Курс занятий с детьми: «Человек среди людей» (Игры и упражнения по формированию у дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ)
план-конспект занятия
Группа формируется по результатам диагностики. Оптимальное число участников группы — 7—9 человек. Продолжительность одного занятия 15-20 минут.
Занятия с 1 по10 направлены на формирование познавательного (когнитивного) компонента; занятия с 11 по 20 – эмоционального компонента; занятия с 21 по 30 – поведенческого компонента.
Становление мотивационного компонента толерантности происходит на протяжении всего курса.
Формирование толерантности происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные, активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные способности и особенности.
Данные дидактические и методические материалы в практической деятельности можно использовать при разработке программ, проектов по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7igry_i_uprazhneniya_po_formirovaniyu_tolerantnosti.docx | 51.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Курс занятий с детьми: «Человек среди людей»
(Игры и упражнения по формированию у дошкольников толерантного отношения к сверстникам с ОВЗ)
Все игры и упражнения систематизированы в занятия.
Занятия с 1 по10 направлены на формирование познавательного (когнитивного) компонента;
занятия с 11 по 20 – эмоционального компонента;
занятия с 21 по 30 – поведенческого компонента.
Становление мотивационного компонента толерантности происходит на протяжении всего курса.
Продолжительность одного занятия 15-20 минут.
Содержание игр и упражнений по формированию познавательного компонента
Занятие №1
Упражнение для развития когнитивной сферы «Ассоциативное мышление»
Сказкотерапия «Маленький котенок»
Занятие №2
Упражнение «Развитие пространственных представлений»
Упражнение «Волшебный стул»
Сказкотерапия «Кто из нас прав?»
Занятие №3
Упражнение «Ассоциации с запахом»
Упражнение «Чем мы похожи»
Занятие №4
Упражнение «Развитие пространственных представлений»
Упражнение «Я хочу»
Арт-терапия: упражнение «Рисунок толерантности»
Занятие №5
Упражнение «Моя рука — твоя рука»
Упражнение «Поиск общего»
Упражнение «Ассоциации толерантности»
Занятие №6
Упражнение «Развитие квазипространственных представлений»
Упражнение «Я люблю»
Упражнение «Сенсорные ассоциации с толерантностью»
Занятие №7
Упражнение «Шумящие коробочки»
Упражнение «Скрепка»
Упражнение «Сходства и различия»
Занятие №8
Упражнение «Организация пространства листа»
Упражнение «Если бы я был...»
Упражнение «Найди в нас что-то общее»
Занятие №9
Упражнение «Это и хорошо, и плохо»
Занятие №10
Упражнение «Лабиринт»
Упражнение «Замечательный день»
Упражнение «Аукцион идей»
Упражнение «Я — хороший, ты — хороший»
Содержание игр и упражнений по формированию эмоционально-волевого компонента
Занятие №11
Упражнение «Тух-тиби-дух»
Упражнение «Дождь в лесу»
Занятие №12
Упражнение «Маска»
Упражнение «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»
Занятие №13
Упражнение «Расскажи про эмоцию»
Упражнение «Колыбельная»
Занятие №14
Упражнение «Угадай эмоцию»
Упражнение «Айболит»
Занятие №15
Упражнение «Изобрази голосом»
Упражнение «Плохое настроение»
Занятие №16
Упражнение «Волны»
Упражнение «Сотворение чуда»
Занятие №17
Упражнение «Танец пяти движений»
Упражнение «Утка с утятами»
Занятие №18
Упражнение «Цвет эмоций»
Упражнение «Окажи внимание другому»
Занятие №19
Упражнение «Животные и эмоции»
Упражнение «Золотая рыбка»
Занятие №20
Упражнение «Чаша доброты»
Упражнение «Подари камешек»
Содержание игр и упражнений по формированию поведенческого компонента
Занятие №21
Упражнение «Я хочу с тобой дружить»
Упражнение «Море волнуется...»
Упражнение «Плотик»
Занятие №22
Упражнение «Компас»
Упражнение «Общий рассказ»
Упражнение «Гамак»
Занятие №23
Упражнение «Передай по кругу»
Упражнение «Послушать тишину»
Упражнение «Доверие»
Занятие №24
Упражнение «Змейка»
Упражнение «Кричалки — шепталки — молчалки»
Упражнение «Гномики»
Занятие №25
Упражнение «Льдинка»
Упражнение «Хвасталки»
Упражнение «Слепой и поводырь»
Занятие №26
Упражнение «Коробки»
Упражнение «Охота»
Упражнение «Слепой полет»
Занятие №27
Упражнение «Обзывалки»
Упражнение «Разговор сквозь стекло»
Занятие №28
Упражнение «Тень»
Упражнение «Если я тебя правильно понял?»
Упражнение «Рисунки по кругу»
Занятие №29
Упражнение «Скала»
Упражнение «Дразнилки»
Упражнение «Картошка»
Занятие №30
Упражнение «Мирись и больше не дерись»
Упражнение «Найди и промолчи!»
Упражнение «Волшебные очки»
Занятие №1
Упражнение для развития когнитивной сферы «Ассоциативное мышление»
Участникам предлагается несколько слов, на которые они должны называть ассоциации. Например: верблюд — горб, гора, пустыня, кактус, песок и т.д.
