«Влияние семьи на формирование толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста».
консультация

Щеглова Евгения Павловна

Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это выглядит как определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx25.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

на тему:

«Влияние семьи на формирование толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста».

Подготовила: воспитатель

Щеглова Е.П.

Если рассматривать роль родителей в социально-коммуникативном развитии своего ребенка, учитывая перечень обретаемых качеств этой образовательной области, мы можем смело говорить о таком понятии как «толерантность»

Понятие толерантности непостоянное: он складывается на протяжении времени, меняется со временем и процесс этот движимый, поскольку, накапливая разносторонние значения, это понятие наполнятся новыми смыслами в соответствии с действительностью. Актуальность формирования толерантного сознания, толерантного поведения и толерантной личности подчеркивается в принятой Правительством Российской Федерации в 2001г. Федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Что же такое толерантность? От чего зависит воспитание толерантности? Умеем ли мы, взрослые, воспитать это качество личности в своих детях?

Я не уверена в том, что многие родители задают себе этот вопрос, но при этом каждый родитель хочет видеть своего ребенка в будущем благополучным и успешным, комфортно чувствующим себя в социальной реальности. Забывая, основную аксиому педагогики, которую сформулировал еще К. Д. Ушинский и которая заключается в том, что личность формируется личностью, а характер – характером.

А ведь именно родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, если это качества отсутствуют у самих родителей.

Толерантность – понятие сложное и неоднозначное.

Например, в английском языке, толерантность обозначает "готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь",  во французском - "уважение свободы другого, его образа мысли, поведения",  в китайском - быть толерантным значит "позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других ".  В русском языке существуют два слова со сходным значением - толерантность и терпимость. Более знакомое и привычное слово "терпимость", употребляемое в обыденной речи, означает "способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей ".

Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это выглядит как определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отношении друг друга, в основе которых лежат взаимное уважение интересов, ценностей, позиции, занятой обеими сторонами.

Само воспитание детей в семье требует толерантного подходу к процессу воспитания. Трудно не согласиться с Антуан де Сент-Экзюпери, который говорил, что ключ к окружающим нас людям лежит в нас самих. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками и детьми существенно влияют на формирование толерантности. Если вы терпеливы по отношению к маленьким детям, добры, объективны, вам не трудно простить друг другу, вы стараетесь понять поступок другого человека, не осуждая его, то вы стоите на правильном пути к толерантности. Но путь этот непростой и начинать выстраивать правильные, отношения между вами и вашим ребенком нужно с раннего детства.

Первое знакомство с основами воспитания толерантности происходит в младенчестве, когда ребенок слышит «материнский фольклор»: колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, плясовые песенки. Народная культура закладывает фундамент межличностных отношений, доносит в приемлемой форме нормы и правила социальных отношений, стимулирует проявление начальных социальных эмоций.

Приобщая ребенка к окружающему миру, мы учим замечать его красоту, неповторимость, учим заботиться о нем.

Знакомясь с родным краем, с народными праздниками, ребенок приобщается к социально-культурному опыту нации, где в обстановке радости, хорошего настроения, воспитывается чувство любви к близким, привязанность к сверстникам.  знакомство с элементарными представлениями о добре, отзывчивости, дружелюбии, общению, способности к сопереживанию.

В помощь этим зарождающимся чувствам приходит чтение детям художественных произведений, народных сказок, которые помогают расширить представления детей о доброте, красоте, взаимопониманиях; помогают детям понять, что люди могут испытывать разные чувства: радости, грусти, злобы, страха. Проживание родителей вместе с детьми разных ситуаций дает возможность закрепиться и окрепнуть появившимся чувствам у ребенка и постепенно сформировать опыт правильной оценки хороших и плохих поступков; это способствует формированию нравственных отношений к другому, гуманных способов проявления сочувствия, сопереживания.

Большое внимание родителям необходимо уделять формированию у ребенка целостного представления о себе, необходимо научить ребенка «прислушиваться» к собственным ощущениям, рассказывать о своих чувствах и переживаниях

Для того, чтобы находясь в обществе сверстников, малыш научился устанавливать с ними дружеские отношения, необходимо научить его разбираться в причинах собственных поступков, находить способы примирения с друзьями, формировать дружеские взаимоотношения, и при этом вести поиск своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставляя себя другим. Занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими, обеспечивает ребенку развитие нового уровня самосознания, решает задачи социально-нравственного развития. Ребенок учится понимать, что принятие его другими зависит от его принятия других. Самопознание, адекватное отношение к себе рождает потребность в ценностном отношении к окружающим людям.

Толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей. И воспитывать это качества у ребенка должны в первую очередь родители, имея в помощниках крепкую и дружную семью родных и близких людей, воспитателей, педагогов, общество, в котором растет ребенок и которое само диктует характер этих отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование толерантного отношения к окружающим у детей дошкольного возраста.

В настоящее время дети испытывают дефицит  внимания. Родители делают акцент на познавательном развитии детей, желая как можно лучше подготовить их к школе, недооценивая при этом важность ра...

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

«Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость прео...

Формирование правильного отношения к природе у детей дошкольного возраста.

Раскрыт вопрос экологического воспитания  детей дошкольного возраста, в соответствии с  федеральными государственными требованиями и основной общеобразовательной программой дошкольного образ...

Формирования положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания дошкольников. Поэтому достижения трудовых целей и их результаты должны доставлять радость детям и вызывать их эмоциональный от...

«Формирование доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего возраста»

Формирование доброжелательного отношения к сверстникам у детей среднего возраста....