Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Конспект итогового комплексного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Семья. Родословное древо моей семьи».
Цель. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, родным, родственникам, предкам.
Задачи. Закреплять имеющиеся у детей представления о родственных отношениях, о том, что такое род и родословная, о происхождении фамилий, о традициях и обычаях; воспитывать уважительное отношение к старшим; развивать познавательный интерес, логическое мышление.
Предварительная работа. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, дядя, тетя, дочь, сын, внук, племянник, племянница, муж, жена), ласковых, уважительных старинных форм терминов родства, старинных обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец, тетушка, дядюшка).
Ход занятия:
Воспитатель. Здравствуйте гости и дети! Ребята, мы с вами много говорили о семье. Скажите, что такое семья?
Дети: Семья - это люди, которые любят друг друга, семья – это когда заботятся друг о друге, семья – это когда помогают друг другу, семья – это когда жалеют друг друга, сочувствуют друг другу, семья – это когда относятся друг к другу уважительно, семья – это когда говорят друг с другом ласково.
Реб-к: Семья – это радость, тепло и уют Семья – это дом, где тебя всегда ждут.
Воспитатель: Правильно. Мы знаем, что у каждой семьи есть своя история. И эта семейная история называется – родословная. Кто хочет рассказать историю своей семьи.
Дети рассказывают родословную своей семьи.
Воспитатель. В одном из рассказов я услышала интересные слова: рушник, прялка и т.д. А что это такое вы знаете?
Дети. Мы не знаем.
Воспитатель. А хотите посмотреть, как жили в старину, во времена ваших прабабушек и прадедушек, сто лет тому назад. Дети. Да!
Воспитатель. С помощью волшебных ворот мы с вами отправимся в эти времена. А теперь закройте глаза, я говорю волшебные слова и мы отправляемся в прошлое. Раз, два, три, волшебные ворота отворись.
Звучит музыка. Ворота открываются.
Воспитатель. Открывайте глаза, ворота открылись. Мы попали в прошлое, сто лет тому назад. Давайте зайдем в гости. Воспитатель. Здравствуйте, хозяева! Можно к вам.
Реб-к из рус.избы. Здравствуйте! Проходите гости дорогие! Ведь для дорогих гостей и ворота настежь! Дорогие гости, будьте как дома! Проходите в горницу. Мы рады гостям, как добрым вестям.
Воспитатель. Спасибо. Ой, к вам уже гости пришли.
Реб-к из рус. избы. Да, это к нам соседи пришли. Они наши друзья. Зачем к нам пожаловали?
Реб-к . Да вот хотим посмотреть как вы живете.
Реб-к из рус. избы. Живем хорошо. Наш уют домашний каждому виден. В тесноте, быть может, да не в обиде!
Реб-к. Расскажите нам о своей семье.
Реб-к из рус. избы. Наша семья большая. Мы живем с батюшкой, его зовут Матвей Иванович, и матушкой, Дарья Петровна, с братьями и сестрами. Я старшая, Марья, это сестра моя младшая Настенька, и братишка Данила. Батюшка у нас кузнечных дел мастер. Его этому мастерству его отец научил. А нашего отца, наш дедушка. А нашего дедушку его дедушка. Так это дело и переходило из поколения в поколение. Поэтому весь наш род называется - род Кузнецовых. Реб-к. А вы любите своих родителей?
Реб-к из рус. избы. Любим и уважаем своих родителей, потому что ведь золото, серебро не стареет, а отец и мать цены не имеют. Нет такого дружка, как родная матушка. И как говорит наша матушка: «Когда вся семья на месте и душа на месте».
Реб-к. А где же ваши родители?
Реб-к из рус. избы. Матушка с батюшкой уехали на ярмарку за покупками, А нас дома оставили за хозяйством присматривать. Нам надо в избе убрать, обед приготовить, скотину накормить, двор убрать дел у нас много.
Реб-к. Какие вы молодцы. И одежда, у вас какая красивая.
Реб-к из рус. избы. Это мы с матушкой сами сшили. Батюшке с братьями рубахи – косоворотки и штаны шаровары. А себе сарафаны, да сорочки.
Реб-к. А кто же вышивает такие узоры на одежде?
Реб-к из рус. избы. Так мы и вышиваем. Еще мы вышиваем рушники.
Реб-к. Покажите нам, пожалуйста, эти рушники.
Реб-к из рус. избы. Вот они, эти полотенца.
Реб-к.. Так вот, что такое рушник. А вы пряжу прядете?
Реб-к из рус. избы. А как же. А потом из неё носки вяжем.
Реб-к... А что это у вас на ногах?
Реб-к из рус. избы .Онучи и сверху одеваем лапти. Наш дедушка много нам лыковых лаптей наплел. И братишку этому мастерству учит.
Реб-к. А, чем это у вас так вкусно пахнет?