Примечание. Если упражнение проводится с родителями, участникам можно дать время записать на листе бумаги все ассоциации, пришедшие им на ум. Предложенные варианты обсуждаются. Побеждает команда, придумавшая большее количество ассоциаций.
Сказкотерапия «Маленький котенок»
Жил-был котенок. Жил он в очень уютном маленьком домике вместе с мамой-кошкой, папой-котом и своими братьями и сестрами — котятами. И был он крошечный и рыжий. Да-да, солнечно-рыжий от ушей до кончика хвоста. Когда он шел по улице, его замечали уже издалека: такого он был яркого цвета. И самое удивительное, что все вокруг были серые: темно-серые, светло-серые, серые в черную и белую полоску и ни одного, ну совсем ни одного рыжего. Все в его семье — и мама, и папа, и все братья и сестры — были очень красивые серые кошки, и вся его родня были серые, и все знакомые. Словом, из всех, кого он знал, он был один такой рыжий!
И вот однажды случился с ним очень печальный случай. Когда наш маленький котенок гулял во дворе, он увидел двух сиамских котят, которые играли в мячик, прыгали и веселились.
Привет, — сказал рыжий котенок, — вы так здорово играете. Можно, и я поиграю с вами?
Не знаем, — сказали котята, — видишь, какие мы красивые: голубовато-серого цвета, а ты какой-то странный, почти красный, мы никогда таких не видели и лучше будем играть вдвоем!
Тут к ним подошел большой непослушный котенок из соседнего двора, темно-серый в тонкую черную полоску. Он недобро усмехнулся и сказал: «Ты совсем не похож на нас... Очень может быть, что ты вовсе не маленький рыжий котенок, а просто-напросто большая красная... мышь!»
Очень-очень грустно стало маленькому котенку, он потерял аппетит и сон, и все думал, ворочаясь по ночам в своей кроватке: «Я такой маленький, такой рыжий! Другие даже не хотят играть со мной, и, наверное, никто никогда не будет со мной дружить!»
Маленькому котенку было очень обидно и больно. И стал он такой печальный, и совсем бросил гулять во дворе, а все больше сидел дома и смотрел в окно. Маме он говорил, что ему не хочется гулять, но на самом деле просто очень боялся, что никто не захочет играть с ним и ни останется один-одинешенек!
Так он сидел целыми днями у окошка и грустил. Но однажды случилось вот что: с самого утра было сыро и пасмурно, все стало серым и блеклым и всем было очень-очень грустно в такую погоду. И вдруг из-за туч выглянуло солнышко. Оно раскрасило все вокруг в яркие цвета, и всем стало светло и очень весело. «Как все любят солнышко, какое оно красивое. А ведь оно такое же оранжевое, как и я! — подумал маленький котенок. — Я буду таким же хорошим, и всем будет тепло радостно рядом со мной!» И котенок решил не бояться и выйти во двор немного погулять.
На улице была ужасная суматоха: все столпились около самого большого дерева во дворе, на котором сидел маленький белый котенок и громко плакал. Он хотел слезть вниз, но очень боялся. Все беспокоились, что он упадет. Но наш рыжий котенок храбро залез на дерево и снял малыша. Все вокруг от души радовались и говорили: «Смотрите, какой храбрый и добрый котенок!» — «Да, — говорили в ответ, — он очень смелый, настоящий герой!» И все поздравляли котенка, которому было очень приятно, он выпрямился во весь рост и распушил хвостик. «Смотрите, какой он красивый, добрый и яркий, как маленькое солнышко!»- сказал кто-то. И маленький котенок шел домой очень-очень счастливый и светло улыбался всем вокруг.
Вопросы для обсуждения
Из-за чего грустил и переживал котенок?
Почему с ним не хотели играть?
Что понял котенок, когда посмотрел на солнышко?
Зачем котенок забрался на дерево?
Почему все стали хвалить его и признали?
Чему ты мог бы научиться у котенка, а чему мог бы научить его сам?
Рефлексия занятия
Быть не таким как все — не плохо и не страшно. В себе можно найти много качеств, с помощью которых ты сможешь помогать другим и дарить им радость
Главное — быть решительным, отзывчивым и не бояться трудностей.
Занятие №2
Упражнение «Развитие пространственных представлений»
И.п. — сидя на полу.
Психолог проводит с детьми отработку понятий: «над», «под», «между», «выше», «ниже», «за», «перед», «ближе к...», «дальше от...».
Упражнение «Волшебный стул»
Предварительно психолог должен узнать «историю» имени каждого участника — происхождение и значение — и изготовить корону и «Волшебный стул» (обязательно должен быть высоким). Перед началом упражнения психолог проводит небольшую беседу о происхождении имен, а затем говорит, что будет рассказывать об именах всех детей группы, причем имена тревожных детей лучше называть в середине игры. Тот, про чье имя рассказывают, становится королем. Во время рассказа он сидит на «Волшебном стуле» в короне. В конце игры можно предложить участникам придумать разные варианты его имени (нежные, ласкательные).
Сказкотерапия «Кто из нас прав?»
Жили на свете разные звери. Как-то раз собрались они на большой поляне в лесу и стали спорить о том, какая еда вкуснее. Тигр сказал: «Вкуснее всего мясо!» — «Нет, морковка», — перебил его заяц. «Самое вкусное — это молоко», — возразила кошка. «Вкуснее всего бананы!» — закричала обезьяна. «Неправда, лучшая еда — трава», — ударила копытом лошадь. Они чуть не подрались — таким горячим был спор... Кто же прав?
