенствовать умения детей подбирать определения, характеризующие членов семьи, отвечая на поставленные вопросы (Какой? Какая?).

Ход игры №1: педагог открывает окошко и предлагает:

1.По цветному изображению угадать и правильно назвать члена семьи (мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра и т.д.), объяснить по каким признакам догадался.

2.Подобрать определения: какая, какой (заботливая, добрая, трудолюбивая, нежная, ласковая или работящий, сильный, смелый, любимый, заботливый).

3. Рассказать, какую работу выполняет по дому.

Ход игры №2: педагог (другие дети) перечисляет определения, характеризующие членов семьи, а ребенок должен отгадать, кто это и открыть нужное окошко.

Любимая, заботливая, нежная – мама;

Добрая, ласковая, милая – бабушка;

Младший, непоседливый, драчливый – брат;

Серьезный, сильный, трудолюбивый – папа;

Весёлая, умная, красивая, старательная – сестра;

Добрый, серьезный, умный – дедушка.

Дидактическая игра «Моя семья - самая…»

Задачи: пополнить словарь детей определениями, характеризующие семью;

продолжать учить детей проводить аналитико-синтезирующую работу.

Ход игры: дети поочередно на полотне выкладывают картинки, условно обозначающие членов своей семьи и отвечают на вопросы: -Какая у тебя семья?

-Моя семья самая веселая (дружная, трудолюбивая, читающая, любит путешествовать, спортивная), потому, что…

«Открой окно, которое назову».

Цель: закрепление порядкового счета, закрепить умение ориентироваться в малом пространстве.

Дидактическая игра «Кто живет в квартире».

Задачи: активизировать в речи детей слова, обозначающие членов семьи; учить отвечать на вопросы полным предложением.

Ход игры: дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения, условно обозначающие членов семьи.

Вопрос: - Объясни, почему ты так думаешь?

Дидактическая игра «Составь семью из картинок, условно изображающих членов семьи и расскажи про нее».

Задачи: совершенствовать умение детей составлять сюжетный рассказ по плану (алгоритму, мнемотехнике); активизировать в речи детей употребление слов и действий по теме «Семья»: младенец- растет, развивается; подросток- растет, учится; юноша (девушка) – взрослеет, учится, работает; взрослые люди: папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей; пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.

Закрепить умение детей согласовывать окончания прилагательных с существительными.

Ход игры № 1: На полотне в окошках выложены разные поколения семьи.

- На каждом этапе жизни человека происходят разные изменения, назовите их. Ребенку необходимо рассказать, кто это и почему.

Младенец- растет, развивается;

Подросток- растет, учится;

Юноша (девушка) – взрослеют, учатся, работают;

Папа (мама), дядя (тетя)- работают, воспитывают детей;

Пожилые люди (дедушка, бабушка, старушка, дед) - помогают заботиться о внуках.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».

Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, п...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим , развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности: « Моя семья. Родословная моей семьи».

Воспитание любви и уважения к родным и близким, знание своей фамилии. имени и отчества родителей, своего рода и родословной, семейных традиций и обычаев - основное содержание представленного занятия....

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

Проект "История моей семьи в истории моей страны"

Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....

Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"

Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...

Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"

Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...

Диплом Победителя муниципальной акции " Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду"

Воспитанница  нашего детского сада, группы "НЕЗАБУДКА" приняла участие и победила  в муниципальной акции: "Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду". В каждой номинации...