Картотека игр для детей дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к сверстникам
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В картотеке игр представлены упражнения направленные на воспитание толерантности и развитие коммуникатичных навыков; развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_igr_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 864.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр для детей дошкольного возраста
по формированию толерантного отношения
к сверстникам
ЗЕРКАЛО
Цель: актуализация опыта и знаний из области эмоциональной сферы.
Ход: Один ребенок показывает какую-либо гримасу соседу. Тот, в свою очередь «передразнивает» его как можно точнее и передает дальше - своему соседу. «Гримаса» передается по кругу. Упражнение заканчивается, когда она возвращается к первому участнику.
Так же «передается» еще несколько эмоций.
МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ
Цель: направлено на обучение детей навыку в приемлемой форме выплескивать накопившийся у них гнев.
Ход: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга: По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывать: «у-у-У!» Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но, помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Дав детям пошуметь, взрослый прекращает игру: «Пошутили - и достаточно. Давайте снова станем детьми!»
ОБЗЫВАЛКИ
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
Ход: Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб, цветов... Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты..». Например: «А ты - морковка!» В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты - моя радость!» У детей, получивших возможность выплеснуть, с разрешения взрослого, негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.
Упражнение желательно проводить в быстром темпе. Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.
ВОЛШЕБНЫЕ ШАРИКИ
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход: дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки, согрейте, сложите ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».
ЭТО Я. УЗНАЙ МЕНЯ
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
Ход: дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Ребенок, которого поглаживают, должен отгадать, кто до него дотронулся. Воспитатель помогает ребенку отгадать, называя по очереди имена участвующих в игре детей. Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.
УЛИТКА
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение импульсивности.
Ход: взрослый показывает детям картинки с изображением улитки и лягушки, объясняя им, почему улитка боится лягушку, что делает улитка в момент опасности. Затем взрослый встает во главе строя детей, а дети пристраиваются «паровозиком» - каждый обнимает за талию стоящего впереди. Взрослый говорит, что теперь они все вместе - большая улитка. По команде воспитателя «Лягушка» улитка закручивается в спираль и замирает, не двигается, не шевелится. По команде «Лягушка ускакала» дети, не разрывая цепочки, прохаживаются по комнате и хором говорят: «Вновь гулять улитка хочет, радуется и хохочет». Упражнение повторяется до тех пор, пока не перестанет доставлять детям удовольствие.
ДОБРЫЙ БЕГЕМОТИК
Цель: снятие эмоционального напряжения, агрессии, снижение двигательной активности.
Ход: дети встают в шеренгу. Воспитатель говорит, что все вместе они маленький добрый бегемотик. Каждый ребенок обнимает за талию или кладет руки на плечи стоящего впереди. Воспитатель просит каждого ребенка погладить своего соседа по плечику, по головке, по спинке, по ручке... Затем воспитатель просит «бегемотика» походить по комнате, присесть. Обычно дети, приседая все вместе, падают и смеются. Иногда игра превращается в общую «кучу-малу» ко всеобщему удовольствию всех участников.
МОЙ ХОРОШИЙ ПОПУГАЙ
Цель: развитие эмпатии, быстроты реакции, снятие агрессии, расширение словарного запаса и поведенческого репертуара.
Ход: дети стоят в кругу, плотно прижимаясь плечами друг к другу. Педагог передает одному из них плюшевого попугая или другую мягкую игрушку. Ребенок должен прижать ее к себе, назвать ласковым именем и передать другому ребенку. Сначала игра проходит в очень медленном темпе, так как детям трудно найти ласковое имя для попугая, трудно передать игрушку другому ребенку. По мере освоения этих операций темп игры, как правило, ускоряется.
ДРАКА
Цель: снятие эмоционального напряжения, направлено на расслабление мышц нижней части лица и кистей рук.
Ход: дети становятся в пары, а взрослый дает им инструкцию: что вы с другом поссорилась. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание... А теперь задумайтесь: а может, не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?
ГОВОРИ
Цель: направлено на развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ход: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них будет только один из вас и только тогда, когда я дам команду: «Говори!», давайте потренируемся: «Какое сейчас время года?» (взрослый делает паузу). «Говори!»; «Какого цвета у нас в группе потолок?»... «Говори!»; «Какой сегодня день недели?»... «Говори!»; «Сколько будет два плюс три?» и т.д. Упражнение можно проводить как с группой детей, так и индивидуально.