Вопросы для обсуждения
О чем спорили звери?
Какую еду назвали тигр, заяц, кошка, обезьяна, лошадь?
Почему они назвали именно эту еду?
Как бы ты рассудил зверей? Рефлексия занятия
Нет чего-то «лучшего» для всех, каждому нравится свое. Нужно уважать привычки и мнения других, пытаться понять их и не навязывать своего мнения.
Занятие №3
Упражнение «Ассоциации с запахом»
Участникам предлагается какой-либо запах (баночки с аромамаслами либо кусочки фруктов). Они должны придумать цвет, вкус, звучание и тактильные ощущения от этого запаха.
Упражнение «Чем мы похожи»
Участники сидят в кругу. Психолог приглашает в круг одного из участников, у которого находит какое-либо реальное или воображаемое сходство с собой. Например: «Света, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас с тобой одинаковый цвет волос (или: мы похожи тем, что мы жители Земли и т.д.)». Ребенок выходит в круг и приглашает кого-то из участников, называя новое общее качество. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся вместе.
Занятие №4
Упражнение «Развитие пространственных представлений»
И.п. — сидя на полу.
Психолог проводит с детьми отработку понятий «право», «лево», «правее, чем...», «левее, чем...», «справа от...», «слева от...», «впереди», «сзади». Участники садятся в круг. Психолог предлагает им определить свое место: «Я сижу слева от Пети, справа от Маши, левее Сережи, напротив Саши и т.д.». Затем дети меняются местами и упражнение повторяется.
Упражнение «Я хочу»
Участникам предлагается закончить фразу: «Больше всего на свете я хочу...». Психолог обращает внимание на разнообразие ответов и подчеркивает, что каждый из нас хочет что-то свое.
Арт-терапия: упражнение «Рисунок толерантности»
С участниками предварительно обсуждается понятие толерантности и предлагается нарисовать что-либо, с чем у них ассоциируется толерантность. Затем участники показывают его друг другу и психологу, рассказывают о том, что нарисовали и почему именно так изобразили толерантность. В конце ребенок может подарить свой рисунок кому-то из участников
Занятие №5
Упражнение «Моя рука — твоя рука»
Дети разбиваются на пары и, сидя лицом друг к другу, определяют сначала у себя, затем у партнера левую руку, левое плечо, правое колено и т.д.
Упражнение «Поиск общего»
Участникам называются пары предметов, мало связанных между собой. Например: консервная банка и чашка, дерево и дом, мел и мука, матрешка и конструктор, блюдо и лодка. Нужно предложить как можно больше общих признаков для каждой пары.
Примечание. Если упражнение проводится с родителями, участникам можно дать время записать на листе бумаги все общие признаки, пришедшие им на ум. Предложенные варианты обсуждаются. Побеждает команда, придумавшая большее количество общих признаков.
Упражнение «Ассоциации толерантности»
С участниками предварительно обсуждается понятие толерантности и предлагается подобрать как можно больше ассоциаций к нему.
Занятие №6
Упражнение «Развитие квазипространственных представлений»
И.п. — сидя на полу.
Психолог проводит с детьми отработку понятий «до», «после», «раньше, «позже», «между» — предлагает детям последовательно выстроить часы в сутках, времена года, дни недели, месяцы в году.
Затем можно учить детей определять время по стрелочным часам.
Упражнение «Я люблю»
Участникам предлагается закончить фразу: «Я люблю...». Психолог обращает внимание на разнообразие ответов и подчеркивает, что каждый из нас любит что-то свое.
Упражнение «Сенсорные ассоциации с толерантностью»
С участниками предварительно обсуждается понятие толерантности, вспоминаются различные цвета, вкусы, запахи, звуки и тактильные ощущения. Затем участникам предлагается подобрать к понятию толерантности цвет, вкус, запах, звук и тактильное ощущение.
Занятие №7
Упражнение «Шумящие коробочки»
И.п. — сидя на полу.
психологу необходимо подготовить несколько одинаковых наборов коробочек, заполненных различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.д.). Дети прислушиваются к шуму одной из коробочек, которую трясет психолог, затем перебирают свои коробочки и находят шумящую так же.
Упражнение «Скрепка»
Участникам предлагается придумать как можно больше действий со скрепкой (линейкой, газетой и т.д.).
Примечание. Если упражнение проводится с родителями, участникам можно дать время записать на листе бумаги все идеи, пришедшие им на ум. Предложенные варианты обсуждаются. Побеждает команда, предложившая большее количество идей.
Упражнение «Сходства и различия»
В начале упражнения психолог проводит с детьми беседу: «Всех нас что-то объединяет, а что-то делает непохожими друг на друга. Давайте подумаем, в чем мы похожи, а что отличает нас от других». Участники в группе делятся на пары и называют по две схожие и две отличающие их черты.
Затем участникам предлагается ответить на вопросы:
Как влияют эти сходства и различия на нашу жизнь?
Влияют ли на общение с другими людьми физические недостатки человека?
Затем участникам за 30 сек. предлагается объединиться в группы по различным признакам: полу, цвету волос, знаку гороскопа, росту, цвету глаз и т.д.
В конце упражнения психолог подводит итог: «В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке можно судить по внешности, профессии, вере, но гораздо важнее, как он строит отношения в семье и с окружающими, как относится к ближнему. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Наши добрые дела сами говорят человеку, что мы принимаем его таким, какой он есть, и готовы стать ему другом».