Реб-к из рус. избы. А это мы обед приготовили. Присаживайтесь к столу, гости дорогие. Угощайтесь! Щи да каша пища наша. Всем, чем богаты, тем и рады. Ведь изба любая, знаете сами, не красна углами, а красна пирогами.
Дети угощают пирогами
Реб-к. Как вкусно. А где вы это все приготовили?
Реб-к из рус. избы. Угадайте загадку.
Зимой много ест,
Летом много спит,
Тело теплое, крови нет,
Сесть на нее сядешь,
А не везет.
Внутри огонь горит,
Из трубы дым валит,
Кашу варит, блины жарит.
Что это?
Реб-к .Мы не знаем.
Реб-к из рус. избы .Так это печка. Ведь печка наша помощница. Без печи нет жизни в избе. В чугунке варим, а ухватом достаем.
Реб-к. А что же весь день в работе, даже не отдыхаете?
Реб-к из рус. избы. Почему же мы отдыхаем. Сделай дело и гуляй смело. А еще мы любим хороводы водить и в игры играть. Хотите поиграть с нами.
Дети . Да!
Проводится игра «Горелки»
Реб-к из тат. избы. Ой, мы заигрались, нас мама ждет. А пойдемте к нам в гости.
Дети. Спасибо за приглашение.
Реб-к из тат. избы. Проходите гости дорогие. Присаживаетесь.
Реб-к.. Расскажите нам о своей семье.
Реб-к из тат. избы. Мы семья Сафиуллиных. Это мама- әни. Анысы исеме –Гульгина. Брат - бертуган Ильдар. Сестра – апа Алсу. Я –мин Ильдар.
Реб-к.. Откуда у вас такая интересная фамилия Сафиуллины?
Реб-к из тат. избы. Давным –давно жил наш прадедушка. И у него было имя Сафиулла. И в честь его наш род носит его имя – Сафиуллины.
Реб-к. Так вот откуда произошла моя фамилия. Я ведь тоже Сафиуллина. А чем вы занимаетесь?
Реб-к из тат. избы. Мы, как и наш дедушка занимаемся пчеловодством и животноводством.
Реб-к. А что за интересные шапочки у мальчиков на голове?
Реб-к из тат. избы. Это тюбетейки, а у девочек калфаки. А по праздникам на ноги мы одеваем ичиги. Наша мама сегодня испекла вкусный баурсак, угощайтесь пожалуйста. А ещё мы очень любим петь и танцевать. Хотите мы вам покажем, как мы танцуем.
Дети . Конечно.
Татарский танец с ведерками.
Воспитатель. Спасибо, вам за интересные рассказы о своих семьях. Мы многое посмотрели, многое узнали.
Тат. Мама. Мы хотим вам подарить чудо-дерево, чтобы помнили о нас, и знали историю своих предков.
Воспитатель. Спасибо, вам за подарок. А нам пора возвращаться в детский сад. Раз, два, три, волшебные ворота затворись.
Воспитатель. Вам понравилось путешествие в прошлое.
Дети. Да. Воспитатель. А чем понравилось?
Дети делятся впечатлениями.
Воспитатель. А давайте украсим наш подарок чудо-дерево ленточками. каждая ленточка – это член вашей семьи. Красная –мама. Синяя – папа,сиреневая – дедушка, оранжевая –бабушка, желтая – дети.
Дети завязывают ленточки на дереве.
Звучит песня «Моя Родина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема по самообразованию «Воспитание культуры поведения детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье»
Цель: воспитание культуры поведения детей среднего возраста на основе этикетных правил.Задачи:Учить управлять своим поведением, оценивать свои поступки и поступки сверстников, определять мотивы ...
Спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья» (Дети старшего дошкольного возраста с родителями) посвященный Дню семьи.
Спортивный праздник «Мама, папа и я - спортивная семья» (Дети старшего дошкольного возраста с родителями) посвященный Дню семьи. Задачи:• создать веселое настроение участников праздника;• воспиты...
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...
Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Листая страницы Красной книги"
Конспект заняти в старшей группеЦель: Формирование начальных представлений детей о Красной книге.Задачи:-расширить представления детей о многообразии животного мира;- способствовать развитию поз...
Проект для детей старшего дошкольного возраста "Моя родословная. Создание генеалогического дерева"
Проект: «Моя родословная. Создание генеалогического дерева». Тип проекта: исследовательско-творческийУчастники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родителиПродолжительнос...
Сценарий спортивного праздника ко дню Семьи для детей старшего дошкольного возраста «Мама, папа, я – спортивная семья!»
Цель - через различные формы работы способствовать общему укреплению здоровья детей сближению детей и родителей через совместные игры....
Исследовательско-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста . "Моя родословная ".
Формировать у детей представление о семье, нравственных отношений к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться о родственных связях.Воспитывать у детей любовь и уважен...