Методика диагностики коммуникативных навыков дошкольного и школьного возраста детей в хоровом коллективе.
методическая разработка

Скляренко Светлана Евгеньевна

           Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

 

  Особое  место  в своей работе с детьми дошкольного и школьного возраста отводится  Диагностике коммуникативных навыков

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Методика диагностики коммуникативных навыков дошкольного и школьного возраста детей в хоровом коллективе.

                                                                                                 Скляренко С. Е.

                                                                    ПДО МБУ ДО ЦРТД и Ю

                                                           руководитель объединения хор,

                                       музыкальный руководитель МАДОУ №106

Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.

Хоровое искусство является неотъемлемой частью музыкального наследия. Приобщая все новые и новые поколения, хоровое искусство определяет свою значимость в системе духовно–культурных ценностей.

Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.

Хоровому пению как коллективной музыкально-исполнительской деятельности, активно влияющей на развитие, как личностных качеств, так и общей культуры обучающихся, свойственны следующие положительные особенности:

- участие в общем деле формирует  умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;

- работая в хоре, ребенок формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;

- хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;

- в процессе коллективного хорового творчества развиваются инициатива и другие волевые качества

- в хоровом коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений обучающихся.

Таким образом, хор - идеальное место для развития разносторонней личности.

Воспитательные задачи являются одними из важнейших  задач ДООП «Хоровое пение» (Подробное раскрытие цели и задач раскрыто в статье «Методика диагностики общего уровня эрудиции дошкольного и школьного возраста в области музыкального искусства» в сборнике «Целостная система современного музыкального образования как создание единого социокультурного и общеразвивающего пространства»).

В рамках реализации ДООП были разработаны следующие модели диагностик:

 1. Диагностика вокально-хоровых навыков

 2.Диагностика общего уровня развития в области музыкального искусства

 3.Диагностика коммуникативных навыков

 4.Диагностика ценностных ориентаций

 5.Диагностика вокально-хоровых навыков

             Особое  место  в своей работе с детьми дошкольного и школьного возраста отводится  Диагностике коммуникативных навыков.

В таблице раскрывается содержание каждого из критериев

Показатели

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

1

проявление активности

 -умение быстро включаться в процесс;

-проявлять желание,

инициативу

быть солистом

- умение быстро включаться в процесс работы, но не проявляет лидерских качеств

- не проявляет интереса к работе в классе;

- отсутствует желание солировать;

2

 умение слушать

-умение внимательно сосредоточится концентрироваться  на происходящем процессе  

-внимание переключается достаточно быстро

-внимание отсутствует, отвлекается  на другие факторы

3

владение культурой речи

- умение точно, ясно излагать свои мысли;

-обладает достаточно большим словарным запасом

- желание говорит с собеседником, но с трудом излагает свои мысли

-не умеет понятно, ясно выразить свои мысли вслух

4

умение  легко устанавли-

вать контакт

-умение устанавливать доверительный контакт  с собеседником

- вступает в контакт , но выступает чаще в роли слушателя, не поддерживая собеседника

- нежелание вступать в контакт с собеседником;

5

умение говорить в режиме диалога

-  умение в общении между двумя и более

людьми, обмениваться своими высказываниями (в режиме вопрос- ответ )

- не достаточно уверенно чувствует себя   в общении с собеседником

- не желание отвечать и задавать вопросы собеседнику

6

 умение успешно отстаивать свои интересы

- умение обосновывать

факты, высказывать свой взгляд, убеждать своего собеседника бесконфликтно

-умение отстаивать свое мнение, при этом,  не принимая во внимание интересы собеседника

- неумение убеждать, достаточно четко и ясно разъяснять свои интересы,

7

решение конфликт-

ных ситуации

-умение спокойно решать разногласия взаимовыгодно,

контролируя свои эмоции

- старается договориться, но не приходит к единому мнению - борьба двух противополож-

ностей)

- в ходе разногласия собеседником замыкается или проявляет агрессию

8

владение невербальными навыками общения

-умения обмениваться информацией и устанавливать эмоциональное взаимодействие  с помощью, жестов, движений, интонаций голоса, мимики и пантомимики..

-делает невербальные ошибки: навязчивые движения, назойливо  применяют тактильное взаимодействие,

не соблюдает комфортную дистанцию при общении

-отсутствие зрительного контакта;

-неумение определять внутреннее состояние собеседника по жестам

9

способность     к

рефлексии

- обладает способностью давать своим действиям объективную оценку  (самоанализ)

- неприятие критики со стороны;

-не может скорректировать свою деятельность для повышения эффективности  результата

-неумение наблюдать и анализиро-ватьсвою деятельность и деятельность других

10

владение чувством такта

-умение вести себя  в соответствии с общепринятыми  нормами этикета

-с трудом  может контролировать

свое поведение  

- поведение не соответствует нормам этикета

             Данная диагностика может является рекомендацией при мониторинге коммуникативных навыков  в  музыкальной  и образовательной школе, а также в дошкольном учреждении.

Литература

  1.  Венгрус Л. А.Начальное интенсивно-хоровое пение. Спб. Музыка, 2000.
  2. Власова Т.И. Взаимосвязь духовности и нравственности в процессе воспитания: научно-религиозный дискурс (научная  статья) Развитие личности в образовательных системах: материалы докл. XXX междунар. психол.-пед. чтений. Ч.1. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011
  3. Ильенков Э.В. Личность и творчество./Фарман И.П. – М.: Издательский дом «ЯСК»,1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста

Данная работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков и сферы общения у старших дошкольников со зрительной патологией....

УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на достижение целей овладения деть...

Диагностика леворукости в младшем дошкольном, дошкольном и школьном возрасте под ред. А.А. Реан

Диагностика леворукости в младшем дошкольном, дошкольном и школьном возрасте  под ред. А.А. Реан...

Консультация для педагогов : МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для педагогов :  МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Адаптированная методика оценки коммуникативных навыков детей с ТМНР "Социограмма"

Адаптированная методика оценки коммуникативных навыков детей с ТМНР – представляет собой компактную и доступную для использования методику первичной, промежуточной и итоговой диагностики к...

Методика диагностики общего уровня эрудиции дошкольного и школьного возраста в области музыкального искусства

Широко известно, что дошкольный и школьный возраст очень важен для овладения как общей культурой, так , и музыкальной. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально -эстетическое с...

Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)

Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...