Занятие №8
Упражнение «Организация пространства листа»
И.п. — сидя на полу.
Разлиновать альбомный лист на полосы и клетки, Показать стрелками направления движения глаз. Объяснить детям, как на пространстве альбомного листа надо размещать рисунки, располагать строчки: начинать работу с верхнего левого угла, идти слева направо, сверху вниз. Работу следует выполнять строго внутри клетки или полосы.
Упражнение «Если бы я был...»
Участникам предлагается закончить фразу: «Если бы я был животным (растением, сказочным героем и т.д.), то был бы...» и объяснить свой выбор.
Упражнение «Найди в нас что-то общее»
Психолог предлагает одному из участников выйти из комнаты. Оставшиеся делятся на две группы по какому-то определенному, выбранному группой, признаку. Выбранный признак должен фиксироваться визуально и однозначно делить группу на две части. Обе группы садятся на некотором расстоянии одна от другой. Психолог приглашает игрока в комнату и предлагает ему определить, по какому признаку разделились группы. Затем выходит другой участник, выбирается новый признак — игра продолжается.
Занятие №9
Упражнение «Это и хорошо, и плохо»
Участники (дети и родители) сидят в кругу. Воспитатель предлагает сделать двухцветный карандаш «волшебной палочкой» с двумя полюсами, один из которых будет означать «хорошо», а другой — «плохо». Выбирается тема, по которой участники будут выделять «хорошее» и «плохое». Участники передают по цепочке карандаш, поворачивая его то одной, то другой стороной вверх. Например, при обсуждении темы «Лес» участник поворачивает карандаш вверх стороной, обозначающей «хорошо», и говорит: «Лес — это хорошо, потому, что он очищает воздух». Затем он передает карандаш следующему, перевернув его вверх стороной, обозначающей «плохо». Теперь этот участник должен объяснить, почему лес — это плохо. Например, он может сказать: «В лесу можно заблудиться» — и т.д.
Упражнение «Я — хороший, ты — хороший»
Участники сидят в кругу, у психолога в руках мяч. Психолог подбрасывает мяч вверх и называет свое положительное качество. Затем бросает мяч другому участнику и называет положительное качество этого человека. Участник, получивший мяч, в свою очередь повторяет указанные действия. Мяч должен побывать у всех участников.
Занятие №10
Упражнение «Лабиринт»
Обойти стулья с продвижением вперед: справа от стула, слева от стула, над стулом, под стулом. Обязательным условием является проговаривание ребенком вслух своих действий.
Упражнение «Замечательный день»
Участникам предлагается продолжить фразу: «Сегодня замечательный день, потому что...».
Упражнение «Аукцион идей»
Участникам предлагается продолжить фразу: «Хорошо, что люди разные, потому что...».
Примечание. Если упражнение проводится с родителями, участникам можно дать время записать на листе бумаги все аргументы, пришедшие им на ум. Предложенные варианты обсуждаются. Побеждает команда, придумавшая большее количество аргументов.
Занятие №11
Упражнение «Тух-тиби-дух»
Дети, не разговаривая, хаотично движутся по комнате и, останавливаясь друг напротив друга, сердито произносят волшебное слово от плохого настроения, обид и разочарований: «Тух-тиби-дух». В ответ участник может промолчать или трижды произнести волшебное слова: «Тух-тиби-дух». После этого продолжить движение по комнате, время от времени останавливаясь перед кем-нибудь и сердито произнося волшебное слово. Важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему напротив. Через некоторое время дети не смогут не смеяться, и их настроение улучшится.
Упражнение «Дождь в лесу»
Дети становятся в круг, друг за другом — они «превращаются» в деревья в лесу.
Психолог: В лесу светило солнышко, и все деревья потянули к нему свои веточки. Высоко-высоко тянутся, чтобы каждый согрелся.
Участники поднимаются на носки, высоко поднимая руки, перебирая пальцами.
Подул сильный ветер и стал раскачивать деревья в разные стороны. Но крепко держатся корнями деревья, стоят прямо и только раскачиваются.
Раскачиваются в стороны, напрягая мышцы ног.
Ветер принес дождевые тучи, и деревья почувствовали нежное прикосновение первых капель дождя.
Легкими движениями пальцев касаются спины стоящего рядом товарища.
Дождик стучит все сильнее и сильнее.
Усиливают движения пальцами.
Деревья стали жалеть друг друга, защищать от сильных ударов дождя своими ветвями.
Проводят ладонями по спинам товарищей.
Но вот вновь появилось солнышко. Деревья обрадовались, стряхнули с листьев лишние капли дождя.
Встряхивают руки.
Занятие №12
Упражнение «Маска»
Дети садятся в круг. Первый участник упражнения фиксирует на споем лице какое-нибудь выражение (маску), демонстрирует его всем детям и «передает» соседу справа (слева). Выражение лица может быть страшным, смешным, угрожающим и т.д. Сосед должен в точности повторить это выражение, изменить на новое и «передать» следующему участнику упражнения.
Упражнение «Ласковые руки — добрый взгляд — приятная улыбка»
Участникам предлагается положить руки на руки соседа, сидящею слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться. И так по кругу.
