Методика диагностики коммуникативных навыков дошкольного и школьного возраста детей в хоровом коллективе.
методическая разработка
Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Особое место в своей работе с детьми дошкольного и школьного возраста отводится Диагностике коммуникативных навыков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика диагностики коммуникативных навыков дошкольного и школьного возраста детей в хоровом коллективе.
Скляренко С. Е.
ПДО МБУ ДО ЦРТД и Ю
руководитель объединения хор,
музыкальный руководитель МАДОУ №106
Хоровое пение – активная форма музыкальной деятельности, в которую включены все важнейшие психофизиологические системы человека, что определяет огромные возможности этого вида искусства в процессе становления личностных качеств человека. Оно может и должно решать важные и актуальные задачи художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Хоровое искусство является неотъемлемой частью музыкального наследия. Приобщая все новые и новые поколения, хоровое искусство определяет свою значимость в системе духовно–культурных ценностей.
Хоровой коллектив становится для подростка своеобразным социумом, в котором он моделирует свои отношения с людьми. Обстановка доброжелательности, взаимопонимания и взаимоуважения, определённая духовная комфортность способствует наиболее полному раскрытию духовного мира, формированию положительных нравственных и этических качеств личности, поэтому успех или неуспех коллектива воспринимается как событие личной жизни.
Хоровому пению как коллективной музыкально-исполнительской деятельности, активно влияющей на развитие, как личностных качеств, так и общей культуры обучающихся, свойственны следующие положительные особенности:
- участие в общем деле формирует умение общаться, объективно оценивать свои действия, помогает осознать имеющиеся недостатки, как музыкальные, так и поведенческие;
- работая в хоре, ребенок формирует положительные личностные качества, необходимые для работы в коллективе, учится применять свои силы, музыкальные способности и умения с пользой для себя и для хора;
- хоровая деятельность, активная и социально-ценная, представляет существенный фактор, обеспечивающий становление в сознании ученика необходимости единства слова и дела, полезного намерения и личностных средств его осуществления;
- в процессе коллективного хорового творчества развиваются инициатива и другие волевые качества
- в хоровом коллективном пении можно с большой степенью достоверности выявить подлинную структуру межличностных отношений обучающихся.
Таким образом, хор - идеальное место для развития разносторонней личности.
Воспитательные задачи являются одними из важнейших задач ДООП «Хоровое пение» (Подробное раскрытие цели и задач раскрыто в статье «Методика диагностики общего уровня эрудиции дошкольного и школьного возраста в области музыкального искусства» в сборнике «Целостная система современного музыкального образования как создание единого социокультурного и общеразвивающего пространства»).
В рамках реализации ДООП были разработаны следующие модели диагностик:
1. Диагностика вокально-хоровых навыков
2.Диагностика общего уровня развития в области музыкального искусства
3.Диагностика коммуникативных навыков
4.Диагностика ценностных ориентаций
5.Диагностика вокально-хоровых навыков
Особое место в своей работе с детьми дошкольного и школьного возраста отводится Диагностике коммуникативных навыков.
В таблице раскрывается содержание каждого из критериев
Показатели | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |
1 | проявление активности | -умение быстро включаться в процесс; -проявлять желание, инициативу быть солистом | - умение быстро включаться в процесс работы, но не проявляет лидерских качеств | - не проявляет интереса к работе в классе; - отсутствует желание солировать; |
2 | умение слушать | -умение внимательно сосредоточится концентрироваться на происходящем процессе | -внимание переключается достаточно быстро | -внимание отсутствует, отвлекается на другие факторы |
3 | владение культурой речи | - умение точно, ясно излагать свои мысли; -обладает достаточно большим словарным запасом | - желание говорит с собеседником, но с трудом излагает свои мысли | -не умеет понятно, ясно выразить свои мысли вслух |
4 | умение легко устанавли- вать контакт | -умение устанавливать доверительный контакт с собеседником | - вступает в контакт , но выступает чаще в роли слушателя, не поддерживая собеседника | - нежелание вступать в контакт с собеседником; |
5 | умение говорить в режиме диалога | - умение в общении между двумя и более людьми, обмениваться своими высказываниями (в режиме вопрос- ответ ) | - не достаточно уверенно чувствует себя в общении с собеседником | - не желание отвечать и задавать вопросы собеседнику |
6 | умение успешно отстаивать свои интересы | - умение обосновывать факты, высказывать свой взгляд, убеждать своего собеседника бесконфликтно | -умение отстаивать свое мнение, при этом, не принимая во внимание интересы собеседника | - неумение убеждать, достаточно четко и ясно разъяснять свои интересы, |
7 | решение конфликт- ных ситуации | -умение спокойно решать разногласия взаимовыгодно, контролируя свои эмоции | - старается договориться, но не приходит к единому мнению - борьба двух противополож- ностей) | - в ходе разногласия собеседником замыкается или проявляет агрессию |
8 | владение невербальными навыками общения | -умения обмениваться информацией и устанавливать эмоциональное взаимодействие с помощью, жестов, движений, интонаций голоса, мимики и пантомимики.. | -делает невербальные ошибки: навязчивые движения, назойливо применяют тактильное взаимодействие, не соблюдает комфортную дистанцию при общении | -отсутствие зрительного контакта; -неумение определять внутреннее состояние собеседника по жестам |
9 | способность к рефлексии | - обладает способностью давать своим действиям объективную оценку (самоанализ) | - неприятие критики со стороны; -не может скорректировать свою деятельность для повышения эффективности результата | -неумение наблюдать и анализиро-ватьсвою деятельность и деятельность других |
10 | владение чувством такта | -умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами этикета | -с трудом может контролировать свое поведение | - поведение не соответствует нормам этикета |
Данная диагностика может является рекомендацией при мониторинге коммуникативных навыков в музыкальной и образовательной школе, а также в дошкольном учреждении.
Литература
- Венгрус Л. А.Начальное интенсивно-хоровое пение. Спб. Музыка, 2000.
- Власова Т.И. Взаимосвязь духовности и нравственности в процессе воспитания: научно-религиозный дискурс (научная статья) Развитие личности в образовательных системах: материалы докл. XXX междунар. психол.-пед. чтений. Ч.1. - Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2011
- Ильенков Э.В. Личность и творчество./Фарман И.П. – М.: Издательский дом «ЯСК»,1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста
Данная работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков и сферы общения у старших дошкольников со зрительной патологией....
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СЮЖЕТНО-ОТОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ИГРЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Диагностика леворукости в младшем дошкольном, дошкольном и школьном возрасте под ред. А.А. Реан
Диагностика леворукости в младшем дошкольном, дошкольном и школьном возрасте под ред. А.А. Реан...
Консультация для педагогов : МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для педагогов : МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...
Адаптированная методика оценки коммуникативных навыков детей с ТМНР "Социограмма"
Адаптированная методика оценки коммуникативных навыков детей с ТМНР – представляет собой компактную и доступную для использования методику первичной, промежуточной и итоговой диагностики к...
Методика диагностики общего уровня эрудиции дошкольного и школьного возраста в области музыкального искусства
Широко известно, что дошкольный и школьный возраст очень важен для овладения как общей культурой, так , и музыкальной. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально -эстетическое с...
Макет электронной формы для проведения обследования речи детей «Диагностика устной речи» для детей старшего дошкольного/начального школьного возраста (по адаптированной методике Т.А.Фотековой)
Обеспечение процессов диагностики развития речи является одним из основных направлений деятельности в работе учителя-логопеда.В общем случае в ходе процессов диагностики должно быть обеспечено решение...