СДЕЛАЙ ТАК
Цель: направлено на развитие мышечного контроля, умения владеть собой.
Ход: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточку и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый говорит: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т.д.» На счет «10» все замирают на несколько секунд до сигнала взрослого, после чего меняются карточками и повторяют упражнение.
КОРОБКА ПЕРЕЖИВАНИЙ
Цель: направлено на снятие эмоционального напряжения.
Ход: Я принесла сегодня небольшую коробку. Предлагаю отправить ее по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я ее заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.
ИНТОНАЦИЯ
Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями.
Ход: Когда мы разговариваем, мы, конечно же, обращаем внимание на смысл и содержание сообщений. Но не менее, а то и более важна интонация, с которой мы произносим ту ила иную фразу. Любое предложение можно произнести с огромным количеством оттенков, и каждый раз из-за интонации предложение будет иметь новое значение. Попробуйте сказать простую фразу: «Ну, вот и все!» Но сказать ее нужно...
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РУКИ
Цель: знакомство с различными эмоциональными состояниями, анализ средств выражения, позволяющие окружающим правильно понять их.
Ход: В отличие от животных и в отличие от роботов человек — очень эмоциональное существо. Обычно все наши эмоции «написаны на лице». Способность человеческого лица передавать разные эмоциональные состояния называют мимикой. Но эмоции можно демонстрировать не только мимикой лица, а можно показать руками. Попробуйте, пользуясь только руками, изобразить: злость; грусть; испуг; радость; неприязнь.
ПИШИ КРУЖОЧКАМИ
Цель: развивать фонематический слух.
Инструкция: ребята вы должны записать слова, которые я вам диктую, но не обычными словами, а кружочками. Сколько в слове букв, столько и пишите кружочков.
Например: «суп» - о,о,о. Слова для записи: ау, рука, сои, весна, дом, роса.
ОХОТА НА ТИГРА
Цель: развитие коммуникативных навыков.
Ход игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребёнок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперёд руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей - дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (игры, подобные «Море волнуется..», «Царевна-Несмеяна»).
ЛАДОНЬ
Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.
Ход игры: дети становятся парами, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединённые, таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, реку (в виде детской железной дороги) и т.д. в этой игре пару могут составлять взрослый и ребёнок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т.д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.
КЛЕЕВОЙ РУЧЕЁК
Цель: развить умение действовать совместно и осуществлять само - и взаимоконтроль за деятельностью; учить доверять и помогать тем, с кем общаешься.
Предварительная работа: перед игрой с детьми проводится беседа о дружбе и взаимопомощи, о том, что сообща можно преодолеть любые препятствия.
Ход игры: дети встают друг за другом, и держаться за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают различные препятствия.
1. Подняться и сойти со стула.
2. Проползти под столом.
3. Обогнуть «широкое озеро».
4. Пробраться через «дремучий лес».
5. Спрятаться от диких животных.
Непременное условие для детей: на протяжении всей они не должны отцепляться друг от друга.
СЛЕПЕЦ И ПОВОДЫРЬ
Цель: развить умение доверять, помогать и поддерживать товарищей по общению.
Ход игры: дети разбиваются на пары: «слепец» и «поводырь». Один закрывает глаза, а другой водит его по группе, даёт возможность коснуться различных предметов, помогает избежать различных столкновений с другими парами, даёт соответствующие пояснения относительно их передвижения. Команды следует отдавать стоя за спиной, на некотором отдалении. Затем участники меняются ролями. Каждый ребёнок, таким образом, проходит определённую «школу доверия». По окончанию игры взрослый просит детей ответить, кто чувствовал себя надёжно и уверенно, у кого было желание полностью довериться своему товарищу. Почему?
ПОДАРОК НА ВСЕХ
Цель: развивать умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход игры: детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.
Лети, лети лепесток, через запад на восток,
Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли, быть, по - моему вели.
Вели, чтобы…
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
КОВРИК ПРИМИРЕНИЯ
Цель: развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликты.
Ход игры: придя с прогулки, взрослый сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились на улице. Приглашает противников присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину раздора и найти путь мирного решения проблемы. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».
РУКИ ЗНАКОМЯТСЯ, РУКИ ССОРЯТСЯ, РУКИ МИРЯТСЯ
Цель: развивать умения выражать свои чувства и понимать чувства другого человека.
