Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по развитию речи по теме
Данная работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков и сферы общения у старших дошкольников со зрительной патологией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchenie.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные этапы работы по развитию коммуникативных навыков и сферы общения у детей старшего дошкольного возраста
Боровкова Надежда Сергеевна,
учитель – дефектолог, педагог-психолог высшей категории
Наркевич Вера Викторовна, старший воспитатель высшей категории
(МКДОУ д/с № 312 «Жемчужинка», город Новосибирск)
Данная работа посвящена проблеме развития коммуникативных навыков и сферы общения у старших дошкольников со зрительной патологией.
Основными положениями, на которые мы опираемся, являются следующие:
1. В развитии слабовидящих детей отмечаются различные отклонения ( кроме дефекта зрения ); отклонения наблюдаются не столько в интелектуальной сфере, сколько в эмоционально - волевой, личностной сферах и сфере общения.
2. Процесс развития выразительных средств общения у слабовидящих детей зачастую неразвернут, либо действует по одному из направлений: развиваются или речь - изолированно от других действий, или выразительные движения - изолированно от вербальных реакций ( Литвак А.Г.,85, Зинченко В.П.,89 ).
3. Специальное обучение слабовидящего ребенка неречевым и речевым средствам коммуникации с опорой на взаимодействие сохранных анализаторных систем позволяет находить наиболее интенсивные пути развития познавательной и коммуникативной деятельности.
4. Формы общения, описанные Лисиной, у детей с нарушением зрения формируются в замедленном темпе, хотя и имеют такие же качественные характеристики. Без дополнительных коррекционных мероприятий переход от одной формы общения к другой затруднен, а иногда невозможен.
5. Процесс развития коммуникативных навыков и коррекции сферы общения только тогда будет эффективен и оптимален, когда правильно выбрана стратегия коррекционной работы.
Все содержание коррекционной работы мы разбили на три этапа, по принципу “ от простого к сложному “.
I ЭТАП - развитие предпосылок адекватной оценки собственного поведения и поступков окружающих людей.
II ЭТАП - формирование умений и навыков практического владения различными способами общения ( вербального и невербального ) и регуляции собственного поведения.
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, содержит в себе игры, упражнения, этюды , развивающие у детей пяти - шести лет способность произвольно направлять свое внимание на партнеров по общению ( их позы, жесты, мимику, эмоции, высказывания ), а также на свои собственные действия в процессе общения.
Данное направление рассматривается нами в контексте развития ситуативно - деловой формы общения со сверстниками и внеситуативно - познавательной формы общения со взрослыми.
Введение этого этапа позволяет слабовидящим детям активно прожить момент познания себя в лучших качествах, освоить способы делового общения со сверстниками,” теоретического “ сотрудничества со взрослыми, реализовать потребность в уважении старших, а также оценить отношение к себе своих сверстников.
ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ РАБОТЫ на данном этапе является РАЗВИТИЕ ПРЕДПОСЫЛОК АДЕКВАТНОЙ ОЦЕНКИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ И ПОСТУПКОВ ОКРУЖАЮЩИХ ЛЮДЕЙ.
В работе используются следующие ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, направленные на формирование навыков социальной перцепции:
1. Специально организованные занятия.
2. Этюдная деятельность.
3. Игры и упражнения.
В занятиях естественным образом сочетается этюдная деятельность ( эмоциональная, двигательная сферы ) с упражнениями на развитие взаимоотношений, общения ( коммуникативная сфера ). Одним из результатов этой работы и будет развитие навыков социальной перцепции ( восприятие человека человеком ).
В занятиях, кроме авторского, используется иллюстративный материал из книги Г. Бардиер “ Я хочу !“ . Упражнения могут быть пересмотрены, дополнены, либо наполнены новым содержанием, в зависимости от ситуации.
Сочетание изобразительной наглядности, вербального выражения, двигательной и мимической активности дает больший эффект, нежели простое рассматривание картинок и вопросно - ответная форма занятия. В данных играх главное - импровизация, и именно умение взрослого импровизировать, его гибкость и податливость в изменении содержания определяют успех этой работы. Ведь в основном от установки взрослого зависит, как произойдет достраивание образа другого человека в восприятии ребенка.