Занятие №13
Упражнение «Расскажи про эмоцию»
Психолог обсуждает с участниками понятие «эмоция»: «Что такое эмоции?», «Какие эмоции вы знаете?», «Как часто человек испытывает их?», «Для чего они нужны?», «По каким признакам мы замечаем, что испытываем какие-то эмоции?»
Затем перед детьми выкладываются карточки с изображениями людей, испытывающих различные эмоции, разбираются ситуации, в которых эти эмоции возникают, признаки, по которым мы понимаем, что человек испытывает именно эту эмоцию. Затем карточки переворачиваются. Детям предлагается наугад вытянуть любую из них, изобразить выбранную эмоцию, рассказать историю из своей жизни, связанную с ней.
Упражнение «Колыбельная»
Звучит медленная, спокойная музыка. Дети вместе со взрослыми сидят на полу. Затем психолог укладывает одного из детей на пол и в такт музыке мягко поглаживает его по спине. Остальные дети присоединяются к воспитателю, и все вместе ласково касаются, гладят лежащего ребенка. Психолог укладывает еще нескольких детей, давая сигнал остальным гладить, баюкать их. На протяжении игры дети меняются ролями.
Занятие №14
Упражнение «Угадай эмоцию»
Участникам предлагается наугад вытащить карточку, изобразить нарисованную на ней эмоцию. Остальные должны попробовать угадать, какая это эмоция. Затем ведущий меняется.
Упражнение «Айболит»
Участникам предлагается «превратиться в зайцев». По очереди «зайцы» показывают, что у них болит. Остальные участники угадывают; что болит у «зайки», и жалеют его: «Не болит у зайки...». В конце игры все «зайки» выздоравливают и радостно прыгают.
Занятие №15
Упражнение «Изобрази голосом»
Участникам предлагается проговаривать одну и ту же фразу (например, «Сегодня на улице светит солнце») с разными интонациями (радость, грусть, злость, удивление, скука, отвращение, удовольствие и др.).
Упражнение «Плохое настроение»
Психолог объясняет участникам, что у каждого человека может быть плохое настроение и что окружающим нужно постараться понять его причину и научиться правильно реагировать на плохое поведение и высказывания человека. Затем психолог говорит: «Один мальчик пришел в детский сад в плохом настроении и сердито сказал своему другу: "Я не буду с тобой играть". Его друг подумал немного и спокойно спросил: "Ты имеешь в виду, что тебе хочется поиграть с другими детьми?" У мальчика улучшилось настроение, потому что друг не стал с ним спорить, ругаться, не обиделся, а просто постарался его понять».
После выбирается водящий, который будет изображать ребенка в плохом настроении. Остальные участники пытаются правильно реагировать, начиная любое высказывание со слов: «Ты имеешь в виду, что...».
Занятие №16
Упражнение «Волны»
Для выполнения этого упражнения потребуются две голубые атласные ленты длиной в 1—1,5 м. Психолог называет участникам по очереди то или иное чувство и предлагает попробовать с помощью лент показать «волны радости», «волны гнева», «волны страха» и др.
Упражнение «Сотворение чуда»
Участники разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка или любой другой предмет). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могу тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой» (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке и др.).
Занятие №17
Упражнение «Танец пяти движений»
Для проведения упражнения потребуется запись пяти мелодий: плавная музыка, импульсивная, резкая (или бой барабанов), хаотичный набор звуков, лирическая музыка, спокойная (или шум воды).
Участникам необходимо прослушать их по очереди и подумать, кто под какую мелодию мог бы танцевать, какие должны быть движения, показать их под музыку.
Затем все пять мелодий звучат без остановок. Участники танцуют «Танец пяти движений». Музыка заканчивается, участники останавливаются. Психолог предлагает послушать тишину, приложить руку к сердцу, ощутить его биение. Психолог задает детям вопросы: Какая мелодия понравилась больше? Какие движения было приятно выполнять? И т.п.
Упражнение «Утка с утятами»
Один из участников становится «мамой-уткой», психолог — «хищным коршуном», остальные — маленькими «утятами». Сначала «мама-утка» с «утятами» греются на солнышке, купаются в пруду, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает «хищный коршун» и пытается выкрасть «утят». «Мама-утка» должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать покрывало или любой большой отрез материи, чтобы дети могли спрятаться под ним. Спрятанного «утенка» «коршун» украсть не может. Когда все «утята» спрятаны, «коршун» еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. «Мама-утка» выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. Затем роль мамы-утки выполняют другие участники.
Занятие №18
Упражнение «Цвет эмоций»
Из участников выбирается водящий. Он покидает комнату, а остальные загадывают какой-нибудь цвет, для начала лучше один из основных: красный, зеленый, синий, желтый. Водящий возвращается, и все участники своим поведением пытаются изобразить этот цвет, не называя его. Если водящий отгадывает его, выбирается другой водящий, если нет — остается прежний.
Упражнение «Окажи внимание другому»
Участники становятся в круг и по очереди говорят друг другу что-то хорошее, например, о личностных качествах, внешности, умениях, манере поведения товарища и т.п. В ответ ребенок говорит: «Спасибо, я тоже думаю, что я...» (повторяет сказанное ему, а затем добавляет еще какое-то положительное качество: «А еще я думаю, что я...»).