Ход игры: игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки. Взрослый даёт задания: «Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше узнать своего соседа, опустите руки». «Снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки». «Ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
РАЗГОВОР ЧЕРЕЗ СТЕКЛО
Цель: развить навыки общения, мимику и жесты.
Ход игры: дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение «Через стекло». Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, «Ты забыл надеть шапку», «Мне холодно», «Я хочу пить…»), а другой группе отгадать то, что они увидели.
ИРГЫ - СИТУАЦИИ
Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.
Ход игры: Детям предлагает разыграть ряд ситуаций:
1. Два мальчика поссорились - помири их.
2. Тебе очень хочется поиграть в ту же игрушку, что и у одного из ребят твоей группы - попроси его.
3. Ты нашёл на улице слабого, замученного котёнка - пожалей его.
4. Ты очень обидел своего друга - попроси у него прощения, помириться с ним.
5. Ты пришёл в новую группу - познакомься с детьми и расскажи о себе.
6. Ты потерял свою машинку - подойти к детям и спроси, не видели ли они её.
7. Ты пришёл в библиотеку - попроси интересующеюся тебя книгу у библиотекаря.
8. Ребята играют в интересную игру - попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь, если они тебя не захотят принять?
9. Дети играют, у одного ребёнка нет игрушки - поделись с ним.
10. Ребёнок плачет - успокой его.
11. У тебя не получается завязать шнурок на ботинке - попроси товарища помочь тебе.
12. К тебе пришли гости - познакомь их с родителями, покажи свою комнату и свои игрушки.
13. Ты пришел с прогулки проголодавшийся - что ты скажешь маме или бабушке.
14. Дети завтракают. Витя взял кусочек хлеба, скатал из него шарик. Оглядевшись, чтобы никто не заметил, он кинул и попал Феде в глаз. Федя схватился за глаз и вскрикнул. - Что вы скажете о поведении Вити? Как нужно обращаться с хлебом? Можно ли сказать, что Витя пошутил.
ЗАКОРЮЧКА
Цель: развивать уважение в общении, умение учитывать интересы других детей.
Ход игры: взрослый предлагает детям волшебный фломастер, который превращает простые закорючки в разные предметы, животных, растения. Первый игрок берет фломастер и рисует на листе небольшую закорючку. Затем предлагает этот лист следующему игроку, который дополнит закорючку так, чтобы получился какой-нибудь предмет, или животное, или растение. Потом второй игрок рисует для следующего игрока новую закорючку и т.д. В конце определяют победителя игры.
БЕЗ МАСКИ
Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.
Предварительная работа: перед началом игры взрослый говорит воспитанникам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.
Ход игры: все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое взрослым. Примерное содержание незаконченных предложений:
«Чего мне по-настоящему хочется, так это….»
«Особенно мне не нравится, когда….»
«Однажды меня очень напугало то, что….»
«Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я…»
ИМЕНА
Ход игры: взрослый по очереди спрашивает у детей: «Как можно изменить твоё имя? Как тебя ласково зовут дома? Как бы ты хотел, чтобы тебя называли?»
УЗНАЙ, ПРО КОГО РАССКАЖУ
Ход игры: взрослый описывает внешность кого-либо из ребят, а дети, разглядывая себя в большом зеркале, угадывают, о ком идёт речь.
ПОХВАЛИ СЕБЯ
Ход игры: дети сидят в кругу, у педагога в руках мяч. Взрослый предлагает детям, передавая мяч по кругу, похвалить себя. Хвалить можно за красоту, хорошие поступки, хорошие черты характера (привести пример: я добрый, отзывчивый, ласковый и т. п.). После игры - обсуждение:
Легко ли было хвалить себя?
Кого вам легче хвалить, себя или других?
Кто вас хвалит?
Что вы чувствуете, когда вас хвалят?
Вы любите хвалить других?
МОЯ УЛИЦА
Ход игры: 1 часть. Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, называют улицу, на которой они родились. Взрослый записывает или запоминает названия улиц.
2 часть. Взрослый говорит: «Улица моя родная, как зовут тебя я знаю. (говорит название одной из улиц), а дети, которые родились на этой улице, встают в центр круга и обнимаются. (Если какую-либо улицу назвал только один ребёнок, то взрослый называет две или три улицы, чтобы в круг встали несколько детей).