В ходе придумывания сказок и историй дети вместе со взрослым изображают каждого из персонажей, смену их настроения, а соответственно, двигательных и вербальных реакций. Постепенно происходит формирование целостного образа персонажа, дети имеют возможность увидеть и почувствовать, что эмоциональные проявления человека и сам человек - это нечто разное, что нельзя судить о человеке по одному лишь поступку. Появляется осмысленность ( как качественный признак ) в восприятии ребенком другого человека, понимание субъективности такого восприятия.
Работа в этюдах предлагает отыгрывание различных ситуаций общения, близких детям и носящих яркий эмоциональный оттенок.
Например: “ Два сердитых мальчика”, “ Обида “, “ Подружки поссорились “, “ Заботливая девочка “, “ Хвастливая мышка “, “ Кривляка “ и другие.
Также в свободной деятельности и в занятиях используются игры и упражнения, в которых ребенок занимает активную позицию в ситуации общения и самостоятельно находит выход из проблемной зоны:
“Путешествие по сказочному лесу”.
Содержание:
Дети проигрывают поход по лесу, где им встречаются разные персонажи, провоцирующие детей на плохие, отрицательные поступки. Перед походом в “лес” ребенку дается инструкция - ни в коем случае не поддаваться на провокации и совершать только добрые поступки.
“ Интервью “, “ Диалог “, “ Телефон “.
Содержание:
Развитие навыков ведения диалога в разных ситуациях с разными людьми.
“ Маски “
Содержание:
Ребенок надевает какую - либо маску и начинает вести себя как - то особенно, не так как всегда.
“ Волшебный магазин “
Содержание:
Кому каких положительных качеств не хватает, может купить в специальном волшебном магазине за доброе, вежливое слово.
“ Необычный сундучок “
Содержание:
Все свои плохие качества можно спрятать в этом сундучке, а потом и сам сундучок закопать или убрать куда - нибудь далеко - далеко, где его никто не найдет.
“ Видеоролик “
Содержание:
Снимаем на видеокамеру ( не по - настоящему ) фильм из жизни детей; есть актеры, операторы, режиссер. Зарисовываем эмоции, позы, жесты, озвучиваем.
В свободной деятельности, либо как часть занятия проводятся беседы, направленные на то, чтобы ребенок мог оценить ситуацию и свое поведение в данной ситуации:
“ Что бы ты ответил или сделал? “
- если тебя толкнут;
- если тебе наступят на ногу;
- если рядом обижают малыша;
- если тебя не берут в игру? и т. п.
Некоторые дети с трудом включаются в подобную деятельность, поскольку имеют заниженные представления о своих возможностях, уровень требовательности к себе у них повышен .
Главными результатами данного этапа являются умения, необходимые для построения первого социального контакта:
1. Умение выбирать партнера для взаимодействия.
2. Умение проявить себя как партнера по общению.
3. Умение проявить ( и принять ) встречную заинтересованность.
II ЭТАП - представляет из себя цикл коррекционно - развивающих занятий для детей шести, шести с половиной лет, направленных на развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы.
ЦЕЛЬЮ данного этапа является ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРАКТИЧЕСКОГО ВЛАДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ ОБЩЕНИЯ ( ВЕРБАЛЬНОГО И НЕВЕРБАЛЬНОГО ) И РЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Работая в данном направлении, мы облегчаем слабовидящему ребенку переход от ситуативно - деловой формы общения со сверстниками ко внеситуативно - деловой и от внеситуативно - познавательно формы ко внеситуативно - личностной форме общения со взрослыми.
Через упражнения в отношениях с другими людьми ребенок овладевает системой отношений людей , через сотрудничество, познает смысл соревнования, через сопереживание узнает взаимопонимание.
КОРРЕКЦИОННЫЙ ЦИКЛ СОСТОИТ ИЗ 9 ЗАНЯТИЙ и рассчитан на 2,5 - 3 месяца ( одно занятие в неделю ).
Каждое занятие содержит в себе 3 части:
I РАЗМИНКА, целью которой является снятие напряжения, принятие на себя ребенком необычной роли.
II ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ, целью которой является решение задач, представленных в цикле занятий.
III ПРОЩАНИЕ, целью которого является сплочение коллектива детей, формирование у кажого из детей чувства принадлежности к коллективу.
Основными результатами эффективной работы на втором этапе будут следующие умения:
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА.