Занятие №19
Упражнение «Животные и эмоции»
Для выполнения этого упражнения потребуется набор маленьких пластмассовых животных — диких и домашних. Психолог расставляет животных на столе. Затем называет ту или иную эмоцию и просит участников выбрать животное, которое ассоциируется с ней, взять это животное в руки и по возможности объяснить свой выбор.
Упражнение «Золотая рыбка»
Каждому участнику предлагается описать известный сюжет, например, «Сказку о рыбаке и рыбке», от лица какого-то персонажа: старика, старухи, рыбки, моря и т.д. При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы в рассказе звучало именно то, в чем действительно принимал участие данный персонаж, и задавать провокационные вопросы: «А что ты при этом чувствовал?», «Откуда ты это знаешь, ведь тебя там не было?» и т.п.
Занятие №20
Упражнение «Чаша доброты»
Участники сидят на полу. Психолог: «Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте перед собой свою любимую чашку. Мысленно наполните ее до краев своей добротой. Представьте рядом чужую чашку, она пустая. Отлейте в нее из своей чашки доброты. Рядом еще одна пустая чашка, еще и еще... Отливайте из своей чашки доброту в пустые. Не жалейте! А сейчас посмотрите в свою чашку. Она пустая, полная? Добавьте в нее своей доброты. Вы можете делиться своей добротой с другими, но ваша чашка всегда будет оставаться полной. Откройте глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У меня есть полная чашка доброты!»
Упражнение «Подари камешек»
Психолог предлагает участникам взять из коробки камешки и подарить другому участнику со словами: «Я дарю тебе этот камешек, потому что ты самый...».
Занятие №21
Упражнение «Я хочу с тобой дружить»
Участники садятся в круг. Каждый участник, называя соседа справа (или слева) по имени, говорит ему: «...(Имя), я хочу с тобой дружить». Если участник еще не знает имени своего соседа, он должен спросить у него: «Как тебя зовут?» Упражнение помогает ребенку почувствовать, что он принят другими детьми, настроиться на доброжелательные отношения
Упражнение «Море волнуется...»
Участникам предлагается интенсивно двигаться по комнате, принимая различные позы. Воспитатель произносит:
Море волнуется — раз! Море волнуется — два! Море волнуется — три! Морская фигура — замри!
Дети замирают в одной из поз. По команде психолога «Отомри!» упражнение продолжается.
Упражнение «Плотик»
Участникам предлагается лечь на пол плечом к плечу («плотиком»), вытянуть руки вверх и по очереди перекатываться «бревнышком» друг через друга, перебираясь таким образом на «другой берег». В ходе упражнения психолог объясняет, что все мы отличаемся по весу, росту, цвету волос и т.д., и только настоящие друзья смогут справиться с этим заданием. Упражнение может проводиться в парах.
Занятие №22
Упражнение «Компас»
Участники выстраиваются друг за другом «паровозиком» и кладут руки на плечи впередиидущего. Глаза должны быть закрыты. Ведущий — «компас» — идет первым с открытыми глазами по комнате, меняя направление. Он должен так вести группу, чтобы все находились в безопасности. При большом количестве участников можно разбить группу на несколько команд. Успешность выполнения упражнения зависит от каждого участника. В роли ведущего поочередно могут быть все участники. В конце упражнения обсуждаются ощущения участников в роли ведущего и ведомого.
Упражнение «Общий рассказ»
Участники сидят в кругу. Психолог начинает рассказ на какую-либо тему (например, о лете), но произносит только первое предложение. Следующий участник произносит второе предложение и т.д. — по кругу.
Упражнение «Гамак»
На полу расстилается покрывало. Участникам предлагают представить, что это гамак. Каждый участник по очереди ложится в гамак, остальные встают вокруг покрывала, берутся за края и потихоньку раскачивают лежащего в гамаке. Важно добиться, чтобы все почувствовали себя комфортно в гамаке. Каждому лежащему в гамаке участнику воспитатель задает вопросы: «Тебе нравится качаться в гамаке?», «Ты доверяешь группе?», «Ты хочешь с ними дружить?» И т.д.
Занятие №23
Упражнение «Передай по кругу»
Участники встают или садятся в круг. Необходимо передавать мяч по кругу так, чтобы он не упал. Сначала можно потренироваться передавать мяч двумя руками. Участников нужно предупредить, чтобы они отпускали мяч, только когда их сосед его примет. Затем мяч передается по кругу ногами; локтями; зажатый между подбородком и шеей (в данных случаях упражнения выполняются без помощи рук).
Возможны варианты с передачей по кругу зажженной свечи (в этом случае должен использоваться удобный подсвечник, чтобы участники не могли обжечься) или стакана с водой, наполненного до краев (в этом случае воду нельзя проливать). Сначала эти два варианта упражнения выполняются с открытыми глазами, потом с закрытыми.
Упражнение «Послушать тишину»
Участники лежат на спине. Необходимо закрыть глаза и последовательно послушать звуки за окном, затем — в комнате, свое дыхание, биение сердца. Далее услышанное обсуждается. Группа приходит к выводу, что, когда внимательно слушаешь, можно услышать многое.
Упражнение «Доверие»
Один из участников встает к группе спиной и падает на руки детей, которые сидят на полу и осторожно ловят его (воспитатель должен обязательно подстраховать падающего). Перед началом выполнения упражнения психолог должен провести с участниками беседу об умении поддержать близкого человека, необходимости доверия и т.д. и задать падающему ребенку вопросы: «Ты доверяешь группе?», «Ты боишься падать?» Следует обратить внимание группы на то, что падающий ребенок боится, но доверяет остальным детям и его нельзя подвести. В роли «падающего» должен выступить каждый участник группы.