ДОМИНО
Ход игры: первый участник (желательно - ведущий) становится в центр и называет две свои характеристики - «С одной стороны, я ношу очки, с другой - люблю мороженое». Участник, который тоже носит очки или тоже любит мороженое подходит к первому участнику и берет его за руку, говоря, например «С одной стороны, я люблю мороженое, с другой стороны - у меня есть собака». Игра продолжается, пока все участники не станут частью домино. Возможны вариации в самом построении домино - можно построить круг или типичную «доминошную» структуру, участники могут браться за руки, обниматься, стоять или лежать на полу, и т. д.
Вопросы для обсуждения:
- что нового узнали друг о друге;
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то в группе похож на них;
- что чувствовали, когда узнавали, что кто-то на них не похож;
- хорошо или плохо, что в группе есть столько разных людей. Почему?
ВСЕ МЫ ПОХОЖИ
Ход игры: проводится так же, как игра «Все мы разные», но дети называют общее между собой и другом. Например: «Мне сегодня было весело, и Катя сегодня смеялась; у меня короткая стрижка и у Севы тоже; у меня есть брат и у Алисы тоже»...
ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ
Ход игры: дети становятся в две шеренги так, чтобы один ребёнок стоял напротив другого. Взрослый: «Ты на друга посмотри, в чём различия назови». Дети по очереди должны назвать одно отличие себя от ребёнка, стоящего, напротив, в другой шеренге. Например: «У меня синее платье, а у Саши серая футболка; у меня косички, а у Ксюши стрижка; у меня красный бант, а у Серёжи нет банта». Сначала говорят дети, стоящие в одной шеренге, потом - в другой.
НАДО ДОГОВОРИТЬСЯ
Цели: развлечь группу; сконцентрировать внимание участников; осознать ценность сотрудничества; показать, что для достижения сотрудничества необходимо прикладывать усилия; сплотить группу.
Ход игры: детям предлагается сыграть в очень простую игру. Необходимо сосчитать до десяти, но сделать это должна вся группа. Первый участник говорит «один», второй - «два», и т. д. Есть только одна проблема - если участники произнесут число одновременно - группа начинает сначала. В течение всей игры запрещены любые разговоры.
Обсуждение:
- как началась игра?
- чего хотелось каждому сначала?
- почему сначала ничего не получалось?
- как удалось досчитать до десяти?
- чему нас учит эта игра?
ФИСТАШКИ
Цель: поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего.
Ход игры: раздать детям по две фисташки в скорлупе и попросить пока их не есть и не снимать скорлупу. Важно, чтобы упражнение проходило в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Попросить детей ответить на следующие вопросы (обсуждение групповое):
- Какие фисташки на ощупь? А какие люди на ощупь?
- Как бы вы описали скорлупу? А как бы вы описали человеческое тело?
- У фисташек одинаковый размер и форма? А у людей одинаковый размер и форма?
- Фисташки одного цвета? А люди одного цвета?
- Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты? А люди могут ломаться и трескаться?
- Потрясите фисташки. Вы слышите звук? А какие звуки издают люди?
- Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия? А люди отличаются внутри и снаружи?
- Съешьте фисташки. Какие они на вкус? Можно ли сказать, что у человека есть вкус?
- Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие? А можно ли поступать так с людьми?
Я ТОЖЕ
Цели: научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; осознать уникальность других; создать атмосферу открытости и доверия.
Ход игры: попросите детей подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Ребёнок говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «Я тоже» или «У меня тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «Я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы (можно давать детям фишки). Хорошо, если взрослый также участвует в упражнении, и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на другие различия.
Обсуждение:
- хорошо ли быть особенным?
- каждый ли человек особенный. Почему?
- что делает нас особенными?
БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ
Возраст - любой. Для более старших детей использовать более сложные критерии (вместо «высокий» - «веселый», и т. д.)
Цели: - развить навыки невербальной коммуникации; помочь детям осознать, что любое описание человека является относительным; создать веселую атмосферу;
Ход игр: во время выполнения заданий запрещается разговаривать
- Проведите воображаемую черту посреди комнаты или воспользуйтесь каким-либо предметом, например, верёвкой. Встаньте на этой черте. Теперь скажите: «Пусть все высокие встанут справа, а низкие - слева».
- Игнорируйте сомнения тех детей, которые не знают, куда им встать.
- Повторите ту же процедуру, разделив, например, тех, кто рисует хорошо и тех, кто рисует плохо.
- Придумайте еще несколько критериев. После этого попросите детей выстроиться по росту без слов. Обсуждение должно концентрироваться на мысли, что обычно бывает невозможно разделить людей на две группы по какому-то признаку. Нет «высоких» и «низких». Все зависит от ситуации или от того человека, который делает выводы. Наклеивание «ярлыков» часто мешает дружбе.