- произвольное направление внимания на различные эмоциональные проявления свои и других людей ( жесты, мимика, пантомимика );
- различение и сравнение эмоциональных ощущений, определение их характера ( приятно, неприятно, спокойно, удивительно, страшно, весело и т. д. )
- самостоятельное и по образцу воспроизведение различных умений и чувств;
- в выражении собственных эмоций использование адекватных жестов и пантомимики;
- произвольное направление внимания на мышечные ощущения и соответствующие им эмоциональные реакции;
- использование собственных эмоциональных реакций в качестве оценки результативности своей деятельности;
- различение положительных и отрицательных эмоций, представление их в понятиях.
СФЕРА ОБЩЕНИЯ.
- упражнение, понимание и различение чужих эмоциональных состояний;
- использование адекватных способов воздействия на других людей
( с помощью положительных эмоциональных отношений ) ;
- проявление эмпатических чувств ( принимать эмоциональную позицию партнера по общению, отвечать без критической оценки );
- использование различных языков общения: мимика, ортокинестетика, ай - контакт.
ПОВЕДЕНИЕ
- анализ собственных поступков, корректировка поведенческих реакций в соответствии с ситуацией общения;
-
правильная оценка, ориентировка в различных проблемных ситуациях, адекватное реагирование на их изменение;
- предвидение конечного результата своих действий и поступков в жизненных ситуациях.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, первые два этапа позволяют слабовидящему ребенку:
1) выбрать партнера для взаимодействия;
2) проявить себя как партнер;
3) проявить встречную заинтересованность;
4) обменяться представлениями, чувствами, мыслями, отношениями;
5) в целом достигнуть стадии социально - психологической совместимости.
Однако для того, чтобы взаимодействие было более полным и продолжительным, необходима дальнейшая работа по развитию навыков произвольности в сфере общения.
III ЭТАП является ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫМ,
обобщающим все умения и навыки, освоенные детьми в ходе всей предыдущей работы по развитию сферы общения.
ЦЕЛЬ. Научить детей контролировать свои действия и управлять своим поведением, поступками, речью в процессе общения.
На этом этапе внеситуативно - деловая форма общения со сверстниками и внеситуативно - личностная форма общения со взрослыми приобретают новый оттенок: происходит освоение норм морали и правил поведения, осознание детьми своих прав и обязанностей. Дети учатся контролировать свои действия и поступки, выполнять определенные обязательства перед другими людьми.
Иными словами, этот этап в социальном плане является переходным от роли “ дошкольника “ к позиции “ школьника “.
III ЭТАП ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ 9 РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ.
РЕЗУЛЬТАТОМ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ:
- владение основными приемами релаксации;
- осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;
- умение концентрировать внимание в коллективной деятельности;
- умение управлять своим поведением в игровой и учебной ситуациях;
- преодаление чувства страха, застенчивости;
- использование социально - приемлимых форм поведения в конфликтных ситуациях;
- овладение основами безопасности жизнедеятельности.
Дополнительно ведется работа по развитию навыков социально - адекватного поведения.
Содержание игр, упражнений на всех трех этапах может видоизменяться, дополняться, меняться местами в зависимости от состояния группы детей в данный момент, от темпа развития детей; основывается на результатах срезовых диагностик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков и сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста (Программа «Я тебя понимаю»)
Основной целью как детского психолога, работающего в детском саду, так и в целом психологической службы образования является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье...
УТРЕННИЙ КРУГ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлено на достижение целей овладения деть...
Эмпирическое исследование влияния музыкально-театрализованной деятельности на развитие коммуникативных навыков и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
КОНФЕРЕНЦИИ «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОСТРОВНОМ РЕГИОНЕ: НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ВЫСТУПЛЕНИЕ В РАМКАХ СЕКЦИИ ОБЛАСТНОЙ II НАУЧНО &ndash...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Полезный матерал для решения проблем коммуникабельности детей старшего дошкольного возраста....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ: «РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Чтобы направить психологическое развитие дошкольников с нарушением коммуникативных навыков в нужное русло, воспитателям дошкольных учреждений нужно регулярно и последовательно заниматься обучением так...
Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по развитию коммуникативных навыков для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста....
Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Картотека театрализованных игр по развитию коммуникативных навыков у детей с ТНР старшего дошкольного возраста....