Занятие №24
Упражнение «Змейка»
Участники встают друг за другом, руки кладут на плечи впередистоящего. Первый участник — «голова змеи», последний — «хвост змеи» «Голова змеи» должна, отцепившись от змейки, пробежать между всеми участниками и превратиться в «хвост». Сначала упражнение проводится, когда змейка стоит на месте, затем в движении. При большом количестве участников можно разделиться на команды и устроить соревнование.
Упражнение «Кричалки — шепталки — молчалки»
Из разноцветного картона вырезаются три силуэта ладони: красный, желтый, синий — сигналы. Когда психолог поднимает красную ладонь — «кричалку» — можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтую ладонь — «шепталку» — можно тихо передвигаться и шептаться. На сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на мо и или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».
Упражнение «Гномики»
Для игры нужны колокольчики по числу участников. Один колокольчик не должен звенеть. Психолог предлагает участникам поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, и когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу: может загадать любое желание, которое когда-нибудь исполнится. Участники получают колокольчики (одному из них достается испорченный). «Давайте послушаем, как звенят ваши колокольчики! Каждый из вас по очереди будет звенеть и загадывать свое желание, а мы будем слушать». Участники по кругу звонят в колокольчики, но вдруг оказывается, что один из них молчит. «Что же делать? Это такое несчастье для гномика! Он теперь не сможет загадать желание... Может, мы его развеселим? Или подарим что-нибудь вместо колокольчика? Или попробуем выполнить его желание? (Участники предлагают свои решения.) А может, кто-нибудь уступит на время свой колокольчик, чтобы он мог позвонить и загадать желание?» Обычно кто-нибудь предлагает свой колокольчик, за что, естественно, получает благодарность товарища и одобрение взрослого. В этой игре важно привлечь внимание детей к обделенному сверстнику, вызвать их сочувствие и желание помочь.
Занятие №25
Упражнение «Льдинка»
Детям предлагается представить себя участниками экспедиции, отправившейся на Северный полюс изучать белых медведей. Далее рассказывается о том, что «льдинка» (расстеленные на полу газеты) со всеми участниками экспедиции «откололась», «поплыла в Африку и «стала таять» (воспитатель отрывает куски газет, чтобы льдина становилась меньше). А чтобы «спастись», «не упасть в море» и быть «съеденными акулами», участникам необходимо тесно прижаться друг к другу. Если кто-то оступается и «падает в море», проигрывает вся команда. По окончании игры остается небольшой кусок «льдинки», котором участники «доплывают до Африки». Психолог предлагает детям посмотреть, на какой маленькой «льдинке» они смогли уместиться.
Необходимо обсудить сложности, которые участники испытали в процессе игры, предложить им подумать, кто должен был встать в середине (девочки, дети помладше), а кто — по краю (мальчики, дети постарше). Затем психолог предлагает детям сыграть еще раз и сравнить результаты.
Упражнение «Хвасталки»
Участники садятся в круг и начинают рассказывать о своих успехах и достижениях в любой сфере. Обязательное условие упражнения рассказывать не всей группе, а одному конкретному человеку, там как для этого требуется больше мужества. Участник упражнения, которому рассказали «хвасталку» должен ответить: «Я рад за тебя!» - и поделиться своими достижениями со следующим участником.
Упражнение «Слепой и поводырь»
Участники делятся на пары. Одному участнику из каждой пары предлагается надеть повязку («слепой»), второй будет «поводырем». Задание для поводыря: положить руки на плечи «слепого», провести его по отведенному участку, обходя предметы на пути. Затем «слепой» и «поводырь» меняются ролями.
Занятие №26
Упражнение «Коробки»
Для проведения упражнения необходимы пустые коробки из-под обуви. Участники разбиваются на пары, одна нога каждого участника ставится в «общую» коробку в центре, а другая — в отдельные, стоящие по бокам. Затем участникам предлагается пройти с коробками на ногах некоторое расстояние. Для успешного выполнения задания необходимо взяться за руки или обняться, а также научиться подстраиваться друг под друга и договариваться. Если участники справляются с заданием, можно предложить им взять в компанию еще игрока.
Упражнение «Охота»
Детям предлагается поиграть в Зайца и Охотника. Двум участникам — Зайцу и Охотнику — завязывают глаза. В начале игры Охотник и Заяц стоят в противоположных углах «поля». Заяц пытается перебежать поле — Охотник пытается поймать его. Участники могут рассчитывать только на свой слух: Заяц — чтобы определить, где находится Охотник, и увернуться от него, Охотник — чтобы идти точно туда, где он слышит Зайца. Все остальные участники тихо стоят по краю поля и следят, чтобы Заяц и Охотник ни обо что не ударились и не вышли за границу поля. Если Заяц достигнет противоположного конца поля — он в безопасности.
Упражнение «Слепой полет»
Участники разбиваются на пары. Один играющий — маленький Самолет, который должен приземлиться на неосвещенном аэродроме. Его партнер—Авиадиспетчер. Он может руководить Самолетом только при помощи слов. Разметьте на полу «посадочную полосу» шириной 1 м, длиной примерно 6 м с одним-двумя легкими поворотами. В конце «посадочной полосы» положите одеяло. После «полета» дети меняются ролями.