НАЗОВИ СЕБЯ
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход игры: ребёнку предлагаю представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
КОМПЛИМЕНТЫ
Цель: повышение внутригруппового доверия и сплочённости членов группы.
Ход игры: взрослый предлагает участникам придумывать комплименты друг для друга. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплемент. Например: «Дима, ты очень справедливый человек» или «Катя, у тебя замечательная причёска». Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплемент и так далее. Важно проследить, чтобы комплемент был сказан каждому участнику.
ПОЧЕМУ МНЕ НРАВИТСЯ МОЙ ХАРАКТЕР
Цели: формировать представление о своём характере, его чертах; принимать и любить себя, быть толерантным к себе; поддерживать положительную самооценку; воспитывать чувство уверенности в себе.
Ход игры: дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют одну из черт своего характера. Взрослый помогает детям, поддерживает, называя, если ребёнок затрудняется, положительные черты его характера.
А Я СЧИТАЮ...
Цели: осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других;
Ход игры: проведите посреди помещения воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой - минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения. Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения. Те, кто согласен встанет на сторону «плюса», а те, кто не согласен - на сторону «минуса». -Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться.
Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений.
Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы):
- Лучше играть в футбол, чем в кататься на коньках.
- Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор.
- Весна лучше осени.
- Самый классный мультик - «Маша и медведь».
- Самое прекрасное домашнее животное - кошка.
Обсуждение: Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще? Можно ли сказать, что у людей могут быть различные мнения? Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Им это нравилось? Не хотелось ли им поменять мнение? Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны? Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
УГАДАЙ, КОГО МЫ ЗАГАДАЛИ
Цели: формировать представление детей о внешних и внутренних особенностях друг друга; способствовать становлению у детей толерантности по отношению к другому, независимо от внешних качеств; учить уважительно и деликатно вести себя со сверстниками.
Ход игры: один ребёнок, водящий, выходит из комнаты, а дети загадывают кого-нибудь из присутствующих, описывая его внешность, характер, привычки. Водящий, возвращаясь, угадывает, кого дети загадали.
ВОЛШЕБНЫЙ СТУЛ
Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход игры: Один ребенок садится в центр на “волшебный” стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
ВЕЖЛИВОСТЬ
Дети становятся в круг. Взрослый начинает показывать движения. Участники повторяют за ведущим, но только тогда, когда он говорит: «Пожалуйста!»
КОГО Я БОЮСЬ?
Цели: выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; придать детям уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными; вербальная разрядка страха.
Ход игры: напомнить детям, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, сделать нам замечание, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве. Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они нарисуют свой страх на кусочке бумаги (помочь детям, которые не умеют писать). Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.
- Покажите группе «шляпу страхов».
- Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы
- Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе, испытывает ли он тоже этот страх?
- Почему у человека может появиться такой страх?
- Надо ли этого бояться?
- Если нет, то почему?
- Что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?
Обсуждение.
- Почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем?
- Может быть, кто-нибудь боится нас?
- Всегда ли эти страхи оправданы?
- Могут ли различия быть пугающими?
- Как научиться не боятся различий? Дома спросить у родителей (законных представителей), чего или кого они боялись в детстве и почему они уже не боятся.
ПОЗОВИ ЛАСКОВО
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Ход игры: ребенку предлагаю бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
СВЕЧА
Цель: развивать умение управлять своим эмоциональным состоянием, расслабляться, рассказывать о своих чувствах и переживаниях.
Ход игры: дети в удобных позах рассаживаются вокруг свечи, в течение 5-8 секунд пристально смотрят на пламя, затем закрывают глаза на 2-3 секунды (свеча гаснет). Открыв глаза, рассказывают, какие образы увидели в пламени свечи, что чувствовали при этом.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ
Цель: формирование культуры толерантности, понимание того, что каждый человек – это личность.
Ход игры: дети делятся на две команды. У каждой команды карточка с четырьмя картинками. Дети должны посмотреть на карточки и сказать, кто здесь лишний и почему?
Например:
1. Три ребенка разных национальностей одеты в спортивную форму, а один в зимней шубке.
2. Три ребенка разных национальностей с длинными волосами, а один с короткой стрижкой.
3. Три ребенка разных национальностей спят, а один бодрствует.
4. Три ребенка разных национальностей едят мороженое, а один пьет сок.
Дети объясняют, по какому признаку выбрали лишнего. Взрослый помогает детям сделать вывод, что при выполнении этого задания они обращали внимание не на цвет кожи, а на занятия, интересы, вкусы детей. Значит, дети могут быть в чем-то похожи и чем-то отличатся, национальность здесь ни при чем. Молодцы, ребята!
ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЕ
Цель: учить умению перевоплощаться в предметы, животных, изображая их с помощью пластики, мимики, жестов.
Ход игры: дети (по очереди) загадывают определенный «образ», изображают его, не называя. Остальные отгадывают, давая словесный портрет.
ПОДАРОК ДРУГУ
Цель: Развивать умение невербально «описывать» предметы.
Ход игры: Один ребенок становится «именинником; остальные, «дарят» ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к «имениннику».
МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА
Цель: развивать умение слушать друг друга; описывать любимую игрушку, отмечая ее настроение, поведение, образ жизни.
Ход игры: дети выбирают, какую игрушку будут описывать, не называя ее, и рассказывают о ней. Остальные отгадывают.
СКУЛЬПТОР
Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.
Ход игры: один ребенок - скульптор, трое - пятеро детей - глина. Скульптор «лепит» композицию из «глины», расставляя фигуры по заданному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название «композиции».
ВОЛШЕБНЫЙ ЦВЕТОК
Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.
Ход игры: детям предлагаю представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто каким цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.
ПЕРЕДАЧА ЧУВСТВ
Цель: учить передавать эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры: ребенку даю задание передать «по цепочке» определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ БУКЕТ
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все «букетики» объединяются в один «букет» и устраивают хоровод цветов.
СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Ход игры: Детям предлагаю с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем говорю, что я тоже поймала «зайчика», предлагаю передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается ко мне, то обращаю внимание на то, что за это время «зайчик», обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускаем, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
ПИРАМИДА ЛЮБВИ
Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Ход игры: дети сидят в кругу. Говорю детям: «Каждый из нас что- то или кого - то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим «пирамидку любви» из наших с вами рук. Я назову что- то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами».
ВОЛШЕБНИКИ
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение друг к другу, умение проявлять внимание и заботу.
Ход игры: детям предлагают вообразить, что они волшебники и могут исполнять свои желания и желания других. Например, Артему мы прибавим смелости, Васе - ловкости и т. п.
ИЗВИНИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА
Взрослый читает отрывок, а дети хором (по рядам) вставляют в его рассказ вежливые слова. Например: «Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с ребенком. Вова встал и сказал: (дети: «Садитесь, пожалуйста!»). Женщина обрадовалась и сказала Вове: («Спасибо!»). Вдруг трамвай неожиданно остановился - Вова нечаянно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: («Извините, пожалуйста!»)
МОЕ СЛОВО - ЗАКОН
Дети становятся в круг. Взрослый говорит: «Вы будите повторять за мной движения, кроме этого (показывает). Мое слово – закон». Затем показывает различные движения, а участники повторяют за ним все движения кроме запрещенного. Кто ошибается - выбывает.
ВЕЖЛИВО, НЕВЕЖЛИВО
Дети сидят по кругу. В середине круга - ведущий. Ведущий называет ситуацию и резко указывает на одного из участников, который должен быстро сказать вежливо это или нет. Кто ошибся или затянул с ответом, становится ведущим.
ПОЧТА
Дети получают бумагу и конверты и рисуют пожелания кому-то из группы. Письма складывают в ящик. «Работник почты» (педагог) сортирует письма, если кому-то из участников нет письма, адресует ему заранее заготовленное. «Почтальон» разносит письма адресатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Формирование толерантного отношения к сверстникам и развитие коммуникативных способностей
проект...
«Влияние семьи на формирование толерантного отношения к сверстникам у детей дошкольного возраста».
Если рассматривать толерантность в свете взаимоотношения детей и родителей в семье, то это выглядит как определенная установка на восприятие, понимание взрослых и детей друг другом и действия в отноше...
Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
Цель: содействие созданию в дошкольном учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Задачи:Формировать основы толерантного поведения у дошкольниковПродолжать раз...
Картотека подвижных игр по формированию толерантного отношения к сверстникам. 2023г.
Цель: создание условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья
Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...
Картотека игр по формированию толерантного отношения к сверстникам
Группа детского сада - это первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения - дружеские и конфликтные, здесь...