Занятие №27
Упражнение «Обзывалки»
Участникам предлагается по кругу «обзываться» разными необидными словами. Обговаривается тема, например, это могут быть овощи, фрукты, предметы мебели и т.д. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты... морковка!» Тот, в чей адрес звучит «обзывалка», должен защититься одной из «волшебных» фраз («Сам такой», «Кто как обзывается, тот сам так называется», «Шел крокодил, твое слово проглотил» и т.д.). Необходимо заострить внимание участников на том, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не нужно. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты... солнышко!»
Упражнение «Разговор сквозь стекло»
Участники разбиваются на пары. Один из них находится в большом магазине, а другой — ждет его на улице. Но они забыли договориться о том, что надо купить, а выход — в другом конце магазина. Участники должны договориться о покупках сквозь стекло витрины только при помощи жестов.
Занятие №28
Упражнение «Тень»
Участники разбиваются на пары. Один из них будет Человеком, а другой — его Тенью. Человек делает движения, а Тень их повторяет в том же ритме, что и Человек. Она должна догадаться о самочувствии, мыслях и целях Человека, уловить все оттенки его настроения.
Упражнение «Если я тебя правильно понял?»
Упражнение выполняется по кругу. Участники по очереди высказываются на тему «Что такое доброта?». После того как один из участников закончил говорить, его сосед справа кратко повторяет изложенное, начиная словами: «Если я тебя правильно понял...». Первый участник должен оценить точность пересказа. Затем на предложенную тему говорит сосед справа и т.д.
Упражнение «Рисунки по кругу»
За ограниченное время (1—2 мин) участники на листе бумаги рисуют на заданную тему. Затем по команде психолога передают свой рисунок соседу справа (слева), который продолжает чужой рисунок. Упражнение заканчивается, когда каждый ребенок получит «свой» рисунок. По завершении упражнения каждый участник рассказывает о своем рисунке. При большом количестве участников можно разделиться на группы.
Занятие №29
Упражнение «Скала»
Участники, сидя или лежа на полу, выстраивают «скалу», принимая различные позы, держась друг за друга. Условная линия на полу обозначает «обрыв». По команде психолога «Скала готова? Замри!» «альпинист» должен пройти вдоль обрыва перед скалой и не «сорваться». Он может держаться за скалу. Все участники упражнения могут выступить в роли «альпиниста».
Упражнение «Дразнилки»
Из участников выбирается ведущий. Он должен высказать несколько критических замечаний в адрес каждого играющего. Задача — создать ситуацию, когда игрок должен либо признать критику в свой адрес, либо поспорить с ведущим, доказать свою точку зрения. Критика со стороны ведущего может быть любой, например, он может сказать кому-нибудь из игроков: «Ты не умеешь рисовать!» Если участник игры спокойно соглашается с этим: «Да, я не умею рисовать!» — он должен при этом привести другое качество, которым может гордиться, например: «Зато я умею танцевать!» Если участник не согласен с утверждением ведущего, он должен спокойно объяснить, почему тот не прав.
Упражнение «Картошка»
Необходимо подготовить картофелины (или грецкие орехи) по числу участников. Психолог говорит участникам: «Часто бывает так, что нам кажется, будто все люди обладают совершенно одинаковыми качествами, и никто ничем не выделяется. Однако стоит нам поближе познакомиться с человеком, побольше узнать о нем, и его индивидуальность, неповторимость окажется совершенно очевидной. Давайте попробуем доказать это. Вряд ли кто-нибудь из вас считает, что эти картофелины (орехи) чем-то отличаются друг от друга. Но стоит только рассмотреть их получше, и у каждой картофелины (ореха) найдется какой-нибудь отличительный признак».
Каждый получает по картофелине (грецкому ореху) и в течение не скольких минут запоминает ее «особые приметы» как зрительно, так и на ощупь. Затем картофелины собираются и перемешиваются. Каждый должен найти свою картофелину.
Занятие №30
Упражнение «Мирись и больше не дерись»
Участникам предлагается вспомнить все способы примирения
Упражнение «Найди и промолчи!»
Психолог показывает детям небольшой яркий предмет (коробочку кубик, мячик, игрушку) и просит закрыть глаза и отвернуться. Предмет прячется, но там, где дети легко смогут найти его. Задача играющих - найти спрятанный предмет, но не показать вида, а тихонько отойти сторону, сесть на место. Выигрывает тот, кто первым отыскал карандаш и сумел сдержать себя до конца игры.
Упражнение «Волшебные очки»
Психолог показывает участникам коробочку с сюрпризом, торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, увидит только хорошее в других, и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки.. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому. Психолог называет какое-либо его достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, у кого-то красивое платье и пр.) Затем участники по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае затруднения можно помочь и подсказать. Повторы в игре не страшны, хотя желательно расширять круг названных хороших качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия на тему: "Человек среди людей".
Конспект для учеников начальной школы....
проект Формирование толерантного отношения к сверстникам и развитие коммуникативных способностей
проект...
Картотека игр для детей дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к сверстникам
В картотеке игр представлены упражнения направленные на воспитание толерантности и развитие коммуникатичных навыков; развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста....
«Влияние семьи на формирование толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста».
Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это выглядит как определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отноше...
Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
Цель: содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Задачи:Формировать основы толерантного поведения у дошкольниковПродолжать раз...